Автор: Браун Наталья Владимировна
Должность: преподаватель иностранных языков
Учебное заведение: Факультет среднего профессионального образования ФГБОУ ВО Новосибирский ГАУ
Населённый пункт: г.Куйбышев, Новосибирская область
Наименование материала: статья
Тема: Нравственное воспитание на уроках иностранного языка
Раздел: среднее профессиональное
Факультет среднего профессионального образования
ФГБОУ ВО Новосибирский ГАУ
Тема:
«Нравственное воспитание».
Выполнила: преподаватель иностранных языков Браун
Наталья Владимировна
г. Куйбышев
Содержание
стр.
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
Глава I. Формирование нравственности учащихся . . . . . . . . . . . . . . . 4 - 10
Глава II. Воспитание нравственных ценностей личности на
внеклассных мероприятиях в школе . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 11
Вывод . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 13
Список литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 14
Приложение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 15
2
Введение.
В процессе воспитания личности исключительно важное значение
имеет формирование ее нравственности. Дело в том, что люди, будучи
членами социальной системы и находясь во множестве общественных и
личных связей между собой, должны быть определенным образом
организованы и в той или иной мере согласовывать свою деятельность с
другими
членами
сообщества,
подчиняться
определенным
нормам,
правилам и требованиям. Вот почему в каждом обществе вырабатывается
множество разнообразных средств, функцией которых является регуляция
поведения человека во всех сферах его жизни и деятельности — в труде и
в быту, в семье и в отношениях с другими людьми, в политике и науке, в
гражданских проявлениях, играх и т.д. Такую регулирующую функцию, в
частности, выполняют правовые нормы и различные постановления
государственных органов, производственно-административные правила на
предприятиях и в учреждениях, уставы и инструкции, указания и приказы
служебных лиц и, наконец, нравственность.
Таким
образом,
данная
проблема
посвящена
понятию
нравственность. В работе определяются следующие цели:
1) раскрыть понятие «нравственность», «нравственные ценности»;
2) показать
на
примере
практического
занятия,
как
можно
формировать нравственные ценности у учащихся.
Цели работы определяют ее задачи:
а) раскрыть понятие «нравственность», «мораль»;
б)
определить
место
нравственного
воспитания
в
развитии
личности;
в) раскрыть содержание нравстве6нного воспитания;
г) рассмотреть моральное воспитание, как процесс формирования
нравственных качеств у учащихся;
д) привести пример внеклассного мероприятия по педагогике в
рамках данной темы.
3
Глава I. Формирование нравственности учащихся.
1. 1. Формирование нравственности учащихся – важнейшая
задача школы.
Есть существенные отличия в том, как влияют на поведение людей
различные
правовые
нормы,
законы,
административные
правила
и
указания служебных лиц, с одной стороны, и нравственность — с другой.
Правовые и административные нормы и правила имеют обязательный
характер,
и
за
их
нарушение
личность
несет
юридическую
или
административную ответственность. Нарушил, например, человек тот или
иной закон, опоздал на работу или не выполнил соответствующих
служебных
инструкций
—
неси
правовою
или
административную
ответственность. В обществе созданы даже специальные органы (суд,
прокуратура, милиция, различные инспекции, комиссии и т.д.), которые
наблюдают
за
выполнением
законов,
разных
постановлений
и
обязательных указаний и применяют соответствующие санкции (от лат.
sanctio — строжайшее постановление) к тем, кто их нарушает.
Иное дело нравственность, или мораль. Нормы и правила, которые
относятся к ее сфере, такого обязательного характера не имеют, и
практически их соблюдение зависит от самой личности. Когда же тот или
иной человек их нарушает, общество, знакомые и незнакомые люди имеют
только одно средство воздействия на него — силу общественного мнения:
упреки, моральное порицание и, наконец, общественное осуждение, если
аморальные действия и поступки приобретают уже более серьезный
характер. Возьмем тот же пример с опозданием. Если человек опоздал на
работу, на него может быть наложено административное взыскание
(предупреждение, выговор и т.д.). Но если тот же человек опоздал на
встречу со своим знакомым и последний был вынужден долго ждать его,
никаких санкций не бывает, а знакомый может его только упрекнуть или
сделать товарищеское замечание. Как видим, соблюдение моральных норм
и правил
базируется не
на
принуждении,
а главным
образом
на
сознательности самой личности, на понимании ею этих норм и правил и
необходимости их соблюдения. В этике (лат. ethica – обычай, характер) —
философской науке о морали — существуют две основные нравственные
категории — добро
и зло. Соблюдение моральных требований, их
поддержка личностью обычно ассоциируется с добром. Нарушение же
моральных норм и правил, отступление от них характеризуется как
нравственное зло.
Понимание этого и побуждает личность вести себя в соответствии с
моральными требованиями общества, совершенствовать свое поведение,
что
одновременно
означает
и
ее
моральное
развитие.
Правда,
немаловажную роль здесь играет сам характер нравственности и ее
содержание. Нравственность фашистского тоталитарного государства,
например,
развращала
людей,
возбуждала
в
них
человеконенавист-
ничество и вела к деградации личности. Только мораль гуманного и
4
демократического общества, которая сама носит прогрессивный характер,
содействует
действительному
прогрессивному
развитию
и
совершенствованию личности. Именно в этом на правлении и происходит
моральное
развитие
мирового
сообщества,
если
иметь
в
виду
преобладающие линии в его нравственной эволюции.
Но моральные усовершенствования поддерживаются не только
силой общественного мнения. Большую роль в этом играют нравствен-
ные обычаи, привычки и традиции, которые культивируются в обществе.
Люди давно заметили, что нравственность личности может основываться
только на ее моральной сознательности, что она становится более
прочной, когда соблюдение нравственных норм и правил приобретает
характер привычных способов поведения и деятельности. Это, как будет
показано ниже, имеет большое значение, воспитания. Здесь же подчеркнем
следующее положение. Поскольку соблюдение нравственных требований
общества в конечном итоге зависит от самой личности, поскольку она
выступает в качестве хранительницы и субъекта морального прогресса,
вполне понятно, какое огромное значение приобретает нравственное
воспитание,
повышение
его
содержательности
и
педагогической
действенности. Многие общественные деятели, писатели и педагоги с
давних времен считали, что нравственное воспитание не только оказывает
решающее влияние на формирование положительных качеств личности, но
и является
главной задачей школы и должно быть в центре ее
воспитательной деятельности.
1.
2. Идеи известных деятелей педагогики о роли нравственного
воспитания в развитии личности.
Вопросы о решающей роли нравственного воспитания в развитии и
формировании личности осознавались и ставились в педагогике с давних
времен. Подчеркнем, что они связывались главным образом с тем, что
только нравственное воспитание обеспечивает формирование у личности
добродетельного характера и доброжелательных отношений к людям. Вот
что писал об этом Я.А. Коменский. В своем тракте «Наставление нравов»
он приводил изречение древнеримского философа Сенеки: «Научись
сперва добрым нравам, а затем мудрости, ибо без первой трудно научиться
последней». Там же он цитировал народное изречение: «Кто успевает в
науках, но отстает в добрых нравах, тот больше отстает, чем успевает».
Такую же большую роль нравственному воспитанию отводил вы-
дающийся швейцарский педагог-демократ Г.Песталоцци. Нравственное
воспитание
он
считал
главной
задачей
детского
воспитательного
учреждения. По его мнению, только оно формирует добродетельный
характер и сочувственное отношение к людям.
Разрабатывая вопросы педагогики, нравственное воспитание выд-
вигал на первый план немецкий педагог И. Гербарт. Другое дело, что в
5
соответствии с идеалами общества, в котором он жил, он вкладывал в
понятие нравственного воспитания насаждение в детях покорности,
дисциплины и безропотного подчинения авторитету власти. Он писал:
«Единую задачу воспитания можно целиком выразить в одном только
слове: нравственность».
Очень высоко оценивал нравственное воспитание Л.Н. Толстой:
«Из всех наук, которые должен знать человек, главнейшая есть наука о
том, как жить, делая как можно меньше зла и как можно больше добра».
Однако из педагогов-классиков прошлого наиболее полно и ярко
характеризовал роль нравственного воспитания в развитии личности
К.Д. Ушинский. В статье «О нравственном элементе в воспитании» он
писал: «Конечно, образование ума и обогащение его познаниями много
принесет пользы, но увы, я никак не полагаю, чтобы ботанические или
зоологические
познания…
могли
сделать
гоголевского
городни чего
честным чиновником, и совершенно убежден, что будь Павел Иванович
Чичиков посвящен во все тайны органической химии или политической
экономии, он останется тем же, весьма вредным для общества пронырой…
Убежденные в том, что нравственность не есть необходимое последствие
учености и умственного развития, мы еще убеждены и в том, что…
влияние нравственное составляет главную задачу воспитания, гораздо
более
важную,
чем
развитие
ума
вообще,
наполнение
головы
познаниями…»
Но если педагоги-классики признавали огромную роль нравст-
венности в развитии и формировании личности, тем большее значение
имеет эта проблема в системе современного воспитания. Мы создаем
правовое общество с высокой культурой отношений между людьми,
которые будут определяться социальной справедливостью, совестью и
дисциплинированностью. Понятно, что такое общество обусловливает
необходимость нравственной воспитанности каждого его члена.
1.3.
Содержание нравственного воспитания. Сущность
нравственности личности.
Осмысливая сущность нравственности личности, следует иметь
в виду, что в качестве синонима этого понятия зачастую употребляется
термин мораль. Между тем эти понятия необходимо различать. Под
моралью в этике обычно понимают систему выработанных в обществе
норм, правил и требовании, которые предъявляются к личности в
различных сферах жизни и деятельности. Нравственность же человека
трактуется
как
совокупность
его
морального
сознания,
навыков
и
привычек, связанных с соблюдением этих норм, правил и требований.
Указанные трактовки весьма важны для педагогики.
Формирование
нравственности, или нравственной воспитанности, есть не что иное, как
перевод моральных норм, правил и требований в знания, навыки и
6
привычки поведения личности и их неуклонное соблюдение.
Но что означают моральные (нравственные) нормы, правила и
требования к поведению личности?
Они есть не что иное, как
выражение
определенных
отношений,
предписываемых
моралью
общества к поведению и деятельности личности в различных сферах
общественной и личной жизни, а также в общении и контактах с
другими людьми. Например, согласно морали, каждый человек должен
добросовестно
относиться
к
труду,
уважать
людей
труда,
беречь
общенародное
достояние
и
природу,
быть
преданным
родине,
поддерживать
достоинство
и
честь
других
людей,
проявлять
коллективизм, правдивость, скромность и т.д. Как видим, все эти нормы и
правила определяют те нравственные отношения, которые человек должен
проявлять к труду, родине, другим людям и т.д.
Мораль общества охватывает большое многообразие этих отно-
шений. Если их сгруппировать, то можно четко представить содержание
воспитательной работы по формированию нравственности учащихся. В
целом эта работа должна включать в себя формирование следующих
моральных отношений:
а) отношение к политике нашего государства: понимание хода и
перспектив мирового развития; правильная оценка событий внутри страны
и на международной арене; понимание моральных и духовных ценностей;
стремление к справедливости, демократии и свободе народов;
б) отношение к родине, другим странам и народам: любовь и пре-
данность родине; нетерпимость к национальной и расовой неприязни;
доброжелательность ко всем странам и народам; культура межнацио-
нальных отношений;
в) отношение к труду: добросовестный труд на общее и личное
благо; соблюдение дисциплины труда;
г) отношение к общественному достоянию и материальным цен-
ностям: забота о сохранении и умножении общественного достояния,
бережливость, охрана природы;
д) отношение к людям: коллективизм, демократизм, взаимопомощь,
гуманность, взаимное уважение, забота о семье и воспитании детей,
отзывчивость, уважительное отношение к друзьям;
е) отношение к себе: высокое сознание гражданского долга; чест-
ность и правдивость; простота и скромность в общественной и личной
жизни;
нетерпимость
к
нарушениям
общественного
порядка
и
дисциплины; принципиальность, личное достоинство и т.д.
Как видно, каждое из перечисленных отношений включает в себя
целый ряд норм, правил и требований, которых должна придерживаться
личность и которые составляют основу ее жизни и поведения. Именно эти
правила и требования не только детализируют содержание нравственного
воспитания,
но
и
указывают
на
его
исключительно
большую
многогранность.
Но для нравственного воспитания необходимо хорошо ориенти-
7
роваться не только в его содержании. Не менее важно детально ос-
мыслить,
какого человека можно считать нравственным и в чем,
собственно говоря, проявляется настоящая сущность нравственности
вообще. При ответе на эти вопросы, на первый взгляд, напрашивается
вывод: нравственным является тот человек, который в своем поведении и
жизни придерживается моральных норм и правил и выполняет их. Но
можно выполнять их под влиянием внешнего принуждения или стремясь
показать свою «нравственность» в интересах личной карьеры или желая
добиться других преимуществ в обществе. Подобная внешняя «нравст-
венная благовидность» есть не что иное, как лицемерие. При малейшем
изменении обстоятельств и жизненных условий такой человек, как
хамелеон, быстро меняет свою нравственную окраску и начинает отрицать
и ругать то, что раньше хвалил и чему поклонялся.
В условиях обновляющихся в стране социальных отношений, де-
мократизации и свободы общества исключительно важно, чтобы сама
личность
стремилась
быть
нравственной,
чтобы
она
выполняла
нравственные нормы и правила не благодаря внешним общественным
стимулам или принуждению, а в силу внутреннего влечения к добру,
справедливости, благородству и глубокого понимания их необходимости.
Именно это имел в виду Н.В. Гоголь, когда утверждал: «Развязать
каждому руки, а не связывать их; нужно напирать на то, чтобы каждый
сам себя держал в руках, а не на то, чтобы его держали другие; чтобы он
был строже к себе в несколько раз самого закона».
Нравственным нужно считать такого человека, для которого
нормы, и требования морали выступают как его собственные взгляды и
убеждения, как глубоко осмысленные и привычные формы поведения.
Говоря точнее, в своем истинном значении нравственность не имеет
ничего
общего
с
послушно-механическим,
вынуждаемым
только
внешними обстоятельствами и требованиями выполнением установленных
в обществе моральных норм и правил. Она есть не что иное, как
внутренний
категорический
императив
(от
лат.
imperativus
—
повелительный, настойчивый) личности, в качестве побудительных сил
которого выступают ее здоровые общественные потребности и связанные
с ними знания, взгляды, убеждения и идеалы. В этом смысле А.С.
Макаренко большое значение придавал «поступку наедине с собой», или
тому, как ведет себя воспитанник в отсутствие других людей, когда не
испытывает контроля. О его нравственной воспитанности можно судить
только тогда, когда он правильно ведет себя в силу внутреннего
побуждения (потребности), когда в качестве контроля выступают его
собственные взгляды и убеждения. Выработка таких взглядов и убеждений
и соответствующих им привычек поведения и составляет глубинную
сущность нравственного воспитания.
В этом смысле нравственность личности органически связана с ее
моральными чувствами, с ее совестью, с постоянной оценкой своего
поведения и стремлением к искреннему раскаянию в тех случаях, когда
8
допущены
нарушения
моральных
принципов.
Совесть
и
раскаяние
личности в своих аморальных поступках — сильнейшие стимулы ее
нравственного
развития
и
самосовершенствовании.
К
сожалению,
формированию этих личностных чувств не всегда придается должное
значение. «Раскаяние, — пишет Чингиз Айтматов, — одно из великих
достижений в истории человеческого духа — в наши дни дискреди-
тировано. Оно, можно сказать, полностью ушло из нравственного мира
современного человека. Но как же может человек быть человеком без
раскаяния, без того потрясения и прозрения, которые достигаются через
осознание вины — в действиях ли, через порывы самобичевания или
самоосуждения?» Все это показывает, что нравственное развитие личности
невозможно без формирования ее моральной сознательности, моральной
совести и глубокого внутреннего стремления к моральному благородству.
Какой же должна быть воспитательная работа в этом направлении?
Каковы ее внешние и внутренние психологические механизмы?
1.
4. Моральное воспитание как процесс организации разнообраз-
ной деятельности учащихся и формирования у них нравствен-
ных качеств.
Рассматривая содержание нравственного воспитания, отметим, что
оно должно быть направлено на формирование у личности нравственных
отношений к идеологии и политике страны, родине, труду, обществен-
ному достоянию, охране природы, к людям и самой себе. Но моральные
отношения не возникают и не существуют сами по себе. Они органически
связаны с деятельностью человека и обусловливаются ею. Это очень
важное положение. Из него следует,
что нравственное воспитание
представляет собой сознательно осуществляемый процесс формирова-
ния у учащихся положительных моральных отношений в системе
организуемой в школе разнообразной учебной и внеклассной деятель-
ности и выработки на этой основе соответствующих личностно-
этических качеств.
Исходя из содержания нравственных отношений, необходимо
включать учащихся в следующие виды деятельности:
общественную,
патриотическую, учебную, трудовую, в деятельность по сбережению
материальных ценностей и охране природы, общение с другими людьми и
др. В процессе активного участия в разнообразной деятельности (при
педагогически правильной ее организации) у учащихся развивается
понимание (осознание) того, как ее необходимо осуществлять, фор-
мируются чувства совести и ответственности, вырабатываются навыки
поведения и укрепляется воля, что в своей совокупности и характеризует
те или иные нравственные отношения (патриотизм, трудолюбие и т.д.). Без
хорошо
организованной
практической
деятельности
и
ее
умелого
педагогического
стимулирования
нельзя
эффективно
формировать
9
нравственные отношения.
Не менее существенным является и другое положение. Если те или
иные
отношения
закрепляются
в
сознании
и
поведении
личности,
становятся привычными и определяют устойчивость ее поведения в любых
изменяющихся условиях, они превращаются в личностные качества. Вот
почему процесс нравственного воспитания должен быть направлен на то,
чтобы вырабатывать, развивать и совершенствовать нравственные
качества школьников. В частности, речь должна идти о формировании
таких качеств, как устойчивость научного мировоззрения, патриотизм и
культура межнациональных отношений, трудолюбие, бережное отношение
к
материальным
ценностям
общества
и
личному
имуществу,
коллективизм, сознательная дисциплина и культура поведения.
10
Глава II. Воспитание нравственных ценностей личности
на внеклассных мероприятиях в школе.
Беседу на тему нравственности, нравственных ценностей, морали
рекомендуется провести во время классного часа. Данный вид работы
имеет некоторые преимущества перед другими:
1)
Общение
с
учащимися
в
рамках
классного
часа
дает
возможность
общаться
одновременно
со
всеми
присутствующими.
2)
Результативность классного часа состоит и в том, что он может
влиять, как на мнение большинства учащихся, так и на мнение
одного или группы ребят.
3)
Классный руководитель при помощи классного часа может
создать определенные условия, с помощью которых он может
спрогнозировать результативность воспитательной работы.
4)
Час, на котором решаются разные проблемы, позволяет видеть
учеников в естественной, не наигранной атмосфере общения и
решать серьезные нравственные задачи.
Формы классного часа могут быть самыми разнообразными. Выбор
формы классного часа зависит от уровня развития коллектива, от
особенностей класса, от возрастных особенностей детей.
Выделяются следующие формы нравственного классного часа:
беседа (нравственная);
диспуты;
дискуссии;
игры-путешествия;
КВНы.
Нравственный час общения требует хорошей подготовки взрослого
к такому разговору. Ведь классный час, посвященный нравственным
проблемам, должен готовить учащихся к взрослой жизни, а выработанные
нравственные суждения станут опорой и основой взрослого нравственного
поведения.
Главным назначением нравственного классного часа является:
а)
нравственное
просвещение
учащихся
с
целью
выработки
собственных нравственных суждений, взглядов, оценок;
б) изучение, осмысление и анализ нравственного опыта поколений;
в) критическое осмысление и анализ собственных нравственных
поступков и поступков сверстников, одноклассников;
г) развитие таких личностных качеств, как умение признавать свои
ошибки, анализировать их и делать выводы, умение прощать,
доказывать свою правоту и признавать правоту других людей.
Подготовка
нравственного
классного
часа
может
и
должна
сопровождаться серьезной предварительной работой:
1.
определение темы;
2.
подбор материала.
11
Темой
нравственного
классного
часа
может
стать
беседа-
размышление о таких нравственных понятиях, как зло, добро, честность,
достоинство, обязанность, любовь, дружба, долг и т.д.
Материалом для подготовки нравственного классного часа может
служить периодическая печать, события и факты реальной жизни страны и
мира,
школы,
класса,
художественные
фильмы,
художественная
литература.
Далее предлагается пример проведенного нами нравственного
классного часа-беседы по теме «Учитесь ценить друзей».
12
Вывод.
Но
чтобы
вырабатывать
нравственные
качества,
необходимо
формировать у учащихся соответствующую потребностно-мотивационную
сферу,
включать
их
в
морально-познавательную
деятельность
по
овладению нормами и правилами нравственности, развивать их взгляды и
убеждения, вырабатывать навыки и привычки поведения и укреплять
волевые свойства, что можно успешно осуществлять при проведении
классных часов, бесед, диспутов и т.д.
13
Список литературы.
1.
Дубровина М.В. формирование личности в переходный период
возраста. М. – Педагогика, 1997 г.
2.
Немов Р.С. Психология. Часть 2. М. – 2003 г.
3.
Подласый И.П. Педагогика: Учебник для студентов высших пед.
учеб. заведений. М. – 2001 г .
14
15
Нравственный классный час-беседа
Тема: Учитесь ценить друзей.
Цель:
развитие интереса у учащихся к внутреннему миру друг
друга, понимания ценности друга.
Подготовительная работа:
1)
Подготовить
инсценировку
из
повести
Антуан-де-Сент-
Экзюпери «Маленький принц» (встреча Маленького принца с
Лисом).
2)
Провести с учащимися анкету «Незаконченные предложения»
по теме «Дружба – это…», «Друзья – это…»
3)
Приготовить рассказ о роли дружбы в жизни великих людей.
4)
Приготовить плакаты, схемы: линия жизни моего друга с
2005 по 2006 год.
5)
Приготовить плакаты с высказываниями о дружбе.
Оформление, оборудование:
кабинет оформлен плакатами с высказываниями о дружбе,
друзьях;
магнитофон;
аудиокассеты;
гербы друзей.
16
Ход мероприятия.
1). Маленький театр. (Инсценировка отрывка из повести Антуан-де-
Сент-Экзюпери «Маленький принц»).
Это способствует в классе
созданию особой атмосферы, заставляет учащихся задуматься о
разных сторонах настоящей дружбы.
2). Выступление классного руководителя, который в виде философского
размышления (на основе незаконченных предложений) ведет речь о
роли дружбы в жизни человека.
3). Герб моего друга. Учащиеся рассказывают о своем друге, используя
в качестве опоры своеобразный герб. (При оформлении герба можно
использовать слова, схемы, рисунки-символы).Учащиеся рассказывают
об особенностях своих друзей (что он любит, что нет, девиз его
жизни, характерные черты). Работа проводится либо по клише, либо
свободно.
4).
Дружба
в
жизни
великих
людей.
Выступление
учеников,
подготовивших сообщения о дружбе великих людей, о том, как эта
дружба помогала развитию и становлению каждого из друзей.
(Например, А.С. Пушкин – И.В. Гете; К. Маркс – Ф. Энгельс)
5). Линия жизни.
Выступают учащиеся, подготовившие сообщения:
«Линия жизни моего друга на период с 2005 года по 2006 год».
Вывесив на доске плакат со схемой, ребята высказывают свои
предположения о том, что произойдет с их друзьями через некоторое
время, и выдвигают свои обоснования возможности этих достижений.
Присутствующие гости задают вопросы.
6). «Подберу музыку к тебе». Учащиеся мысленно представляют одного
из своих друзей, выбирают кассету с музыкой, отражающей его
сущность. Остальным участникам предлагается отгадать, о ком из
учащихся идет речь.
7).
Рефлексия. Итог беседы.
Каждому из учащихся предлагается
выразить свои чувства и мысли по поводу состоявшегося разговора,
употребив только одно предложение.
17