Автор: Добрынина Луиза Владимировна Должность: преподаватель истории искусств и имк Учебное заведение: ГАПОУ "Набережночелнинский колледж искусств" Населённый пункт: г. Набережные Челны, Республика Татарстан Наименование материала: методическая разработка Тема: Архитектура стиля Барокко Раздел: среднее профессиональное
Добрынина Луиза Владимировна
Преподаватель высшей квалификационной категории
отделения «Общеобразовательные и гуманитарные дисциплины»
ГАПОУ «Набережночелнинский колледж искусств»
г. Набережные Челны
Определение термина Барокко
1. Барокко
(ит. barocco – вычурный, причудливый, дурной, неправильный,
странный) – художественный стиль в европейской культуре и
искусстве,
связанный с дворянской культурой эпохи расцвета абсолютизма.
2. Существует также понятие «Барокко», как фаза в историческом развитии
любого художественного стиля, его критическая стадия, когда появляются
такие черты в искусстве и архитектуре, как усложненность форм, динамика,
экспрессия,
напряженность,
концентрация
эмоций,
например,
искусство
Эллинизма иногда называют «Античным барокко», или «эллинистическим
барокко».
Х.
Вёльфлин
первым
определил
Барокко
как
наивысшую
критическую
стадию
развития
любого
художественного
стиля.
Первой
стадией
является
Архаика,
второй
–
Классика,
третьей
–
Барокко.
Для
Классики характерно: линейность, плоскость, замкнутая форма, ясность и др.
Для Барокко – живописность, глубина, открытая форма, неясность и др.
Истоки стиля Барокко: Италия, 2-я половина XVI века, в недрах культуры и
искусства итальянского Возрождения.
Родина стиля Барокко: Италия, 2-я половина XVI века.
Время существования стиля Барокко: в Италии - 2-я половина XVI – 1-я
половина XVIII вв., в странах Западной Европы и в России XVII – середина
XVIII вв.
Период 1550 – 1750-х годов часто называют «эпохой Барокко» в значении
целостности эпохи, несмотря на то, что параллельно с Барокко существовали
другие стили и направления, в том числе – Классицизм, реализм, Рококо. В
этом
значении
термин
Барокко
выражает
идею
единства
эпохи
в
ее
противоречиях.
Периодизация развития стиля Барокко для европейских стран
(условное деление на примере искусства Италии)
1.
Раннее Барокко: 2-я половина XVI в. – 1630г.
2.
Зрелое Барокко: 1630-е – конец XVII века.
3.
Позднее Барокко: 1-я половина XVIII века.
Истоки архитектуры Барокко
Архитектура Высокого и Позднего итальянского Возрождения. Новый стиль
складывался
в
ходе
формального
усложнения
архитектуры
итальянского
1
Возрождения. «Высокий Ренессанс – уже на три четверти Барокко» - писал
Игорь Грабарь.
Родоначальники архитектуры Барокко
Микеланджело Буонарроти (1475 – 1564, скульптор, архитектор, живописец
итальянского Возрождения; создатель стиля Барокко – «отец Барокко»);
- Вестибюль библиотеки Сан Лоренцо во Флоренции (1524-1559);
- Проект собора Святого Петра в Риме (1546-1564).
Джакомо
Бароцио
да
Виньола
(1507
–
1573,
архитектор
Позднего
итальянского Возрождения; один из провозвестников стиля Барокко);
- Проект церкви Иль Джезу («Во имя Христа») в Риме (1568-1573, первый
образец подлинного римского Барокко, строительство – арх. Д. делла Порта);
- Книга «Правила пяти ордеров архитектуры» (1562).
Для архитектуры Барокко характерно
- Наиболее ярко стиль проявился в культовой архитектуре и архитектуре
дворцов,
так
как
архитектура
Барокко
направлена
прежде
всего
на
удовлетворение
запросов
католической
церкви,
монархии
и
высшей
аристократии.
- В архитектуре церквей характерно возвращение к базиликальному типу
храма
с
сильным
акцентом
на
главном
фасаде
и
глубинным
развитием
внутреннего пространства.
-
Усложненные,
в
том
числе
криволинейные
планы
зданий,
иногда
причудливо составленные из треугольников, овалов, звезд, пентаграмм и т.д.
- Динамичность экстерьеров и интерьеров.
-
Если
архитектура
Классицизма
строится
на
ясном
зрительном
подразделении несущих и несомых частей, то в постройках стиля Барокко
эти отношения намеренно запутываются.
- Подчеркивается движение стены, создается впечатление колебания стенной
плоскости, стены перестают восприниматься как опоры.
- Создается сложный ритм стены при помощи многочисленных выступов
(ризалиты, колонны, пилястры и др.) и углублений (ниши, пространство
между колоннами, пилястрами и др.).
- Преобладание декоративного и живописного начала над тектоническим.
Рациональное начало, лежавшее в основе архитектуры Ренессанса, уступило
свое место началу иррациональному, статичность, спокойствие – динамике.
- Обилие декоративных элементов на фасадах зданий, безудержная пышность
отделки, живописное отношение к плоскости стены.
- Один из главных декоративных и конструктивных элементов в оформлении
фасадов зданий – архитектурный ордер, который в Барокко используется
иначе, чем в архитектуре Античности, Возрождения и Классицизма, здесь
2
первостепенное значение приобретает декоративная, а не конструктивная
функция.
Архитектурные и декоративные элементы в архитектуре Барокко
-
Колонны,
полуколонны,
пилястры
(перестают
восприниматься
как
конструктивные элементы – опоры, часто выполняют чисто декоративную
функцию, как бы вырастают из поверхности стены, создают сложный ритм, в
том числе за счет удваивания, утраивания, собирания в группы – пучки);
-
Фронтоны;
в
архитектуре
Барокко
широкое
распространение
получают
сложные
криволинейные
формы
фронтонов,
полукруглые,
лучковые,
раскрепованные и разорванные, а также удвоенные фронтоны;
-
Волюты
(декоративный
и
архитектурный
элемент
в
виде
завитка
или
спирали);
- Окна: разнообразной формы, в том числе – прямоугольные, полуциркульные
(прямоугольные, в верхней части имеющие очертания полуциркульной арки),
круглые, в форме овала; окна часто имеют сложные барочные обрамления и
наличники; популярна мелкая квадратная расстекловка окон;
- Ниши;
-
Скульптура
(круглая,
рельефы,
лепнина,
фигурные
и
орнаментальные
композиции); размещается на фасадах зданий, в том числе – на фронтонах,
карнизах, фризах, аттиках, в нишах, на колоннах, между колоннами, над
арками, над окнами, между рядами окон, на балюстрадах крыш зданий;
иногда фигуры кариатид и атлантов заменяют колонны, поддерживающие
балконы или балочные перекрытия и т.д.; скульптура имеет важное значение
и в интерьерах Барокко;
-
Сюжеты
и
мотивы
в
скульптуре
Барокко:
фигурные
композиции
или
отдельные персонажи из античной мифологии, Библии, истории жизни и
чудес христианских святых и др.; орнаментальные мотивы и др.
- Использование приема раскреповок.
Выводы:
-В результате использования такого большого количества архитектурных и
декоративных элементов на фасадах барочных зданий, создается впечатление
свободного развития, роста стены, как сложного организма, наполненного
непрерывным
движением,
динамикой,
эффектными
контрастами
света
и
тени, форм, фактур и т.д.
- Для стиля Барокко характерен синтез искусств: архитектура, скульптура,
живопись и др. находятся в тесном взаимодействии и единстве. Вообще в
классической
архитектуре
действует
принцип
субординации
(подчинение
скульптуры, живописи и др. архитектуре). Но этот принцип в Барокко часто
будто
отвергается.
Если
в
архитектуре
Возрождения
и
Классицизма
для
произведений живописи и скульптуры отводятся определенные места (часть
стены,
плафон
и
т.д.),
таким
образом,
эти
искусства
гармонируют
с
3
архитектурой, дополняя и обогащая ее, то в сооружениях Барокко живопись и
скульптура
очень
часто
не
укладываются
в
определенные
рамки
–
они
выходят за их пределы, часто не подчиняются архитектуре и стремятся как
бы
«перекричать»
ее.
Нередко
в
Барокко
наблюдается
не
мирное
сотрудничество, а спор, борьба и противопоставление друг другу отдельных
видов искусств;
- Монументальность, грандиозность масштабов; часто «неправдоподобие»
масштабов,
нечеловеческое
измерение
чрезмерно
увеличенных
деталей
(например, порталы и окна могут быть в десять раз выше человеческого
роста), таким образом, нарушается основополагающий принцип классики –
соразмерность человеку;
- Связь архитектуры с окружающей средой (площадь, парк, город), поэтому
большое значение в архитектуре Барокко играет лестница, которая соединяет
здание с прилегающим к нему пространством;
- Архитектура Барокко как бы «втягивает» человека в свое пространство,
властно приобщает его к своему эмоциональному бытию;
-
Акцент
на
фронтальность,
фасадность
построения
(здание
часто
воспринимается в полную силу только со стороны главного фасада);
-
Отсутствие
тесной
связи,
а
порой
и
соответствия
между
внешним
и
внутренним объемами здания. Часто внешний облик, особенно церковных
сооружений,
совершенно
не
выражает
пространственную
структуру
интерьера. Иногда архитекторы как бы умышленно стремятся вызвать эффект
неожиданности при входе в пределы здания.
Цвет в архитектуре Барокко
-
В
экстерьере
цвет
здания
определяют
чаще
всего
цвета
используемых
материалов
(облицовка,
декорировка,
обычно
цвет
серого
камня).
В
европейской
архитектуре
Барокко
характеризуется
монохромностью,
выразительность фасадов строится на обилии и разнообразии декоративных
элементов,
сильных
контрастах
света
и
тени
и
т.д.
Особенностью
архитектуры русского Барокко является полихромия фасадов;
-
В
отделке
интерьеров
Барокко
преобладает
многокрасочность,
которая
определяется разнообразием фактур и материалов.
Интерьеры Барокко
-
Как
и
экстерьеры,
интерьеры
Барокко
также
носят
динамичный,
усложненный характер;
- На первое место выступают парадность, великолепие, пышность и т.п.;
-
В
светской
архитектуре
утверждается
принцип
анфилады,
что
создает
впечатление
движения
пространства,
торжественного
ритма;
часто
используются эффекты нарастания пышности отделки интерьеров по мере
приближения к главному парадному помещению здания;
4
-Богатство,
многокрасочность
отделки,
применяются
цветные
мраморы,
бронза, дерево, позолота, скульптура, картины в тяжелых барочных рамах,
шелковые и др. ткани (сочетание различных по цвету и рисунку);
-
В
парадных
интерьерах
применяются
ордерные
элементы
(пилястры,
полуколонны и др.), однако основное внимание уделяется не точности их
пропорций, а скорее их отделке (облицовка цветными мраморами и пр.). В
комнатах меньших размеров стены затягиваются ткаными обоями, а также
покрываются
росписями.
В
жилых
помещениях
делаются
высокие
деревянные (дубовые) панели, в том числе с резной орнаментацией, выше
над
панелями
стены
нередко
обтягиваются
тисненой
кожей,
шелком,
бархатом, или покрываются шпалерами; устанавливаются большие камины,
облицованные мрамором и оформленные скульптурой;
-
Большую
роль
в
убранстве
помещений
играют
деревянные
рамы
и
архитектурно-пластические
детали,
которые
обрамляют
и
украшают
отдельные участки стены, карнизы, размещаются в виде десюдепортов* над
дверьми, на плафонах;
- Важной частью убранства дворцовых интерьеров являются мебель, а также
произведения прикладного искусства, в том числе – гобелены*, шелковые и
др. ткани (драпировки, скатерти, обои, мебель), изделия из серебра, бронзы,
золота, фаянса, в том числе украшенные драгоценными камнями, чеканкой,
пластическим деталями и т.д.;
- Обилие света, источники – большие окна, иногда в два яруса и с двух сторон
помещения, разнообразные светильники. Потоки света льются отовсюду, в
том числе из самых неожиданных источников и в контрастных направлениях;
-
Большое
количество
зеркал,
которые
часто
располагаются
друг
против
друга, что создает иллюзию большого пространства;
- Богатое и эффектное оформление дверей;
- Полы покрывают наборные паркеты из дорогих пород дерева (сложные
криволинейные
орнаментальные
мотивы
с
использованием
различных
оттенков
натурального
дерева);
также
полы
настилаются
мраморными
плитами;
-
Перекрытия
помещений
представляют
собой
лепные
и
живописные
плафоны
с
иллюзорными
перспективными
построениями
(имитация
небесного
пространства
с
летящими
фигурами,
например,
«Колесница
Аполлона»,
«Колесница
богини
утренней
зари
Авроры»,
«Вознесение
святого»
и
др.).
Создается
впечатление
прорыва
поверхности
потолка.
Колорит росписей обычно яркий, насыщенный.
Взаимодействие архитектуры Барокко и пейзажа
Архитектуре Барокко соответствует четко спланированная система садов
и парков, которые имеют динамичный и зрелищный характер.
В XVII веке окончательно складывается система итальянского парка.
Для итальянского парка характерно:
5
-
главное
здание
ставится
на
склоне
холма,
поверхность
которого
используется для создания основной главной оси парка; - парк строится
террасами, которые связываются между собой пандусами и лестницами; -
большое место занимают фонтаны, водоемы, каскады, гроты, декоративная
скульптура, подъемы, спуски; - используются различные контрасты, в том
числе разнообразных фактур и красок (камень, вода, зелень), архитектуры и
скульптуры, естественной и стриженой зелени; - богатство и разнообразие
видов и перспектив и др.
Архитектурные ансамбли Барокко
Архитектура Барокко уделяет большое внимание городским и
архитектурным
ансамблям,
в
том
числе
в
конце XVI
века
в
Италии
утвердилась трехлучевая система планировки, которая сыграла важную роль
в
европейской
градостроительной
практике.
Для
барочных
ансамблей
характерно: идея целостной и динамичной организации пространства; часто
расчет
на
чисто
внешний
театральный
эффект:
«кулисы»,
«задник»,
неожиданно
открывающаяся
перспектива,
«обман
зрения»,
контрасты
масштабов, фактур и др., стремление поразить воображение зрителя и т.д.
Большое
развитие
в
Барокко
получает
парадная
площадь,
подводящая
к
зданию, которое включается в ансамбль площади, улицы, в то же время для
ансамблей
Барокко
характерны
изолированность,
сравнительная
независимость от общей системы планировки городской территории.
Архитекторы итальянского Барокко
Джакомо делла Порта (ок.1540 – 1602, архитектор раннего итальянского
Барокко)
- Строительство церкви Иль Джезу в Риме по проекту Виньолы (1573-1584);
- Строительство купола собора Святого Петра в Риме;
- Вилла Альдобрандини во Фраскати близ Рима (1598-1603) и др.
Доменико Фонтана (1543 – 1607, архитектор раннего итальянского Барокко)
- Латеранский дворец в Риме (1586-1590);
- Градостроительные работы в Риме – пробивка улиц, установка обелисков,
создание
фонтанов,
в
том
числе
–
проект
трехлучевой
системы
улиц
центральной части Рима; - Завершение купола собора Святого Петра в Риме
(совместно с Дж. Делла Порта) и др.
Карло Мадерна (1556 – 1629, архитектор раннего итальянского Барокко)
- Проект церкви Святой Сусанны в Риме (1596-1603);
- Расширение собора Святого Петра в Риме (1607-1626);
- Оформление главного фасада собора Святого Петра в Риме (1607-1614);
-Палаццо Барберини в Риме (1625-1629);
6
- Палаццо Киджи-Одескальки в Риме (1602-1610) и др.
Джованни Лоренцо Бернини (1596 – 1680, архитектор и скульптор зрелого
итальянского Барокко)
- Завершение собора Святого Петра в Риме, убранство интерьера собора, в
том числе
- Бронзовая сень-киворий под главным куполом над гробницей апостола
Петра;
- Площадь перед собором Святого Петра в Риме (1656-1667);
-Парадная лестница Скала Реджа в Ватиканском дворце (1663-1666);
-Церковь Сант Андреа аль Квиринале в Риме (1653-1658);
- Палаццо Киджи - Одескальки в Риме (расширение, 1665);
- Палаццо Барберини в Риме (1629-1663) и др.
Франческо
Борромини
(1599 – 1667, архитектор итальянского зрелого
Барокко)
- Церковь Сан Карло алле Куаттро Фонтане («у четырех фонтанов») в Риме
(1634-1667);
- Церковь Сан Иво в Риме (1642-1660);
- Церковь Сант Аньезе на площади Навона в Риме (1652-1667);
- Книга «Опус об архитектуре» (1559-1567) и др.
Карло Райнальди (1611 – 1691, архитектор зрелого итальянского Барокко)
- Церковь Санта Мария ин Кампителли в Риме (1665-1667);
- Фасад церкви Сант Андреа делла Валле в Риме (оконч. 1665);
-Церковь Санта Мария ин Монтесанто на площади Пьяцца дель Пополо в
Риме;
-Церковь Санта Мария деи Мираколи на площади Пьяцца дель Пополо в
Риме;
-Церковь Сант-Аньезе на площади Навона в Риме;
- Восточный фасад церкви Санта Мария Маджоре в Риме (1673) и др.
Бартоломео Баччо ди Бьянко (ок.1590 – 1657, архитектор Генуи)
- Здание университета в Генуе (1634 - 1636) и др.
Бальдассаре Лонгена (1598 – 1682, архитектор Венеции)
- Церковь Санта Мария делла Салюте в Венеции (1631- 1687);
- Палаццо Редзонико в Венеции (1660);
- Палаццо Пезаро в Венеции (1676 - 1710) и др.
Гварино Гварини (1624 – 1683, архитектор Турина)
- Палаццо Кариньяно в Турине (1679 - после 1683);
- Церковь Сан Лоренцо в Турине (1668 - 1687) и др.
7
Филиппо Ювара (1678 – 1736, архитектор позднего итальянского Барокко)
- Церковь Суперга близ Турина (1715 - 1731);
- Замок Ступиниджи близ Турина (1729 - 1733);
-Фасад и парадная лестница палаццо Мадама в Турине (1718 - 1721) и др.
Луиджи Ванвителли (1700 – 1773, голландец по происхождению, архитектор
позднего итальянского Барокко)
- Королевский дворец в Казерте для неаполитанского короля (1752 - 1774) и
др.
Николо Сальви (1697 – 1751, архитектор позднего итальянского Барокко)
- Фонтан ди Треви (1732 - 1762) и др.
Алессандро
Галилеи
(1691
–
1737,
архитектор
позднего
итальянского
Барокко)
- Новый фасад церкви Сан Джованни ин Латерано в Риме (1733 - 1736) и др.
Фердинандо Фуга (1699 – 1781, архитектор позднего итальянского Барокко)
- Новый портал церкви Святой Цецилии в Риме (1725);
- Новый фасад церкви Санта Мария Маджоре в Риме (1743 - 1750) и др.
Архитектура стиля Барокко в других странах
Голландия
«Голландское Барокко»
Особенности стиля «Голландское барокко»:
-
Оригинальный
стиль
искусства
Голландии XVII
века,
развивается
под
влиянием
буржуазно-республиканского
строя
и
протестантской
религии
Кальвинизма установившихся в Голландии;
- Соединение практичности и декоративности (скромная нарядность);
- Отсутствие показной роскоши и стремления к внешнему эффекту;
- Завершение фасадов зданий ступенчатыми фронтонами, крутыми крышами
и башнями со «шпицами»;
- Двуцветная окраска зданий: стены из красного кирпича, архитектурные и
декоративные элементы из белого камня;
-
В
интерьерах
формируется
особый
тип
зажиточного
дома:
сочетание
скромности,
добротности,
уюта,
благополучия;
характерные
элементы
голландского интерьера – мозаичные полы в крупную шахматную клетку,
дубовая
обшивка
стен,
мебель
–
резная,
также
с
декором
в
технике
маркетри*(изображения
заморских
птиц
и
цветов),
а
также
мебель
с
вмонтированными в нее подлинных китайских лаковых панно, заморские
ковры,
дорогие
ткани,
зеркала,
латунные
люстры,
дорогая
стеклянная
и
8
серебряная посуда, венецианские хрустальные кубки, китайский фарфор, на
стенах – морские карты и небольшие картины в черных полированных рамах
и др.
- «Голландский сад» примыкает к дому, характерно: цветники, обязательно с
тюльпанами,
четкая
геометрическая
планировка,
но
с
живописно
рассаженными деревьями и кустарниками (переходная форма от регулярного
к пейзажному стилю) и др.
Ливен де Кей (1560 – 1627, признанный архитектор раннего «голландского
Барокко»).
Испания
«Испанское Барокко»
Особенности стиля «Испанское барокко»:
- Величественность, парадность;
- Живописность и динамизм архитектурных композиций;
- Особое богатство, сложность и пышность форм;
- Обилие, сложность и причудливость декоративных элементов;
- Мистический характер;
- Смешение барочных, готических, испано-мавританских традиций и др.
Алонсо Кано (1601 – 1667, испанский архитектор, скульптор, живописец)
- Проект фасада собора в Гранаде (1660-е) и др.
Хосе Бенито де Чурригера (1665 – 1725, испанский архитектор, живописец,
резчик по дереву)
- Башня и ризница собора в Саламанке;
- Ратуша в Саламанке;
- Резные деревянные алтари и др.
Чурригера
имел
много
последователей,
по
его
имени
стиль
испанского
Барокко стали называть «чурригереско» или «чурригереск», для этого стиля
характерно: предельная насыщенность плоскостей, фантастически сложное,
причудливое
сплетение
декоративных
форм,
живописность
и
динамизм
композиции и др.
Из Испании стиль Барокко был экспортирован в страны Латинской Америки.
В
архитектуре
Мексики,
Аргентины,
Уругвая
с к л а д ы в а е т с я
фантасмагоричный
стиль,
именуемый «ультрабарокко» .
Он
в пит а л
элементы мистического испанского Барокко, напитанные декоративностью
испано-мавританского зодчества, и местные фольклорные традиции. В этом
стиле все доводилось до бурлеска. Здесь развивалась архитектура еще более
барочная, «варварская» и фантастичная, безумная в наращивании декора,
перед чрезмерностью которого бледнеют даже самые смелые произведения
европейского Барокко.
9
Архитектура Франции 1-й половины XVII века
Саломон
де
Брос
(1562
–
1626,
архитектор
французского
Ренессанса,
в
работах которого уже ощущается переход к новому барочному стилю)
- Люксембургский дворец в Париже (1615 - 1621);
- Фасад готической церкви Сен Жерве в Париже (1616) и др.
Жак Лемерсье (ок.1585 – 1654)
- «Павильон часов» (центральная часть западного фасада Лувра, 1624);
- Охотничий дворец в Версале (1624 - 1631);
- Церковь Парижского университета Сорбонны (1635) и др.
Франсуа Мансар (1598 – 1666, архитектор французского Ренессанса)
- Дворец Мэзон-Лаффит близ Парижа (1642 - 1650) и др.
Архитектура Франции 2-й половины XVII века,
«Большой стиль» (стиль Людовика XIV)
Особенности «Большого стиля»:
- Официальный стиль абсолютной монархии Людовика XIV (1643 – 1715);
- Происходит соединение черт французского Классицизма и итальянского
Барокко, в результате чего формируется так называемый Большой стиль, или
стиль
Людовика XIV.
Причины:
задача
архитектуры
и
искусства
–
возвеличить и прославить господствующие классы, могущество монархии и
монарха, а официальный стиль Франции Классицизм оказался недостаточно
пышным и помпезным для этих целей;
- Черты Классицизма проявляются главным образом на фасадах зданий, а в
интерьерах
преобладающее
место
занимает
Барокко
(классицистически-
барочный
стиль
–
сочетание
стройной
упорядоченности
и
пышной
размеренности);
- Королевский двор Франции становится центром художественной жизни
всего
государства,
а
также
образцом
и
примером
для
подражания
практически для всех дворов Европы.
Дворцово-парковый ансамбль Версаль (основные работы 1661 – 1700) –
парадная резиденция французских королей.
Архитекторы: Луи Лево (ок.1612 – 1670), Жюль Ардуэн – Мансар (1646 –
1708) и др.
Планировка парка: Андре Ленотр (1613 – 1700) – декоратор садов и парков,
один из создателей регулярного («французского») парка.
Живописцы и декораторы интерьеров: Шарль Лебрён (1619 – 1690) и др.
10
Скульпторы: Л. Лерамбер, Жак Саразен (1592 – 1660), Франсуа Жирардон
(1628 – 1715), Антуан Куазевокс (1640 – 1720) и др.
Лувр (дворец французских королей в Париже).
Архитекторы: Жак Лемерсье (ок.1585 – 1654), Клод Перро (1613 – 1688) и др.
Художники декораторы и орнаменталисты: Ж. Берен, Ж. Лепотр, А. Лепотр,
Ж. Маро, Д. Маро, Ж. Саразен и др.
Архитектура Англии XVII - XVIII веков
Особенности:
- Очень долго удерживались формы готической архитектуры и Ренессанса;
-
В
начале
английская
архитектура
усваивает
традиции
нидерландской
архитектуры, но со значительными изменениями;
- Выделяют несколько стилей в архитектуре и искусстве Англии XVII - XVIII
вв., в том числе:
Якова стиль
Особенности стиля:
- Стиль английского искусства времени правления короля Якова I Стюарта
(1603 – 1625);
- Иногда этот стиль называют ранним английским Барокко;
- Стиль формируется под влиянием вкусов короля (Яков I был поклонником
фламандского Барокко);
- В архитектуре это был строгий, почти пуританский стиль: «Дома строятся,
чтобы жить в них, а не любоваться ими»;
-
Стиль
Якова
положил
начало
длительной
традиции
рационализма
в
английской архитектуре;
- В оформлении интерьеров еще присутствовали тяжелые барочные формы:
гирлянды, картуши, богато декорированная резная мебель из дуба и др.
Реставрации Стюартов стиль
Особенности стиля:
- Стиль английского Барокко 1660 – 1680-х гг.;
- Возникновение и развитие связано с возвращением на престол династии
Стюартов в лице короля Карла II (1660 – 1685) после революции Кромвеля;
- Карл II видел свой идеал в правлении французского короля Людовика XIV,
поэтому
придворное
искусство
его
времени
было
ориентировано
на
французский «барочный классицизм», однако английское Барокко носило
очень умеренный характер по сравнению с Италией и другими европейскими
странами и др.
Анны стиль
Особенности стиля:
- Специфически английское Барокко времени правления английской королевы
11
Анны (1702 – 1714);
-
Стиль
ориентируется
на
протестантскую
Голландию
и
«Голландское
Барокко» (тесные культурные связи Англии и Голландии);
- Проникают элементы итальянского Барокко и французского Рококо и др.
Кристофер Рен (1632 – 1723)
- Собор Святого Павла в Лондоне (1675-1710);
- Библиотека колледжа Троицы (Тринити-колледжа) в Кембридже (1676-84);
- Госпиталь в Гринвиче (1664-1728) и др.
Джон Ванбру (1664 – 1726, самый барочный из английских архитекторов)
- Дворец Бленим в Оксфордшире (1705-1724);
- Дворец Хоуард и др.
Джеймс Гиббс (1682 – 1754)
- Библиотека Редклиффа в Оксфорде (1737-1749) и др.
Роберт Адам (1728 – 1792, английский архитектор, декоратор, рисовальщик-
орнаменталист)
- Дворец Кедлстон в графстве Дербишер (1760-70) и др.
Архитектура Германии
«Немецкое Барокко»
Особенности стиля:
- Рациональный вариант стиля Барокко; получает интенсивное развитие в
южной Германии (Тюрингия, Бавария, Саксония и др.);
- Стиль начинает развиваться с начала XVIII века;
-
Происходит
соединение
традиций
Готики,
немецкого
Северного
Возрождения, французского искусства («Большой стиль», Рококо);
- В экстерьерах большую роль играют элементы Барокко (ясная тектоника и
обилие скульптурного декора), в интерьерах – Рококо;
- Совершенно уникальный стиль сложился в столице Саксонии – Дрездене
(время
правления
Фридриха
Августа II,
курфюрста
Саксонского,
1694
–
1733). Характерно: соединение черт архитектуры итальянского Возрождения,
Классицизма, Барокко и Готики, отсюда название – «готическое барокко»,
или «барочная готика»;
- По насыщенности и сложности форм немецкое Барокко можно сравнить
только
с
Барокко
Италии,
но
по
сравнению
с
героическим
пафосом
итальянского Барокко или величественной монументальностью «Большого
стиля» Франции, немецкое Барокко отличается большей камерностью и др.
Маттеус Даниэль Пёппельман (1662 – 1736)
12
-
Дворцовый ансамбль «Цвингер» в Дрездене (1711-22), в том числе –
«Павильон на валу», «Павильон с курантами», «Ворота под короной» и др.; -
Замок Морицбург; - Дворец Пильнитц и др.
Георг Бер (1666 – 1738)
- Фрауэнкирхе (протестантская церковь) в Дрездене (не сохранилась) и др.
Гаэтано Кьявери (1689 – 1770, архитектор итальянского Барокко, работал в
Риме, Петербурге, Варшаве, Дрездене)
- Придворная католическая церковь в Дрездене (1738-56) и др.
Иоганн Бальтазар Нейман (1687 – 1753)
- Епископский дворец в Вюрцбурге (1719 - 1744) и др.
Франсуа де Кювилье (1695 – 1768, французский архитектор, с 1725г. живет
в Германии)
- Дворцово-парковый ансамбль Амалиенбург в Нимфенбурге близ Мюнхена
(1734 -1739) и др.
Андреас
Шлютер
(ок.1660
–
1714,
архитектор
и
скульптор
немецкого
барокко, в 1713-14гг. работал в Петербурге)
- Королевский дворец в Берлине (1698 -1706, не сохранился) и др.
Георг Венцеслаус фон Кнобельсдорф (1699 – 1753, придворный архитектор
и живописец короля Фридриха II Прусского)
- Дворец и парк Сан-Суси в Потсдаме под Берлином (1745 - 1747);
- Оперный театр в Берлине (1741 - 1743) и др.
Йоханн Арнольд Неринг (1659 – 1695)
- Цейхгаус (Арсенал) в Берлине (1695-1706, совместно с А. Шлютером, Ж. де
Бодтом) и др.
«Австрийское Барокко»
Особенности стиля:
-
Сочетание черт итальянского Барокко и французской архитектуры и др.
Иоганн Бернгардт Фишер фон Эрлах (1656 – 1723)
- Церковь Святого Карла Борромея в Вене (1716 - 1737);
- Проект дворца в Шёнбрунне (1695 - 1700) и др.
Иоганн Лукас фон Хильдебрандт (1668 – 1745)
- Летний дворец Нижний Бельведер» в Вене (1714 - 1723);
- Летний дворец «Верхний Бельведер» в Вене (1714 - 1723) и др.
13
«Чешское Барокко»
Особенности стиля:
-
Получил
широкое
распространение
под
влиянием
папства
и
римского
Барокко;
- Материальная весомость, исключительная сочность, особая пластичность
форм;
- Сложные планировки дворцов;
- Декоративная насыщенность и нарядность;
- Работает много приглашенных мастеров из Италии, Франции, Германии,
Австрии и др.
Церковь Святого Микулаша на Малой стороне Праги (1672 - 1655,
архитекторы: Кристоф Динценхофер, Килиан Игнаций Динценхофер,
Ансельм Лураго).
Вальдштейнский дворец на Малой стороне Праги (XVIIв. – 1630-е,
архитекторы: Андреа Спецца, ДжованниПиеррони).
Дворец графа Черни на Лоретанской площади в Праге (1669 - 1689,
архитекторы: Франческо Каратти, Ансельмо Лураго и др.)
Комплекс замка Кукс в восточной Чехии, в том числе – Госпитальная
церковь (1708-20, архитектор - Джованни Батиста Алипранди) и др.
Архитектура Польши
Особенности:
- Вкусы и пристрастия короля и крупных магнатов выражались в стремлении
следовать смене художественных стилей, распространявшихся в Западной
Европе,
поэтому
приглашались
мастера
из
Италии,
Франции,
Германии,
Нидерландов и др.
Костел Святых Петра и Павла в Кракове (1605 - 1633, архитектор –
Джованни
Тревано
из
Ломбардии,
скульптор
–
Джованни
Фалькони).
Костел Святого Марцина в Кракове (1638- 1644, архитектор – Джованни
Тревано)
Университетский костел Святой Анны в Кракове (1689-1703, придворный
архитектор короля – Тыльман Ван Гамерен, 1732 – 1806)
Королевский дворец в Виланове (1677 – 1733, по проекту Агостино Лоччи)
Дворец
Красинских
в
Варшаве
(1682-1694,
архитекторы
–
Джузеппе
Белотти, Тыльман ван Гамерен) и др.
Стиль Барокко в России
«Нарышкинское барокко» («Нарышкинский стиль»)
Особенности стиля:
- Условное название стиля русской архитектуры конца XVII века (1690-е
годы),
связанного
с
деятельностью
бояр
Нарышкиных,
ближайших
родственников Петра I по линии матери Натальи Кирилловны Нарышкиной;
14
-
Соединение
традиций
древнерусской
архитектуры
с
новыми
веяниями
западноевропейской архитектуры, их смелое сочетание;
- Ярусное построение зданий с подчеркнуто вертикальной направленностью;
- В целом сохранение традиционных типов построек, но усложненность форм
(купола, башни, лестницы, галереи-гульбища и др.);
- Нарядность внешнего облика, в том числе – двуцветная окраска фасадов
(сочетание красного кирпича и белого камня);
- Обилие декоративных деталей, в том числе разнообразные по форме окна
(прямоугольные, овальные, восьмиугольные) в богатых резных наличниках,
узорчатые обрамления стен, дверных проемов и др.
- Богатство орнаментальных мотивов (растительные, декоративные раковины,
волюты – завитки, многоцветные изразцы и др.);
- Широкое использование на фасадах некоторых элементов классических
ордеров, в том числе – колонны, пилястры, фронтончики, карнизы и др.
- Стиль не получил развития в Петербурге, но в Москве сохранялся довольно
долго; есть примеры сооружений в стиле «Нарышкинского барокко» и в
других городах России и др.
Церковь
Покрова
Богородицы
в
Филях
–
подмосковном
имении
Л.К.
Нарышкина (1693-94, наиболее известный памятник стиля «Нарышкинское
барокко»)
Церковь
Успения
на
Покровке
в
Москве
(1696-1699,
не
сохранилась,
зодчий – Петр Потапов)
Церковь Воскресения в Кадашах в Москве (1687 – 1713, зодчий – Сергей
Турчанинов и др.)
Церковь в Троице – Лыково (1690 - 1694, зодчий – Яков Бухвостов)
Церковь в Уборах (1694 - 1697, зодчий – Яков Бухвостов)
Надвратная церковь и колокольня Новодевичьего монастыря в Москве
(1690)
Успенский собор в Рязани (1693-99, зодчий – Яков Бухвостов)
Храм Гавриила Михаила, или «Меншикова башня» в Москве (1701-1707,
зодчий – Иван Зарудный)
«Голицынское барокко» («Голицынский стиль»)
Особенности стиля:
-
Условный
термин,
который
используется
для
обозначения
уникального
стиля
московской
архитектуры
и
декоративного
искусства
конца XVII
–
начала XVIII вв.;
-
В
основе
стиля
лежит
стремление
Петра I
к
европеизации
России,
в
результате чего в русской архитектуре и искусстве появляются некоторые
черты, заимствованные из Европы;
- Название получил по имени Голицыных (княжеский род, известный с XVI
века, состоял в родстве с Романовыми), так как один из приближенных Петра
I Голицын Борис Алексеевич (1651 – 1714) был сторонником реформ Петра I;
15
- Стиль связан с «Нарышкинским барокко», но был ближе к европейскому
Барокко;
-
Термин
«Барокко»
по
отношению
к
сооружениям
этого
стиля
можно
использовать
скорее
только
исходя
из
общего
смысла
этого
слова
–
«причудливый», «неправильный», «странный» и др.;
- Отрицание старых традиций архитектуры;
- Использование отдельных черт, родственных стилю Барокко, в том числе –
криволинейные планы, динамичное решение фасадов, обилие скульптурного
убранства на фасадах, замена внутренней росписи резьбой и др.:
- Стиль не получил развития в Петербурге, но в Москве и Подмосковье
сохранялся довольно долго.
Церковь Знамения Богородицы в подмосковной усадьбе Голицыных селе
Дубровицы (1690-1704, самый яркий и необычный памятник этого стиля, эту
дерзкую
по
своему
замыслу
постройку
сравнивали
с
петровскими
новшествами)
Московский дом Голицыных в Охотном ряду в Москве ( не сохранился)
Церковь в Перове под Москвой (1703)
Надвратная церковь Донского монастыря в Москве (1713 - 1714) и др.
Петровское барокко («Петровский стиль»)
Особенности стиля:
-
Стиль
времени
правления
Петра I
и
первого
этапа
строительства
Петербурга (1703 – 1725), постепенно выходит из моды после смерти Петра
I;
- Термин «Петровское барокко» носит условный характер по аналогии с
европейским Барокко;
-
В
основе
стиля
лежали
личные
вкусы
Петра I,
который
отдавал
предпочтение
голландской
архитектуре
(«Голландское
барокко»),
сочетающей скромность, практичность и нарядность;
-
Соединение
традиций
и
отдельных
архитектурных
и
декоративных
элементов европейской архитектуры (Голландия, страны Прибалтики, Дания,
Англия, Франция) с традициями древнерусского зодчества;
-
Первостепенное
значение
отводилось
строительству
не
дворцовых,
а
общественных,
утилитарно
необходимых
для
города
построек;
русская
архитектура
осваивает
незнакомые
прежде
разновидности
зданий
административного, промышленного, учебного, научного назначения и др.
- Небольшие по размерам сооружения (главным образом в 1 – 2 этажа), часто
с подчеркнутым центром здания;
-
Были
разработаны
типовые
проекты
жилых
зданий
в
соответствии
с
социальным статусом людей (для «подлых», зажиточных, именитых);
-
Простые
и
четкие
планы
(здания
почти
всегда
имели
прямоугольные
очертания);
- Простые и четкие объемные решения зданий;
16
-
Характерные
формы
крыш:
высокие
с
«переломом»
и
высокие
четырехскатные;
-
В
отличие
от
западноевропейской
архитектуры
фасады
зданий
облицовывались
не
камнем,
а
штукатурились
и
окрашивались;
наиболее
популярная окраска: красные или желтые стены и белые архитектурные и
декоративные детали (пилястры, тяги, карнизы, наличники окон, швы руста,
скульптура и др.);
-
В
культовой
архитектуре
наряду
с
традиционным
крестовокупольным
храмом,
использовался
европейский
базиликальный
тип
здания
(Петропавловский собор в Петербурге, архитектор – Д. Трезини);
- Углы, либо первые этажи зданий часто оформлялись рустом;
- Окна оформлялись характерными наличниками «с ушками»; использовалась
мелкая расстекловка;
-
Плоскостное
решение
фасадов:
чаще
использовались
не
колонны,
а
пилястры;
-
Характерные
элементы
в
наружном
облике
зданий:
криволинейные,
лучковые
и
классические
фронтоны,
пилястры,
волюты,
картуши,
вазы,
скульптура,
рустовка,
окна
в
наличниках
«с
ушками»,
лестница,
башни,
шпили,
крыши
четырехскатные
и
«с
переломом»,
балконы,
украшенные
решеткой, раскраска и др.
- Большое внимание уделялось вопросам градостроения; при строительстве
Петербурга
отказались
от
средневековой
радиально-кольцевой
системы
в
пользу
геометрической
рациональной
планировки
(прямые
улицы
и
проспекты,
площади
правильной
геометрической
формы,
застройка
по
«красной линии» и др.);
-
В
планировке
садов
и
парков
происходит
соединение
регулярной
(«французской») и итальянской барочной системы (горный сад с каскадами,
фонтанами и пр.);
- Преобладающее значение имели иностранные архитекторы, скульпторы,
инженеры, живописцы и др., которые приглашались в Россию.
Интерьеры «Петровского барокко»
Летний дворец Петра I в Петербурге (1710-1714)
Меншиковский дворец (дворец А.Д. Меншикова) в Петербурге (1710-1714)
Петропавловский собор в Петербурге (1706-1734)
Характерно:
- Первостепенное значение имели традиции голландской архитектуры;
- Анфиладный принцип построения системы интерьеров;
- Во дворцах и домах знати на оси здания планируется зала для вечерних
собраний – ассамблей, часто двухсветная, здесь сосредотачивались основные
средства декоративного убранства;
17
- Видное место также занимал кабинет хозяина дома и парадная спальня, где
принимали гостей;
- Стены помещений штукатурились, белились или окрашивались; в нижней
части стен делалась деревянная панель (обычно дубовая), расчлененная на
филенки* с небольшой профилировкой, иногда обшивка покрывала целиком
все стены;
- Для обивки стен достаточно широко применялись ткани (холст, штофы,
рытые бархаты и др.);
- В некоторых случаях (интерьеры дворца Меншикова в Петербурге и др.)
применялась облицовка стен и потолков расписными изразцами (голландская
керамическая
плитка
белого
цвета
с
сине-голубым
рисунком,
сделанным
вручную);
- В дворцовых комнатах и залах
нередко применялась живопись в виде
вставок
на
холсте
в
центре
плафона
или
росписей,
в
основном
орнаментальных, выполненных непосредственно на штукатурке, в том числе
имитирующая фактуры различных материалов, например мрамора. Известны
случаи, когда картины вставлялись в филенки деревянной обшивки стен;
- На стенах развешивались живописные картины в простых строгих рамах,
зеркала, часы (часы были также напольные и настольные), карты, гобелены и
др.
- Появляются новые виды мебели. Встроенная, тяжелая мебель заменяется
переносной (стулья, кресла, столы, шкафы новых типов). Часть мебели была
привозной
(из
Голландии,
Германии,
Англии).
В
конструкции
мебели
преобладали прямые поверхности и линии, высокие спинки; подлокотники и
ножки украшались рельефной резьбой с крупными, сочными декоративными
деталями;
-
Из
осветительных
приборов
широко
использовались
настенные
и
переносные, материалом для которых служили медь и латунь; подвесные
люстры
использовались
довольно
редко
из-за
ограниченной
высоты
помещений, а также по причине наличия в парадных залах живописных
плафонов;
- Особую роль играли большие изразцовые печи, которые облицовывались
расписными
изразцами,
или
белились
по
штукатурке
и
дополнялись
стюковой декорировкой; появляются камины;
- Полы чаще всего были дощатыми или паркетными, с простым, как правило,
геометрическим рисунком и др.
Доменико
Трезини (ок.1670
=
1734,
итальянец
по
происхождению,
архитектор и инженер-фортификатор, живет и работает в Петербурге 1703-
1734гг., «1-й архитектор Петербурга», один из создателей стиля «Петровское
барокко»)
- Петропавловская крепость на Заячьем острове в Петербурге (1706-1734);
- Петропавловский собор в Петербурге (1712-1733);
- Петровские ворота Петропавловской крепости (1717-1718);
18
- Летний дворец Петра I в Летнем саду в Петербурге (1710-1714, архитекторы
– Д. Трезини, А. Шлютер и др.);
- Здание 12-ти коллегий на Васильевском острове в Петербурге (1722-1742);
- Гостиный двор на стрелке Васильевского острова в Петербурге (1722-1735)
и др.
Андреас Шлютер (1664 – 1714, архитектор и скульптор немецкого Барокко,
работал в Петербурге 1713-1714гг.)
- Летний дворец Петра I в Летнем саду в Петербурге (1713-14, совместно с Д.
Трезини и др.);
- Оформление интерьеров Летнего дворца Петра I в Петербурге (1713-14);
- Участие в строительстве Петергофа и др.
Джованни Марио Фонтана (1670 - ?, архитектор итальянского Барокко,
1703-1710гг. работал в Москве, 1710-13гг. в Петербурге)
- Дворец А.Д. Меншикова на Васильевском острове в Петербурге (1710-1714,
совместно с И.Г. Шеделем);
- Дворец Меншикова в Ораниенбауме (1710-1713);
- Издание на русском языке трактата Дж. Виньолы «Правила пяти ордеров»
(1709) и др.
Иоханн
Готфрид
Шедель
(Иван
Иванович,
1680
–
1752,
архитектор
немецкого Барокко,
работал в Петербурге 1713-1728гг, в Москве 1729-
1731гг., затем в Киеве)
- Дворец Меншикова на Васильевском острове в Петербурге (1710-1714,
совместно с Д. Фонтана);
- Участие в строительстве Ораниенбаума и др.
Никколо Микетти (1675 – 1759, архитектор римского Барокко, работал в
Петербурге 1719-1723гг.)
- Кунсткамера на Васильевском острове в Петербурге (1718-34. совместно с
Г.Й. Маттарнови и др.);
- Участие в строительстве Петергофа;
- Участие в строительстве дворцов в Стрельне и Ревеле;
- Проект дворца в Стрельне (1720-1725, совместно с Т.Н. Усовым) и др.
Георг Йоханн Маттарнови (Егор Иванович, ? – 1719, архитектор немецкого
Барокко, в Петербурге 1714-1719гг.)
- Проект 2-го Зимнего дворца в Петербурге (1717);
- Кунсткамера в Петербурге (1718-1719, совместно с Н. Микетти и др.);
- Проект церкви Исаакия Далматского в Петербурге (1717) и др.
Земцов Михаил Григорьевич (1684 – 1743)
19
- Руководство возведением дворца в Екатеринентале (Кадриорге) по проекту
Н. Микетти;
- Контроль над всем гражданским частным строительством в Петербурге;
- Работы в Александро-Невской лавре;
- Церковь Симеона и Анны на Моховой улице в Петербурге (1729-1734);
- Церковь Рождества Богородицы на Невском проспекте в Петербурге (1737)
и др.
Коробов Иван Кузьмич (1700 – 1747)
- Участие в реконструкции здания Адмиралтейства (1737) и др.
Еропкин Петр Михайлович (ок.1698 – 1740)
- Планировка значительной части Адмиралтейского острова между Мойкой и
Невой,
в
том
числе:
-
Завершение
трехлучевой
планировки
центра
Петербурга:
Невский
проспект,
Гороховая
улица,
Вознесенский
проспект
(1737);
- Перевод на русский язык трактата А. Палладио «4 книги об архитектуре»; -
Трактат-кодекс
«Должность
архитектурной
экспедиции»
(совместно
с
И.
Коробовым и М. Земцовым) и др.
«Русское барокко»
Особенности:
- Художественный стиль в архитектуре и искусстве России середины XVIII
века, времени правления Елизаветы I (1741 – 1761);
- Термин «Русское барокко» носит условный характер и принимается не
всеми
искусствоведами
и
историками;
используется
также
термин
«Елизаветинское (Русское) рококо». Но в отличие от французского, русское
Рококо
середины XVIII века характеризуется особой монументальностью,
крупномасштабностью,
конструктивностью,
цельностью
в
решении
наружного и внутреннего облика зданий. Во Франции стиль Рококо* главным
образом выразился в оформлении интерьеров, тогда как снаружи здание
сохраняло классицистический или барочный облик; стиль «Русское барокко»
также значительно отличается от западноевропейских прототипов Барокко;
-
Национальный
русский
стиль,
который
некоторые
исследователи
сравнивают с русским Ренессансом (Д. Лихачев и др.);
-
Стиль
в
большой
степени
развивался
под
влиянием
личных
вкусов
и
пристрастий императрицы, которая отличалась веселым нравом, любовью к
роскоши и развлечениям, увлечением французской модой;
- Тесная связь с традициями русского искусства XVII века в сочетании с
западноевропейскими влияниями;
- Расцвет стиля «Русское барокко» падает на 1740-50-е годы, т.е. на тот
период, когда в Западной Европе уже происходило угасание поздней стадии
Барокко, и начинался переход к Классицизму;
20
- Эклектичность стиля «Русское барокко»: соединение черт разных стилей –
Классицизма, Барокко, Рококо;
-
Мажорно-торжественный
жизнерадостный
характер
русского
Барокко,
сочетающего
парадность,
торжественность
и
величие
с
подвижностью
и
легкостью,
в
отличие
от
мощной
тяжеловесной
динамики
европейского
Барокко;
-
Большее
значение
к
концу
1750-х
годов
в
русском
изобразительном
искусстве
начинает
приобретать
стиль
Классицизм,
что
было
связано
с
основанием в 1757 году Академии художеств в Петербурге («Академия трех
знатнейших искусств – живописи, ваяния и зодчества»). Для преподавания
приглашались французские мастера, в том числе живописец Л.-Ж. Лелоррен,
скульпторы Н. Жиле, Л.-Ж.-Ф. Лагрене, архитектор Ж.Б.М. Вален-Деламот и
др. В Академии возобладали тенденции Классицизма;
-
Русское
барокко
уже
в
середине
1760-х
годов
начинает
сменяться
Классицизмом.
Архитектура «Русского барокко»
Характерно:
- Создателем и главным представителем стиля «Русское барокко» является
Ф.Б. Растрелли, поэтому для характеристики архитектуры середины XVIII
века иногда используют термин «растреллиевский стиль»;
- Наиболее ярко стиль проявился в культовой архитектуре (церкви, соборы,
монастыри) и дворцовых постройках (городские и загородные дворцы и
резиденции),
строительство
которых
служило
цели
укрепления
престижа
православной церкви, императорской власти и дворянства;
- Монументальность, грандиозность сооружений;
- Эклектичность стиля: сочетание черт древнерусского зодчества XVII века,
европейского Классицизма, Барокко и Рококо;
-
В
экстерьерах
преобладали
элементы
Классицизма
и
Барокко,
а
в
интерьерах и мебели – Барокко и Рококо (аналогично тому, как это было во
Франции в эпоху «Большого стиля» Людовика XIV);
-
Решения
планов
(главным
образом
–
прямолинейные)
и
объемных
композиций зданий (призматическая форма) отличались большой простотой
и
структурностью,
тесным
смыканием
внутренних
и
внешних
объемов
сооружений;
- Отсутствие пространственных разрывов в объемах зданий, криволинейных
поверхностей стен, динамичного охватывания пространства;
-
Необычайное
богатство
и
пышность
наружного
убранства,
при
этом
сохранялась тесная связь конструктивной основы стены и декорирующих ее
элементов;
- Стены зрительно не дематериализовались (как в классическом Барокко) под
действием хоть и пышного, но всегда тектоничного и симметричного декора;
- В оформлении фасадов обильно использовались выступы, уступы, элементы
ордера, в том числе – классические, лучковые и разорванные фронтоны,
21
раскрепованные карнизы, пилястры, полуколонны и даже полные колонны,
вплотную
приставленные
к
стене
и
создающие
богатый
рельеф
стены;
особенно типичны сдвоенные колонны или пилястры и колонны, собранные в
пучки на углах зданий;
- На фасадах также широко применялась каменная и деревянная декоративная
скульптура (круглая, рельефы, лепнина);
- Большие по размерам окна; в одном здании использовались разные типы
оконных проемов и обрамлений (например, на фасадах Зимнего дворца в
Петербурге
насчитывается
12
типов
оконных
проемов
и
22
варианта
обрамлений);
-
В
отличие
от
западноевропейской
архитектуры
фасады
зданий
облицовывались
не
камнем,
а
штукатуркой,
что
позволяло
применять
окраску;
-
Полихромное
(многоцветное)
решение
фасадов;
применялись
яркие
контрастные
цвета,
в
том
числе
для
окраски
стен
–
лазурно-голубой,
изумрудно-зеленый и др., для архитектурных и декоративных элементов –
белый, золотой (позолота), для кровельных покрытий – белая жесть. Все это
придавало зданиям особый яркий, мажорный, оптимистический характер;
- Тесная связь архитектуры и природного окружения;
-
Разбивка
парков
в
основном,
как
и
в
Петровское
время,
следовала
регулярной,
геометрической
планировке,
в
соответствии
с
широко
распространенной в Западной Европе «версальской системе» (прямые линии
аллей;
площадки
правильных
очертаний;
деревья,
кустарники,
цветники,
высаженные по строгому плану; подстриженные деревья и кустарники и др.).
Интерьер и предметы внутреннего убранства
(так называемый «растреллиевский стиль»)
Зимний дворец в Петербурге (1754-1762, арх. Ф.Б. Растрелли), в том числе –
Парадная лестница, Тронный зал и др.
Екатерининский дворец в Царском Селе (1752-1757, арх. Ф.Б. Растрелли),
в том числе – Большой тронный зал, Янтарная комната и др.
Большой дворец в Петергофе (1745-1755, арх. Ф.Б. Растрелли)
Дворец Строгановых на Невском проспекте в Петербурге (1752-1754, арх.
Ф.Б. Растрелли)
Смольный собор Смольного монастыря в Петербурге (1748-1764, арх. Ф.Б.
Растрелли)
Никольский Морской собор в Петербурге (1753-1762, арх. Чевакинский
С.А.)
Характерно:
- Внутренние помещения строятся по анфиладному принципу;
-
Необычайное
великолепие
и
пышность
внутренней
отделки
парадных
дворцовых залов;
- Сочетание элементов Барокко и Рококо;
22
- Прямоугольные планы помещений;
- Высокие, двусветные залы (в парадных залах большие окна, часто в два
яруса, располагались с двух сторон помещения);
- Когда окна располагались с одной стороны интерьера, на противоположной
и других стенах зала им соответствовали зеркала в рамах, что зрительно
расширяло пространство помещения;
- В наиболее пышных залах простенки между окнами также почти сплошь
покрывали зеркала;
- Стены украшались деревянной позолоченной резьбой;
- Большое количество светильников, укрепленных в стенниках (бра);
- Декоративные элементы деревянной резьбы и др. решались в стиле, близком
к
Рококо
(орнамент
«рокайль»
очень
нравился
императрице
и
поэтому
широко использовался в оформлении дворцовых интерьеров);
- Стены украшали живописные картины и портреты, навесные зеркала в
тяжелых резных золоченых рамах (декор рам составлялся из сплетенных
рокайлей);
- Полы паркетные, наборные, из разных пород дерева; рисунок в основном
простой, геометрического характера – квадраты, ромбы, звезды, завитки и
др.;
- Потолки плоские, часто покрывались плафонной росписью, имитирующей
небесное пространство с летящими фигурами людей и животных; росписи
плафонов обычно поручались итальянским живописцам;
- В помещения среднего и небольших размеров Растрелли обычно применял
следующую разбивку стен: внизу шла низкая панель, расчлененная на ряд
орнаментированных филенок; основная часть стены разделялась на большие
поля, обрамленные тонкими резными рамами, которые затягивались цветным
штофом (плотная одноцветная ткань с крупным узором, идущая на портеры,
обивку мебели и т.п.);
-
Во
дворцах
выкладывались
большие
«многоярусные»
печи,
которые
облицовывались
голландской
плиткой
(керамическая
плитка
с
синим
рисунком по белому полю); эти печи более всего были связаны с традициями
Петровского времени;
- Роскошь парадных дворцовых интерьеров дополнялась мебелью, которая по
своему характеру в значительной степени была близка к французской мебели;
- Стиль мебели находился в тесном соответствии с архитектурой интерьера;
стулья,
кресла,
диваны,
столы
и
другие
предметы
мебели
в
основном
расставлялись
вдоль
стен;
их
формы
соответствовали
усложненной,
изгибающейся рокайльной резьбе, применявшейся для обработки различных
деталей помещения;
- Для мебели характерно: - криволинейные линии спинок, подлокотников,
ножек, столешниц и др.; - резные части выделялись если не позолотой, то
дополнительным цветом – фисташковым, розовым, желтым, голубым и др.; -
мягкие части мебели (спинки, сиденья) затягивались узорными шелковыми и
23
др.
тканями,
в
рисунке
которых
преобладал
крупный
цветочный
или
растительный орнамент и т.п.;
- Осветительные приборы дворцовых помещений отличались подчеркнутой
пышностью
форм.
Люстры
приобретали
грушеобразные
очертания,
в
сравнительно небольших помещениях – форму фонаря. Основным элементом
убранства люстр служили хрустальные подвески в виде дубовых листьев,
дополняемых «флаконами», «пирамидами» и др. украшениями;
- Большую роль, как и в первой половине XVIII века, играли стенники, форма
которых усложняется; их зеркальные поверхности составляли фон для свечей
и усиливали яркость света;
- Большое количество памятников архитектуры стиля «Русское барокко», за
исключением наиболее значительных построек Растрелли, не сохранились,
так как они были перестроены во второй половине XVIII века в соответствии
с традициями Классицизма.
Франческо-Бартоломео Растрелли (Варфоломей Варфоломеевич, 1700 –
1771; итальянец по происхождению, жил и работал в России 1715-1766гг.; его
творчество
наиболее
ярко
представляет
стиль
«Русское
барокко»
-
так
называемый «растреллиевский стиль», создателем которого он и является)
- Дворец М.И. Воронцова на Садовой улице в Петербурге (1749-1757);
- Большой дворец в Петергофе (1745-1757);
- Екатерининский дворец в Царском Селе (1752-1757);
- Эрмитаж (парковый павильон в Царском Селе, 1743-1754);
- Зимний дворец в Петербурге (1754-1762);
- Комплекс Смольного монастыря в Петербурге (1748-1764);
- Дворец Строгановых на Невском проспекте в Петербурге (1752-1754);
- Андреевский собор в Киеве (1748-1762) и др.
Чевакинский
Савва
Иванович
(1713
–
1770,
русский
зодчий
«круга
Растрелли»)
- Никольский Морской собор в Петербурге (1753-1762);
- Колокольня Никольского Морского собора в Петербурге (1753-1762);
- Работы в Царском Селе (совместно с Растрелли);
- Проект Морского госпиталя в Кронштадте (не осуществлен) и др.
Ухтомский
Дмитрий
Васильевич
(1719
–
1774,
русский
архитектор
Московской
школы
стиля
«Русское
барокко»,
с
1745г.
вед а л
градостроительством всей Москвы)
- Колокольня Троице-Сергиевой лавры в Москве (1747-1753);
- Красные ворота в Москве (1753-1757, не сохранились);
-
Проект
Госпитального
и
инвалидного
домов
в
Москве
(1758-1759,
не
осуществлен);
24
- Основание архитектурной школы в Москве (1749) и др.
Евлашев Алексей Петрович (1706 – 1760, московский архитектор стиля
«Русское барокко»)
- Работы по проектам Растрелли;
-
Надвратная
колокольня
Донского
монастыря
в
Москве
(Д.
Трезини,
Г.
Шедель – 1730; Д. Ухтомский – 1749; А. Евлашев – 1750-53) и др.
Русские зодчие середины XVIII века, работавшие как самостоятельно, так и
под руководством Ф.Б. Растрелли и С.А. Чевакинского:
Неелов Василий Иванович (1722 – 1782),
Мичурин Иван Федорович (ок.1700 – 1763),
Квасов Андрей Васильевич (1720 – после 1770),
Аргунов Федор Семенович (ок.1732 – 1768?)
Художники-декораторы:
Братья Бельские: Алексей Иванович (1726 – 1796), Ефим Иванович (1730 –
1778), Иван Иванович (1719 – 1799), Джузеппе Валериани (1708 – 1762,
итальянец, в России – с 1742г.), Вишняков Иван Яковлевич (1699 – 1761),
Антонио Баттиста Перезинотти (1708 – 1778, итальянец, в России – с 1742г.),
Фирсов Иван Иванович (1733 – ок.1785) и др.
Скульпторы и резчики по дереву:
Йоханн-Франц Дункер (1718 – 1795, австрийский мастер, в России – с 1738г.),
Луи Роллан (1711 – 1791, француз, в России – с 1742г.), П. Валехин,
Я.
Антонов и др.
Использованная литература:
1.
Бартенев И.А., Батажкова В.Н. Очерки истории архитектурных стилей:
Учебное пособие. – М., 1983.
2.
Власов В.Г. Стили в искусстве: Словарь (архитектура, графика,
декоративно-прикладное искусство, живопись, скульптура). – СПб.,
1995.
3.
Всеобщая история искусств, в шести томах / Под общей редакцией А.Д.
Чегодаева. – М., 1956.
4.
Галацкая В.С. Музыкальная литература зарубежных стран, выпуск I. –
М., 1985.
5.
Галацкая В.С. Музыкальная литература зарубежных стран, выпуск III. –
М., 1989.
6.
Друскин М.С. История зарубежной музыки. – М., 1983.
7.
Европейское искусство XIX века / Ред. Коллегия: Б.В. Веймарн, Ю.Д.
Колпинский, В.Н. Лазарев, Е.И. Ротенберг, П.М. Сысоев, Н.В. Яворская.
– М., 1975.
25
8.
История русского искусства: Учебник /Ин-т живописи, скульптуры и
архитектуры им. И.Е. Репина; Под ред. И.А. Бартенева, Р.И. Власовой –
3-е изд., перераб. и доп. – М., 1987.
9.
История русского искусства, в трех томах / Под ред. М.М. Раковой, И.В.
Рязанцева. – М., 1991.
10.
История искусства зарубежных стран 17-18 веков: Учебник /Отв. Ред.
В.И. Раздольская; Ин-т живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е.
Репина. – 2-е изд., доп. и перераб. – М., 1988.
11.
История зарубежного искусства: Учебник /Науч.-исслед. ин-т теории и
истории изобр. искусств; Под ред. М.Т. Кузьминой, Н.Л. Мальцевой, 3-е,
доп. изд. – М., 1983.
12.
История зарубежной литературы XVII-XVIII веков /Под. ред.
Артамонова С.Д. – М., 1988.
13.
Камминг Роберт. Искусство (живопись, скульптура, художники, стили,
школы): Полная энциклопедия. – М., 2007.
14.
Конен В.Д. История зарубежной музыки. – М., 1981.
15.
Левик Б.В. Музыкальная литература зарубежных стран, выпуск II. – М.,
1975.
16.
Розеншильд К.К. История зарубежной музыки. – М., 1978.
17.
Словарь литературных терминов / Редакторы-составители Л.И.
Тимофеев, С.В. Тураев. – М., 1974.
26