Авторы: Усков Олег Романович, Сингаевский Антон Сергеевич
Должность: Преподаватель ОД (ФК) Пермского СВУ и Руководитель ОД (ФК) Пермского СВУ
Учебное заведение: ФГКОУ «Пермское суворовское военное училище Минобороны России»
Населённый пункт: ЗАТО Звездный, Пермский край
Наименование материала: статья
Тема: «Применение профессионально – прикладных упражнений на уроках физической культуры»
Раздел: полное образование
«Применение профессионально – прикладных упражнений на уроках
физической культуры»
Материал
пишется
преимущественно
для
классов
с
уклоном
подготовки к военной профессии и поступлению в ВВУЗы России. На уроках
физической культуры при связи с предметом ОБЖ (по темам подготовки к
военной службе) возможно проводить уроки или отдельные учебные вопросы
с
применением
профессионально
–
прикладных
упражнений.
Профессионально – прикладные элементы преимущественно лучше внедрять
в уроки 9 – 11 классов.
При планировании необходимо учесть учебно - материальную базу
учебного заведения, количество обучающихся в классах, уровень физической
подготовки.
Профессионально
–
прикладные
упражнения
на
уроках
физической культуры преимущественно связаны с развитием физических
качеств, прописанных в приказе министра обороны РФ от 20 апреля 2023 г.
№ 230 "Об утверждении Наставления по физической подготовке в
Вооруженных
Силах
Российской
Федерации"
–
силы,
быстроты,
выносливости, ловкости.
В подготовительную часть занятия включаются строевые приемы на
месте и в движении, действия по внезапным командам такие как «воздух» и
«в укрытие».
На
уроках
по
гимнастике
можно
проводить
переползания
по-
пластунски различными способами, кувырки, переноску раненного или груза
различными
способами
на
определенные
расстояния
и
на
время,
преодолевать имитацию препятствий снизу и сверху гимнастических коня и
козла, брусья и пр.
На уроках по легкой атлетике возможно проводить метание мячей для
тенниса на точность, имитацию гранат на точность и дальность, короткие
перебежки на 10 - 30 метров и имитацию положения для стрельбы лежа или с
колена, подготовку организма для выполнения данного упражнения можно
включить в специально-беговые упражнения: сгибание и разгибание рук в
упоре лёжа и прыжок вперед толчком двумя ногами, данное упражнение
выполняется на 15-30 метров без перерывов в выполнении. Также к
профессионально – прикладным упражнениям можно отнести бег в составе
подразделения на расстояния от километра с преодолением препятствий, к
примеру в виде легкоатлетических барьеров.
На уроках по спортивным играм преимущественно лучше вводить
подвижные игры, развивающие ловкость и способность быстро оценивать и
ориентироваться в окружающей обстановке. К примеру «охотники и утки» -
игра по типу «вышибала», только игроки с мячами находятся вокруг
площадки, а остальные внутри, тем самым смотреть за мячами нужно на 360
градусов. Также обучающим будут интересны подвижные игры с элементами
борьбы: перетягивание за линию соперника с хватом за предплечье одной
рукой в парах и прыжки на одной ноге с руками за спиной с задачей вывести
соперника из равновесия. Также «пятнашки»: в упоре лежа дотронуться до
запястья соперника как можно большее количество раз, руки можно убирать
и двигаться назад вперед, но не выводить соперника из равновесия.
На уроках по лыжам лучше преимущественно проводить ходьбу
колоннами по неподготовленной трассе, различным маршрутам с обходом
имитированных препятствий, занятие высот на скорость, ходьбу по целине
при возможности.
Лучше всего проводить комплексные занятия, внедряющие в себя
несколько профессионально – прикладных упражнений. Перед занятием
необходимо объяснять обучающимся где оно может пригодиться на военной
службе, в каких ситуациях и боевой обстановке, в конце занятия должна
проводиться рефлексия и обучающимся нужно ответить на вопросы
преподавателя по проведенному уроку, поняли ли они для чего это нужно или
нет, как их организм отреагировал на нагрузку, что необычного они узнали и
какой навык начал формироваться.