Напоминание

Творческий отчет в учреждении дополнительного образования


Автор: Семенова Татьяна Александровна
Должность: педагог-организатор
Учебное заведение: МБОУДО "Центр детского творчества" Чебоксарского района Чувашской Республики
Населённый пункт: Чувашская Республика Чебоксарский район пос. Кугеси
Наименование материала: статья
Тема: Творческий отчет в учреждении дополнительного образования
Раздел: дополнительное образование





Назад




Семенова Татьяна Александровна, педагог-организатор МБОУДО «Центр детского творчества» Чебоксарского района Чувашской Республики Творческий отчет в учреждении дополнительного образования Воспитание творчеством – одна из основных задач дополнительного образования детей. В Центр детского творчества дети приходят не только чтобы получить предметные результаты (научиться выжиганию, вязанию, лепке, пению, танцам и т.д.), но и чтобы понимать мир искусства, создавать красоту и творить в широком смысле слова. В течение учебного года в Центре детского творчества происходит много важного и интересного: в учебных объединениях дети получают специальные знания и навыки по различным направлениям, участвуют в разнообразных мероприятиях, конкурсах, концертах, выставках, а итогом всей годовой работы станет творческий отчет всего коллектива. В своей статье я попытаюсь раскрыть суть творческого отчета в нашем понимании, исходя из определенного накопленного опыта, поделиться своими мыслями и выводами. Творческий отчет - это способ «отчитаться» перед родителями воспитанников, чему научились их дети за год. В словаре русского языка С.И. Ожегова «творчество»
-
создание новых по замыслу культурных, материальных ценностей. «Отчет» - это сообщение о работе, о своих действиях. «Творческий» - самостоятельно создающий что-то новое, оригинальное. Таким образом, творческий отчет - это новое, оригинальное сообщение о своей работе. Цель творческого отчета - проверка уровня подготовленности обучающихся, подведение итогов работы учебных объединений Центра за учебный год, организация досуга. Творческие отчеты могут проводиться в различной форме - спортивные праздники и ярмарки, город мастеров, праздники с играми и конкурсами на свежем воздухе. А может быть классический концерт, где есть ведущий, просто объявляющий номера, а в конце выходит директор с официальными словами. Это стандартный отчетный концерт и скорее всего результат будет такой: особо нетерпеливые зрители после исполнения последней песни, не дослушав выступающего, начнут вставать со своих мест, спеша домой. А где ощущение праздника, яркого финала, сопричастности к событию? В статье я хочу
рассказать именно о «творческом отчете», а не «отчетном концерте». По моему мнению между ними есть большая разница. Творческий отчет - это целый комплекс мероприятий, в котором задействованы все участники образовательного процесса: педагоги, учащиеся, родители. Оптимальная последовательность событий: 1. Выставка работ учащихся 2. Торжественная часть. Награждение 3. Концертно - театрализованное представление При такой последовательности (проверено!) зрители получают возможность испытать всю гамму чувств, не растеряв, а лишь усилив их к моменту финала. Творческий отчет заканчивается яркой финальной песней и выхода всех участников представления. Зрители не спешат покидать зал, даря бурные аплодисменты юным артистам. Кратко остановимся на первой и второй части мероприятия. Итак, выставка работ учащихся художественно-прикладного, технического отдела разворачивается в фойе, и зрители до начала концерта видят удивительной красоты и превосходного качества работы детей. Выставляются только лучшие работы прошедшего учебного года. Особенно выставка радует родителей воспитанников ЦДТ, пришедших полюбоваться творчеством своих детей. В оформлении выставки можно проявить фантазию и оформительское искусство. Лучше, если работы не разложены рядами, как в магазине. В торжественной части праздника слово предоставляется гостям, руководству. Директор ЦДТ рассказывает коротко об итогах и достижениях за учебный год. Лучшие учащиеся и педагоги награждаются грамотами, родители – благодарностями. А затем наступает главное: концертно-театрализованная программа. В театрализованном представлении тесно переплетаются концертные номера и сюжетная линия. Идеи для сюжета могут быть следующие: - известное литературное произведение или сказка; - масштабное событие в рамках страны, региона (например: 70-летие Победы, Пушкинский юбилей, Юбилей космонавтики, и т.д.) - год, объявленный Президентом РФ (Год семьи, Год экологии, Год российского кино, Год культуры и др.); - событие местного значения (юбилей учреждения, района); - любая воспитательная тема (о любви к природе, о добре и зле, о трудолюбии и лени о культуре и бескультурье и др.). По моему глубокому убеждению, какая бы тема ни выбиралась для сюжета творческого отчета, в сюжете должна прослеживаться какая-то глобальная идея. Должен быть заложен какой-то воспитательный смысл. Сюжет должен носить не 2
просто развлекательный характер, а решать проблемы воспитания. Надо давать зрителям нравственные уроки, заставлять задуматься над поступками тех или иных героев, доносить ценности: добро, справедливость, честность, любовь и др. Поэтому, начиная работу над темой сюжета, продумываем, какую идею мы пронесем через все мероприятие, как в доступной форме, например, через сказку, детям преподнести серьезные и вечные темы. Работая над постановкой, репетируя, мы объясняем детям, в чем идея, каковы причины тех или иных поступков героев сюжета. Это ли не воспитание?.. Существует великое множество литературы со сценариями театральных постановок, но не в наших правилах брать чужой готовый сценарий и использовать его полностью. Можно взять какую-либо часть, тему, но обязательно переработав «под себя». Но чаще пишем сценарии сами, иногда в стихах - так легче запомнить слова. Работа над сценарием - это огромный творческий труд. Но чтобы творческий отчет удался, важна работа всего коллектива, тесное сотрудничество с руководителями учебных объединений. Одна из особенностей составления сценария заключается в том, чтобы коротко, ясно и лаконично донести смысл задуманного. Нельзя «увлекаться» долгими сценами, быть слишком многословными, иначе праздник превратится в затянувшийся спектакль. Основную часть времени должны занимать концертные номера, которые гармонично сочетаются с сюжетной линией. Концерт составляется из блоков номеров, а между ними - театрализация, объединяющая мероприятие в единое целое. В театрализации – минимум декораций. Они не должны мешать концертным номерам. Порядок концертных номеров также должен быть тщательно продуман, чтобы подходил по сюжету, по характеру, чтоб чередовались песни, танцы и т. д. Также надо учесть, чтобы юные артисты имели время поменять костюмы на разные выходы, а самых маленьких участников по возможности поставить в программу пораньше. Прежде чем составлять концертную программу, важно просмотреть и прослушать заранее все номера, которые будут представлены в отчете. Сценарный план, программа и порядок выступления распечатывается в достаточном количестве для руководителей творческих коллективов, звукооператоров, рабочих сцены и др. Перед началом концерта она вывешивается в гримерках, за кулисами и во всех доступных местах, чтобы и юные артисты, и педагоги в любой момент в любом месте, подняв глаза, могли узнать, какой концертный номер идет на сцене в данный момент и когда свой выход. Музыкальное оформление, оформление сцены, костюмы и декорации, световые и звуковые эффекты - все это важные составляющие успешного 3
проведения творческого отчета. С внедрением новых информационных технологий даже у маленького сельского учреждения появилась замечательная возможность использовать мультимедийные презентации. Название мероприятия, фотографии, цифры, сопровождающие выступление директора в торжественной части, зрительный ряд картинок, сопровождающих сюжетную линию, названия концертных номеров, исполнителей, руководителей, информация о выступающих коллективах - все выносится на экран проектора. Технические возможности мультимедийной презентации велики, но «увлекаться» эффектами, анимацией не стоит, чтоб не отвлекать зрителя от главного – того, что происходит на сцене. Информация на экране проектора лишь дополняет, поясняет и усиливает содержание события на сцене. Появляться она должна своевременно, чтобы зритель не думал, к чему это фото или цифра, название концертного номера. Одним словом, мультимедийное сопровождение должно помогать, а не мешать восприятию зрителей. В огромных городских Дворцах детского творчества или в больших арендуемых концертных залах технические возможности, конечно же, огромные, но в меленьком сельском учреждении наличие мультимедийного сопровождения очень даже актуально. Следующим составляющим успешного проведения театрализованной составляющей творческого отчета является подбор артистов на те или иные роли. Большинство ролей, конечно же, играют учащиеся театральной студии, но отдельные роли могут исполнять и педагоги. Репетиции проходят удивительно. Взрослые и дети становятся партнерами, работают на равных. Учатся друг у друга, ведь и взрослым есть чему поучиться у детей. Такое сотрудничество тоже воспитывает. Режиссером театрализованной части творческого отчета является руководитель театральной студии, работа которого проходит в тесном сотрудничестве с педагогом-организатором - автором идеи и сценария. Важно все задумки воплотить в реальность именно так, как представлялось. Поэтому работа на «одной волне» очень нужна для успешного результата. Мы вместе обсуждаем проект нашего главного мероприятия, подбираем музыку, костюмы, делимся своими мыслями, т.е. работаем в команде. И результат - на творческих отчетах ЦДТ всегда полный аншлаг. Зрители - а это учителя, родители, друзья, одноклассники наших воспитанников - каждый раз восхищаются увиденным, благодарят за огромный труд, удивляются нашим находкам, открывают по-новому своих детей. Часто бывает, когда зрители тайком смахивают слезы от переполняющих эмоций. Это, пожалуй, главная благодарность. Значит, мы достучались до сердец, смогли задеть струны души и донесли до зрителя ту глобальную идею, которую задумали, которая волнует нас. Наши творческие 4
отчеты всегда с нетерпением ждут и зрители, и учащиеся, и педагоги, жители поселка. И в завершение немного лирики. Я люблю пройтись по коридору Центра в дни подготовки к Творческому отчету, к нашему главному мероприятию. В Центре царит особая, немного волнующая и в то же время деловая, творческая атмосфера. Центр напоминает улей с трудолюбивыми пчелками. За одной дверью слышно, как поют вокалисты, репетируя финальную песню, из другой двери доносятся звуки музыки и «раз, два, три – поворот» хореографа. А тут стучат молотком, а там шлифуют деревянную доску – готовят к выставке работы. Везде кипит работа! Ведь готовится серьезное событие - своеобразный экзамен, который держит наш детско-взрослый коллектив. И каждый год мы успешно справляемся с поставленной задачей. 5


В раздел образования