Напоминание

Промежуточная аттестация по обществознанию в 7 классе


Автор: Стерхова Наталья Николаевна
Должность: учитель обществознания
Учебное заведение: МБОУ "Добрянская средняя общеобразовательная школа № 2"
Населённый пункт: город Добрянка Пермский край
Наименование материала: Контрольно-измерительный материал
Тема: Промежуточная аттестация по обществознанию в 7 классе
Дата публикации: 01.02.2024
Раздел: среднее образование





Назад




Контрольно-измерительный материал

по обществознанию

для проведения промежуточной аттестации

обучающихся 7 класса

Пояснительная записка

1.

Назначение

КИМ

оценить

уровень

общеобразовательной

подготовки

по

обществознанию

выпускников 7 классов МБОУ «ДСОШ №2» в целях промежуточной аттестации обучающихся.

2. Документы, определяющие содержание КИМ

Содержание КИМ определяется на основе федерального государственного образовательного стандарта

основного общего образования (приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897) с учётом Примерной

основной

образовательной программы

основного общего

образования

(одобрена

решением Федерального

учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 08.04.2015 № 1/15)).

В

КИМ

обеспечена

преемственность

проверяемого

содержания

с

федеральным

компонентом

государственного стандарта

основного

общего образования

по

обществознанию

(приказ

Минобразования

России от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных

стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»).

3. Подходы к отбору содержания, разработке структуры КИМ

Экзаменационная

модель

измерительных

материалов

по

обществознанию

отражает

интегральный

характер предмета: в совокупности задания охватывают основные содержательные линии обществоведческого

курса, базовые положения различных областей научного обществознания.

Объектами

контроля

выступают

требования

к

результатам

обучения,

закреплённые

во

ФГОС,

и

дидактические

единицы

знаний.

Это

широкий

спектр

предметных

умений,

способов

познавательной

деятельности и знания об обществе в единстве его сфер и базовых институтов, о социальных качествах

личности и об условиях их формирования, о важнейших экономических явлениях и процессах, о политике,

праве, социальных отношениях, духовной жизни общества.

Задания

КИМ

различаются

по

форме

и

уровню

сложности,

который

определяется

способом

познавательной

деятельности,

необходимым

для

выполнения

задания.

Выполнение

заданий

КИМ

предполагает

осуществление

таких

интеллектуальных

действий,

как:

распознавание,

воспроизведение

и

извлечение информации; классификация, систематизация, сравнение, конкретизация, применение знаний (по

образцу или в новом контексте); объяснение; аргументация; оценка и др. Задания повышенного и высокого

уровней сложности, в

отличие от

заданий базового

уровня, предполагают более сложную, как правило,

комплексную по своему

характеру познавательную деятельность.

Специфика предмета и социально-гуманитарного знания в целом учитывается

также

при

подборе

источников

информации,

используемых

в

экзаменационной

работе.

Это,

как

правило,

результаты

социологических

исследований,

адаптированные

тексты

из

публикаций

научно-популярного,

социально-

философского характера, извлечения из правовых актов.

4. Связь экзаменационной модели с КИМ

Задания

экзаменационной

модели

ОГЭ

по

своему

типу

аналогичны

заданиям

ОГЭ.

Этот

подход

представляется

вполне

оправданным,

поскольку

перечень

формируемых

умений,

базовые

компоненты

содержания в основной и старшей школе во многом совпадают. Кроме того, данный подход, учитывая роль

государственной

итоговой

аттестации

выпускников

основной

школы

в

формирующейся

общероссийской

системе оценки качества образования, позволяет обеспечить преемственность двух этапов государственной

итоговой аттестации.

Вместе с тем при разработке КИМ для ОГЭ учитывались познавательные возможности обучающихся

8 - х классов основной школы, объём и характер предъявляемого им учебного содержания по предмету. Это

предопределило особенности экзаменационной модели.

5. Характеристика структуры и содержания КИМ

Работа включает в себя 24 задания: 16 заданий с кратким ответом и 8 заданий с развёрнутым ответом.

К каждому заданию 2–4, 7–11, 13, 14, 16–18 предлагается четыре варианта ответа, из которых только один

правильный. Задание считается выполненным верно, если участник экзамена записал номер правильного

ответа. Задание считается невыполненным в следующих случаях: а) записан номер неправильного ответа; б)

записаны номера двух или более ответов, даже если среди них указан и номер правильного ответа; в) номер

ответа не записан.

В заданиях 15, 19 ответ даётся в виде последовательности цифр (например, 125), записанных без пробелов

и разделительных символов, а в задании 20 – в виде слова (словосочетания).

Ответы на задания 1, 5, 6, 12, 21–24 самостоятельно формулируются и записываются экзаменуемым в

развёрнутой форме. Проверка их выполнения проводится экспертами на основе специально разработанной

системы критериев.

Распределение заданий КИМ по типам с учётом максимального первичного балла за выполнение каждого

типа заданий даётся в таблице 1.

Таблица 1. Распределение заданий по частям КИМ

Тип заданий

Количество

заданий

Максимальный

первичный балл

Процент максимального первичного балла за

выполнение заданий данной части от максимального

первичного балла за всю работу, равного 37

1

С кратким ответом

16

17

45,9

2

С развёрнутым

ответом

8

20

54,1

Итого

24

37

100

6. Распределение заданий КИМ по содержанию, проверяемым умениям и способам деятельности

Каждое задание проверяет определённое умение.

Задание 1

– умение знать/понимать:

социальные свойства

человека, его взаимодействие с

другими

людьми; сущность общества как формы совместной деятельности людей; характерные черты и признаки

основных сфер жизни общества; содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные

отношения.

Задания 4, 9, 11, 14, 15, 18, 20 – умение объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов

(включая взаимодействия общества и природы, человека и общества, сфер общественной жизни, гражданина и

государства).

Задания 2, 3, 6, 8, 13, 17 – умение приводить примеры социальных объектов определённого типа,

социальных отношений, а также ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм, деятельности

людей

в

различных

сферах

И/ИЛИ

умение

решать

в

рамках

изученного

материала

познавательные

и

практические задачи, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека.

Задания

5

и

12

умения

осуществлять

поиск

социальной

информации

по

заданной

теме

из

фотоизображения и диаграммы/таблицы и оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм,

экономической рациональности.

Задания 7, 10, 16 – умение описывать основные социальные объекты, явления, процессы с выделением их

существенных признаков, структурных элементов и основных функций И/ИЛИ

умение решать

в рамках

изученного материала познавательные и практические задачи, отражающие типичные ситуации в различных

сферах деятельности человека.

Задание 19 – умение сравнивать социальные объекты, явления, процессы, их элементы и основные

функции, выявлять черты их сходства и различия.

Задания 21–24 объединены в составное задание с фрагментом адаптированного научно-популярного

текста

и

направлены

на

проверку

следующих

умений:

осуществлять

поиск

социальной

информации

по

заданной

теме

в

различных

её

источниках

(материалах

СМИ,

учебном

тексте,

других

адаптированных

источниках, статистических материалах, носителях аудиовизуальной информации и т.п.) (задания 21–23);

составлять

на

их

основе

план

(задание

21);

приводить

примеры

том

числе

моделировать

ситуации)

социальных объектов, явлений,

процессов определённого типа, их структурных

элементов

и

проявлений

основных функций разных типов социальных отношений и ситуаций, регулируемых различными видами

социальных

норм

деятельности

людей

в

разных

сферах

(задание

23);

анализировать,

обобщать,

систематизировать и конкретизировать социальную информацию из адаптированных источников, соотносить её

с собственными знаниями (задание 24). Распределение заданий по контролируемым требованиям представлено

в таблице 2.

Таблица 2. Распределение заданий КИМ по видам проверяемых умений и способам действий

Код

контролируемого

требования

Основные умения и способы действий

Количество

заданий

Знать/понимать:

1.1

социальные

свойства

человека,

его

взаимодействие

с

другими

людьми

1

1.2

сущность общества как формы совместной деятельности людей

1.3

характерные черты и признаки основных сфер жизни общества

1.4

содержание

и

значение

социальных

норм,

регулирующих

общественные отношения

Уметь:

2.1

описывать

основные

социальные

объекты,

выделяя

их

существенные

признаки,

человека

как

социально-деятельное

2–4

существо, основные социальные роли

2.2

сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке;

выявлять их общие черты и различия

1

2.3

объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая

взаимодействия общества и природы, человека и общества, сфер

общественной жизни, гражданина и государства)

8

2.4

Приводить

примеры

социальных

объектов

определённого

типа,

социальных отношений, а также

ситуаций, регулируемых различными

видами

социальных

норм,

деятельности людей в различных сферах

5

2.5

оценивать

поведение

людей

с

точки

зрения

социальных

норм,

экономической рациональности

2

2.6

решать

в

рамках

изученного

материала

познавательные

и

практические задачи, отражающие типичные ситуации в различных

сферах деятельности человека

4-

7

2.7

осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из

различных

её

носителей

(материалов

СМИ,

учебного

текста

и

других

адаптированных

источников,

включая

статистические

материалы)

6

Задания

представляют

следующие

разделы

курса:

«Человек и общество», «Экономика» (при этом

задание 6 проверяет знание основ финансовой грамотности), «Социальная

сфера».

На одной и

той

же

позиции

(задания

1,

5,

12,

15,

19–24)

в

различных вариантах КИМ находятся

задания одного уровня сложности, которые позволяют проверить одни и те же или сходные умения на

различных элементах содержания. Вместе с тем в каждом варианте устанавливается

такое сочетание заданий,

что в совокупности они представляют все традиционные разделы курса.

7. Распределение заданий КИМ по уровням сложности

В таблице 3 приведена информация о распределении заданий КИМ по уровням сложности.

Таблица 3. Распределение заданий КИМ по уровням сложности

Уровень

сложности заданий

Количе

ство заданий

Макси

мальный

первичный

балл

Процент

максимального

первичного

балла

за

выполнение

заданий

данного

уровня

сложности

от

максимального первичного балла за всю работу, равного

37

Базовый

14

19

51,4

Повышенный

8

13

35,1

Высокий

2

5

13,5

Итого

24

37

100

8. Продолжительность

На выполнение экзаменационной работы отводится 3 часа (180 минут).

9. Дополнительные материалы и оборудование

Перечень дополнительных материалов и оборудования, использование которых

разрешено

на

ОГЭ,

утверждается приказом Минпросвещения России и Рособрнадзора.

Дополнительные материалы и оборудование не используются.

10. Система

оценивания

выполнения

отдельных

заданий

и

работы в целом

Правильное выполнение каждого из заданий 2–4, 7–11, 13, 14, 16–20

оценивается 1 баллом.

Ответ на задание 15 оценивается по следующему принципу: 2 балла – нет ошибок; 1 балл – допущена

одна ошибка; 0 баллов – допущено две и более ошибки.

Ответы на задания 1, 5, 6, 12, 21–24 оцениваются в зависимости от полноты и правильности ответа.

За полное и правильное выполнение заданий 1, 6, 21, 22 и 24

выставляется по 2 балла, при неполном ответе – по 1 баллу.

За полное и правильное выполнение каждого из заданий 5 и 23 выставляется 3 балла. При неполном

выполнении, в зависимости от наличия требуемых компонентов ответа – 2 или 1 балл.

За полное и правильное выполнение задания 12 выставляется 4 балла. При неполном выполнении, в

зависимости от представленности требуемых компонентов ответа – 3, 2 или 1 балл.

Максимальный первичный балл за выполнение экзаменационной работы – 37.

Обобщённый план варианта КИМ

Уровни сложности заданий: Б – базовый; П – повышенный; В – высокий.

Требования к уровню подготовки

выпускников, проверяемому на

ОГЭ

Коды

проверяемых

требований к

уровню

подготовки (по

кодификатору)

Коды проверяемых

элементов

содержания (по

кодификатору)

Уровень

сложности

задания

Максимальный

балл за

выполнение

задания

Примерное

время

выполнения

задания

(мин.)

1

Знать/понимать: социальные

свойства человека, его

взаимодействие с другими людьми;

сущность общества как формы

совместной деятельности людей;

характерные черты и признаки

основных сфер жизни общества;

содержание и значение

социальных норм,

регулирующих

общественные

отношения

1.1–1.4

Различное

содержание в разных

вариантах 1.1–6.17

П

2

5–10

2

Описывать основные социальные

объекты, выделяя их

существенные признаки, человека

как социально- деятельное

существо, основные социальные

роли / приводить примеры

социальных объектов

определённого типа, социальных

отношений, а также ситуаций,

регулируемых различными видами

социальных норм, деятельности

людей в различных сферах /

решать в рамках изученного

материала познавательные и

практические задачи, отражающие

типичные ситуации в различных

сферах деятельности человека

2.1 /2.4/2.6

Человек и общество

1.1–1.8,

Сфера духовной

культуры 2.1–2.5

Б

1

2–3

3

Описывать основные социальные

объекты, выделяя их

существенные признаки, человека

как социально- деятельное

существо, основные социальные

роли / приводить примеры

социальных объектов

определённого типа, социальных

отношений, а также ситуаций,

регулируемых различными видами

социальных норм, деятельности

людей в различных сферах /

решать в рамках изученного

материала познавательные и

практические задачи, отражающие

типичные ситуации в различных

сферах деятельности человека

2.1 /2.4/2.6

Человек и общество

1.1–1.8,

Сфера духовной

культуры 2.1–2.5

П

1

2–3

4

Объяснять взаимосвязи изученных

социальных объектов (включая

взаимодействия общества и

природы, человека и общества,

сфер общественной жизни,

гражданина и государства)

2.3

Человек и

общество

1.1–1.8,

Сфера

духовной

культуры

2.1–2.5

Б

1

2–3

5

Осуществлять поиск социальной

информации по заданной теме из

2.5, 2.7

Различное

содержание в

Б

3

5–10

Требования к уровню подготовки

выпускников, проверяемому на

ОГЭ

Коды

проверяемых

требований к

уровню

подготовки (по

кодификатору)

Коды проверяемых

элементов

содержания (по

кодификатору)

Уровень

сложности

задания

Максимальный

балл за

выполнение

задания

Примерное

время

выполнения

задания

(мин.)

фотоизображения; оценивать

поведение людей с точки зрения

социальных норм, экономической

рациональности

разных

вариантах 1.1–

6.17

6

Решать в рамках изученного

материала познавательные и

практические задачи, отражающие

типичные ситуации в различных

сферах деятельности человека

(финансовая грамотность)

2.4/2.6

Экономика 3.13,

3.14

Б

2

5–10

7

Описывать основные социальные

объекты, выделяя их

существенные признаки, человека

как социально-деятельное

существо, основные социальные

роли

2.1

Экономика

3.1–3.12

Б

1

2–3

8

Приводить примеры социальных

объектов определённого типа,

социальных отношений, а также

ситуаций, регулируемых

различными видами социальных

норм,

деятельности

людей в различных сферах / решать в рамках изученного материала познавательные и практические задачи,

отражающие типичные ситуации в

различных сферах деятельности

человека

2.4/2.6

Экономика

3.1–3.12

Б

1

2–3

9

Объяснять взаимосвязи изученных

социальных объектов (включая

взаимодействия общества и

природы, человека и общества,

сфер общественной жизни,

гражданина и государства)

2.3

Экономика

3.1–3.12

П

1

2–3

10

Описывать основные социальные

объекты, выделяя их

существенные признаки, человека

как социально- деятельное

существо, основные социальные

роли / решать в рамках изученного

материала познавательные и

практические задачи, отражающие

типичные ситуации в различных

сферах деятельности человека

2.1/2.6

Социальные

отношения

4.1–4.6

Б

1

2–3

11

Объяснять взаимосвязи изученных

социальных объектов (включая

взаимодействия общества и

природы, человека и общества,

сфер общественной жизни,

гражданина и государства)

2.3

Социальные

отношения

4.1–4.6

П

1

2–3

12

Осуществлять поиск социальной

информации по заданной теме из

диаграммы/таблицы; оценивать

поведение людей с точки зрения

социальных норм, экономической

рациональности

2.5, 2.7

Различное

содержание в

разных вариантах

1.1–6.17

П

4

5–10

13

Описывать основные социальные

объекты, выделяя их

существенные признаки, человека

как социально- деятельное

существо, основные социальные

роли / решать в рамках изученного

материала познавательные и

практические задачи,

отражающие типичные

2.1/2.6

Сфера политики и

социального

управления 5.1–

5.10

Б

1

2–3

Требования к уровню подготовки

выпускников, проверяемому на

ОГЭ

Коды

проверяемых

требований к

уровню

подготовки (по

кодификатору)

Коды проверяемых

элементов

содержания (по

кодификатору)

Уровень

сложности

задания

Максимальный

балл за

выполнение

задания

Примерное

время

выполнения

задания

(мин.)

ситуации в различных сферах

деятельности человека

14

Объяснять взаимосвязи изученных

социальных объектов (включая

взаимодействия общества и

природы, человека и общества,

сфер общественной жизни,

гражданина и государства)

2.3

Сфера политики и

социального

управления 5.1–

5.10

П

1

2–3

15

Объяснять взаимосвязи изученных

социальных объектов (включая

взаимодействия общества и

природы, человека и общества,

сфер общественной жизни,

гражданина и государства)

2.3

Различное

содержание в

разных вариантах

1.1–6.17

Б

2

3–5

16

Описывать основные социальные

объекты, выделяя их

существенные признаки, человека

как социально-деятельное

существо, основные социальные

роли

2.1

Право

6.1, 6.2, 6.5–6.12,

6.14

Б

1

2–3

17

Приводить примеры социальных

объектов определённого типа,

социальных отношений, а также

ситуаций, регулируемых

различными видами социальных

норм, деятельности людей в

различных сферах / решать в

рамках изученного материала

познавательные и практические

задачи, отражающие типичные

ситуации в различных сферах

деятельности человека

2.4/2.6

Право

6.3, 6.4, 6.13, 6.15–

6.17

Б

1

2–3

18

Объяснять взаимосвязи изученных

социальных объектов (включая

взаимодействия общества и

природы, человека и общества,

сфер общественной жизни,

гражданина и государства)

2.3

Право

6.1–6.17

П

1

2–3

19

Сравнивать социальные объекты,

суждения об обществе и человеке;

выявлять их общие черты и

различия

2.2

Различное

содержание в

разных вариантах

1.1–6.17

Б

1

2–3

20

Объяснять взаимосвязи изученных

социальных объектов (включая

взаимодействия общества и

природы, человека и общества,

сфер общественной жизни,

гражданина и государства)

2.3

Различное

содержание в

разных вариантах

1.1–6.17

Б

1

2–3

21

Осуществлять

поиск

социальной

информации по заданной теме из

различных

её

носителей

(материалов

СМИ,

учебного

текста

и

других

адаптированных

источников)

2.7

Различное

содержание в

разных вариантах

1.1–6.17

П

2

10–15

22

Осуществлять поиск социальной

информации по заданной теме из

различных её носителей

(материалов СМИ, учебного

текста и других адаптированных

источников)

2.7

Б

2

5–10

23

Осуществлять поиск социальной

2.4, 2.7

В

3

5–10

Требования к уровню подготовки

выпускников, проверяемому на

ОГЭ

Коды

проверяемых

требований к

уровню

подготовки (по

кодификатору)

Коды проверяемых

элементов

содержания (по

кодификатору)

Уровень

сложности

задания

Максимальный

балл за

выполнение

задания

Примерное

время

выполнения

задания

(мин.)

информации по заданной теме из

различных её носителей

(материалов СМИ, учебного

текста и других адаптированных

источников); приводить примеры

социальных объектов

определённого типа, социальных

отношений, а также ситуаций,

регулируемых различными видами

социальных норм, деятельности

людей в различных сферах

24

Объяснять взаимосвязи изученных

социальных объектов (включая

взаимодействия общества и

природы, человека и общества,

сфер общественной жизни,

гражданина и государства) /

оценивать поведение людей с

точки зрения социальных норм,

экономической рациональности

2.3/2.7

В

2

5–10

Всего заданий – 24; из них

по типу заданий: с кратким ответом – 16; с развёрнутым ответом – 8;

по уровню сложности: Б – 14; П – 8; В – 2.

Максимальный первичный балл за работу – 37.

Общее время выполнения работы – 3 часа (180 минут)

ШКАЛА

пересчета первичного балла за выполнение экзаменационной работы

при проведении промежуточной аттестации в отметку по пятибалльной шкале

Учебный предмет

Отметка по

пятибалльной

шкале

Суммарный первичный балл за работу в

целом

Обществознание

«2»

0-13

«3»

14-23

«4»

24-31

«5»

32-37

1

Обществознание, 7 класс Промежуточная аттестация, 2023 г.

Вариант 1

Инструкция по выполнению работы

Экзаменационная работа включает в себя 24 задания: 16 заданий с кратким ответом и 8 заданий

с развёрнутым ответом.

На выполнение экзаменационной работы по обществознанию отводится 3 часа (180 минут).

Ответы к заданиям 2–4, 7–11, 13, 14, 16–18 записываются в виде одной цифры, которая соответствует

номеру правильного ответа. Ответом к заданиям 15, 19 является последовательность цифр. Ответом к

заданию 20 является слово (словосочетание). Ответы запишите без запятых, пробелов и прочих

символов.

Задания 1, 5, 6, 12, 21–24 предполагают развернутые ответы.

Для выполнения заданий 21–24 необходимо: выбрать нужную информацию из текста, раскрыть

(в том числе на примерах) его отдельные положения; соотнести сведения из текста со знаниями,

полученными при изучении курса; применить имеющиеся знания для анализа социальных ситуаций;

высказать и обосновать собственное мнение.

При выполнении заданий можно пользоваться черновиком. Записи в черновике, а также в

тексте контрольных измерительных материалов не учитываются при оценивании работы.

Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются.

Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.

Желаем успеха!

При ответах на задания 1, 5, 6 и 12 используйте черновик. Запишите сначала номер задания, а затем

ответ к нему. Затем перенесите ответ в бланк ответов. Ответы записывайте чётко и разборчиво.

Ответами

к

заданиям

2–4,

7–11,

13–20

являются

цифра,

последовательность

цифр

или

слово

(словосочетание). Ответы укажите в бланке ответов справа от номера соответствующего задания, без

пробелов, запятых и других дополнительных символов.

1

Какие два из перечисленных понятий используются в первую очередь при описании

социальной сферы общества?

Жизненные ориентиры; безработица; социальный статус; социальная норма;

образование.

Выпишите соответствующие понятия и раскройте смысл любого одного из них.

Ответ:

2

Что является отличительным признаком морали?

1)

отражает представления о добре и зле

2)

эмоционально воздействует на человека

3)

объясняет природные и общественные явления

4)

обращается к сверхъестественным силам

Ответ:

3

Какие отношения связаны преимущественно с политической сферой жизни общества?

1)  производителей и потребителей

2)  партий и государства

3)  родителей и детей

4)  писателей и читателей

2

Ответ:

4

Верны ли следующие суждения о социальных нормах?

А.  Все социальные нормы охраняются силой государства.

Б.  Социальные нормы по своему характеру могут быть запрещающими, разрешающими и

предписывающими.

1)

верно только А

2)

верно только Б

3)

верны оба суждения

4)

оба суждения неверны

Ответ:

5

Рассмотрите фотографию.

Следование какому виду социальных норм демонстрируют лица, изображенные на

иллюстрации? Используя обществоведческие знания, факты социальной жизни и личный

социальный опыт, сформулируйте два объяснения, почему важно соблюдать данный вид

социальных норм в повседневной жизни.

Ответ:______________________

6

15−летней

Александре

Е.

на

день

рождения

родители

подарили

5

тысяч

рублей.

Александра решила отложить подаренные средства и накопить на новый смартфон. По

совету отца она обратилась в банк X для открытия там вклада (депозита). С какого

возраста в России разрешено самостоятельно вносить денежные средства в кредитные

организации и распоряжаться ими? Что необходимо учесть Александре при выборе банка

и

предлагаемых

им

услуг,

чтобы

наиболее

рационально

разместить

свои

денежные

средства.

Ответ:______________________

7

К политическим правам (свободам) человека относится

1)

право собственности

2)

свобода вероисповедания

3)

избирательные права

4)

свобода передвижения

Ответ:

3

8

Верны ли следующие суждения об органах власти РФ?

А.

Правоохранительные органы РФ формируются путём всенародных выборов на основе

равного и прямого

Б.

Судебные органы РФ входят в систему исполнительной власти РФ.

1)

верно только А

2)

верно только Б

3)

верны оба суждения

4)

оба суждения неверны

Ответ:

9

К специфическим правам ребенка относится

1)

право на жизнь

2)

право жить в семье

3)

право собственности

4)

избирательные права

Ответ:

10

Правонарушение  — это

1)

противоправное, виновное, общественно опасное деяние, причиняющее вред

обществу

2)

поведение, нарушающее принятые в данном обществе этические правила

3)

деяние, наказанием за которое является лишение свободы

4)

общественное отношение, участники которого имеют определённые права и

юридические обязанности

Ответ:

11

Верны ли следующие суждения о разделении властей?

А.

Исполнительную власть осуществляет парламент.

Б.

Последовательное

соблюдение

принципа разделения

властей

является

одним

из

признаков тоталитарного государства.

1)

верно только А

2)

верно только Б

3)

верны оба суждения

4)

оба суждения неверны

Ответ:

12

Учёные опросили 23-летних работающих юношей и девушек страны Z. Им задавали

вопрос: «Зачем Вы работаете, какова Ваша трудовая мотивация?». Полученные результаты

(в % от числа опрошенных) представлены в виде диаграммы.

4

Сформулируйте выводы: а) о сходстве и б) о различии в позициях групп опрошенных.

Выскажите предположение о том, чем объясняется а) сходство и б) различие. Запишите

развёрнутый ответ.

Ответ:______________________

13

Парламент

наложил

вето

на

законопроект,

предложенный

монархом,

обратился

в

Конституционный

суд

с

просьбой

дать

заключение

о

соответствии

законопроекта

Конституции. В условиях какой формы правления возможна подобная ситуация?

1)

парламентской республики

2)

абсолютной монархии

3)

ограниченной монархии

4)

президентской республики

Ответ:

14

Представителем

какой

ветви

государственной

власти

является

председатель

правительства?

1)

законодательной

2)

исполнительной

3)

судебной

4)

муниципальной

Ответ:

15

Установите соответствие между примерами и видами прав человека. К каждому элементу,

данному в первом столбце, подберите элемент из второго столбца.

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

5

ПРИМЕРЫ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА

А)  свобода творчества

Б)  право на жизнь

В)  право на образование

Г)  право на демонстрации, митинги

Д)  право

на

охрану

здоровья

и

медицинскую помощь

ВИДЫ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА

1)  гражданские (личные) права

2)  политические права

3)  социально-экономические права

4)  культурные права

А

Б

В

Г

Д

Ответ:

16

Верны ли следующие суждения о государственной власти РФ?

А.

Федеральное Собрание  — парламент России  — состоит из двух палат.

Б.

Правительство РФ назначает на должность и освобождает от должности

Председателя Центрального банка РФ.

1)

верно только А

2)

верно только Б

3)

верны оба суждения

4)

оба суждения неверны

Ответ:

17

Административным проступком является

1)

угон автомобиля

2)

выгул собаки на детской площадке

3)

прогул рабочей смены без уважительной причины

4)

отказ уплатить арендную плату за съемную квартиру

Ответ:

18

Верны ли следующие суждения о форме государства?

А.

Формами правления являются монархия, республика.

Б.

Формами

государственно-территориального

устройства

являются

федерация,

унитарное государство, конфедерация.

1)

верно только А

2)

верно только Б

3)

верны оба суждения

4)

оба суждения неверны

Ответ:

19

Установите соответствие между проявлениями общественной жизни и сферами общества. К

каждому элементу, данному в первом столбце, подберите элемент из второго столбца.

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

ПРОЯВЛЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ

А)  выборы депутатов муниципального собрания

Б)  рост числа бракосочетаний

В)  открытие международного кинофестиваля

Г)  финансирование учреждений науки и культуры

СФЕРЫ ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА

1)  экономическая сфера

2)  политическая сфера

3)  социальная сфера

4)  духовная сфера

6

Д)  трансляция праздничного богослужения

Ответ:

А

Б

В

Г

Д

20

Заполните пропуск в таблице

Орган

государственной

власти

Полномочия

Президент

Назначение выборов

в Государственную Думу

Утверждение изменения границ между

субъектами Российской Федерации

Ответ:______________________

7

Прочитайте текст и выполните задания 21–24. Для записи ответов на задания сначала

используйте черновик. Запишите сначала номер задания, а затем развёрнутый ответ на него.

Ответы записывайте чётко и разборчиво.

Мы вступаем в век, в котором образование, знания, профессиональные навыки будут играть

определяющую роль в судьбе человека. Без знаний, кстати сказать, все усложняющихся, просто

нельзя будет работать, приносить пользу… Человек будет вносить новые идеи, думать над тем, над

чем не сможет думать машина. А для этого все больше нужна будет общая интеллигентность

человека, его способность создавать новое и, конечно, нравственная ответственность, которую никак

не сможет нести машина… на человека ляжет тяжелейшая и сложнейшая задача быть человеком не

просто, а человеком науки, человеком, нравственно отвечающим за все, что происходит в век машин

и роботов. Общее образование может создать человека будущего, человека творческого, созидателя

всего нового и нравственно отвечающего за все, что будет создаваться.

Учение – вот что сейчас нужно молодому человеку с самого малого возраста. Учиться нужно

всегда. До конца жизни не только учили, но и учились все крупнейшие ученые. Перестанешь учиться

– не сможешь и учить. Ибо знания все растут и усложняются. Нужно при этом помнить, что самое

благоприятное время для учения — молодость. Именно в молодости, в детстве, в отрочестве, в

юности ум человека наиболее восприимчив.

Умейте не терять времени на пустяки, на «отдых», который иногда утомляет больше, чем самая

тяжёлая

работа,

не

заполняйте

свой

светлый

разум

мутными

потоками

глупой

и

бесцельной

«информации». Берегите себя для учения, для приобретения знаний и навыков, которые только в

молодости вы освоите легко и быстро.

И вот тут я слышу тяжкий вздох молодого человека: какую же скучную жизнь вы предлагаете

нашей молодёжи! Только учиться. А где же отдых. развлечения? Что же, нам и не радоваться?

Да нет же. Приобретение навыков и знаний — это тот же спорт. Учение тяжело, когда мы не

умеем найти в нём радость. Надо любить учиться и формы отдыха и развлечений выбирать умные,

способные также чему-то научить, развить в нас какие-то способности, которые понадобятся в

жизни...

Учитесь любить учиться!

(Д.С. Лихачёв)

21

Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты и озаглавьте

каждый из них.

22

Как автор описывает роль человека в производстве в XXI в.? Какие качества, по его

мнению,

будут

необходимы

человеку?

(Укажите

любые

два

качества.)

Почему,

по

мнению автора, молодому человеку необходимо учиться с самого раннего возраста?

(Используя текст, укажите две причины.)

23

Какие

формы

отдыха

и

развлечений

автор

рекомендует

молодёжи?

Приведите

два

примера таких форм; в каждом случае укажите, какие качества развивает данная форма.

24

Автор полагает, что

«учиться нужно всегда». Используя текст и обществоведческие

знания, подтвердите двумя аргументами (объяснениями) необходимость непрерывного

образования на протяжении всей жизни человека.

1

Обществознание, 7 класс Промежуточная аттестация, 2023 г.

Вариант 2

Инструкция по выполнению работы

Экзаменационная работа включает в себя 24 задания: 16 заданий с кратким ответом и 8 заданий

с развёрнутым ответом.

На выполнение экзаменационной работы по обществознанию отводится 3 часа (180 минут).

Ответы к заданиям 2–4, 7–11, 13, 14, 16–18 записываются в виде одной цифры, которая соответствует

номеру правильного ответа. Ответом к заданиям 15, 19 является последовательность цифр. Ответом к

заданию 20 является слово (словосочетание). Ответы запишите без запятых, пробелов и прочих

символов.

Задания 1, 5, 6, 12, 21–24 предполагают развернутые ответы.

Для выполнения заданий 21–24 необходимо: выбрать нужную информацию из текста, раскрыть

(в том числе на примерах) его отдельные положения; соотнести сведения из текста со знаниями,

полученными при изучении курса; применить имеющиеся знания для анализа социальных ситуаций;

высказать и обосновать собственное мнение.

При выполнении заданий можно пользоваться черновиком. Записи в черновике, а также в

тексте контрольных измерительных материалов не учитываются при оценивании работы.

Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются.

Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.

Желаем успеха!

При ответах на задания 1, 5, 6 и 12 используйте черновик. Запишите сначала номер задания, а затем

ответ к нему. Затем перенесите ответ в бланк ответов. Ответы записывайте чётко и разборчиво.

Ответами

к

заданиям

2–4,

7–11,

13–20

являются

цифра,

последовательность

цифр

или

слово

(словосочетание). Ответы укажите в бланке ответов справа от номера соответствующего задания, без

пробелов, запятых и других дополнительных символов.

1

Какие два из перечисленных понятий используются в первую очередь при описании

экономической сферы общества?

Налоги; нация; образование; факторы производства; мораль.

Выпишите соответствующие понятия и раскройте смысл любого одного из них.

Ответ:

2

К социальным потребностям человека относятся потребности в

1)

физическом движении

2)

пище

3)

отдыхе

4)

общении

Ответ:

3

Верны ли следующие суждения о социальных нормах?

А.

Социальные нормы изменяются вместе с развитием общества.

Б.

Следование

социальным

нормам

обеспечивается

только

силой

общественного

мнения.

1)

верно только А

2)

верно только Б

3)

верны оба суждения

4)

оба суждения неверны

Ответ:

2

4

Верны ли следующие суждения об участии граждан в политической жизни?

А.  Граждане участвуют в политической жизни посредством выборов и референдумов.

Б.  Граждане

участвуют в политической жизни, направляя свои обращения в органы

государственной власти.

1)

верно только А

2)

верно только Б

3)

верны оба суждения

4)

оба суждения неверны

Ответ:

5

Рассмотрите фотографию.

Исполнение

какой

конституционной

обязанности

демонстрирует

молодой

человек,

изображенный

на

иллюстрации?

Используя

обществоведческие

знания,

факты

социальной жизни и личный социальный опыт, сформулируйте два объяснения, почему

необходимо исполнять конституционные обязанности.

Ответ:______________________

6

Полина Д. собиралась снять наличные деньги с карты в банкомате. В какой-то момент она

обратила внимание, что молодой человек, который стоял в очереди за ней, подошел очень

близко и внимательно следит за тем, что она будет набирать при снятии денег.

В чём состоит опасность данной ситуации для личных финансов Полины Д.? Как ей

правильно поступить в данной ситуации?

Ответ:______________________

7

Какое право человека относится к экономическим правам?

1)  

право на отдых

2)  

право собственности

3) 

право на неприкосновенность жилища

4) 

право на жизнь

Ответ:

3

8

Верны ли следующие суждения о Федеральном Собрании РФ?

А.

Федеральное Собрание является представительным и законодательным органом РФ.

Б.

Федеральное Собрание РФ состоит из двух палат.

1)

верно только А

2)

верно только Б

3)

верны оба суждения

4)

оба суждения неверны

Ответ:

9

Что является административным проступком?

1)

безбилетный проезд в метро

2)

угон автомобиля без цели его хищения

3)

кража дорогого мобильного телефона из магазина

4)

  нарушение трудового договора

Ответ:

10

Что относится к социальным правам человека?

1)

право на охрану здоровья и медицинскую помощь

2)

право на жизнь

3)

избирательные права

4)

 право собственности

Ответ:

11

Верны ли следующие суждения о разделении властей?

А.

Принцип

разделения

властей

является

одним

из

основополагающих

принципов

демократического устройства

Б.

Одно из важнейших условий принципа разделения властей связано с вопросом

распределения полномочий государственной власти, в котором полномочия ветвей

власти закреплены в конституции.

1)

верно только А

2)

верно только Б

3)

верны оба суждения

4)

оба суждения неверны

Ответ:

12

В странах Z и Y учёные проводили опросы общественного мнения. Совершеннолетним

гражданам,

участвующим в

опросе,

был

задан

вопрос:

«Что

Вы

думаете

об

уплате

налогов?».

Результаты опроса (в % от числа опрошенных) представлены в виде диаграммы.

4

Сформулируйте выводы: а) о сходстве и б) о различии в позициях групп опрошенных.

Выскажите предположение о том, чем объясняется а) сходство и б) различие. Запишите

развёрнутый ответ.

Ответ:______________________

13

В

государстве

Н.

президент

формирует

и

возглавляет

правительство.

При

этом

существует

парламент,

который

избирается

населением

государства.

Какая

форма

правления представлена в государстве Н.?

1)

конституционная монархия

2)

парламентская республика

3)

абсолютная монархия

4)

президентская республика

Ответ:

14

Органы местного самоуправления, согласно закону, осуществляют

1)

принятие и реализацию внешнеполитических решений

2)

управление объектами федеральной собственности

3)

объявление амнистии

4)

самостоятельное решение вопросов данной территории

Ответ:

15

Установите соответствие между правами (свободами) человека и группами прав (свобод),

к которым они относятся: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите

элемент из второго столбца.

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

ПРАВА (СВОБОДЫ) ЧЕЛОВЕКА

ВИДЫ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА

5

А)  право на охрану здоровья и

медицинскую помощь

Б)  защита от произвольного вмешательства

в личную жизнь

В)  право на защиту чести и достоинства

Г)  право на свободу мирных собраний и

ассоциаций

Д)  право на жизнь

ГРУППЫ ПРАВ (СВОБОД)

1)  гражданские (личные)

2)  политические

3)  социальные

А

Б

В

Г

Д

Ответ:

16

Верны ли следующие суждения о правах ребенка?

А.

Права ребенка защищаются особой конвенцией.

Б.

Право жить и воспитываться в семье  — одно из главных прав ребенка.

1)

верно только А

2)

верно только Б

3)

верны оба суждения

4)

оба суждения неверны

Ответ:

17

Что является административным проступком?

1)

безбилетный проезд в метро

2)

порча чужого имущества

3)

кража продуктов из магазина

4)

нарушение трудового договора

Ответ:

18

Верны ли следующие суждения о конституционных обязанностях граждан Российской

Федерации?

Верны ли следующие суждения о референдуме?

А.

Референдум предполагает всенародное голосование по важному для всего общества

и каждого гражданина вопросу.

Б.

Решения, принятые на референдуме, обладают высшей юридической силой и не

нуждаются в утверждении

1)

верно только А

2)

верно только Б

3)

верны оба суждения

4)

оба суждения неверны

Ответ:

19

Установите

соответствие

между

фактами

и

сферами

общественной

жизни:

к

каждому

элементу, данному в первом столбце, подберите элемент из второго столбца. Запишите в

ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

ФАКТЫ

А)  заполнение налоговой декларации

Б)  выборы депутатов Госдумы

СФЕРЫ ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ

1)  политическая

2)  экономическая

6

В)  создание политической партии

Г)  введение налога на добавленную стоимость

Ответ:

А

Б

В

Г

20

Заполните пропуск в таблице

Орган

государственной

власти

Полномочия

исполнение бюджета

Государственная Дума

принятие федеральных законов

Ответ:______________________

7

Прочитайте текст и выполните задания 21–24. Для записи ответов на задания сначала

используйте черновик. Запишите сначала номер задания, а затем развёрнутый ответ на него.

Ответы записывайте чётко и разборчиво.

Мы вступаем в век, в котором образование, знания, профессиональные навыки будут играть

определяющую роль в судьбе человека. Без знаний, кстати сказать, все усложняющихся, просто

нельзя будет работать, приносить пользу… Человек будет вносить новые идеи, думать над тем, над

чем не сможет думать машина. А для этого все больше нужна будет общая интеллигентность

человека, его способность создавать новое и, конечно, нравственная ответственность, которую никак

не сможет нести машина… на человека ляжет тяжелейшая и сложнейшая задача быть человеком не

просто, а человеком науки, человеком, нравственно отвечающим за все, что происходит в век машин

и роботов. Общее образование может создать человека будущего, человека творческого, созидателя

всего нового и нравственно отвечающего за все, что будет создаваться.

Учение – вот что сейчас нужно молодому человеку с самого малого возраста. Учиться нужно

всегда. До конца жизни не только учили, но и учились все крупнейшие ученые. Перестанешь учиться

– не сможешь и учить. Ибо знания все растут и усложняются. Нужно при этом помнить, что самое

благоприятное время для учения — молодость. Именно в молодости, в детстве, в отрочестве, в

юности ум человека наиболее восприимчив.

Умейте не терять времени на пустяки, на «отдых», который иногда утомляет больше, чем самая

тяжёлая

работа,

не

заполняйте

свой

светлый

разум

мутными

потоками

глупой

и

бесцельной

«информации». Берегите себя для учения, для приобретения знаний и навыков, которые только в

молодости вы освоите легко и быстро.

И вот тут я слышу тяжкий вздох молодого человека: какую же скучную жизнь вы предлагаете

нашей молодёжи! Только учиться. А где же отдых. развлечения? Что же, нам и не радоваться?

Да нет же. Приобретение навыков и знаний — это тот же спорт. Учение тяжело, когда мы не

умеем найти в нём радость. Надо любить учиться и формы отдыха и развлечений выбирать умные,

способные также чему-то научить, развить в нас какие-то способности, которые понадобятся в

жизни...

Учитесь любить учиться!

(Д.С. Лихачёв)

21

Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты и озаглавьте

каждый из них.

22

Как автор описывает роль человека в производстве в XXI в.? Какие качества, по его

мнению,

будут

необходимы

человеку?

(Укажите

любые

два

качества.)

Почему,

по

мнению автора, молодому человеку необходимо учиться с самого раннего возраста?

(Используя текст, укажите две причины.)

23

Какие

формы

отдыха

и

развлечений

автор

рекомендует

молодёжи?

Приведите

два

примера таких форм; в каждом случае укажите, какие качества развивает данная форма.

24

Автор полагает, что

«учиться нужно всегда». Используя текст и обществоведческие

знания, подтвердите двумя аргументами (объяснениями) необходимость непрерывного

образования на протяжении всей жизни человека.



В раздел образования