Автор: Нездолий Татьяна Михайловна
Должность: учитель физики
Учебное заведение: МБОУ ЗАТО г.Североморск ООШ № 6
Населённый пункт: Североморск
Наименование материала: ФОС по физике для 7 класса
Тема: Физика в основной школе
Раздел: полное образование
Муниципальное бюджетное общеобразовательное
учреждение ЗАТО г. Североморск
основная общеобразовательная школа № 6
Рассмотрено
ШМО учителей ЕМЦ
МБОУ ЗАТО г.Североморск
ООШ № 6
Руководитель ШМО
_________/Т.М.Нездолий
Протокол № 1
от « 30 » августа 2020г.
Согласовано
Заместитель директора
по УВР МБОУ ЗАТО
г.Североморск ООШ № 6
_________ /А.Г. Бондарева
« 30 » августа 2020г.
Утверждаю
Директор МБОУ ЗАТО
г.Североморск ООШ № 6
___________ /В.Д. Проценко
« 31 » августа 2020г.
Приказ № 169
от « 31 » августа 2020г.
ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
(для промежуточной аттестации)
по учебному предмету
физика
(наименование учебного предмета в соответствии с учебным планом)
7 класс
Автор: Нездолий Т.М., учитель физики,
первая квалификационная категория
СЕВЕРОМОРСК
2020 год
Кодификатор
элементов содержания и требований к уровню
подготовки учащихся 7-9 классов по ФИЗИКЕ
Раздел 1. Перечень элементов содержания
Код
раздела
Код
контроли
руемого
элемента
Элементы содержания
(в соответствии с ООП ООО)
1
Физика и физические методы изучения природы
1.1
Физика – наука о природе. Физические тела и явления.
Наблюдение и описание физических явлений. Физический
эксперимент. Моделирование явлений и объектов природы.
1.2
Физические величины и их измерение. Точность и погрешность
измерений. Международная система единиц.
1.3
Физические законы и закономерности. Физика и техника. Научный
метод познания. Роль физики в формировании естественнонаучной
грамотности.
2
Механические явления
2.1
Механическое движение. Материальная точка как модель
физического тела. Относительность механического движения.
Система отсчета.
2.2
Физические величины, необходимые для описания движения и
взаимосвязь между ними (путь, перемещение, скорость, ускорение,
время движения).
2.3
Равномерное и равноускоренное прямолинейное движение.
2.4
Равномерное движение по окружности.
2.5
Первый закон Ньютона и инерция.
2.6
Масса тела. Плотность вещества.
2.7
Сила. Единицы силы.
2.8
Второй закон Ньютона.
2.9
Третий закон Ньютона.
2.10
Свободное падение тел. Сила тяжести. Закон всемирного
тяготения.
2.11
Сила упругости. Закон Гука.
2.12
Вес тела. Невесомость. Связь между силой тяжести и массой тела.
2.13
Динамометр. Равнодействующая сила.
2.14
Сила трения. Трение скольжения. Трение покоя. Трение в природе
и технике.
2.15
Импульс. Закон сохранения импульса. Реактивное движение.
2.16
Механическая работа. Мощность.
2.17
Энергия. Потенциальная и кинетическая энергия. Превращение
одного вида механической энергии в другой.
2.18
Закон сохранения полной механической энергии.
2.19
Простые механизмы. Условия равновесия твердого тела, имеющего
закрепленную ось движения. Момент силы. Центр тяжести тела.
Рычаг. Равновесие сил на рычаге. Рычаги в технике, быту и
природе. Подвижные и неподвижные блоки. Равенство работ при
использовании простых механизмов («Золотое правило
механики»). Коэффициент полезного действия механизма.
2.20
Давление твердых тел. Единицы измерения давления. Способы
изменения давления. Давление жидкостей и газов Закон Паскаля.
Давление жидкости на дно и стенки сосуда. Сообщающиеся
сосуды. Вес воздуха. Атмосферное давление. Измерение
атмосферного давления. Опыт Торричелли. Барометр-анероид.
Атмосферное давление на различных высотах. Гидравлические
механизмы.
2.21
Давление жидкости и газа на погруженное в них тело. Архимедова
сила. Плавание тел и судов Воздухоплавание.
2.22
Механические колебания. Период, частота, амплитуда колебаний.
Резонанс. Механические волны в однородных средах. Длина
волны. Звук как механическая волна. Громкость и высота тона
звука.
3
Тепловые явления
3.1
Строение вещества. Атомы и молекулы.
3.2
Тепловое движение атомов и молекул. Диффузия в газах,
жидкостях и твердых телах. Броуновское движение.
Взаимодействие (притяжение и отталкивание) молекул.
Агрегатные состояния вещества. Различие в строении твердых тел,
жидкостей и газов.
3.3
Тепловое равновесие. Температура. Связь температуры со
скоростью хаотического движения частиц.
3.4
Внутренняя энергия. Работа и теплопередача как способы
изменения внутренней энергии тела.
3.5
Теплопроводность. Конвекция. Излучение. Примеры
теплопередачи в природе и технике.
3.6
Количество теплоты. Удельная теплоемкость.
3.7
Удельная теплота сгорания топлива. Закон сохранения и
превращения энергии в механических и тепловых процессах.
3.8
Плавление и отвердевание кристаллических тел. Удельная теплота
плавления.
3.9
Испарение и конденсация. Поглощение энергии при испарении
жидкости и выделение ее при конденсации пара. Кипение.
Зависимость температуры кипения от давления. Удельная теплота
парообразования и конденсации.
3.10
Влажность воздуха.
3.11
Работа газа при расширении. Преобразования энергии в тепловых
машинах (паровая турбина, двигатель внутреннего сгорания,
реактивный двигатель). КПД тепловой машины.
4
Электромагнитные явления
4.1
Электризация физических тел. Взаимодействие заряженных тел.
4.2
Два рода электрических зарядов. Делимость электрического заряда.
Элементарный электрический заряд. Закон сохранения
электрического заряда.
4.3
. Проводники, полупроводники и изоляторы электричества.
Электроскоп.
4.4
Электрическое поле как особый вид материи. Действие
электрического поля на электрические заряды.
4.5
Электрический ток. Источники электрического тока.
Электрическая цепь и ее составные части. Направление и действия
электрического тока. Носители электрических зарядов в металлах.
Сила тока. Электрическое напряжение. Зависимость силы тока от
напряжения. Закон Ома для участка цепи.
4.6
Электрическое сопротивление проводников. Единицы
сопротивления. Удельное сопротивление. Реостаты.
4.7
Последовательное соединение проводников. Параллельное
соединение проводников.
4.8
Работа электрического поля по перемещению электрических
зарядов. Мощность электрического тока.
4.9
Нагревание проводников электрическим током. Закон Джоуля -
Ленца. Электрические нагревательные и осветительные приборы.
Короткое замыкание.
4.10
Магнитное поле. Индукция магнитного поля. Магнитное поле тока.
Опыт Эрстеда.
4.11
Магнитное поле постоянных магнитов. Магнитное поле Земли.
4.12
Электромагнит. Магнитное поле катушки с током. Применение
электромагнитов.
4.13
Действие магнитного поля на проводник с током и движущуюся
заряженную частицу. Электродвигатель. Явление
электромагнитной индукция. Опыты Фарадея.
4.14
Электромагнитные колебания. Передача электрической энергии на
расстояние. Электромагнитные волны и их свойства.
4.15
Свет – электромагнитные волна. Скорость света. Источники света.
Закон прямолинейного распространение света.
4.16
Закон отражения света. Плоское зеркало.
4.17
Закон преломления света.
4.18
Линзы. Фокусное расстояние и оптическая сила линзы.
Изображение предмета в зеркале и линзе.
4.19
Глаз как оптическая система. Дисперсия света.
5
Квантовые явления
5.1
Строение атомов. Планетарная модель атома. Квантовый характер
поглощения и испускания света атомами. Линейчатые спектры.
5.2
Опыты Резерфорда.
Состав атомного ядра. Протон, нейтрон и электрон.
5.3
Закон Эйнштейна о пропорциональности массы и энергии.
5.4
Радиоактивность. Период полураспада. Альфа-излучение. Бета-
излучение. Гамма-излучение.
5.5
Ядерные реакции. Источники энергии Солнца и звезд. Ядерная
энергетика. Дозиметрия.
6
Строение и эволюция Вселенной
6.1
Геоцентрическая и гелиоцентрическая системы мира. Физическая
природа небесных тел Солнечной системы.
6.2
Происхождение Солнечной системы. Физическая природа Солнца
и звезд. Строение Вселенной. Эволюция Вселенной. Гипотеза
Большого взрыва.
2. Требования к уровню подготовки 7-9 класса
Код требований
Требования к уровню подготовки
(в соответствии с ФГОС ООО)
1
Владение основным понятийным
аппаратом школьного курса физики
1.1.
Знание и понимание смысла понятий: физическое явление,
физический закон, вещество, взаимодействие,
электрическое поле, магнитное поле, волна, атом, атомное
ядро, ионизирующие излучения.
1.2
Знание и понимание смысла физических величин: путь,
скорость, ускорение, масса, плотность, сила, давление,
импульс,
работа,
мощность,
кинетическая
энергия,
потенциальная энергия, коэффициент полезного
действия, внутренняя энергия, температура, количество
теплоты,
удельная
теплоёмкость,
удельная
теплота
плавления, удельная теплота сгорания топлива, влажность
воздуха, электрический заряд, сила электрического тока,
электрическое напряжение, электрическое сопротивление,
работа и мощность электрического тока, фокусное
расстояние линзы.
1.3
Знание и понимание смысла физических законов: Паскаля,
Архимеда, Ньютона, всемирного тяготения, сохранения
импульса, сохранения механической энергии,
сохранения энергии в тепловых процессах, сохранения
электрического заряда, Ома для участка цепи, Джоуля –
Ленца, прямолинейного распространения света, отражения
света.
1.4
Умение описывать и объяснять физические явления:
равномерное прямолинейное движение, равноускоренное
прямолинейное движение, движение тела по окружности,
колебательное движение, передача давления жидкостями и
газами, плавание тел, механические колебания и волны,
диффузия,
теплопроводность,
конвекция,
излучение,
испарение,
конденсация,
кипение,
плавление,
кристаллизация, электризация тел, взаимодействие
электрических зарядов, взаимодействие магнитов, действие
магнитного поля на проводник с током, тепловое действие
тока, электромагнитная индукция, отражение, преломление
и дисперсия света.
2
Владение основами знаний о
методах научного познания и
экспериментальными умениями
2.1
Умение
формулировать
(различать)
цели
проведения
(гипотезу) и выводы описанного опыта или наблюдения
2.2.
Умение конструировать экспериментальную установку,
выбирать порядок проведения опыта в соответствии с
предложенной гипотезой.
2.3
Умение проводить анализ результатов экспериментальных
исследований, в том числе выраженных в виде таблицы
или графика.
2.4
Умение
использовать
физические
приборы
и
измерительные инструменты для прямых измерений
физических величин (расстояния, промежутка времени,
массы, силы, давления, температуры, силы тока,
электрического
напряжения)
и
косвенных
измерений
физических величин (плотности вещества, силы
Архимеда,
влажности
воздуха,
коэффициента
трения
скольжения, жёсткости пружины, оптической силы
собирающей
линзы,
электрического
сопротивления
резистора, работы и мощности тока).
2.5
Умение представлять
экспериментальные результаты в
виде таблиц или графиков и делать выводы на основании
полученных экспериментальных данных: зависимость силы
упругости,
возникающей
в
пружине,
от
степени
деформации пружины; зависимость периода колебаний
математического маятника от длины нити; зависимость
силы тока, возникающего в проводнике, от напряжения на
концах проводника; зависимость силы трения скольжения
от силы нормального давления.
2.6
Умение выражать результаты измерений и расчетов в
единицах Международной системы
3
Решение задач различного типа и уровня сложности
4
Понимание текстов физического содержания
5
Использование приобретённых знаний и умений в
практической деятельности и повседневной жизни
5.1
Использование
приобретённых
знаний
и
умений
в
практической деятельности и повседневной жизни.
5.2
Умение применять физические знания: для обеспечения
безопасности в процессе использования транспортных
средств,
учёта
теплопроводности
и
теплоёмкости
различных веществ в повседневной жизни; обеспечения
безопасного обращения с электробытовыми приборами;
защиты от опасного воздействия на организм человека
электрического тока, электромагнитного излучения,
радиоактивного излучения.
Паспорт
фонда оценочных средств по учебному предмету
ФИЗИКА
(наименование предмета)
7класс
для промежуточной аттестации:
№
п/п
Класс
Наименование оценочного средства
1.
7 класс
Контрольная работа
Итоговые контрольные работы по физике для 7 класса
7 класс
Вариант 1
Уровень А
1. Что из перечисленного относится к физическим явлениям?
1) атом 2) километр 3) кипение 4)железо
2. Автомобиль за 30 минут проехал 36 км. Какова скорость автомобиля?
1) 18 км/ч 2) 72 км/час 3) 72 м/с 4) 20 м/с
3. Что является основной единицей силы в Международной системе единиц?
1) килограмм 2)вольт 3) ньютон 4) паскаль
4. В каком случае в физике утверждение считается истинным?
1) если оно широко известно 2) если оно опубликовано 3) если оно высказано авторитетными
учеными 4) если оно многократно экспериментально проверено разными учеными
5. Тело сохраняет свои объем и форму. В каком агрегатном состоянии находится вещество, из
которого состоит тело?
1) в жидком 2) в твердом 3) в газообразном 4)может находиться в любом состоянии
6. Каков объем жидкости в мензурке?
1) 55 см
3
2) 60 см
3
3) 70 см
3
4) определить невозможно
7. Тело объемом 20 см
3
состоит из вещества плотностью 7,0 г/см
3
. Какова масса тела?
1) 0,140 г 2) 280г 3) 140 г 4) 3,74 кг
8. С какой силой притягивается к земле тело массой 6кг?
1) 6Н 2) 60Н 3) 6кг 4) 59кг
9. Какое давление оказывает столб воды высотой 10м?
1) 108 Па 2) 10000 Па 3) 1000 Па 4) 100 000 Па
10. Три тела одинакового объема полностью погружены в одну и ту же жидкость. Первое тело
медное, второе тело оловянное, третье тело алюминиевое. На какое из них действует меньшая
архимедова сила?
1) на медное 2) на оловянное 3) на алюминиевое 4) на все три тела архимедова сила
действует одинаково
Уровень В
11.Установите соответствие между научными открытиями и именами учёных, которым эти
открытия принадлежат.
К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите
в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
ФИЗИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ
ИМЕНА
УЧЕНЫХ
А) закон о передаче давления жидкостями и
газами
Б) закон всемирного тяготения
1) Р. Гук
2) Б. Паскаль
3) И. Ньютон
4) Э.
Торричелли
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
A
Б
Уровень С
12. Плоскодонная баржа получила пробоину в дне площадью 200 см
2
. С какой силой нужно
давить на пластырь, которым закрывают отверстие, чтобы сдержать напор воды на глубине
1,8 м?
13. Чугунный шар имеет массу 4,2 кг при объёме 700 см
3
. Определите. Имеет ли этот шар
внутри полость? Плотность чугуна 7000 кг/м
3
.
Вариант 2
Уровень А
1. Что из перечисленного является физической величиной?
1) мощность 2) железо 3) молния 4) килограмм
2. Мотоциклист двигался в течении 20 мин со скоростью 36 км/ч. Сколько километров
проехал мотоциклист?
1) 720 км 2) 12 км 3) 1,8 км 4) 33,3 км
3. Что является основной единицей давления в Международной системе единиц?
1) паскаль 2) ватт 3) ньютон 4) джоуль
4. Как изучались перечисленные явления? а) затмение Солнца, Луна находится между
Солнцем и Землёй; б) затмение Луны, Луна попадает в тень Земли.
1) а, б – в процессе наблюдения 2) а – в процессе наблюдения, б – опытным путём 3) а –
опытным путём, б – в процессе наблюдения 4) а, б – опытным путём
5. Тело сохраняет свой объем, но изменяет форму. В каком агрегатном состоянии находится
вещество, из которого оно состоит?
1) в жидком 2) в твердом 3) в газообразном 4) может
находиться в любом состоянии
6. Определите показания термометра
1) 30
о
С 2) 22
о
С 3) 29
о
С 4) 28
о
С
7. Тело объемом 30 см
3
состоит из вещества плотностью 7 г/см
3
. Какова масса тела?
1) 2,3 г 2) 4,3г 3) 210г 4) 210кг
8. Чему равен вес тела массой 15 кг?
1) 15 кг 2) 15 Н 3) 150 Н 4) 150 кг
9. Какое давление на пол оказывает ковер весом 80 Н и площадью 4 м
2
?
1) 20 Па 2)320 Па 3) 160 Па 4) 0,05 Па
10. Тело весом 50 Н полностью погружено в жидкость. Вес вытесненной жидкости 30 Н.
Какова сила Архимеда, действующая на тело?
1) 80Н 2) 20Н 3) 10Н 4) З0Н
Уровень В
11. Установите соответствие между устройствами и физическими явлениями, на которых
основано их действие. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую
позицию второго и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
УСТРОЙСТВА
А) Гидравлический пресс
Б) Подводная лодка
В) Поршневой гидравлический насос
ФИЗИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ
1) механическое движение 2) действие
атмосферы на находящиеся в ней тела. 3)
действие жидкости на погружённое в неё
тело 4) движение частиц, взвешенных в
жидкости 5) передача давления
жидкостями
А
Б
В
Уровень С
12. Определите давление, оказываемое на грунт бетонной плитой объёмом 10 м
3
, если
площадь её основания равна 4 м
2
. Плотность бетона 2300 кг/м
3
.
13. Объём тела 400 см
3
, а его вес 4Н. Утонет ли это тело в воде? Плотность воды 1000 кг/м
3
.
Спецификация
контрольно-измерительных материалов
для проведения контрольной работы
по физике в 7 классе
1. Назначение контрольной работы
Контрольная работа проводится с целью определения уровня освоения обучающимися
7 класса предметного содержания курса «физика» в соответствии с требованиями
Федерального государственного образовательного стандарта; выявления элементов
содержания, вызывающих наибольшие затруднения у обучающихся и выявления
динамики результативности обучения.
Итоговая аттестация охватывает содержание, включенное в УМК по учебнику
«Физика» для 7 класса, автор А.В.Перышкин.
2. Документы, определяющие содержание контрольной работы
Содержание
контрольной
работы
соответствует
Федеральному
государственному
образовательному стандарту основного
общего образования (приказ Минобрнауки
России от
17 декабря 2010 г. N 1897)
Структура контрольной работы
Контрольная работа состоит из 13 заданий: 10- задания базового уровня, 1 – повышенного, 2 –
высокого.
В задании 1-10 необходимо выбрать и записать ответ на поставленный вопрос.
В задании 11 – соотнести ответы с предложенными буквами.
В 12-13 задании – р
асчётная задача с развёрнутым решением.
Спецификация КИМ
для проведения Итоговой контрольной работы за курс 7 класса
Назначение контрольной работы: оценить уровень освоения учащимися 7 класса содержания
курса физики.
Содержание контрольных измерительных заданий определяется содержанием рабочей
программы по учебному предмету «физика», а также содержанием учебника для
общеобразовательных учреждений под редакцией А.В. Пёрышкина.
Контрольная работа состоит из 13 заданий: 10- задания базового уровня, 1 – повышенного, 2 –
высокого.
№
п/п
Проверяемые элементы
содержания
Код
проверяемых
элементов
содержания
Код
требований
к уровню
подготовки
Уровень
сложности
Макси
мальный
балл за
выполнение
задания
Примерное
время
выполнения
задания
(мин)
1
Физика – наука о
природе. Физические
тела и явления.
Наблюдение и
описание физических
явлений. Физический
эксперимент.
Моделирование
явлений и объектов
природы.
1.1
1.1
Б
1
1
2
Физические величины,
2.2
1.2
Б
1
2
необходимые для
описания движения и
взаимосвязь между
ними (путь,
перемещение,
скорость, ускорение,
время движения).
3
Физические величины
и их измерение.
Точность и
погрешность
измерений.
Международная
система единиц.
1.2
1.2, 2.4
Б
1
1
4
Физика – наука о
природе. Физические
тела и явления.
Наблюдение и
описание физических
явлений. Физический
эксперимент.
Моделирование
явлений и объектов
природы.
1.1
2.1
Б
1
2
5
Тепловое движение
атомов и молекул.
Диффузия в газах,
жидкостях и твердых
телах. Броуновское
движение.
Взаимодействие
(притяжение и
отталкивание)
молекул. Агрегатные
состояния вещества.
Различие в строении
твердых тел,
жидкостей и газов.
3.2
1.1, 2.1
Б
1
1
6
Физические величины
и их измерение.
Точность и
погрешность
измерений.
Международная
система единиц.
1.2
1.2, 2.4,
2.6, 3
Б
1
2
7
Масса тела. Плотность
вещества.
2.6
1.2, 2.6, 3
Б
1
2
8
Вес тела. Невесомость.
Связь между силой
тяжести и массой тела.
2.12
1.2,3
Б
1
2
9
Давление твердых тел.
Единицы измерения
давления. Способы
изменения давления.
2.20
1.2, 3
Б
1
2
Давление жидкостей и
газов Закон Паскаля.
Давление жидкости на
дно и стенки сосуда.
Сообщающиеся
сосуды. Вес воздуха.
Атмосферное
давление. Измерение
атмосферного
давления. Опыт
Торричелли. Барометр-
анероид. Атмосферное
давление на различных
высотах.
Гидравлические
механизмы.
10
Давление жидкости и
газа на погруженное в
них тело. Архимедова
сила. Плавание тел и
судов
Воздухоплавание.
2.21
1.3
Б
1
2
11
Свободное падение
тел. Сила тяжести.
Закон всемирного
тяготения.
2.10, 2.20
1.3, 2.1
П
2
3
12
Давление твердых тел.
Единицы измерения
давления. Способы
изменения давления.
Давление жидкостей и
газов Закон Паскаля.
Давление жидкости на
дно и стенки сосуда.
Сообщающиеся
сосуды. Вес воздуха.
Атмосферное
давление. Измерение
атмосферного
давления. Опыт
Торричелли. Барометр-
анероид. Атмосферное
давление на различных
высотах.
Гидравлические
механизмы.
2.20
1.2, 2.6
В
3
10
13
Масса тела. Плотность
вещества.
2.6
1.2, 2.6
В
3
10
№
задания
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
1 вар. №
о
твета
3
4
3
4
2
3
3
2
4
4
23
360
6000
2 вар. №
4
2
1
1
1
2
3
3
1
4
532
57500
4
ответа
6. Система оценивания контрольной работы
Задания в контрольной работе оцениваются в зависимости от сложности задания разным
количеством баллов,
№ задания
Количество баллов
1-10
1 балл – правильный ответ, 0 баллов – неправильный ответ
11
Максимальное количество баллов – 2.
Правильно соотнесено 2 понятия – 2 балла,
Правильно соотнесено 1 понятие – 1 балл,
Нет правильного ответа – 0 баллов.
12,13
Максимальное количество баллов – 3.
Ученик получает 3 балла, если полностью записано условие задачи,
содержатся пояснения решения, записаны формулы, перевод единиц в
систему
СИ, верно выполнены вычисления, записан подробный ответ.
2 балла ставится, если записано условие, отсутствуют пояснения решения,
записаны формулы, но нет записи о переводе единиц измерения в СИ,
вычисления верны, записан ответ.
1 балл получает ученик, если записано условие, отсутствуют пояснения
решения, записаны формулы, нет перевода единиц в СИ, содержится
вычислительная ошибка, которая не искажает результат.
0 баллов – если ход решения задачи неверный.
Итого 18 баллов
Перевод баллов к пятибалльной отметке
Баллы
Отметка
0-7
2
8-11
3
12-14
4
15- 18
5