Автор: Вербицкая Екатерина Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБ ДОУ "ДСКВ "118" г.Братск
Населённый пункт: г.Братск
Наименование материала: статья
Тема: Нейроразвитие, как форма развития речи у детей дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование
1 слайд: Нейроразвитие - как эффективный метод работы с детьми
старшего дошкольного возраста 5-7 лет с ТНР (ОВЗ)
- Эх, как каждому взрослому хочется видеть своего ребёнка самым умным,
благоразумным, понимающим и самым разговорчивым! Ах, как хочется каждому
взрослому прожить до глубокой старости в здравом уме и доброй, хорошей памяти! И
этого мы всем Вам искренне желаем!
2 слайд:
Актуальность нашей работы заключается в том, что достичь
совершенства невозможно: человек всегда стремится стать лучше. Желание быть более
развитым, умным является одним из самых главных. Знания о нейробике, о
нейроразвитии и его использовании в своей работе с детьми - это очень простой и
эффективный способ синхронизировать правое и левое полушарие и активизировать
мыслительные процессы.
Активное развитие межполушарного взаимодействия, которое начинается еще в
детском саду, поможет будущим ученикам справляться со школьными нагрузками.
Стала
задача
поиска
метода
интенсивного
обучения
при
организации
совместной
деятельности,
способствующего
развитию
межполушарного
взаимодействия и логического мышления детей старшего дошкольного возраста.
Изучив литературу по теме развития логического мышления дошкольников,
нами был сделан вывод, что тема развития логического мышления при совместной
организованной
деятельности
в
детском
саду
с
использованием
нейробики
разработана недостаточно широко.
Исходя
из
вышесказанного,
определена
тема
педагогического
проекта
«Нейробика
–как
инновационная
технология
в
развитии
межполушарного
взаимодействия и логического мышления детей дошкольного возраста».
Нейробика – гимнастика для мозга, которая держит в тонусе умственную
деятельность подобно тому, как влияет на мышцы физическая нагрузка.
Гимнастика для мозга необходима в любом возрасте. Нейробика позволяет
тренировать память и внимание, что особенно важно для школьников и людей,
занимающихся умственным трудом. В противном случае с возрастом активность
клеток головного мозга снижается и человеку сложнее выполнять свою работу,
запоминать информацию и решать повседневные задачи.
3 слайд: Нейробика - это определенный комплекс упражнений, направленный
на активацию полноценной работы левого и правого полушария, помогая управлять
физической, умственной и эмоциональной жизнью. Одной из особенностей нейробики
является то, что во время выполнения упражнений задействованы все 5 человеческих
чувств - слух, зрение, вкус, осязание и обоняние. За счёт этого в головном мозге
активизируются различные отделы, которые спустя короткое время начинают
работать значительно эффективнее, слаженнее и быстрее.
4 слайд: Немного заглянем в таинственный и ещё до конца не изученный
головной мозг человека. Что же у нас там происходит? Ведь ни одна его частичка не
может работать без помощи другой, совершенно всё очень тесно взаимосвязано друг с
другом. Левое и правое полушария постоянно синхронно выполняют очень сложную
работу.
5 слайд: Левое полушарие – отвечает за регуляцию речевой деятельности,
устной речи, письма, счёта и логического мышления. Доминантное у правшей. Правое
полушарие – участвует в распознавании зрительных, музыкальных образов, формы и
структуры предметов, в сознательной ориентации в пространстве.
6 слайд:
Нейропсихологические упражнения развивают мозолистое тело,
повышают стрессоустойчивость, синхронизируют работу полушарий, улучшают
мыслительную
деятельность,
способствуют
улучшению
памяти
и
внимания,
облегчают процесс чтения и письма. При подготовке детей к школе необходимо
уделять большое внимание развитию мозолистого тела (межполушарных связей). Ведь
нарушение мозолистого тела искажает познавательную деятельность. Основное
развитие межполушарных связей формируется у девочек до семи лет, у мальчиков до
восьми – восьми с половиной лет.
7 слайд: Новизна проекта заключается в том, что в процессе деятельности
подключается тело, что влияет продуктивному функционированию интеллекта
ребенка.
8 слайд: Проект разработан в помощь
-Педагогам дошкольных учреждениям
-Педагогам дополнительного образования
-Родителем для работы с детьми по нейробике и речевому развитию
9 слайд:
В результате проекта разработаны продукты:
кейс методических материалов (нейрокарточки на развитие межполушарного
развития, сборники занимательных игр);
планшеты для тренировки межполушарных взаимодействий;
Схемы;
Консультации для родителей: «Нейробика–гимнастика для мозга», «Нейробика
для детей и взрослых»;
Презентация проекта.
10 слайд: Основное содержание проекта.
Методы достижения.
изучение методической и нормативной литературы по теме;
участие в вебинарах;
беседы и наблюдения с воспитанниками;
наблюдение за совместной и самостоятельной деятельностью детей;
работа с родителями (беседы, консультации, опрос).
Тренировка для ума подразумевает различные приемы для усовершенствования
мозговых процессов.Среди них:
решение головоломок;
карточные игры для развития памяти;
тесты на определение интеллекта;
шашки, шахматы;
ребусы;
лабиринты;
мнемотаблицы.
11
слайд:
Мы
перед
собой
поставили
цель:
создание
условий
для
интеллектуального, психомоторного и речевого развития детей.
12 слайд:
С использованием в игре с ребёнком нейропсихологических
упражнений, решаются следующие задачи:
Задачи:
1. Ребёнок учится чувствовать в пространстве своё тело;
2. Развивается зрительно-моторная координация (глаз-рука, способность точно
направлять свое движение);
3. Формируется правильное взаимодействие рук и ног;
4. Развивается слуховое и зрительное внимание;
5. Ребёнок учится последовательно выполнять действия.
13 слайд: Средства нейроразвития можно разделить на:
-
Нейроупражнения
-
Нейрогимнастику
-
Нейропрописи, нейродорожки
- Нейроигры и пр.
14 слайд: Условия проведения нейроупражнений
• Занятия проводятся утром по 5-15 минут.
•Занятия проводятся ежедневно.
•Занятия проводятся в доброжелательной обстановке.
•От детей требуется точное выполнение движений и приёмов.
•Упражнения проводятся стоя и сидя за столом.
При выполнении всех упражнений соблюдается техника безопасности!
15 слайд: 1. В нашей группе компенсирующего вида для детей с ТНР мы
проводим
тесную
совместную
работу
учителя-логопеда
и
воспитателей,
способствующую речевому развитию детей. Вашему вниманию представлены
межполушарные
нейродоски,
они
направлены
на
развитие
межполушарного
взаимодействия головного мозга у детей дошкольного возраста, синхронизации
работы
левого
и
правого
полушария
головного
мозга.
Выполняется
работа
одновременно двумя руками.
16 слайд: 2. Ноу-хау Нейроскакалка
Нейроскакалка обладает массой полезных качеств, как для ребёнка, так и для
взрослого пользователя:
-
развивает
способность
концентрироваться
на
нескольких
действиях
одновременно, осуществляя их в общем ритме (для того чтобы двигаться с
нейроскакалкой, пользователю нужно разработать разнонаправленную работу ног,
ведь одна нога будет выполнять прыжки, а вторая совершать вращательные
движения);
- во время тренировки на нейроскакалке мозг пользователя быстрее насыщается
кислородом,
улучшается
концентрация,
повышается
скорость
мыслительных
процессов и общий тонус организма.
17 слайд: 3. Нейроборд или балансирующая доска - это игровое оборудование,
улучшающее работу мозга через воздействие на тело. Балансборд особенно показан
детям, так как именно в дошкольный и школьный период идёт активное
формирование мозговых структур и развивается интеллект.
Занятия на доске бильбоу:
- стимулируют мозжечок, развивают межполушарное взаимодействие,
- улучшают равновесие, укрепляют вестибулярный аппарат,
- расширяют поле зрения ребенка,
- развивают мышечный каркас, улучшают осанку,
- формируют логическое мышление, помогают в освоении навыков письма и речи,
- снимают эмоциональное напряжение.
18 слайд: 4. Нейропрописи для дошкольников тренеруют мелкую моторику,
помогают развивать речь, графомоторные навыки и пространственной мышление. В
дальнейшем навыки письма выручат детей при распознавании букв и цифр, а ещё
помогут предупредить или скорректировать дислексию и дисграфию.
19 слайд: Нейропсихологическая игра «Повтори за мной»
Цель игры: активизация работы полушарий мозга, тренировка внимания,
развитие пространственных представлений, реакции.
20 слайд: Плакат, направленный на воздействие межполушарных связей. Так же
как и нейропрописи и нейродоски выполняется одновременно двумя руками.
21 слайд: Нейрокарточки так же координируют работу полушарий мозга, и
способствуют развитию мышления ребёнка.
22 , 23 слайд: Нейропсихологические игры
Нейроигры
способствуют
улучшению
всех
психических
процессов
ребенка (внимания,
памяти,
мышления,
речи
и
др.),
а
также
развитию
его
эмоционально-волевой сферы.
24-30 слайд представлены результаты нашей работы: Мы с Олей показываем ,
рассказываем
31слайд: Улучшение мозгового кровообращения, развитие новых нейронных
связей в коре головного мозга, приводит к повышению стрессоустойчивости,
обучаемости, адаптированности, снижению конфликтности, возбудимости.
32 слайд: Ожидаемые результаты: Применение всех средств нейроразвития:
- Способствует развитию у ребёнка как левого, так и правого полушария;
- Улучшает память, внимание, речь;
- Снижает утомляемость;
- Повышает способность к произвольному контролю;
- Повышает работоспособность;
Активизирует интеллектуальные, познавательные и речевые процессы.
33 слайд: Спасибо за внимание! 2024 год объявлен в россии годом семьи , мы
поздравляем вас, пусть год семьи будет наполнен теплом, любовью и заботой! ну а
наша с вами задача, сделать всех детей счастливыми