Автор: Носова Екатерина Геннадьевна Должность: преподаватель информатики и математики Учебное заведение: ГБПОУ Сочинский медицинский колледж Населённый пункт: г. Сочи Наименование материала: Научно-исследовательская работа Тема: КОМПЬЮТЕРНАЯ ЗАВИСИМОСТЬ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ Раздел: среднее профессиональное
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Сочинский медицинский колледж»
министерства здравоохранения Краснодарского края
НАУЧНО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА
ТЕМА: «КОМПЬЮТЕРНАЯ ЗАВИСИМОСТЬ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ»
Студентки 1 курса
Отделения «Сестринское дело»
Чиковани Марика
Руководитель работы – Носова Екатерина Геннадьевна
Сочи 2016 г.
Содержание
Введение...................................................................................................................3
Актуальность работы……………………………………………………………..3
Основная часть………………………………………………..…………………...5
Гл. 1. Сущность понятия «компьютерная зависимость». Виды компьютерной
зависимости ……………….. ....................................................................................5
Гл. 2. Причины компьютерной зависимости........................................................7
Гл. 3. Симптомы компьютерной зависимости………..........................................8
Практическая часть.................................................................................................9
Гл. 1. Анализ компьютерной зависимости у детей и подростов …...................9
Гл. 2. Профилактика и лечение компьютерной зависимости...........................11
Гл. 3. «Игры нашего двора…...……………….....................................................13
Заключение.............................................................................................................16
Список литературы................................................................................................17
Приложение.
Тест для определения компьютерной зависимости
…...18
2
Введение
Компьютерные технологии, войдя в нашу повседневную жизнь, стали
неотъемлемой частью современной жизни, а также своеобразным «мостом»,
соединяющим имеющиеся научные разработки и новейшие идеи будущих
проектов. Вместе с тем, глобальная компьютеризация привносит в нашу
жизнь не только положительные, но и отрицательные аспекты. Без сомнения,
любая
сфера
общественной
и
промышленной
деятельности
получила
дополнительные
возможности
развития
с
помощью
компьютера
и
сети
Интернета. Но,
с
другой
стороны,
компьютер
может
стать
причиной
серьезных проблем, главная из которых – зависимость, возникающая как у
взрослых людей, так, что тревожит гораздо больше – у детей и подростков.
Компьютерная
зависимость
является
серьезной
проблемой,
затрагивающая все большее и большее количество людей.
Актуальность
данной
проблемы,
повсеместность
использования
компьютеров, в том числе и для обучения и развлечения детей практически
любого возраста обусловила выбор нашей темы: «Компьютерная зависимость
у детей и подростков».
Таким
образом,
очевидно,
выражена
практическая
потребность
в
решении
проблемы
компьютерной
зависимости
у
детей
и
подростков,
создание
разработок,
направленных
на
профилактику
данного
вида
зависимости.
Цель
работы:
выявить
особенности
компьютерной
зависимости
у
детей и подростков и определить пути решения этой проблемы.
Данная цель может быть достигнута посредствам решения следующих
задач.
Задачи исследования:
1.
Рассмотреть
понятие
«компьютерная
зависимость»
в
современной
литературе.
3
2.
Проанализировать признаки, причины компьютерной зависимости у
детей и подростков.
3.
Найти возможные пути решения проблемы компьютерной зависимости.
4.
Разработать
программу
«Игры
нашего
двора»
по
профилактике
и
коррекции компьютерной зависимости у детей и подростков.
Теоретическая значимость работы состоит в обоснованном изложении
вопросов компьютерной зависимости у детей и подростков.
Практическая
значимость
работы
заключается
в
разработке
программы направленная
на
профилактику
компьютерной
зависимости
у
детей и подростков.
Основная часть.
4
Гл. 1. Сущность понятия «компьютерная зависимость». Виды
компьютерной зависимости.
О компьютерной зависимости впервые стали говорить в начале 80-х
годов прошлого столетия, однако многие специалисты до сих пор этот термин
не вполне признают. Человек любого возраста или социального положения
может
стать
жертвой
компьютерной
зависимости.
Особенно
тревожащим
остается
тот
факт,
что
компьютерному
пристрастию
чаще
становятся
подвержены подростки, однако самыми уязвимыми всегда будут дети.
Компьютерная зависимость у детей и подростков – это пристрастие к
компьютеру с максимальным времяпрепровождением за ним и намеренный
уход в виртуальную реальность с потерей интереса к другим занятиям.
Компьютерная зависимость - болезнь не менее серьезная, чем другие,
более
известные:
наркомания
или
алкоголизм.
Здесь
действуют
похожие
механизмы.
В настоящее время выделяют 5 видов компьютерной зависимости:
1.
Самым распространенным видом зависимости считается
необходимость в беспрерывном общении. Это могут быть форумы,
социальные сети и различные чаты.
2.
Информационная интернет-зависимость (онлайн серфинг), или
непреодолимая нужда в постоянном потоке информации, заставляет
человека бесконечно путешествовать по Сети.
3.
Следующий вид зависимости – игровая зависимость. Это когда человек
подсаживается и не может оторваться от онлайн игр.
4.
Зависимость, связанная с азартными онлайн-играми во многом схожа с
обычным пристрастием к игре на деньги.
5.
Еще одной разновидностью зависимости является так называемое
киберсексуальное влечение – это навязчивая тяга к просмотру
порнофильмов в сети и занятию киберсексом.
По материалам статистических данных можно проследить следующие
тенденции.
5
0%
10%
20%
30%
40%
50%
60%
70%
80%
90%
100%
3-6 лет
7 -10 лет
11 - 14 лет
15 - 18 лет
Перечень основных видов зависимостей от компьютера можно
расширить, добавив туда: хакерство; непроизвольную тягу к покупкам
вещей на интернет-аукционах и в онлайн-магазинах; бесконечное
скачивание с торрент трекеров видео и аудио материалов в целях создания
собственной базы и т.д.
Гл. 2. Причины компьютерной зависимости у детей и подростков.
Компьютеры
сопровождают
малышей
всегда,
даже
успокоить
становиться простым делом, если включить простую игру или мультик и
ребенок сразу затихает. Зачастую малыш видит, как за компьютеров сидят
6
мама и папа, а бывает, и спорят, кто его займет. Таким образом, компьютер
для
крохи
становиться
объектом
вожделения,
а
затем
превращается
в
предмет,
без
которого
очень
сложно
обойтись.
Ведь,
где
можно
найти
любимые мультики или забавные картинки? Конечно в интернете. В школе
также давно уже перешли на компьютеризированное обучение. Родители, дав
неограниченный доступ к компьютеру, в первое время радуются, что ребенок
всегда находится дома, спокойно сидит, не мешает заниматься своими делами
и отдыхать. Казалось бы, в этом нет ничего плохого, ведь чем раньше человек
познает
основы
с
работы
компьютером,
тем
будет
лучше,
но
имеется
тревожащая
статистика,
свидетельствующая
о
новом
заболевании
–
компьютерной зависимости. Это связывают с тем, что подростковая психика
еще
не
сформировалась
и
является
очень
уязвимой,
ведь
неспроста
подростки мгновенно пристращаются к вредным привычкам. Для подростка,
как
для
мыслящей
личности,
большое
значение
приобретает
доступ
к
информации, а чем он шире, тем наиболее притягателен.
Гл. 3. Симптомы компьютерной зависимости у детей и подростков.
У
ребенка
быстро
меняется
настроение,
восприятие
окружающего
мира, распорядок дня. Компьютерные игры заменяют еду и сон, реальное
общение
с
товарищами.
Появляет ся
быст рая
у т о м л я е м о с т ь ,
7
раздражительность,
замкнутость,
скрытость,
агрессивность.
Ребенок,
проводящий много времени за монитором, забывает о своих обязанностях,
домашних делах, об учебе, встречах, договоренностях, гигиене и испытывает
ощущение эмоционального подъема во время игры.
С и м п том ы
и г р ома н и и
у
д е т е й
в к л юч а ют
н а р а с т а ю щ и е
времяпрепровождение за монитором, полное сосредоточение на игре, отказ
проводить
время
с
друзьями,
неспособность
контролировать
себя,
не
сдерживание обещания перед родителями об окончании игры, забывчивость,
синдром
отмены
–
невозможность
сесть
за
монитор
вызывает
ярость,
агрессию, плач, замкнутость.
Отдельно
отмечают
физические
симптомы
у
страдающих
от
пристрастия к компьютеру. Это головная боль, сухость в глазах, боль в спине,
уменьшение веса, изменение режима сна.
Практическая часть.
Гл. 1. Анализ компьютерной зависимости у детей и подростов
Для
исследования
компьютерной
зависимости
у
подростков
я
использовала
тест
для
определения
компьютерной
зависимости,
8
разработанный
К.Янг.
Тест
предлагает
двадцать
вопросов,
на
которые
требуется отвечать в соответствии со шкалой. За ответ "нет" - 1 балл, за ответ
"да" - 2 балла. (Приложение 1)
Таким
образом,
метод
выделяет
четыре
уровня
компьютерной
зависимости:
До 10 баллов - 0 % риска развития компьютерной зависимости;
-20 балла - стадия увлеченности;
-30 баллов - риск развития компьютерной зависимости.
более 30 баллов - наличие компьютерной зависимости.
В опросе принимали участие учащиеся различных школ 1-3-х, 5-6-х, 7-
8-х, 9-10-х классов, всего 76 человек, из них 41 мальчик и 35 девочки:
девочки
мальчики
1-3 классы
5 участниц
7 участников
5-6 классы
9 участниц
11 участников
7-8 классы
10 участниц
13 участников
9-10 классы
11 участниц
10 участников
Такой выборки респондентов оказалось достаточно для того, чтобы
составить представление о компьютерной зависимости у детей и подростов.
После проведения теста-опросника получены следующие результаты.
6 % опрошенных выявлено наличие компьютерной зависимости.
46 % опрошенных на стадии увлеченности. На этом этапе можно
пронаблюдать сильную утомляемость подростка, но, тем не менее,
уже существует тяга к компьютеру.
39 % с риском развития компьютерной зависимости. На этой стадии
необходимо провести профилактические программы.
9 % отсутствие компьютерной зависимости. То есть, подростку не
угрожает "общение" с компьютером, он может ограничивать свое
время.
Таким образом, стало понятно, что половина опрошенных находятся в
группе риска, могут являться зависимыми от компьютера. На основе этих
данных я разработала материал под названием «Игры нашего двора».
9
Гл. 2. Профилактика и лечение компьютерной зависимости у детей
На
основании
изученных
материалов
источников
можно
выделить
следующее рекомендации родителям:
Проводить как можно больше времени с ребенком, интересоваться
его жизнью;
Прививать детям вкус к общим занятиям, общению, развлечения, не
имеющих ничего общего с компьютером;
Культивировать в семье спорт, творчество;
10
Не разрешать слишком рано овладевать компьютером, необходимо
учить малыша развлекаться другими различными способами;
Знакомство с компьютером начинать лучше всего с 5 лет, однако, без
формирования компьютерной культуры;
Договориться
с
ребенком
о
четком
регламенте
работы
за
компьютером. Важно быть последовательным, и не уменьшать и не
увеличивать оговоренное время;
Необходимо
придерживаться
принципа:
нельзя
ребенку,
значит
нельзя и родителям;
В случае если отец любит игры, и играет в них часто и подолгу, то
очень сложно будет отучить своего ребенка от компьютера. Ребенок
никогда
не
будет
слышать
слова.
Он
видит
только
поступки
взрослых
и
если
увлеченные
родители
творческие
люди,
то
у
ребенка стать таким же будет больше шансов;
Необходимо, чтобы ребенок понимал, что компьютеры необходимы
взрослым
для
работы,
поэтому
родители
могут
долго
сидеть
за
компьютером;
Взрослым
необходимо
не
препятствовать
общению
ребенка
с
друзьями вне дома;
Важно прививать вкус ребенка к логическим, развивающим играм и
играть вместе;
Не следует торопиться покупать ребенку личный компьютер;
Так же родителям следует неукоснительно контролировать
нормы работы ребенка за компьютером.
Возраст
Максимальное время
непрерывной работы
Максимальное
время работы в день
Максимальная
кратность в неделю
7 лет
15 мин.
30 мин.
1 – 2 раза
8 лет
25 мин.
40 мин.
2 – 3 раза
9 лет
25 мин.
50 мин.
2 – 3 раза
10 лет
30 мин.
60 мин.
2 – 3 раза
11 лет
35 мин.
70 мин.
3 – 4 раза
12 лет
35 мин.
70 мин.
3 – 4 раза
13 лет
40 мин.
80 мин.
3 – 5 раз
14 лет
45 мин.
90 мин.
4 – 5 раз
15 лет
45 мин.
100 мин.
4 – 6 раз
16 лет
45 мин.
120 мин.
5 – 6 раз
11
«Игры нашего двора»
Зачастую
современные
дети
не
могут
самостоятельно
«придумать»
игру
во
дворе.
Я
постаралась
предложить
несколько
игр,
различной
направленности, с целью перенаправить их внимание, используя подвижные
игры, под названием «Игры нашего двора». Так же были подготовлены и
розданы на улицах города флайры.
1.
Подвижная игра на сообразительность.
Название игры: Три, тринадцать, тридцать.
Расположение игроков (графическое изображение):
Описание игры:
12
Участники игры заранее оговаривают какое из чисел – какое действие
обозначает: три, тринадцать, тридцать.
Игроки строятся в шеренгу на расстоянии вытянутых в стороны рук.
Если водящий говорит «три» - все игроки должны поднять руки вверх, а сам
вытягивает руки вперед, при слове «тринадцать» - руки на пояс, а водящий
руки в стороны, при слове «тридцать» - руки вперед и т.д. (Можно придумать
самые разные движения)
Игроки должны быстро выполнить соответствующие движения.
Правила игры:
1.
Участники заранее договариваются - какое из чисел – какое действие
обозначает
2.
Игроки строятся в шеренгу на расстоянии вытянутых в стороны рук
3.
Водящий называет определенное число – участники должны быстро
выполнить соответствующее действие
4.
Водящий может называть числа в любом порядке
5.
Игрок, допустивший ошибку, отходит на один шаг назад и там
продолжает игру
6.
Выигрывает тот, кто по окончании игры останется на исходной
позиции.
2.
Подвижная игра на внимание.
Название игры: Мячик кверху.
Расположение игроков (графическое изображение):
Описание игры:
Участники игры встают в круг, водящий идет в середину круга и
бросает мяч со словами: «Мячик кверху!»
Играющие в это время стараются
как
можно
дальше
отбежать
от
центра
круга.
Водящий
ловит
мяч
и
кричит: «Стой!» Все должны остановиться, а водящий, не сходя с места,
13
бросает мяч в того, кто стоит ближе всех к нему. Запятнанный становится
водящим.
Если
же
водящий
промахнулся,
то
остается
им
вновь
и
игра
продолжается.
Правила игры:
1.
Водящий бросает мяч как можно выше и только после слов: «Мячик
кверху!»
2.
Водящему разрешается ловить мяч и с одного отскока от земли.
3.
Если кто-то из играющих после слов «Стой!» продолжал двигаться, то
он должен сделать три шага в сторону водящего.
4.
Убегая
от
водящего,
дети
не
должны
прятаться
за
постройки
или
деревья.
3.
Подвижная игра для регулирования эмоционального состояния.
Название игры: Мяч среднему.
Расположение игроков (графическое изображение):
Описание игры:
Для проведения игры требуются два баскетбольных мяча или
волейбольных. Играющие деляться на две равных команды, и каждая из них
выстраивается по кругу на расстоянии вытянутых рук, или пошире. Первые
номера становятся в середину своих кругов с мячом в руках. По сигналу
руководителя центральные игроки, находящиеся в кругах, бросают мяч
вторым номерам, получают от них обратно, бросают третьим, также
получают обратно и т.д. Когда центральный игрок получит мяч от последнего
(по нумерации) игрока, он передаёт его второму игроку и меняется с ним
местом. Второй игрок становится в середину круга и также начинает игру:
14
перебрасывает мяч третьему игроку, получает от него, передаёт четвёртому и
т.д. Игра заканчивается, когда все побывают в роли центрового игрока.
Правила игры:
1.
Передавать мяч можно любым заранее установленным способом: одной
или двумя руками, снизу, от груди, из-за головы, с ударом мяча о землю,
волейбольным пасом, передачей мяча ногой по земле.
2.
Мяч перебрасывается всем игрокам в строгой последовательности.
3.
Тот, кто уронит мяч или не поймает его, должен сам его поднять и
продолжить игру.
4.
Очередной центровой игрок может начинать передачу мяча, как только
поймает его от предыдущего центрового.
Заключение
Выводы:
1.
По
материалам
различных
источников
компьютерная
зависимость встречается у 6 % детей и подростков.
2.
Часто причиной зависимости являются:
Недостаток внимания со стороны родителей;
Неуверенность в себе;
Желание уйти из реального мира.
3.
Процесс «обратного движения», т.е. от компьютера к реальной
активной жизни очень сложен и долог, поэтому следует искать
пути раннего переключения внимания.
15
Список литературы
1.
Бубеев Ю.А., Романов А.И., Козлов В.В. Игровая
зависимость: механизмы, диагностика и реабилитация. – М.: Слово, 2008
2.
Войскунский А. Е. Зависимость от Интернета: актуарная
проблема // Журн. неврологии и психиатрии. - 2005. -№ 3.
3.
Статья детского психолога, психотерапевта Шутовой Н. В.
«Проблема компьютерной зависимости»
4.
Портал «In Victory», обсуждение «Компьютерная зависимость
у детей» от 11.12.2011
5.
Проект «Детские ботаники. Растим детей правильно», статья
«Компьютерная зависимость у детей и подростков» от 04.06.2012
6.
Юрьева Л. Н., Больбот Т. Ю. «Компьютерная зависимость:
формирование, диагностика, коррекция и профилактика: Монография.»
Днепропетровск, 2006
16
Приложение
Тест для определения компьютерной зависимости разработанный
Кимберли Янг.
(За ответ "нет" - 1 балл, за ответ "да" - 2 балла)
1.
Вы испытываете эйфорию, хорошее настроение когда работаете за
компьютером?
2.
В последнее время требуется все больше и больше времени, чтобы достичь
этого состояния
3.
У Вас бывает чувство опустошенности, плохое настроение или
раздражительность, когда Вы не за компьютером?
4.
У Вас есть боли в запястьях?
5.
Вы пропускали встречу с кем-либо из-за того, что были заняты компьютером
(несрочные дела)?
6.
Вы проводите 3 и более часов в интернете в день?
7.
Вы заходите в чаты, просматриваете сайты, не имеющие отношения к вашей
основной работе за компьютером?
8.
Работая online Вы пропускали прием пищи (завтрак, обед или ужин)?
9.
Вам легче общаться с людьми через интернет, нежели лицом к лицу?
10.Ваши друзья или родственники говорили Вам, что Вы слишком много
времени проводите в интернете?
11.Вы регулярно загружаете порнографические материалы из интернета?
17
12.Вы отмечаете ухудшение в учебе или уменьшение знаний по основной
работе?
13.У Вас были неудачные попытки ограничить время работы за компьютером?
14.Вы ощущаете онемение в мизинце во время работы за компьютером?
15.Вы говорили другим, что проводите за компьютером немного времени,хотя
это не так?
16.Вы отмечаете регулярные боли в спине (чаще чем 1 раз в неделю)?
17.В последнее время Вас беспокоит сухость глаз?
18.В последнее время у Вас было сильное желание быть в онлайн?
19.Для того, чтобы больше побыть в online Вы переставали мыться или бриться?
20.С того времени, как Вы используете интернет, у Вас появились нарушения
сна: долгое засыпание, бессонница, беспокойный сон?
18