Авторы: Сальникова Екатерина Михайловна, Страдина Марианна Васильевна
Должность: методист, педагог дполнительнього образования
Учебное заведение: МОУ ДО ЦВР "Приоритет"
Населённый пункт: город Ярославль
Наименование материала: Статья
Тема: Использование техники «Капелька» для обучения навыкам художественной росписи по дереву
Раздел: дополнительное образование
Название:
Использование
техники
«Капелька»
для
обучения навыкам художественной росписи по дереву
Сальникова Екатерина Михайловна, методист
Страдина Марианна Васильевна, педагог дополнительного образования
Аннотация: В статье рассказывается о
технике «Капелька», которую
использует
в
своей
работе
Страдина
Марианна
Васильевна,
педагога
дополнительного образования Центра внешкольной работы «Приоритет».
О
том,
как
используя
данную
технику,
сделать
традиционные
этапы
рисования намного проще.
По мнению психологов, развивать творческие способности необходимо
каждому человеку. Творчески развитый человек более самостоятельный в
своих суждениях. У него более высокая работоспособность. При развитии
творческих способностей развиваются эмоциональная сфера, чувства и душа.
А если будут развиты эмоции, то будет развиваться и мышление.
Думающий и
чувствующий человек
–
это и
есть
человек, способный к
саморазвитию,
самообразованию,
самоопределению,
самореализации
социальной адаптации, которого и должна выпускать в мир современная
школа.
В философском словаре под редакцией Фролова, творчеством принято
обозначать деятельность, порождающее нечто качественно новое, никогда
ранее не существующее. Например, творчески думающий человек изобрел:
колесо,
закон
всемирного
тяготения,
новые
произведения
искусства,
увеличение производительности труда и многое другое. Всё это примеры
творческой деятельности.
В
психологическом
плане
творчество
–
это
деятельность
способствующая
созданию,
открытию
чего-либо
ранее
известного
для
данного субъекта. То есть в данном случае характер творчества связан с
открытием, имеющим значения только для конкретного ребенка, в то время
как это «открытие» давно известно другим людям. Тем самым ребенок сам
для себя открывает мир, радуется, переживает, общается, ищет пути решения
проблем или ухода от них.
Задача
педагога
–
помочь
развить
ребенку
свой
творческий
потенциал.
Каждый педагог выбирает свои методы развития воображения (фантазии),
интуиции, трудолюбия и поиску вдохновения. Помочь преодолеть страх и
неуверенность.
Именно
эту
задачу
реализует
педагог
дополнительного образования
муниципального образовательного учреждения ЦВР «Приоритет» Страдина
Марианна
Васильевна,
через
дополнительную
общеобразовательную
общеразвивающую программу
«Роспись по
дереву».
Новизна программы заключается в том, что в отличие
от
обучения
навыкам
художественной
росписи
по
дереву,
в
программе
используются
принципы
арт-
терапии,
песочной
терапии,
предполагающие
проявление
спонтанности
и
активности
ребенка,
свободное самовыражение чувств и мыслей учащихся.
А созданная педагогом техника «Капелька» намного
проще традиционных этапов рисования. Образ коня в
народных
промыслах,
в
городецкой
росписи
и
приемы
выполнения
городецкого
коня
считаются
самыми
сложными.
Но
используя
данную
технику
уже
сложные
элементы,
для
ребенка
кажутся
простыми,
занимательными, игровыми.
С помощь этой техники дети с 8 лет неплохо осваивают ремесло
художника
по
росписи.
За
три
года
достигают
уровня
и
начинают
расписывать
не
только
доски,
но
и
мебель.
Самостоятельно
выбирают
композицию и определяют цветовую гамму.
Рассмотрим технику «Капелька» на примере росписи Городецкого коня.
Городецкий конь в технике «Капелька».
1.
Вначале рисуем горизонтальную
каплю (туловище лошади)
2.
Примерно такого же размера
рисуем вертикальную каплю (грудь
и шея лошади).
3.
Сверху вертикальной капли
рисуем небольшую капельку (голова
лошади).
4.
Плавными линиями соединим
горизонтальную и вертикальную
капли, тем самым сформируем тело
лошади.
5.
С помощью двух вертикальных
капель рисуем задние ноги (бедра)
6.
Далее рисуем передние ноги
(бедра). Одна капля вертикальная,
вторая горизонтальная.
.
7.
С помощью линий удлиняем
ноги лошади
8.
Формируем лошадь,
дорисовываем ноги: утолщаем
бедра, дорисовываем голень и
копыта. Утолщаем шею,
дорисовываем голову и добавляем
второе ухо.
9.
Пририсовываем хвост
капелькою, добавляем хохолок и гриву
10.
Расписывание
городецкого коня гуашевыми
красками:
Сначала черной гуашью
раскрашиваем всю лошадь, оставляя
хвост, гриву и копыта не тронутыми
.
11.
Красной гуашью
раскрашиваем хвост, гриву и копыта.
Также красной гуашью рисуем седло,
сбрую.
12.
Белой гуашью делаем
разживку. Формируя морду лошади,
украшаем седло и сбрую узорами.
Фото работ: