Напоминание

"Применение инновационных методов обучения для формирования профессиональных навыков выпускников высших учебных заведений технического образования"


Автор: Ибодуллозода Шоира
Должность: магистрантка второго курса специальности 080101
Учебное заведение: Политехнический институт технического Таджикского университета имени академика М.Осими
Населённый пункт: город Худжанд
Наименование материала: статья
Тема: "Применение инновационных методов обучения для формирования профессиональных навыков выпускников высших учебных заведений технического образования"
Раздел: высшее образование





Назад




Ибодуллозода Шоира, магистрантка второго курса специальности

080101-Профессионалное образование

Применение инновационных методов обучения для формирования

профессиональных навыков выпускников высших учебных заведений

технического образования

В современном мире больших достижений добивается та страна,

которая уделяет особое внимание повышению уровня образования в

обществе и широко внедряет новые методы и технологии.

Эмомали Рахмон

Инновационная

образовательная

деятельность

в

настоящее

время

является одним из важнейших компонентов образовательной деятельности

всех учебных учреждений. В связи с этим, перед каждым ВУЗТО в

стремительно

развивающемся

мире

поставлена

задача

подготовки

выпускников,

готовых

эффективно

заниматься

дальнейшей

профессиональной деятельностью, способных в теоретическом плане решать

бытовые и профессиональные задачи, возникающими перед ними. Именно с

этой целью в ВУЗТО целесообразно применение инновационных методов

обучения.

Современная эпоха новейшей истории независимого Таджикистана,

характеризующаяся

социально-политическими,

экономическими,

культурными

и

социальными

изменениями,

предъявляет

серьезные

требования к научно-образовательному процессу высших профессиональных

учебных

заведений

и

требует

создания

соответствующих

условий,

подразумевающие

высокий

уровень

профессиональной

подготовки

выпускников. Для достижения поставленной цели необходимо изменить не

только содержание, но и формы и технологию обучения.

В настоящее время обществу необходимы специалисты, которые смогут

уверенно и целенаправленно решать задачи и проблемы посредством знаний

и навыков, полученных ими в вузе, способных находить наиболее

эффективные и продуктивные решения и пути в своей повседневной

деятельности

после

получения

ими

профессионального

образования.

Инновационные технологии обучения в данном случае станут очень

хорошим подспорьем и надежным фундаментом.

Термин «инновация» (от латинского слова in - в, nove - новый) означает

новаторство, внедрение чего-то нового, введение новизны. Инновация - это

процесс приобретения и внедрения чего-то нового. Инновация - явление,

содержащее новую сущность, метод, способ, технологию и содержание.

Инновационный процесс – это коллективная деятельность по формированию

и развитию содержания образования и созданию какого-либо нового объекта

или явления. [1]

Инновационные методы обучения – это такие методы обучения, которые

включают

новые

способы

взаимодействия

«учителя

и

ученика»,

определенное новаторство в практической деятельности в процессе усвоения

учебного материала.

Инновация как явление и как процесс внедрения в практику является

целенаправленным и организованным процессом деятельности группы

людей,

именуемых

новаторами.

Методы

обучения

это

механизм

реализации планов и намерений, позволяющий реализовать цели, задачи,

содержание и принципы образования.

При этом методы обучения определяются как движущая сила, стимул

всего

образовательного

процесса

и

должны

отвечать

современным

потребностям общества и тенденциям развития образования. Благодаря

внедрению новых методов и подходов обучения произойдут реальные

реформы учебного процесса и образования в целом, которые сможет

исследовать любой учитель на каждом конкретном уроке. «Методы обучения

– определяют скорость развития дидактической системы – образование

развивается настолько быстро, насколько позволяют ему развиваться

используемые методы» [3].

Повышение качества и эффективности обучения студентов напрямую

зависит от умелого выбора и использования различных методов обучения,

наиболее подходящих к предмету и к ситуации, а также от активизации

субъект-субъектных отношений во всем образовательном процессе.

Выбор методов обучения зависит, прежде всего, от содержания учебных

материалов и образовательных целей, применимых к различным предметам.

Почему необходимо использовать инновационные методы обучения в

образовательном процессе?

Во-первых, потому что современная эпоха – это эпоха инноваций и

нововведений. Каждый день мы сталкиваемся с новыми продуктами, новыми

знаниями, новыми идеями. И процесс обучения, и методы обучения должны

быть адаптированы к этой ситуации и соответствовать ей.

Во-вторых,

воспитание

у

студентов

умений

использовать

инновационные

методы

обучения

и

постоянное

их

применение

в

многогранной деятельности позволяет учащимся открыть свое сознание для

принятия

инноваций

и

подготовить

их

к

видению

перспективности

деятельности, деятельности с перспективами и с использованием достижений

и

инноваций.

В

основе

современных

методов

лежит

специфика

инновационного образования.

В-третьих, инновационные методы обучения являются интерактивными

методами обучения, и данные педагогического эксперимента Е.Е. Мейхнера

наглядно подтверждает их превосходство в образовательном процессе.

Студенты обычно запоминают:

• 10% прочитанной информации

• 20 % услышанной информации

• 30 % увиденной информации

• 50% услышанной и увиденной информации;

• наряду с этим, при активном восприятии информации они сохраняют в

памяти 80% того, что сказали, и 90% того, что сделали [2, с.10].

В настоящее время в образовательном процессе ведущих университетов

мира

используются

специальные

инновационные

формы

организации

познавательной

деятельности:

проблемное

обучение,

интерактивное

обучение, программное обучение, использование технологий виртуальной

реальности,

использование

искусственного

интеллекта

в

образовании,

смешанное обучение, образование посредством 3D, обучение посредством

проектно-процессного мышления, обучение на основе проектов, обучение на

основе опроса, облачное обучение, инновационные классы, взаимодействие,

интегрированное и индивидуальное обучение [4,5]

Одной из форм обучения, реализуемой в образовательном процессе в

большинстве

образовательных

учреждений

страны,

является

форма

интерактивного обучения.

Интерактивное

обучение

-

это

особая

форма

организации

познавательной деятельности, метод обучения, применяемый в форме

совместной деятельности учащихся. Все участники сотрудничают друг с

другом,

обмениваются

информацией,

решают

совместные

задачи,

моделируют ситуации, оценивают действия других и собственное поведение,

стараются решать проблемы в реальной атмосфере делового сотрудничества.

Одной

из

целей

интерактивного

образования

является

создание

благоприятных условий обучения, чтобы обучающийся почувствовал себя

успешным и компетентным, что, в свою очередь, делает образовательный

процесс более эффективным.

В данной образовательной форме могут быть использованы следующие

методы: метод мозгового штурма, фоновый метод, диалог Сократа, древо

решений,

метод

635,

метод

проектов,

цепочка,

SWOT-анализ,

предназначенный для анализа и формирования направлений развития, метод

ИДЕАЛ (40-60 минут) (американский психолог Брансфорд, идеальный метод

решения задач), метод позиции, коллаж, метод ПРИЗМА (фокусированные

вопросы), метод ККИ, метод Эврика (Дон Коберг и Джин Баньяли), метод

вопросов-ответов, метод дельфина 1, метод рыбной кости, метод мозаики (А.

Ронзон, Гонзалес), метод конструктивных правил, метод изобретательства,

метод синектики (Дж. Гордон), метод кластеров, метод кубика, метод

тематического

исследования

с

использованием

конкретных

учебных

ситуаций.

Одним из самых популярных интерактивных методов является мозговой

штурм,

который

можно

использовать

в

начале

всех

лекций.

Цель

использования данного метода – определить уровень осведомленности или

подготовленности студентов за короткий период времени. Например, при

введении новой темы учащихся спрашивают, что они хотят знать об этой

теме или какие разделы она охватывает. Используя этот метод, можно

привлечь внимание учащихся и обеспечить их активность. В процессе

использования упомянутого метода следует учитывать мнение каждого

студента. При использовании указанного метода можно сформировать общее

представление,

уровень

грамотности

учащихся

и

развитие

у

них

коммуникативных навыков.

Проблемы,

решаемые

методом

«интеллектуального

штурма»

при

изучении

строительных

материалов:

необходимость

знать

виды

строительных материалов, необходимость знать основные характеристики

строительных материалов, материалов из природного камня и ситуации их

использования, ситуации применения бетона и железобетона, ситуации и

необходимость использования керамических материалов в строительстве,

Проблему применения интерактивных методов в образовательном

процессе педагоги обозначили следующим образом:

• незнание содержания метода;

• невозможность реализовать его на практике;

• непонимание роли метода в структуре урока;

• отсутствие уверенности в эффективности в использовании методов в

образовательном процессе.

Если

целью

поставлено

формирование

у

выпускников

ступени

бакалавриата высоких профессиональных компетенций, в этом случае

занятия должны проводиться в вузе с использованием инновационных

технологий и методов. При правильном и адекватном применении различных

инновационных методов в учебном процессе следует правильно понимать и

использовать содержание и сущность каждого метода обучения. В этом

случае цели и задачи, поставленные перед образованием, будут выполнены в

соответствующей степени и объеме.

Использованная литература:

1. Анисимов В.В., Грохольская О.Г., Никандров Н.Д. Общие принципы

педагогики. - М.: Просвещение, 2006. - С. 420-439.

2. Загрекова Л.В., Николина В.В. Теория и технология образования. –

М.: Высшая школа, 2004. – 157 с.

3. Подласий П.И. Педагогика. – М.: Просвещение – ВЛАДОС, 1996. –

432 с.

4. Интернет-ресурсы.



В раздел образования