Автор: Шмакова Юлия Александровна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ Столбищенский детский сад "Сказка" Населённый пункт: Село Столбище Наименование материала: Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию Тема: "Полет в космос" Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Столбищенский детский сад «Сказка»
Лаишевского муниципального района
Республики Татарстан
Конспект образовательной
деятельности
по познавательному развитию
«Полет в космос»
Выполнили:
Шмакова Юлия Александровна
Столбище, 2016
Конспект образовательной деятельности
по познавательному развитию
в средней группе
«Полет в космос»
ЦЕЛЬ: систематизировать и расширять элементарные знания о космосе.
ПРОГРАММНЫЕ ЗАДАЧИ :
1.
Воспитательные
Воспитывать доброжелательное отношение к окружающему миру.
Воспитывать целеустремленность, чувство товарищества и
уверенность в собственных силах;.
2.
Развивающие
Подчеркнуть уникальность планеты Земля, ответственность людей за
ее будущее;
Развивать воображение, фантазию, творческие способности.
Развивать зрительный контроль действия рук.
Активизировать коммуникативные умения и навыки детей.
Развивать фонематический слух;
Развивать логическое мышление и память;
3.
Обучающие
Учить четко и правильно отвечать на вопросы;
Закреплять понятия «космический корабль», «Солнечная система»,
«планета», «космос», «скафандр».
МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ:
наглядные;
словесные (напоминание, указание, вопросы);
игровые (сказка)
контроль за ходом выполнения практической работы;
индивидуальная работа с ребенком;
поощрение
МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ : беседа, объяснение, показ, художественное слово.
МАТЕРИАЛ И ОБОРУДОВАНИЕ: технические средства (интерактивная
доска, ноутбук) ; презентация «Космос», «Солнечная система»; разрезные
картинки, листы с цифрами; продукты (яблоки, каша, суп, тюбики с едой) ;
картинки с одеждой и скафандром; фонарики, конверты с картонками в
дырочках; шарики, лотки, клей, простые карандаши, заготовки цветов,
мнемотаблица, шар из ниток, глобус.
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:
Чтение и рассматривание книг, иллюстраций о космосе и космонавтах;
Заучивание стихов;
Рисование на тему «Этот загадочный космос»;
Коллаж – макет «Солнечная система»;
Просмотр мультфильмов и документальных роликов о космосе.
ХОД ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:
I.
Организационный момент.
(Дети входят в группу, здороваются с гостями)
- Ребята, чтобы вам было понятно, о чем мы сегодня будем говорить, я
предлагаю разделиться на пары и подойти к столам. Рассмотрите, что у вас на
столе? (Дети: разрезные картинки) .
-Попробуйте их собрать.
(На столах разложены разрезные картинки с изображением предметов,
сюжетов, связанных с темой. Дети собирают и рассматривают картинки) .
- Что у вас получилось? (Дети: ракета, Юпитер, Земля, луноход, звездное
небо) .
- Как вы думаете, о чем мы будем говорить? (Дети: о космосе) .
- Правильно
II Основная часть
- Кто был первым человеком, полетевшим в космос?
- А вы хотели бы полететь к звездам и другим планетам?
- Значит, вы любите путешествовать? Давайте мы сегодня отправимся в
космическое путешествие!
1. Работа на листах
- А вот на чем мы отправимся в космос, узнаем, если правильно выполним
задание на листах. Садитесь за столы, возьмите листы и соедините точки по
порядку, обведите кружочки.
- Так на чем мы отправимся в полет? (На ракете) .
- Положите листы на картинки.
2. Опытно - исследовательская работа
1) Что нам с собой нужно взять в путешествие? (Дети: еду) .
- Давайте подойдем к столу и посмотрим, что здесь находится. (На столе
разные продукты и тюбики с едой на подносах. Стоит корзинка, чтоб
собрать с собой еду) .
- Наклоните тарелку с супом, с кашей, гарниром. Что наблюдаете? (Дети: из
тарелки еда выливается, в космосе будет летать по отсеку)
- А что случится с едой в тюбиках? (Дети: ее удобно хранить и есть) .
- Так какую еду вы возьмете с собой? Соберите ее в корзинку.
2) Есть ли в космосе воздух?
- Сделайте вдох и задержите дыхание. Представьте, что воздуха нет.
- А как же мы будем дышать? (Предложения детей)
- Вывод: в ракете находятся специальные баллоны с кислородом, им
заполняют отсек, где находятся космонавты.
3) Подойдите к столу, рассмотрите картинки. Что изображено? (Дети:
называю одежду) .
- Какая одежда нужна вам в полете?
- Тогда одеваем скафандр. Становитесь врассыпную и покажите, как будете
одевать скафандр.
Физкультминутка (презентация «Космос»)
Вот скафандры надеваем,
В космос мы сейчас слетаем:
Раз – одели, два – одели,
Три, четыре, пять одели,
Застегнули – полетели. (показывают все движения)
- Если у нас все готово, занимайте места на ракете, начинаем обратный
отсчет: 10, 9, 8, 7, 6, 5, 4, 3, 2, 1 – пуск!
(Включаю интерактивную доску. Под звуки взлетающей ракеты, на фоне
звезд высвечивается название «Полет в космос»)
Опыт № 1«Запуск ракеты в космос» (представить вниманию гостей)
- Почему взлетает ракета? (Предположения детей) .
- Давайте посмотрим, как это происходит.
- Нальем в бутылку воду и смешаем с лимонным соком.
- Завернем пищевую соду в кусочек бумажной салфетки и свяжем для
прочности ниткой.
- Бросим пакетик с содой в бутылку и заткнем ее пробкой-ракетой, но не
слишком сильно.
- С громким хлопком ракета взлетает в воздух.
- В каком направлении летела ракета? (в вертикальном)
Воспитатель: Я предлагаю вам запустить свою ракету. Наша ракета будет
летать только в группе. Мы сделаем её... Впрочем, мастерить здесь ничего не
придётся. Возьмите воздушный шарик. Приложите его горловину к губам и
надуйте. Затем отведите шарик от губ, оставив отверстие открытым.
- Что вы почувствовали? (Воздух устремился наружу из шарика;
почувствовали на лице дуновение.)
- Но если из надутого шарика бьёт струя воздуха, как вы думаете, он может
летать, как ракета?
(Да, может!) Надуйте его снова, подняв лицо вверх.
- А теперь отпустите. Что произошло? (Шарик взлетел.)
- Почему? (Потому что воздух из шарика вылетает и толкает шарик в другую
сторону.)
- Сколько времени наши шарики были в полёте? Почему? (В шарике мало
газов.)
- А почему ракета может лететь достаточно долго? (Потому что в ней есть
топливо, которое сгорает и превращается в газ, который вылетает наружу и
толкает ракету вперёд.)
- Куда полетели ваши «ракеты»? (в разные стороны)
- Уважаемые исследователи, я предлагаю вам посмотреть полет еще одной
ракеты.
Опыт №2 «Ракета из воздушного шарика»
4,5 м лески продеты через соломинку для коктейлей. На расстоянии 4 м друг
от друга поставлены стулья, и привязана бечевка к спинкам стульев. К
соломинке с помощью скотча прикреплен надутый воздушный шарик и
подвинут отверстием к одному из стульев. Открываем отверстие у шарика.
Соломинка с прикрепленным к ней шариком скользит по бечевке и перестает
двигаться при упоре в противоположный стул или при выходе всего воздуха
из шарика.
- В каком направлении летела ракета? (в горизонтальном)
- Как вы думаете, кто управляет движением ракеты в космосе? (космонавты)
(На доске анимация «Космос», дети как -будто летят в космосе и
наблюдают яркие галактики, созвездия, туманности. На этом фоне говорит
воспитатель) .
- Загадочный мир космоса, мир звезд и планет. Он давно притягивал к себе
внимание людей. Они мечтали подняться высоко – высоко и исследовать
Вселенную.
- Как горят разные созвездия, звезды?
- А почему мы видим, как они горят? (Предположения детей) .
Опыт № 3 «Свет звезды»
- Давайте проведем опыт. Разделитесь на пары и подойдите к столу. На столах
у вас есть конверт, в котором находится картон с дырочками. Рассмотрите ее.
Тот, кто держит конверт, станьте на полу, на звездочку. Держите конверт
перед собой, тот, кто держит фонарик, станьте рядом и посветите на конверт.
- Что наблюдаете? (Чистый конверт) .
- А теперь станьте друг против друга и снова посветите на конверт
фонариком. Что наблюдаете? (Дырочки светятся) .
- Поменяйтесь местами.
- Почему мы сначала не видим дырочек?
- А почему потом они видны?
- Когда мы видим звезды? (Дети: ночью, потому что мало света) .
- Почему мы их не видим днем? (Дети: много света) .
Вывод: звезды светят всегда, но не всегда мы их видим.
4. Беседа – презентация «Солнечная система»
(Дети садятся на стульчики. На доске анимация “ Солнечная система”) .
- Наше путешествие продолжается. Посмотрите в иллюминатор. Что
видите? (Солнечную систему) .
- У нашего солнца своя семья. Сколько планет в Солнечной системе?
Назовите их.(Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран,
Нептун и Плутон) .
Продолжаем полет. Займите свои места. Куда же мы сейчас полетим?
Послушайте загадку:
Планета голубая,
Любимая, родная,
Она твоя, она моя,
И называется… (Земля)
- Да, пора нам возвращаться на Землю. (На доске выплывает планета Земля)
- Посмотрите, какая красивая наша планета! Чем она отличается от других
планет? (Дети: на ней есть воздух, вода, растения, животные - она
обитаема) .
III. Творческая деятельность
- Как мы должны беречь свою планету? (Дети: не уничтожать природу, не
загрязнять водоемы, воздух, бережно относиться к животному миру) .
- Поэтому она самая цветущая, но очень хрупкая. Если ее не беречь, то она
погибнет. У меня макет Земли, как он называется? (Глобус)
- Я сделала еще один макет Земли, чтобы показать, какая она
хрупкая. (Демонстрирую шар из ниток на подставке) .
- Давайте мы с вами сделаем этот шар цветущей планетой. Садитесь за столы,
достаньте подставки. Откройте клей, возьмите из лотков детали цветка.
Намажьте клеем середину большей заготовки и наклейте на нее
меньшую. (Демонстрирую) . Выберите для цветка середину: белую, жёлтую
или красную. Цветок готов, приклеиваем к нему, с обратной стороны,
листочек. Хорошо намазываем клеем, и цветок приклеиваем на шар. (Если
необходимо, дети помогают друг другу. Вытирают руки влажной
салфеткой, убирают свое рабочее место) .
- Вот какая красивая получилась у нас планета!
IV. Заключительная часть
- Наш космический полет закончился. Каждый из вас теперь может стать
космонавтом и полететь на планеты, к которым мы сегодня долететь не
смогли.
- Подойдите к доске и прикрепите красный кружочек, если вам было все
легко, синий – если было что-то трудно.