Автор: Акимова Елена Николаевна Должность: педагог дополнительного образования Учебное заведение: МБУ ДО ЦВР "Парус" Школа изобразительного творчества и дизайна "Радуга" Населённый пункт: Самара Наименование материала: статья Тема: Поэтапное выполнение открытки в технике мозаики Раздел: дополнительное образование
Поэтапное выполнение открытки в технике мозаики
Подготовила педагог дополнительного образования
школы изобразительного творчества и дизайна «Радуга»,
МБУ ДО ЦВР «Парус», г.о. Самары
Акимова Елена Николаевна
Аппликация— вырезание и наклеивание фигурок, узоров или целых картин из кусочков
бумаги, ткани, кожи, растительных и прочих материалов на материал-основу (фон). Как
правило, материалом-основой служат картон, плотная бумага. Аппликация связана с
познавательной деятельностью и оказывает огромное влияние на развитие умственных
и творческих способностей детей.
Изготовление аппликаций – отдельная тема в курсе «Изобразительное творчество»
школы изобразительного творчества и дизайна «Радуга» МБУ ДО ЦВР «Парус». Как
правило,
аппликация
делается
по
готовому
шаблону.
Мы
предлагаем
делать
аппликацию
в
более
сложном
виде,
чем
это
предусмотрено
традиционными
программами.
Создание
поздравительной
открытки
в
технике
мозаика
–
всегда
интересное, увлекательное, творческое занятие.
Все дети имеют непосредственный опыт создания изображений, т.е. рисования и лепки.
Это естественный и незаменимый никаким другим, например словесным, вид познания
мира путём уподобления самым разным его персонажам, которые оживают в чувствах
ребёнка и обогащают его личный опыт. Именно поэтому совершенно неверно, когда
игровые
попытки
ребёнка
что-
либо
рисовать
сводятся
взрослыми
к
созданию
конкретных поделок и рисунков по образцам, когда ребёнок боится не справиться или
боится нарушить заданное правило исполнения[2.22]. Педагог содействует включению
работы воображения и фантазий, вдохновляя примером выполнения задания, но не
ограничивает
детей
повторением
примера.
Работа
получается
яркой,
необычной
и
эксклюзивной.
Кроме того, при создании аппликации мы используем не готовые листы цветной бумаги
или картона, а изготавливаем их с детьми самостоятельно. Для этого необходимы
гуашевые краски и вспомогательные материалы, использование которых позволяет
добиться необычной фактуры и сложных цветовых переходов.
Этапы работы над открыткой в технике мозаики:
1)
Подготовка цветной бумаги;
2)
Подготовка деталей для мозаики;
3)
Выбор основы для открытки;
4)
Подготовка фона открытки;
5)
Компоновка элементов на открытке;
6)
Выполнение подъёмных элементов;
7)
Прикрепление деталей с подъёмными элементами;
8)
Добавление акцентов.
Для
деталей
мозаики
предлагаем
использовать
тонированную
бумагу.
Чтобы
ее
изготовить
необходимы
листы
ватмана
формата
А4,
гуашевые
краски
нескольких
цветов и кисти из различных материалов (Рис. 2).
Рис. 2
Подготавливаем
три
цветных
листа
формата
А4:
в
жёлто-оранжевой
гамме,
сине-
зелёной и красно-фиолетовой (Рис. 3).
Рис. 3
После этого нарезаем выкрашенные листы на кусочки. Для фона используем более
нейтральные
светлые
оттенки
и
нарезаем
из
них
крупные
детали,
в
основном
треугольники неправильной формы. Для листвы – детали в зеленой гамме, не мелкого
размера, для цветов – детали красно-фиолетовой гаммы, по форме напоминающие
лепестки. (Рис. 4).
Рис. 4
Подготавливаем «основу» для открытки – это может быть как белый, так и цветной
картон. Лист размером 30см/20,5см делим на 2 половины пунктирной линией. По линии
делается слабый надрез для сгиба открытки. (Рис.5).
Рис.5
Перед тем, как приклеить кусочки тонированного картона, раскладываем их на листе.
Образующиеся
промежутки
заполняем
более
мелкими
деталями,
подходящими
по
цвету (можно вырезать их дополнительно). Приклеиваем прозрачным клеем (Рис. 6).
Рис. 6
Перед тем, как прикрепить цветки, компонуем их в листе. Затем приклеиваем верхние
лепестки бутонов (Рис. 7).
Рис. 7
Вырезаем
подъёмные
элементы:
6
полос
по
15мм,
3
полосы
по
20мм,
которые
приклеиваются к лепесткам цветов. Делаем так, чтобы центральный лепесток был
выше боковых. (Рис. 8).
Рис. 8
Крепим с помощью прозрачного клея лепестки с подъёмными элементами на открытку.
Сначала боковые лепестки, более низкие по уровню подъёма, затем центральные (Рис.
9).
Рис. 9
Для того, чтобы нижняя часть открытки не казалась однообразной, добавляем на неё
цветные опавшие лепестки (Рис. 10).
Рис. 10
Важно не оставлять промежутков между кусочками. В противном случае изображение
получится не цельным (Рис. 11).
Рис. 11
Данная работа очень интересна для детей, как младших групп подготовительного
отделения, так и для более взрослых. Создавая открытку не по готовому образцу, а с
помощью фантазии и воображения, можно получить небольшой арт-объект – яркий,
индивидуальный, запоминающийся подарок, изготовленный своими руками.
Использованная литература:
Корчикова О. В. Декоративно-прикладное творчество в детских дошкольных
учреждениях (серия «Мир вашего ребенка»). – Ростов Н/Д: Феникс, 2002.
Методическое пособие к учебникам по изобразительному искусству под ред. Б. М.
Неменского: 1-4 кл. /[Б.М. Неменский, Л. А. Неменская, Е. И. Коротеева и др.]. – М.:
Просвещение, 2005. – 190с.
Неменский Б. М. Изобразительное искусство и художественный труд: лекции 1-4. – М.:
Педагогический университет «Первое сентября», 2007. – 124с.