Напоминание

Способы развития креативного мышления на уроках английского языка


Автор: Кызина Анна Игоревна
Должность: учитель английского языка
Учебное заведение: Домодедовская гимназия № 5
Населённый пункт: Домодедово
Наименование материала: Статья
Тема: Способы развития креативного мышления на уроках английского языка
Дата публикации: 03.02.2024
Раздел: среднее образование





Назад




Развитие креативного мышления на уроках английского языка

Кызина А.И.

Теоретическая часть

Проблема

развития

интеллектуально-творческого

потенциала

личности

ребенка относится к числу глобальных образовательных задач. Сравним

творческое

дивергентное

мышление

и

традиционное

конвергентное

мышление.

СЛАЙД 1

На развитии последнего делается акцент в

большинстве российских и американских школ, где учителя обычно

предлагают учащимся проблемы и задачи, уже имея в своем сознании

правильный ответ. В соответствии с таким подходом ответы учащихся

оцениваются по следующим основным критериям: 1) степень точности

ответа, 2) степень подробности, 3) скорость выполнения задания, 4)

аккуратность и степень соответствия установленной форме ответа.

Таким образом, поднимаемые учителем или предложенные в учебнике

проблемы, задачи и задания традиционного типа приводят к тому, что

развивается стиль учения, предполагающий наведение на «правильный

ответ». Безусловно, конвергентные мыслительные способности развивать

необходимо, однако надо обязательно предоставить детям возможность

развивать и творческое дивергентное мышление

Дивергентное

мышление

вид

мышления,

который

характеризуется

преодолением мыслительных шаблонов и стереотипов, снятием ограничений

и большой свободой в решении проблем. Реальность, с которой человек

соприкасается в своей жизни, не имеет однозначных трактовок, в отличие от

реальности учебной практики, где задачам и проблемам уготованы верные

решения

Дивергентное мышление не может формироваться от случая к случаю, оно

требует целенаправленного обучения и развития.

Но прежде чем мы будем говорить о формировании креативного мышления,

давайте поговорим об основных понятиях, касающихся креативности.

Творческое мышление направлено на поиск новых необычных решений

проблем, новых подходов в науке, бизнесе и т.д. Оно продолжает работать

даже в том случае, если определенные стандартные решения в данной

области уже существуют. Иногда об этом насмешливо говорят: «Опять он

велосипед изобретает». Но чаще всего можно найти какой-то новый вариант

решения проблемы, что-то добавить к уже совершенному открытию. В конце

концов, разве тот же велосипед превратился бы из громоздкого сооружения

конца ХIХ века в тот, на котором мчатся по треку гонщики, если бы не

повторный подход к решению задачи

Известный психолог Джой Пол Гилфорд считает, что творческое мышление

отличается от традиционного следующим – традиционное мышление

направлено на получение одного единственного правильного решения,

причем это решение типично для представителей данного вида культуры, а

творческое мышление – на поиск множества решений и выбор из них

наиболее нетривиальных, необычных подходов, в чем и проявляется

конвергентность и дивергентность.

Эдвард де Бонэ сравнивает различные виды мышления с копанием ямы. Он

пишет, что традиционное мышление «углубляет яму», а творческое – «все

время копает новые ямы».

Увидеть проблему с новой, необычной стороны – одна из основных

способностей творческой личности.

Творческое мышление обладает целым рядом характерных свойств:

СЛАЙД 2

1.

Беглость

– способность придумывать множество идей, возможных

решений, находить подходящие объекты и т.д.

2. Гибкость – способность применять разные подходы и стратегии при

решении

проблем;

готовность

и

умение

рассматривать

имеющуюся

информацию под различными углами зрения.

3. Оригинальность – способность создавать умные, уникальные и необычные

решения и идеи.

4.

Способность к детальной разработке

– способность расширять,

развивать и подробно разрабатывать какие-либо идеи.

Здесь важно помнить, что важна не только сама оригинальная идея, но и ее

тщательная разработка и осуществление.

Творческое мышление обычно преодолевает имеющиеся стереотипы и

ограничения в мышлении. У каждого из нас в мышлении имеются подобные

ограничения и барьеры. Первая задача при создании новых подходов –

осознать эти барьеры и разрушить их. Часто эти барьеры связаны с

неосознанной

боязнью

критики

со

стороны

окружающих,

страхом

противоречить мнению большинства и мнению авторитетных людей. Но

истинно творческие люди придерживаются тезиса «кто не рискует, тот не

выигрывает».

Созданию

творческих

идей

мешают

также

собственные

критические

возможности. Когда идея рождается, ее очень легко раскритиковать. Можно

ли как-то стимулировать появление творческих идей? Оказывается, для этого

существуют специальные техники. Идею как растение, можно посеять,

полить и удобрить, защитить от вредных воздействий. Смысл таких техник –

создать атмосферу раскрепощенности, снять страх перед критикой.

Сейчас мы с вами попробуем поиграть, для того чтобы через проработку

отдельных задач и заданий вы смогли понять, какие подходы и стратегии вы

можете использовать в своей работе.

Практическая часть

Характерные свойства креативного мышления:

Беглость – способность быстро придумывать различные идеи, способы

решения

Задание для работы в группах:

1.Выразите мысль другими словами,

постарайтесь сделать так, чтобы было изменено каждое слово: СЛАЙД 3

Next summer’s going to be wet.

Three days ago an airplane landed here.

The frightened watchman fired his gun.

2.Составьте как можно больше предложений, используя слова: СЛАЙД 4

1. Computer – galaxy – ant.

2. Rain – gun – sunglasses

3. Key – hat – carpenter

4. Lake – bear - bucket

Гибкость

– способность легко переходить от явлений одного класса к

явлениям другого класса, часто очень далеким по содержанию, способность

видеть проблему с разных точек зрения. Противоположное качество –

инертность мышления.

Задание индивидуальное:

1.

Составьте как можно более полный список вещей, которые обладают

одновременно следующими характеристиками. СЛАЙД 5

Heavy/hard/white

Long/soft/black

Purple/ wooden/high

2. Метод парадоксальных вопросов. СЛАЙД 6

3. Дайте как можно больше вариантов употребления разных предметов

СЛАЙД 7

A newspaper

A pair of scissors

A spade

A pillow

A fork

Оригинальность

– один из основных показателей креативности. Это

способность выдвигать новые, неожиданные идеи, отличающиеся от широко

известных, общепринятых. Для развития оригинальности могут прменяться

МАК карты.

Метафорические Ассоциативные Карты — это набор карточек с различными

изображениями (людей, животных, природы, ситуаций, просто абстрактные

рисунки). карты передаются гостям для ознакомления

Несмотря на то, что мы привыкли ассоциировать любые карты с гаданием,

МАК-карты не имеют никакого отношения к эзотерике. Они используются

психологами, психотерапевтами, учителями в качестве одного из методов

терапии и проработки конкретных запросов. В случае использования МАК

карт на уроке, учитель развивает оригинальность мышления обучающихся

поскольку каждое изображение на карте это метафора с десятками вариантов

толкования и возможностью детально описать изображение, причем у

каждого обучающегося видение будет свое.

4. Разработанность – способность детально разрабатывать идею.

Задание для индивидуальной работы: Метод коллажа. Этот метод широко

применяется в психологии.

Коллаж снижает страх неумения рисовать, развивает самоинтерес, убирает

страх оценки, формирует положительный образ Я, снижает тревожность,

развивает креативность. Работа с уже готовыми элементами не требует

специальных навыков, что значительно облегчает создание желаемого

образа.

Однако

работа

над

конкретной

темой

коллажа

требует

подготовительной работы и тщательного обдумывания, что в свою очередь

развивает умение к детальной проработке идеи. Для работы в технике

коллажа требуются цветные журналы или газеты, листы формата А3, клей и

ножницы. Хотя этот метод допускает и «отрывание» изображений вместо

вырезания их ножницами. В качестве примера я предлагаю коллажи на тему

«В гармонии с собой», однако список тем могут пополнить «Искусство»,

«Увлечения», «Экология» и т.п. демонстрируются примеры коллажа

Заключение

СЛАЙД 8

Учитель, стремящийся к развитию креативности учащихся, должен

обеспечивать такие условия в классе, которые стимулируют появление

вопросов, новых ракурсов обсуждения проблем, новых идей. При этом

оценку следует использовать для анализа ответов, а не для награды или

обсуждения, ценить оригинальность и стремление самостоятельно

исследовать проблемы, использовать различные виды мышления, а не

механическое запоминание. Это потребует дополнительных ежедневных

усилий, но принесет радость сотворчества.



В раздел образования