Напоминание

«Обучение монологической и диалогической речи на занятиях английского языка»


Автор: Инна Владимировна Зайцева
Должность: преподаватель иностранных зыков
Учебное заведение: ФГБОУ ВО "ОМГПУ" Университетский колледж
Населённый пункт: Омск
Наименование материала: Обобщение педагогическим опытом
Тема: «Обучение монологической и диалогической речи на занятиях английского языка»
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Обобщение педагогического опыта

«Обучение монологической и диалогической речи на занятиях английского языка»

(2023/2024учебный год)

Составитель: И.В. Зайцева

Обобщение педагогического опыта

преподавателя иностранных языков Университетского колледжа

Зайцевой Инны Владимировны

Тема: «Обучение навыкам говорения на занятиях английского

языка»

Основное назначение иностранного языка как предметной области обучения -

овладение учащимися умением общаться на иностранном языке. Речь идет о

формировании коммуникативной компетенции, т.е. способности и готовности

осуществлять как непосредственное общение - говорение, понимание на слух,

так и опосредованное общение - чтение с пониманием иноязычных текстов,

письмо. Формирование коммуникативной компетенции является основной и

ведущей целью обучения английскому языка.

Сегодня это особенно популярно. Наибольшие трудности при иноязычном

общении человек испытывает, воспринимая речь на слух. Однако, устное

общение, роль которого в настоящее время стала особенно значительной,

невозможно без понимания речи собеседника, поскольку в процессе речевого

взаимодействия каждый выступает как в роли говорящего, так и в роли

слушающего.

Современная жизнь предъявляет все новые требования к детям, поэтому

необходима способность к свободному общению, диалогу культур на чужом

языке. Это предполагает высокий уровень личностного развития и языковой

подготовки.

Участие в общении предполагает овладение устной речью на иностранном

языке, т.е. овладение навыком говорения.

Говорение - продуктивный вид речевой деятельности, посредством которого

совместно с аудированием осуществляется устное вербальное общение.

Содержанием говорения является выражение мыслей в устной форме. В

основе говорения лежат произносительные, лексические, грамматические

навыки. В большинстве методов обучения говорения является одним из

важнейших направлений преподавания.

Целью обучения говорению на занятиях иностранного языка является

формирование таких речевых навыков, которые позволили бы учащемуся

использовать их в неучебной речевой практике на уровне общепринятого

бытового общения.

Реализация этой цели связана с формированием у учащихся следующих

коммуникативных умений:

а) понимать и порождать иноязычные высказывания в соответствии с

конкретной ситуацией общения, речевой задачей и коммуникативным

намерением;

б) осуществлять свое речевое и неречевое поведение, принимая во внимание

правила общения и национально-культурные особенности страны изучаемого

языка;

в) пользоваться рациональными приемами овладения иностранным языком,

самостоятельно совершенствоваться в нем.

Способность

к

общению

на

иностранном

языке

предполагает

также

формирование у

учащихся

определенных

качеств,

делающих

процесс

овладения языком как средством межкультурной коммуникации наиболее

эффективным. Речь идет о воспитании у обучющихся:

-интереса и положительного отношения к изучаемому языку, к культуре

народа, говорящего на этом языке;

-понимания себя как личности, принадлежащей к определенному языковому

и культурному сообществу, а также общечеловеческого сознания;

-понимания важности изучения иностранного языка;

-потребности в самообразовании.

Говорение как вид речевой деятельности в первую очередь опирается на язык

как

средство

общения.

Язык

обеспечивает

коммуникацию

между

общающимися, потому что его понимает как тот, кто сообщает информацию,

кодируя ее в значениях слов, отобранных для этой цели, так и тот, кто

принимает эту информацию, декодируя ее, т.е. расшифровывая эти значения и

изменяя на основе этой информации свое поведение.

Речь, как говорение — это вербальная коммуникация, т.е. вербальный процесс

общения с помощью языка. Средством вербальной коммуникации являются

слова с закрепленными за ними в общественном опыте значениями.

Различают следующие виды устной речи: диалогическую и монологическую.

Обучение диалогической форме общения

Диалогическая речь представляет собой процесс непосредственного

общения, который характеризуется поочерёдно сменяющими друг друга и

порождающими одна другую репликами двух и более лиц. В состав реплики

может входить от одного нерасчленённого предложения – слова в функции

предложения

(минимальная

степень

развёрнутости

реплики)

до

монологического

высказывания.

Продуктами

данной

формы

речевого

высказывания являются: диалог разной степени развёрнутости; полилог –

групповое обсуждение проблемы; дискуссия и свободная беседа двух и более

лиц. Умение вести беседу выступает как показатель высшего уровня

обученности в плане диалогической речи.

Диалогическое общение предполагает ряд определённых умений:

1. Осознание и умение чётко определить свою речевую задачу связано с

тем, что, вступая в общение, ученик должен чётко знать, чего он хочет

достичь: уговорить, убедить, проинформировать, узнать мнение по какому-то

интересующему вопросу, посоветовать что-либо. Именно речевая задача

определяет функциональный характер диалога.

2. Умение планировать ход беседы заключается в том, что каждый из

участников коммуникации организовывает цепочку своих реплик в диалоге

так, чтобы оптимальным путём достичь реализации своей задачи (с учётом

вероятной реакции партнёра).

3. В реальном диалогическом общении реплика партнёра может в большей

или меньшей степени соответствовать прогнозируемой или совсем ей не

соответствовать.

Это

вынуждает

говорящего к

частичной

спонтанной

перестройке своей программы по ходу общения. Частичная перестройка

возможна путём введения новых, ранее не запрограммированных, речевых

поступков или исключения запланированных. Она может быть также связана с

временным переходом инициативы к речевому партнёру.

4. Умение захватывать и перехватывать инициативу общения связано с

тем, что на каждом участке диалога инициатива может быть в руках одного из

собеседников, речевая задача которого является в это время превалирующей,

ведущей. Зачастую задачи обоих партнёров не совпадают. Знание правил

захвата и перехвата инициативы и соответствующие умения играют важную

роль при обучении английскому зыку.

5. С умением захвата и перехвата инициативы связано такое важное умение

речевого

этикета,

как

умение

предоставить

партнёру

возможность

реализовать свою речевую задачу, содействовать этому. Это связано с

такой особенностью диалогического общения, как временное подчинение

одного собеседника другому, - тому, кто является инициатором на данном

отрезке диалога.

6. Умение адекватно ситуации реагировать на реплику собеседника

связано с выбором такого функционально детерминированного речевого

поступка,

который

бы

сочетался

с

функциональной

направленностью

реплики-стимула в соответствии с ситуацией. Например, в зависимости о

ситуации на просьбу могут быть следующие реакции: обещание, отказ, запрос,

совет, т.д.

7. Умение спровоцировать тот или иной речевой поступок связано с тем,

что говорящий должен уметь подавать такие реплики-стимулы, на которые

могли

бы

последовать

реплики-реакции

желаемой

функциональнойнаправленности. Так, если первый собеседник хочет, чтобы

второй пообещал ему что-то, он может подать реплику-просьбу. В реальном

общении на просьбу, конечно, может быть и реакция-отказ, но в упражнениях

свобода выбора, детерминированность реакций и стимулов регулируется

характером установки.

8. Умение функционального манипулирования внутри одной реплики на

уровне

нескольких

речевых

поступков

связано

с

умением

подавать

распространённые, сложные реплики. Распространение реплик может идти по

различным направлениям, быть сочетанием нескольких речевых поступков,

соответствующих одной речевой задаче.

Обучение монологической речи

Монологическая речь – это речь одного лица, выражающего в более или менее

развёрнутой форме свои мысли, намерения, оценку событий и т.д. МР

характеризуется

большей

произвольностью

(планируемостью),

последовательностью, стройностью, чем диалогическая.

В качестве её

продукта

рассматриваются

следующие

коммуникативные

типы

речи:

описание, деловое сообщение, эмоционально окрашенный рассказ, пересказ и

рассуждение в форме отзыва, характеристики. Разграничение диалогической и

монологической речи условно. МР также предусматривает, как правило,

включение в диалогическую речь, точнее в общение, которое, как уже

отмечалось,

по

природе

своей

диалогично.

Монологическое

высказывание объёмом свыше двух фраз, т.е. от сверхфразового единства до

целого текста, обладает особыми структурными характеристиками. Ими

являются:

- непрерывный характер высказывания, для чего важна определённая

психологическая настроенность говорящего. Учитель должен помнить это и

не разрушать эту настроенность. В.Л. Скалкин отмечает, что «монолог – это

прежде

всего

повышенная

нагрузка

на

память

(оперативную

и

долговременную), мышление и речепроизводительные механизмы человека».

- логичность и связность высказывания, которые заключаются в том, что в

сверхфразовом единстве, как правило, фразы связаны как содержательно, так

и структурно.

смысловая законченность высказывания, что связано с его коммуникативной

направленностью, с речевой задачей говорящего.

Система упражнений для обучения говорению.

Любое речевое умение имеет в своей основе автоматизированные

закрепленные операции, выработанные под контролем сознания с помощью

разнообразных

тренировочных/подготовительных

и

речевых/коммуникативных упражнений.

Типы упражнений и характер операций, связанных с их выполнением

будут видоизменяться в зависимости от этапа обучения и языковой сложности

порождаемого текста.

Подсистема подготовительных/тренировочных упражнений призвана

обеспечить условия формирования речевого высказывания и успешность его

выполнения.

Примерную организацию

подготовительных

упражнений можно

представить следующим образом:

имитация (без преобразования, с незначительным преобразованием образцов);

видоизменение предложений (подстановка, расширение или сокращение

предложений, замена реплик в диалоге);

синонимические и антонимические замены;

комбинирование и группировка (слов, предложений, речевых формул);

конструирование и образование по аналогии;

составление ассоциограмм;

вопросно-ответные упражнения.

На этапе подготовительных упражнений центр тяжести должен

переноситься на операции, которые помогают:

широко пользоваться аналогией;

определять по самым различным признакам искомое;

выбирать правильное решение из двух противопоставленных;

восстанавливать в предложении/тексте пропущенные слова, опираясь на

контекст;

ориентироваться в структуре предложений;

переносить найденное решение в новые ситуации.

Для иллюстрации вышесказанного перечислим некоторые виды

подготовительных упражнений:

1.

Ответить на вопрос, употребив образцы;

2.

Заменить в предложении выделенные слова синонимами/антонимами;

3.

Назвать ситуацию, в которой могут употребляться перечисленные

речевые/этикетные формулы;

4.

Подобрать предложения в хронологическом порядке на темы: « У врача»,

«Пишу письмо другу»;

5.

Преобразовать повествовательные предложения в вопросительные;

6.

Расширить/сократить указанные предложения;

7.

Описать предмет/явление двумя-тремя фразами;

8.

Объяснить указанные слова на иностранном языке;

9.

Восстановить в предложении/тексте пропущенные слова, опираясь на

контекст;

10. Составить ассоциограмму на указанную тему, например, «Любимая

профессия», «Экология»;

11.Сгруппировать слова по семантическому полю или словообразованию;

12.Провести языковую игру (лабиринт, кроссворд).

Речевые упражнения способствуют выработке умений формировать речевые

сообщения в условиях, приближающихся к естественному общению. Они

обучают:

однозначно формулировать основную мысль;

синтезировать содержание, опираясь на речевой опыт и всевозможные

ассоциации;

последовательно развивать мысль;

выражать одну и ту же мысль разными средствами;

строить высказывание с учётом его прагматической ценности;

соотносить высказывание с ситуацией общения;

приспосабливаться к индивидуальным особенностям партнёра по общению;

соотносить паралингвистические явления (жесты, мимику) с ситуацией

общения;

формировать и реализовывать речевое намерение;

адекватно выражать эмоционально-оценочную информацию;

прогнозировать реакцию партнёра и адекватно реагировать на его реплики.

Речевые упражнения не рассматриваются как одноуровневая система.

Динамика формирования речевых умений, предполагающая в качестве

конечной цели свободное комбинирование материала адекватно

коммуникативному намерению, связана с разработкой упражнений двух

групп_- для обучения подготовленной (с позиции преподавателя –

управляемой) речи и для развития умений неподготовленной

(неуправляемой) речи.

При порождении подготовленного высказывания учащиеся опираются на

память, на ассоциации, на правила и на многочисленные формальные

подсказки. Этот вид речи носит менее творческий характер, так как в

большинстве своём он связан не только с заданным материалом, но и с

подсказанным содержанием.

Неподготовленная речь – сложное речевое умение, которое проявляется в

способности учащихся без затрат времени на подготовку решать

коммуникативно-мыслительные задачи, оперируя усвоенным языковым

материалом как в знакомых, так и в незнакомых ситуациях.

Неподготовленное диалогическое высказывание формируется в следующей

последовательности: сначала идёт этап подготовленной речи, а затем –

этап неподготовленной речи.

Этап развития подготовленной речи.

1. Видоизменение текста-образца.

2. Порождение самостоятельного высказывания:

а) с помощью вербальных опор (ключевые слова, план, тезисы, заголовки);

б) с опорой на источники информации (картина, кинофильм, телепередача);

в) с опорой на изученную тему

Речевые упражнения для обучения подготовленной диалогической речи:

ответы на вопросы (краткие, полные, развёрнутые);

постановка узловых вопросов к тексту;

диалогизация прослушанного или прочитанного монологического текста;

составление диалога на изучаемую тему и заданную ситуацию;

драматизация монологического текста;

дополнение или видоизменение диалога; составление направленного или

самостоятельного диалога по содержанию рассказа, кинофильма;

объединение диалогических единств, данных в произвольной

последовательности, в диалог;

положительный или отрицательный ответ на вопрос и пояснение его;

завершение диалога с ориентацией на подсказку

(кто, с кем, где, когда и о чём говорит).

Речевые упражнения для подготовленной монологической речи:

воспроизведение связных высказываний с некоторой модификацией

(изменением конца или начала, введением нового действующего лица,

видоизменением композиции изложения);

составление ситуации или рассказа (по ключевым словам, по плану, на

заданную тему, изложенную кратко на родном языке);

описание картины или серии картин (карикатур, немого фильма или

диафильма);

воспроизведение ситуаций, в которых использованы названные обороты и

речевые формулы;

объяснение на иностранном языке заголовка;

определение и краткое обоснование темы прослушанного рассказа

(радиопередачи, доклада, выступления);

выделение в сообщении смысловых частей, озаглавливание их;

пересказ (близкий к тексту, пересказ-реферат, пересказ-резюме);

сокращение прослушанного сообщения или прочитанного рассказа, передача

информации несколькими фразами;

составление плана прослушанного рассказа;

изложение диалога в монологической форме.

Этап развития неподготовленной речи:

а) с опорой на источник информации (книгу, статью, картину,

художественный или документальный фильм);

б) с опорой на жизненный и речевой опыт учащихся (на однажды

прочитанное или услышанное/увиденное, на собственное суждение, на

фантазию);

в) с опорой на проблемную ситуацию, в том числе в ролевых играх и

дискуссиях.

Речевые упражнения для обучения неподготовленной диалогической речи:

составление аргументированных ответов на вопросы;

проведение комбинированных диалогов (с репликами и комментариями

других учащихся);

проведение ролевых игр или викторин;

проведение дискуссии или диспута;

беседа за круглым столом.

Речевые упражнения для обучения неподготовленной монологической

речи:

придумывание заголовка и его обоснование;

описание картины или карикатур, не связанных с изученной темой;

составление ситуаций с опорой на жизненный опыт или ранее прочитанное;

обоснование собственного суждения или отношения к фактам;

определение и обоснование квинтэссенции высказывания;

характеристика действующих лиц (места действия, эпохи);

оценка прослушанного или прочитанного;

составление кратких объявлений или текстов открыток.

Упражнения всех этапов должны отвечать, кроме того, следующим

требованиям: быть посильными по объёму, апеллировать к разным видам

памяти, восприятия и мышления, быть целенаправленными и

мотивированными, активизировать умственную деятельность учащихся,

содержать жизненные и типичные примеры и ситуации.

При формировании навыков говорения на уроке иностранного языка

(ИЯ) важно, чтобы процесс обучения проходил на изучаемом языке, но в тоже

время он не должен концентрироваться только на языковых проблемах. В

своей совокупности уроки ИЯ должны быть типологически разными, при этом

приоритетная тема постоянно меняется в зависимости от конкретной цели

текущего урока. На уроке решает одну главную задачу, при этом остальные

являются сопутствующими. Отсюда и определение типов уроков развития

того или иного вида речевой деятельности, уроков ознакомления, тренировки,

контроля и т.д.

План занятия английского языка для 3 курса специальности Туризм

Тема: «Hotels»

Цель:

обучение навыкам говорения при монологическом высказывании по теме,

обсуждении темы с опорой на вопросы, ведения диалога с собеседником и

обсуждение прослушанного материала по теме.

Задачи:

- обобщить ранее изученный лексический материал по теме;

- формировать собственные высказывания по теме с опорой на вопросы,

выстраивая предложения грамматически правильно;

- представить монологические высказывания по теме с целью обобщить ранее

изученный материал;

- вести диалог по теме с использованием ранее изученных разговорных фраз

бытовой сферы общения;

- формировать умение обсуждать в группе прослушанный материал по теме.

В ходе занятия предусмотрено неоднократное обращение к материалу

предыдущих уроков, что позволило обобщить и систематизировать знания и

умения по данной теме. В начале занятия я актуализировала имеющиеся

знания и умения учащихся. Содержание данного урока работает на

дальнейшее использование освоенного лексического материала не только в

учебных ситуациях, но и в жизни.

Кроме того, участвуя в учебном диалоге, учащиеся будут приобретать опыт

публичного выступления, работы в парах, что важно для дальнейшего

обучения и адаптации в новых жизненных условиях и обстоятельствах.

Специфика занятия заключается в использовании следующих педагогических

технологий:

- технология развития критического мышления;

- технология активного обучения;

- технология коммуникативного обучения;

- здоровьесберегающие технологии.

На занятии присутствовала интегративность 4 видов речевой деятельности:

говорение – в течении всего занятия, аудирование - аудиоматериал, речь

преподавателя и студентов, письмо – заполнение пропусков, чтение –

аутентичный текст).

На протяжении всего занятия студенты обучались работать в группе, в паре,

индивидуально, самостоятельно.

Отобранное содержание занятия, оборудование, организация активной

мыслительной деятельности учащихся на всех этапах занятия, групповые и

фронтальные формы организации учебной деятельности обучающихся,

применение словесных, работа с карточками, с учебным пособием, с

визуальным материалом посредством презентации способствовали

достижению планируемых результатов занятия, стимулировали

познавательные интересы учащихся. Уровень самостоятельного мышления

студентов, их познавательную активность, уровень усвоения и использования

материала я оцениваю на «отлично».

На каждом этапе учебного занятия учитель оказывает помощь и поддержку

учащимся в учебной деятельности. При этом учитель учитывает

индивидуальные, возрастные и психологические особенности учащихся.

Упражнения носили личностно-ориентированный, проблемный характер.

Выполнение заданий носило коммуникативную направленность и

осуществлялось через парную, фронтальную и групповую работу. Это

способствовало решению воспитательных задач занятия, таких как обучение

сотрудничеству, воспитанию толерантного отношения друг к другу. Выбор

активных методов обучения был целесообразен и способствовал повышению

познавательной активности на занятии, высокой работоспособности учебной

группы.

Ход занятия.

1.

Беседа по теме с опорой на вопросы

2.

Отработка лексического материала

3.

Обобщение материала по теме

4.

Отработка навыков высказывания собственного мнения

5.

Обобщение раннеизученного грамматического материала

6. Умение подбирать подходящие по смыслу слова и словосочетания с

использованием синонивов и антонимов

7.

Составление диалога с собеседником с использованием ранее изученных

разговорных фраз бытовой сферы общения на заданную тему

Inexpensive hotels

Moderate hotels

Expensive hotels

Deluxe hotels

Superdelux hotels

8.

Практика обратного перевода диалога по теме

9. Обучение навыкам аудирования и беседы по прослушанному материалу с

опорой на задания

Transport Announcement

10.

Обобщение лексического, грамматического материала по изученной

теме при переводе текста с русского языка на английский



В раздел образования