Напоминание

Методические рекомендации по развитию математического представления детей 6-7 лет средствами геоборда


Автор: Оксана Альбертовна Ханова
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ Мурсалимкинский детский сад № 1
Населённый пункт: с.Мурсалимкино
Наименование материала: Методические рекомендации
Тема: Методические рекомендации по развитию математического представления детей 6-7 лет средствами геоборда
Дата публикации: 12.02.2024
Раздел: дошкольное образование





Назад




МАДОУ Мурсалимкинскийй детский сад №1 Муниципального района

Салаватский район Республики Башкортостан

«

Методические рекомендации по развитию

математического представления детей 6-

7 лет средствами геоборда

»

Разработала:

Воспитатель:

Ханова О.А..

2023

СОДЕРЖАНИЕ

1. Пояснительная записка

4

2. Принципы построения методического пособия

6

3. Игры с использованием геоборда (математического планшета)

7

4Методические рекомендации по развитию математического представлению

детей 6-7 лет средствами геобор

39

Заключение

40

Заключение

41

2

Авторы-составители:

О.А.Ханова

Научный руководитель к.п.н., доц. И.Г. Боронилова

Рецензенты:

Мухаметшина Фидалия РашитовнаМАДОУ Мурсалимкинскийй детский сад

№1 муниципального района Салаватский район Республики Башкортостан

В пособии представлены методические рекомендации по по развитию

математического представлению детей 6-7 лет средствами геобор

Пособие разработано для воспитателей ДОО

2023г.

3

1. Пояснительная записка

В соответствии с ФГОС ДО одна из важнейших задач воспитания

маленького ребенка — развитие его ума, формирование мыслительных

умений и способностей, которые позволяют легко осваивать новое. Задача

педагога - развитие у детей познавательной активности и интеллектуально -

творческих

способностей

через

совместную

познавательно

-

исследовательскую,

игровую

деятельность

В

этом

может

помочь

дидактическая игра «Математический планшет или геоборд».

Геоборд (geoboard) – это многофункциональная геометрическая доска

для создания плоскостных изображений. Возможности геоборда широки. Его

можно использовать в развивающих играх и обучении детей с 2 лет,

дошкольников и младших школьников. Это прособие стало известно еще в

50-е годы прошлого столетия благодаря египетскому математику Калеб

Гаттерно, создавшему первое «поле для рисования резиночками» с 25

штырьками.

Геоборд состоит из плоского поля и гвоздиков, расположенных на поле

на одинаковом расстоянии друг от друга по горизонтали и вертикали. Для

работы с геобордом также нужны резиночки. Это могут быть обычные

латексные канцелярские резинки или тонкие цветные резинки для волос.

Надевая резинку на два штырька, получаем прямую линию, на три –

треугольник, на четыре – квадрат. Из линий и фигур можно создавать

различные картинки. Это просто невозможно не использовать в играх и

обучении детей. Можно создавать рисунки как по заданной схеме (схемы

можно нарисовать самостоятельно, на листках бумаги), так и придумывать

самому. Необходимо объяснить ребёнку, что сначала цепляем резиночку за

штырёк, а потом тянем снизу вверх или слева направо. Обратите внимание

ребенка, что это можно делать не только по прямой, но и наискосок,

разворачивая резинку; что резинок может быть не одна, а две, три, да еще

разного цвета - пусть ребенок попробует пофантазировать.

4

Значимость

развивающих

игр

для

развития

дошкольников,

их

многообразие и возрастная адекватность позволяет использовать их для

умственного развития дошкольников.

Направленность методического пособия : познавательная

Цель:

Развитие

логического

мышления

и

мелкой

моторики

дошкольников через использованием геоборда.

Задачи:

1. Развивать умение создавать изображения по образцу, по схеме,

словесной инструкции, собственному замыслу, умение моделировать на

плоскости.

2. Развивать мелкую моторику рук, координацию движений обоих рук,

их ловкость.

3. Развивать звуковую культуру речи, грамматический строй речи,

связную речь.

4. Развивать логическое мышление, сообразительность, воображение,

фантазию.

5. Развивать умение работать в команде.

Методические рекомендации предназначена для детей 3-7 лет.(каждый

год с усложнением: размерами математического планшете, заданий и т. п..)

5

2. Принципы построения методического пособия

1.Принцип систематичности и последовательности: знания, умения

и навыки формируются

в системе, в определенном порядке,

каждый

элемент учебного материала логически связывается с другими, последующее

опирается на предыдущее, готовит к усвоению нового.

2.Принцип доступности обучения: “ от известного к неизвестному ,“

от простого к сложному “.

3.Принцип сознательности: предполагает развивать у детей умение

практически

применять

приобретенные

знания

в

новых

условиях,

формировать на основе знаний устойчивые убеждения, способность к

самоконтролю.

4.учёт возрастных особенностей детей:;

5.Принцип индивидуального обучения: предполагает максимальный

учёт характерологических особенностей каждого воспитанника.

6.Принцип наглядности:

предлагает

широкое

использование

наглядных и дидактических пособий, технических средств обучения,

делающих учебно-воспитательный процесс более эффективным.

Программа включает в себя:

1)

пояснительную записку;

2)

учебно-тематический план;

3)

методические рекомендации по организации данных форм занятий;

4)

диагностический инструментарий;

5)

перечень литературы.

6

3. Игры с использованием геоборда (математического планшета)

Для детей 3 лет:

Познакомить детей с игрой, показать, как пользоваться планшетом, как

надевать и снимать резиночки, объяснить правила безопасности. Показать,

что можно сделать (геометрические фигуры, предметы, насекомые, и тд).

Научить с помощью линий, передавать простейшие сюжеты - капает дождик,

домик у речки, бабочка над цветком и т.д.. Затем добавляются упражнения

«оживления фигур» - на поле изображается квадрат или треугольник, а затем

с помощью резинок и плоских фигур картина дорисовывается, например, к

прямоугольнику добавляются круги, и получается автобус.

Для детей 4 - 5 лет

Формировать умение ребенка «читать схему» выкладывать рисунки по

уже готовым схемам. Но любые схемы – это просто набор идей, которыми не

стоит ограничиваться, на помощь придут фантазия как взрослого, так и

ребенка.

Затем целесообразна работа по развитию словесного творчества. Дети

могут нарисовать резинками свои собственные сказки, истории, перенести их

на схему, а затем их рассказать. Очень хорошо, когда дети включаются в

коллективную работу (каждый иллюстрирует свою часть стихотворения,

сказки, а затем планшеты объединяются в ряд и можно рассказать

стихотворение от начала до конца).

Для детей 6 – 7 лет:

1. «Рисуем резиночками». При изучении этого раздела дети знакомятся с

приёмами

рисования

на

планшете,

упражняются

в

выполнении

схематичного рисунка изображения предмета.

2 «Дорисуй предмет». При изучении этого раздела дети знакомятся с

понятием

симметрия,

упражняются

в

дорисовывании

симметричных

предметов

7

3. «Нарисуй отгадку». При изучении этого раздела дети упражняются в

самостоятельном

выкладывании схематичного

рисунка изображения

предмета, не пользуясь схемой, в умении составлять описательный рассказ

по предметной картинке.

4. «Иллюстрируем загадки, стихи, пословицы, поговорки, сказки». При

изучении этого раздела дети упражняются в

умении иллюстрировать

знакомые загадки, стихи, пословицы, поговорки сказки на математическом

планшете; в умении рассказывать и сочинять короткие сказки на заданную

тему; развивают словесное творчество.

5. «Рисуем цифры и буквы».

При изучении этого раздела дети

упражняются в умении выкладывать буквы и цифры

по схеме на

математическом

планшете;

в

умении

зарисовывать

придуманные

изображения с планшета в тетрадь.

6. «Зрительные и слуховые диктанты». При изучении этого раздела

дети упражняются в умении выкладывать и решать занимательные задачи на

математическом планшете; в умение выкладывать схематичное изображение

предмета по словесной инструкции, осваивать систему координат.

Игры с геобордом

Дидактическая игра «Геоборд»

Геоборд – необычная развивающая доска со штырьками, к которой

прилагаются резиночки. С помощью резинок на доске создаются разные

фигуры и рисунки.

Цель игры:

1.

Развитие внимания, памяти и усидчивости.

8

2.

Развитие мелкой моторики и сенсорных эталонов.

3.

Развитие воображения и творческих способностей ребенка.

4.

Развитие математических способностей и пространственного

мышления.

Ход игры:

Сначала нужно познакомить ребенка с геобордом, показать, как

одевать и снимать резинки. Играть с ним можно даже малышам, примерно с

двух лет. Для них нужен планшет с небольшим количеством штырьков и,

конечно, они должны играть под наблюдением взрослых. Уже с трех лет

ребенок

может

создавать

разные

фигуры

и

простые

рисунки

под

руководством взрослого. Постепенно задания усложняются и нужно не

забывать давать ребенку волю для его собственного воображения.

Варианты игр с геобордом:

1.

Задания по схеме.

2.

Можно использовать не только резинки, но и нитки. Получится

очень красивый лабиринт.

3.

Игра на воображение. Ребенок может самостоятельно без схемы

воспроизвести какой-то рисунок или создать свой орнамент или узор.

Игра «Цифры играют в прятки»

1.

Игра «Узор по образцу»

Цель:

Познакомить детей с игровым материалом, развивать способность

детей к выкладыванию узоров по образцу.

Материал: математический планшет, набор маленьких резинок для

творчества.

Описание игры:

Воспитатель дает ребёнку планшет, просит сосчитать штырьки, а

потом, взяв резиночки (небольшое количество), показывает, как натягивать

9

резинки на штырьки. Необходимо объяснить ребёнку, что сначала цепляем

резиночку за штырёк, а потом тянем снизу вверх или слева направо.

Обратите его внимание, что это можно делать не только по прямой, но и

наискосок, разворачивая резинку; что резинок может быть не одна, а две, три,

де еще разного цвета - пусть ребенок попробует пофантазировать.

В процессе игры можно практиковать счёт: сколько штырьков внутри

фигуры, сколько по периметру. Как вариант условно делим готовый планшет

пополам. С одной стороны «рисует» воспитатель, с другой – ребенок

повторяет рисунок воспитателя.

2.

Игра «Цифры играют в прятки»

Материал: математический планшет, схемы цифр.

Цель: закреплять знание цифр, продолжить учить работать со схемой,

развивать моторики рук, творческого воображения, внимания ребенка.

Описание игры: Детям предлагается вспомнить, какие цифры они

знают. Задумать любую из цифр. Выложить ее на планшете одним цветом, а

затем «спрятать», превратить с помощью резиночек и геометрических фигур

во что-либо. По готовности ребёнок представляет всем получившееся

изображение, а остальные участники разгадывают, какая цифра «спрятана».

Вариант:

Аналогично

можно

прятать

буквы.

Игру

можно

сопровождать загадками или стихами про числа и буквы.

Уровень сложности: цифра рисуется одним цветом, а узор, за который

она прячется другим, в этом случае отгадывать будет легче. Для того чтобы

усложнить загадку, можно использовать один цвет, либо сочетать цвета так,

чтобы спрятанная цифра не была явно видна.

Низкий: по образцу.

Средний: по схеме.

Высокий: по замыслу.

10

3.

Игра «Часть и целое»

Цель:

развивать глазомер; формировать понятие о том, что предмет можно

разделить на несколько равных частей; формировать умение называть части,

полученные от деления, сравнивать целое и части, понимать, что целый

предмет больше каждой своей части, а часть меньше целого.

Материал: математический планшет, набор маленьких резинок для

творчества. Описание игры:

Воспитатель

выкладывает

на

планшете

большую

фигуру,

включающую

несколько

рядов

гвоздиков,

например

трапецию,

прямоугольник, треугольник. Затем предлагает ребенку поделить ее на

равные части, проводя «линии» резиночками или разделить на максимальное

количество частей (какое, посчитайте вместе) и назвать эти кусочки -

геометрические фигуры.

4.

Игра «Пространственное ориентирование»

Цель:

совершенствовать

умение

ориентироваться

в

окружающем

пространстве, понимать смысл пространственных отношений (вверху, внизу,

слева, справа); закреплять знания названий геометрических фигур, цвета и

величины.

Материал: математический планшет, набор маленьких резинок для

творчества, геометрические плоские фигуры.

Описание игры:

расположи снизу большой зеленый треугольник,

а сверху два

маленьких: красный и синий и т.д.

расположи слева квадрат и треугольник,

а справа – две трапеции;

Какие фигуры и какого цвета расположены слева

на планшете? Задание можно разнообразить, давая детям задания:

Какая

фигура справа от квадрата?;

Какого цвета треугольник снизу?;

Сколько

треугольников сверху?;

Воспитатель «рисует» на планшете геометрические

фигуры (или просит детей «нарисовать») и задает вопросы:

11

5.

Игра «Чудесные превращения»

Материал: математический планшет, набор резиночек для творчества,

геометрические фигуры.

Цель:

развитие

творческих

способностей,

воображения,

меткой

моторики рук.

Описание игры:

«Оживляем» геометрические фигуры: на поле

изображается квадрат, прямоугольник или треугольник, линия прямая или

ломаная, а затем с помощью резиночек и геометрических фигур картина

«дорисовывается», например, прямоугольнику добавляются круглые колеса,

квадратные окна и получается автобус.

Дети рассказывают, во что превратилась фигура.

Вариант:

Дети играют в парах. По очереди дополняют картинку с помощью

изображения одного элемента. Рассказывают, что изображено на картине,

какие геометрические фигуры они использовали и сколько.

6.

Игра «Сколько гвоздиков внутри»

Цель:

упражнять

в

объединении,

дополнении

множеств,

удалении

из

множества части или отдельных его частей.

Материал: математический планшет, набор маленьких резинок для

творчества.

Описание игры:

Воспитатель дает задание ребенку «нарисовать» резинками фигуру,

внутри которой будет один гвоздик. Теперь такую фигуру, в которой будет

два гвоздика. Теперь пусть ребенок придумает самые разные фигурки,

12

внутри которых только один, не занятый резинками гвоздик. Другое задание:

придумать фигуру, внутри которой ни одного гвоздика.

7.

Игра «Загадки»

Цель:

развивать умение создавать множества (группы предметов) из разных

по

качеству

элементов

(предметов

разного

цвета,

размера,

формы,

назначения); анализировать форму предметов в целом и из отдельных частей;

воссоздавать сложные по форме предметы из отдельных частей по

контурным образцам, по описанию, по представлению; развивать фантазию и

речь.

Материал: математический планшет, набор маленьких резинок для

творчества.

Описание игры:

Воспитатель

загадывает

загадки,

а

отгадки

ребенок

«рисует»

резиночками на планшете.

Варианты загадок:

1.От ветра он не прячется, а, грудь, подставив, катится. (Парусник)

2. Под сосною у дорожки Кто стоит среди травы? Ножка есть, но нет

сапожка, Шляпка есть - нет головы. (Гриб)

3. Летом вырастают, осенью опадают. (Листья)

4.Вставь в замочек, поверни. Дверь любую отопри

Ростом мал, но так могуч. Называется он… (ключ)!

5. Спал цветок и вдруг проснулся - Больше спать не захотел.

Шевельнулся, встрепенулся, Взвился вверх и улетел. (Бабочка).

8.

Вариант 2

13

Цель: закреплять знание цифр, продолжить учить работать со схемой,

развивать моторики рук, творческого воображения, внимания ребенка.

Описание игры: Детям предлагается вспомнить, какие цифры они

знают. Задумать любую из цифр. Выложить ее на планшете одним цветом, а

затем «спрятать», превратить с помощью резиночек и геометрических фигур

во что-либо. По готовности ребёнок представляет всем получившееся

изображение, а остальные участники разгадывают, какая цифра «спрятана».

Вариант: Аналогично можно прятать буквы. Игру можно сопровождать

загадками или стихами про числа и буквы.

«Лото»

Каждый выбирает себе любую карточку, на которой изображен какой-

нибудь предмет. С помощью схем-подсказок ведущий начинает рисовать

предмет на математическом планшете. Все остальные отгадывают. Кто

большее количество картинок отгадает, тот и победил.

14

9.

«Угадай, что это?»

Рисуйте на планшете схематичные изображения разных предметов, а

ребенку предлагайте угадывать, что вы изобразили. Со временем вы

сможете «загадывать» изображения по очереди.

10.

«Нарисуй мне…»

Давайте ребенку задание, что именно нужно изобразить. Начинайте с

самых

простых

заданий

-

кубик,

домик

и

усложняйте

их

по

мере развития навыков конструирования у ребёнка. Можно усложнить игру,

если не давать задание прямо, а загадывая ребенку загадку, ответ на которую

он и должен «нарисовать» с помощью резиночек.

11.

«Большой - маленький»

Вы рисуете маленький домик, елочку, и предлагаете ребенку рядом

изобразить большой домик, елочку и т. д.

15

12.«Продолжи узор»

Нарисуйте несложный узориз нескольких фигур и предложите ребёнку

продолжить последовательность

13.«Угадай и проверь»

Пример задания: сколько домиков и какого цвета можно разместить

на геоборде? Ребенок может попытаться ответить, просто глядя на планшет,

а затем решить задачу практически.

16

14.«Часть и целое»

Выложите

на геоборде большую

фигуру

например

трапецию,

прямоугольник, треугольник. Теперь предложите ребенку поделить ее на

равные части, проводя линии резиночками или разделить на максимальное

количество частей (какое, посчитайте вместе) и назвать эти кусочки -

геометрические фигуры.

15.«Геометрические фигуры»

Цель игры: сложить из резинок геометрические фигуры

«Буквы и цифры»

Цель игры: закрепить знания о буквах и цифрах; упражнять детей в

счете использованных резинок для одной цифры, буквы, сравнивать

количество использованных резинок.

«Выложи узор по схеме»

Цель: развивать мышление, восприятие, внимание.

Иллюстрирование и разучивание стихотворения

«Букет для мамы»

Цель: развитие умения работать по схеме, развитие речи.

Раз, два, три, четыре, пять,

Будем листья собирать.

Лисья берёзы, ветка рябины,

Листики, тополя, листья осины

Листики дуба мы соберём,

Маме осенний букет отнесем.

Какой листик не попал в букет для мамы?

Ход

игры:

дети

по

схеме

на

планшете «рисуют» резинками

и

геометрическими фигурами свою часть стихотворения. Затем планшеты

объединяются в ряд и можно рассказать стихотворение.

17

Научите детей с помощью линий, передавать простейшие сюжеты.

Например капает дождик или светит солнце

16.«Моделирование сказок, стихов и загадок»

Зарисовки сказок, детских стихов и загадок - известный среди

педагогов прием.

Игра «Геометрик» предназначена для развития пространственного и

ассоциативного мышления, воображения, способствует развитию логики,

мелкой

моторики,

помогает

постичь

азы

геометрии,

свободно

ориентироваться на плоскости, самостоятельно конструировать, умения

действовать по заданному образцу, а так же поспособствует развитию таких

качеств, как внимание и усидчивость. Начинать можно с 1,5-2-х лет.

18

Растягивая

разноцветные

резиночки

между «гвоздиками» в

разных

направлениях, ребенок может «нарисовать» самые разные изображения. Это

могут быть не только геометрические фигуры, но и буквы, цифры, знакомые

ребенку предметы несложной формы - кораблик, ракета, цветок, домик,

снежинка и т. п.

17.. «Угадай, что это?»

«Рисуйте» на планшете схематичные изображения разных предметов, а

ребенку предлагайте угадывать, что вы изобразили. Со временем вы

сможете «загадывать» изображения по очереди.

18. «Нарисуй мне…»

Давайте ребенку задание, что именно нужно изобразить на геометрике.

Начинайте с самых простых заданий - кубик, домик, снежинка, цветок, и

усложняйте

их

по

мере развития навыков

конструирования

уребёнка.

Можно усложнить игру, если не давать задание прямо, а загадывая ребенку

загадку,

ответ

на

которую

он

и

должен «нарисовать» с

помощью

резиночек. Например:

Под сосною у дорожки

Кто стоит среди травы?

Ножка есть, но нет сапожка,

Шляпка есть - нет головы.

(Гриб)

19

18.«Продолжи узор»

«Нарисуйте» несложный узор из нескольких фигур или элементов и

предложите ребёнку продолжить последовательность или выложить узор на

оставшейся поверхности по образцу.

19. «Большой-маленький»

Вы «рисуете» на геометрике маленький домик,

к, елочку, снежинку, и предлагаете ребенку рядом изобразить большой

домик, елочку, снежинку и т. д.

20. «Угадай и проверь»

Пример задания: сколько домиков и какого цвета можно разместить на

геометрике? Ребенок может попытаться ответить, просто глядя на планшет, а

затем решить задачу практически.

21. «Часть и целое»

Выложите на геометрике большую фигуру, включающую несколько

рядов гвоздиков, например трапецию, прямоугольник, треугольник. Теперь

предложите ребенку поделить ее на равные части,

проводя «линии» резиночками» или разделить на максимальное количество

частей (какое, посчитайте вместе) и назвать эти кусочки - геометрические

фигуры.

20

22. «Самая длинная змейка»

Делая ход по очереди (1 ход - 1 резинка-звено, постарайтесь сделать

самую длинную змейку одного цвета.

23. «Дорисуй»

У игроков равное количество резиночек. Начинайте «рисовать» какой-

то предмет, используя по одной резиночке за один ход. Каждый следующий

элемент должен составлять какой-то узнаваемый осмысленный рисунок.

Проигрывает тот, кто не сможет придумать следующий ход. Например, у вас

может получиться такая цепочка превращений: полоска-крестик-снежинка-

цветок и т. д. Или квадрат-домик-окошко в домике-заборчик-крыльцо и т. д.

Старайтесь не акцентировать внимание ребенка на проигрыше, лучше

обращайте его внимание на то, как одни и те же элементы становятся

частями совершенно разных рисунков, как изменяется первоначальный

замысел в зависимости от действий другого игрока.

24. Лабиринты и симметричные рисунки.

— Подберите загадки, сделайте схемы-отгадки, которую ребенок будет

рисовать на планшете.

25. Поедем на машине

Просим ребенка построить дорожку из резиночек. Затем просим

завести в машине мотор и провести её по дорожке , четко произнося звук [р].

- "Прокати мяч" .

21

Просим ребенка построить лабиринт из резиночек.

Затем просим прокатить по нему мяч, произнося при этом

заданный звук.

26. Помоги зайке добраться до цветочка

Просим

ребенка

"прыгать"

по

кнопочкам,

четко

произнося слоги с заданным звуком.

27. Построй домик

Просим ребенка построить дом из резиночек. Но

резиночки надо заработать, правильно произнеся слово с

заданным звуком.

22

Рисунок 2

28. Игра «С чего начать?»

Цель: знакомство ребенка с планшетом «Геоборд».

Материал: деревянный планшет со штырьками, коробочка «Геоборд».

Описание: сначала нужно дать ребёнку планшет, посчитать штырьки, а

потом, взяв резиночки (коробочка «Геоборд») показать, как натягивать

резинки на штырьки. Тут вы должны запомнить сами и постоянно об этом

напоминать ребёнку, что сначала цепляем резиночку за штырёк, а потом

тянем снизу вверх или слева направо. В процессе игры можно практиковать

счёт: сколько штырьков внутри фигуры, сколько по периметру.

29. Игра «Рисуйте»

Цель:

развитие у детей познавательных процессов, речи,

мелкой

моторики рук, творческого потенциала.

Материал: деревянный планшет со штырьками, коробочка «Геоборд».

Описание: на планшете схематичные изображения разных предметов,

взрослый ребенку предлагайте угадывать, что изобразил. Со временем вы

сможете «загадывать» изображения по очереди.

Затем можно давайте

23

ребенку задание, что именно нужно изобразить на планшете. Начинайте с

самых простых заданий – кубик, домик, снежинка, цветок, и усложняйте их

по мере развития навыков конструирования у ребенка. Можно усложнить

игру и загадать ребенку загадку, ответ на которую он и должен «нарисовать»

с помощью резиночек.(Рисунок 3)

Рисунок 3

30. Игра «Нарисуйте»

Цель:

развитие у детей познавательных процессов, речи,

мелкой

моторики рук, творческого потенциала.

Материал: деревянный планшет со штырьками, коробочка «Геоборд».

Описание: изобразите на планшете несложный узор из нескольких

фигур или элементов и предложите ребенку продолжить последовательность

или выложить узор на оставшейся поверхности по образцу. (Рисунок 4)

Рисунок 4

24

31. Игра «Большой - маленький»

Цель:

развитие у детей познавательных процессов, речи,

мелкой

моторики рук, творческого потенциала.

Материал: деревянный планшет со штырьками, коробочка «Геоборд».

Описание: изобразите на

планшете

маленький

домик,

елочку,

снежинку, и предложите ребенку рядом изобразить большой домик, елочку,

снежинку и т.д. (Рисунок 5)

Рисунок 5

32. Игра «Часть и целое»

Цель:

развитие у детей познавательных процессов, речи,

мелкой

моторики рук, творческого потенциала.

Материал: деревянный планшет со штырьками, коробочка «Геоборд».

Описание: изучаем понятия «часть и целое». Выложите большую

фигуру, включающую несколько рядов гвоздиков, например, трапецию,

прямоугольник, треугольник. Теперь предложите ребенку поделить ее на

равные части, проводя «линии резиночками» или разделить на максимальное

25

количество частей (какое, посчитайте вместе) и назвать эти кусочки —

геометрические фигуры. (Рисунок 6)

Рисунок 6

33. Игра «Самая длинная змейка»

Цель:

развитие у детей познавательных процессов, речи,

мелкой

моторики рук, творческого потенциала.

Материал: деревянный планшет со штырьками, коробочка «Геоборд».

Описание: делая

ход

по

очереди

(1

ход

1

резинка-звено),

постарайтесь сделать самую длинную змейку одного цвета. (Рисунок 7)

Рисунок 7

34. Игра «Дорисуй»

Цель:

развитие у детей познавательных процессов, речи,

мелкой

моторики рук, творческого потенциала.

Материал: деревянный планшет со штырьками, коробочка «Геоборд».

26

Описание:

у игроков равное количество резиночек. Начинайте

«рисовать» какой-то предмет, используя по одной резиночке за один ход.

Каждый следующий элемент должен составлять какой-то узнаваемый

осмысленный

рисунок.

Проигрывает

тот,

кто

не

сможет

придумать

следующий ход. Например, у вас может получиться такая цепочка

превращений: полоска-крестик-снежинка - цветок и т.д.

Или квадрат-

домик-окошко в домике-заборчик-крыльцо и т.д.

Старайтесь не акцентировать внимание ребенка на проигрыше, лучше

обращайте его внимание на то, как одни и те же элементы становятся

частями совершенно разных рисунков, как изменяется первоначальный

замысел в зависимости от действий другого игрока. (Рисунок 8)

Рисунок 8

35. Игра «Оживи»

Цель:

развитие у детей познавательных процессов, речи,

мелкой

моторики рук, творческого потенциала.

Материал: деревянный планшет со штырьками, коробочка «Геоборд».

Описание:

«оживляем»

геометрические

фигуры:

так,

квадрат

превращается в домик, треугольник - в вазу с цветами.(Рисунок 9)

27

Рисунок 9

36. Игра «Конструирование по схеме»

Цель:

развитие у детей познавательных процессов, речи,

мелкой

моторики рук, творческого потенциала.

Материал: деревянный планшет со штырьками, коробочка «Геоборд»,

папочка с образцами схем «Геоборд».

Описание: важно научить ребенка «читать» схему и воспроизводить

картинки по уже готовой схеме

(например, выкладывать резинками

изображения, цифры и буквы). (Рисунок 10)

Рисунок 10

37. Игра «Счет»

Цель:

развитие у детей познавательных процессов, речи,

мелкой

моторики рук, творческого потенциала.

Материал: деревянный планшет со штырьками, коробочка «Геоборд»,

папочка с образцами схем «Геоборд».

28

Описание:

положите к колышкам цифры от одного до десяти.

Попросите ребенка соединить последовательно цифры резиночками. Таким

же образом можно составлять слова из букв. (Рисунок 11)

Рисунок 11

38. Игра «Графический диктант»

Цель: развитие у детей познавательных процессов (пространственное

мышление), речи, мелкой моторики рук, творческого потенциала.

Материал: деревянный планшет со штырьками, коробочка «Геоборд»,

папочка с образцами схем «Геоборд».

Описание:

взрослый

даетребенку

задания

с

пространственным

отношением (вверх, вниз, вправо, влево), а ребенок при помощи резинок

следует инструкциям. В конце получается изображение (можно показать

картинку изображения).

39. Игра «Отгадай загадку»

Цель:

развитие у детей познавательных процессов, речи,

мелкой

моторики рук, творческого потенциала.

Материал: деревянный планшет со штырьками, коробочка «Геоборд»,

папочка с образцами схем «Геоборд».

Описание: взрослый загадывает загадку, а ребенок отгадку «рисует»

резиночками на планшете. Таким же образом иллюстрируем сказки, стихи,

29

песенки. Подобные задания отлично развивают не только фантазию, но и все

стороны речи.

40. Игра «Придумай сказку»

Цель:

развитие у детей познавательных процессов, речи,

мелкой

моторики рук, творческого потенциала.

Материал: деревянный планшет со штырьками, коробочка «Геоборд»,

папочка с образцами схем «Геоборд».

Описание:

ребенок «рисует» резиночками на планшете картинки-

иллюстрации к сценам из сказки. Возможна коллективная работа по сказкам

(придумывание новых поворотов событий для знакомых сказок, дополнение

их интересными эпизодами). Затем по готовым изображениям рассказывает

придуманную сказку.

41. Игра «Отгадай загадку»

Цель:

развитие у детей познавательных процессов, речи,

мелкой

моторики рук, творческого потенциала.

Материал: деревянный планшет со штырьками, коробочка «Геоборд»,

папочка с образцами схем «Геоборд».

Описание:

работа с загадками (в парах) – загадывание загадки и

выкладывание отгадки. Для этого вида игры возьмите любую книгу с

загадками, отберите те, отгадки которых вы сможете провязать резинками на

планшете, затем, отберите некоторое количество таких загадок, на отдельном

листике нарисуйте все отгадки.

42. Игра «Система координат»

30

Цель:

развитие у детей познавательных процессов, речи,

мелкой

моторики рук, творческого потенциала.

Материал: деревянный планшет со штырьками, коробочка «Геоборд».

Описание:

знакомимся с понятием «система координат». Можно

пронумеровать ряды и столбцы штырьков: от 1 до 5 и ,от А до Д.

Соответственно, точки поля имеют координаты А1, Б3, Г2 и так далее.

Взрослый задают систему координат, а ребенок находит точку и нанизывает

резинку. (Рисунок 12)

Рисунок 12

43. Игра «Морской бой»

Цель:

развитие у детей познавательных процессов, речи,

мелкой

моторики рук, творческого потенциала.

Материал: деревянный планшет со штырьками, коробочка «Геоборд».

Описание: при помощи «Геоборда» можно играть в морской бой.

Взрослый рисует на бумаге, а ребёнок — на планшете. Подпишите верхний

горизонтальный ряд гвоздиков буквами, а левый вертикальный ряд –

цифрами. Получится система координат: А1, Б4 и т.д.

44. Игра «Созвездия»

31

Цель:

развитие у детей познавательных процессов, речи,

мелкой

моторики рук, творческого потенциала, совершенствование знаний по

астрологии.

Материал: деревянный планшет со штырьками, коробочка «Геоборд».

Описание:

изучаем созвездия, с помощью атласа звездного неба

воссоздайте созвездия на планшете. (Рисунок 13)

Рисунок 13

45. Игра «Задачки»

Цель:

развитие у детей познавательных процессов, речи,

мелкой

моторики рук, творческого потенциала.

Материал: деревянный планшет со штырьками, коробочка «Геоборд».

Описание: взрослый выкладывает из резинок примеры на планшете (на

сложение, вычитание,

больше, меньше, равно), а ребенок выполняет

решение.

Другой вариант, взрослый проговаривает пример, а ребенок

выкладывает на планшете. (Рисунок 14)

Рисунок 14

32

46. Игра «Собери слово»

Цель:

развитие у детей познавательных процессов, речи,

мелкой

моторики рук, творческого потенциала.

Материал: деревянный планшет со штырьками, коробочка «Геоборд».

Описание:

взрослый выкладывает на планшете буквы, а ребенок

собирает из данных букв слово. Другой вариант, ребенок выкладывает буквы

так, чтобы получилось слово. (Рисунок 15)

Рисунок 15

47. Упражнение «Определи первый звук в слове»

Цель: упражнение в выделении первого звука в слове.

Материал: деревянный планшет со штырьками, коробочка «Геоборд»,

папочка с образцами схем «Геоборд».

Описание: взрослый раздает детям карточки, спрашивает у кого из них

находится предмет, в названии которого есть заданный звук. Тот, кто

правильно

называет

предмет,

прикрепляет

резинку

на

планшет

в

соответствии со схемой слова (в начале, в середине, в конце).(Рисунок 16)

33

Рисунок 16

48. Упражнение «Найди свою картинку»

Цель: совершенствование навыков дифференциации звуков в словах.

Материал: деревянный планшет со штырьками, коробочка «Геоборд».

Описание: детей делят на 2 группы. Одна группа подбирает картинки,

например, на звук Л, другая на звук Р. Составляют из резинок букву на

планшете. Обе группы поворачиваются лицом друг к другу и называют свои

звуки. Данную игру можно проводить на дифференциацию свистящих –

шипящих, звонких – глухих звуков.

49. Упражнение «Раздели слово»

Цель: формирование умения делить слово на слоги, развитие мелкой

моторики.

Материал: деревянный планшет со штырьками, коробочка «Геоборд».

Описание: раздаются картинки с изображениями, ребенок определяет

количество слогов в этом слове и из резинок создает на планшете слоговую

схему к этому слову. Другой вариант, взрослый называет слово, ребенок на

слух определяет количество слогов и на планшете создает слоговую схему.

(Рисунок 17)

34

Рисунок 17

51. Упражнение «Составь слово из слогов»

Цель: закрепление навыка деления слов на слоги и навыка послогового

чтения, развитие мелкой моторики.

Материал: деревянный планшет со штырьками, коробочка «Геоборд».

Описание: на планшетах выкладываются схемы слов из резинок. Затем

предлагается назвать количество слогов в словах, определить, какое слово

самое длинное, а какое — самое короткое, придумать слово к схеме.

52. Упражнение «Составь звуковую дорожку»

Цель:

автоматизация поставленного звука в речи дошкольника,

совершенствование

умения

делать

звуковой

анализ

слов,

развитие

фонематического слуха, мелкой моторики.

Материал: деревянный планшет со штырьками, коробочка «Геоборд»,

папочка с образцами схем «Геоборд».

Описание: дети называют картинку, выкладывают из резинок схему на

данное слово (красная резинка – гласный звук, синяя – согласный твердый

звук, зеленая – согласный мягкий звук). Другой вариант, взрослый называет

слово, а ребенок на слух определяет какие звуки в этом слове и выкладывает

схему на планшете. (Рисунок 18)

35

Рисунок 18

53. Упражнение «Составь схему к предложению»

Цель: закрепление навыка составления схем к предложениям, развитие

мелкой моторики.

Материал: деревянный планшет со штырьками, коробочка «Геоборд».

Описание:

взрослый

читает

предложение,

ребенок

определяет

количество слов в предложении и составляет схему.

Другой вариант,

взрослый составляет на планшете схему к предложению, ребенок составляет

предложение к этой схеме.(Рисунок 19)

Рисунок 19

54. Просто фантазировать!

Просто невероятно, как долго может даже самый бойкий непоседа

возиться с геобордом, придумывая собственные творения. На большом поле

можно делать лабиринты для человечков или, к примеру, «писать»

36

резинками свое имя. Да и взрослым сложно оторваться от этой нехитрой

игрушки. Стоить лабиринты и катать по ним машинки. Для малышей из

геометрического планшета можно сделать вешалку для игрушек.

(Рисунок

20)

Рисунок 20

Если

ребенок

впервые

видит

«Геоборд»,

используйте

его

как

«приглашение к игре». Не объясняйте ничего малышу, а просто дайте

планшет и резинки.

Играйте и фантазируйте вместе с ребенком! Он будет благодарен Вам

за возможность самостоятельного творчества.(Рисунок 21)

Рисунок 2

37

4 Методические рекомендации по развитию математического

представлению детей 6-7 лет средствами геобор

Методические

рекомендации

по

развитию

математического

представлению детей 6-7 лет средствами геобор.

Геоборд можно использовать при следующих действиях.

1.

Во

время

развития

когнитивных

способностей

ребенка:

пространственного и ассоциативного мышления, внимания, памяти;

2.

При развитии мелкой моторики рук;

3.

При развитии фантазии и творческого потенциала ребенка;

4.

Для формирования познавательных способностей ребенка во время

решения разного вида задач;

5.

Можно помочь ребенку на собственном чувственном опыте понять

базовые термины геометрии: фигура;

6.

Для расслабления

и снятия физического и психологического

напряжение;

7.

Для

развития

речи

(коррекции

звукопроизношения,

развития

фонематического восприятия, развития связной речи, обучения

грамоте, развития грамматического

строя

речи,

активизации

и

обогащения лексики).

38

Заключение

Мы привели примеры заданий и упражнений, в которые можно играть

с помощью «математического планшета». Геоборд - это игра, которая

является

отличным

пособием

для

обучения

и

развития.

Игры

с

использованием

Геоборда

стимулируют

мотивацию

дошкольников

и

позволяют повысить эффективность коррекционной работы.

39

Список используемой литературы

1.

Воскобович

В.В.,

Харько

Т.Г.,

Балацкая

Т.И.«Игровая

технология

интеллектуально-творческого развития детей. - СПб; ООО РИВ, 2003

2.

Кольцова М. М. «Двигательная активность и развитие функций мозга

ребенка». – М., Просвещение, 1973

3.

Лалаева Р.И., Серебряков Н.В. Формирование лексики и грамматического

строя у дошкольников с ОНР. – СПб; Союз, 2001

4.

Преодоление ОНР у дошкольников: Кн. для логопеда / Н.С.Жукова, Е.М.

Мастюкова, Т.Н. Филичева. – 2-е изд. перераб. – М., Просвещение, 1990

5.

Рузина М. С. «Страна пальчиковых игр. Развивающие игры для детей и

взрослых». - СПб., Союз, 2000

Методические рекомендации по развитию математического

представлению детей 6-7 лет средствами геобор

40



В раздел образования