Напоминание

"Русский народный фольклор в жизни детей дошкольного возраста"


Автор: Пилова Ирина Валерьевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: ГКУ СО ЯО РЦ "Здоровье"
Населённый пункт: Рыбинск
Наименование материала: Консультация для родителей
Тема: "Русский народный фольклор в жизни детей дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Русский народный фольклор в жизни детей дошкольного возраста»

Одной из важнейших задач, стоящих перед нашим обществом в настоящее время,

является его духовное возрождение, ведь на сегодняшний день искажены представления о

доброте, милосердии, великодушии, справедливости и патриотизме. Формирование основ

моральных качеств начинается еще в дошкольном детстве. От того, насколько успешно

осуществляется этот процесс, во многом зависит духовно-нравственное развитие ребенка.

Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка. А одним из средств

нравственного, познавательного и эстетического развития детей является народная

культура, в том числе устное народное творчество.

Русские народные сказки, песни, пословицы, приговорки, прибаутки – это

народная мудрость, свод правил жизни, кладезь яркого богатства языка. Все, что пришло к

нам из глубины веков, мы теперь называем народным творчеством. И как важно с ранних

лет научить детей постигать культуру своего народа, показать им дорогу в этот сказочный

и добрый мир. Поэтому не случайно, что важным моментом в воспитании

детей

становится целенаправленное возрождение культурных традиций и старинных обычаев

русского народа, широкое знакомство детей с его фольклорным творчеством.

Само слово фольклор - английского происхождения, оно значит: народная

мудрость, народное знание.

Детский фольклор – это особенная область народного

творчества. Она включает целую систему поэтических и музыкально - поэтических

жанров фольклора. В течение многих веков прибаутки, потешки, приговорки, заклички

любовно и мудро поучают ребенка, приобщают его к высокой моральной культуре своего

народа, к истокам родного, истинного русского народного творчества.

Яркие эпитеты, текстовые повторы, сравнения позволяют ребенку познакомиться

с миром древнерусской культуры, с историей русского народа. Неслучайно фольклор с

давних времен оценивается в разных аспектах: как средство педагогического воздействия,

формирования духовно - нравственной культуры, обогащения словарного запаса детей,

передачи красоты и образности русского языка. Только произведения устного народного

творчества удивительным образом совмещают в себе глубокую мудрость, легкость

осознания и простоту запоминания.

Знакомство с потешками надо начинать с рассказывания картинок, иллюстраций,

игрушек. Дав рассмотреть детям игрушку, рассказать о персонаже потешки, о его

особенностях. Объяснить детям значение новых слов, услышанных в потешке. Можно

использовать различные игры с детьми, например: «Угадай, из какой книжки (сказки,

потешки) прочитан отрывок?» Словесные игры по мотивам народного творчества;

например: «про сороку» (читать потешку и пусть ребенок отображает ее содержание в

действиях). Потешка превращается в игру, увлекает ребенка. Дидактические упражнения

«Узнай и назови» - достают из коробки игрушки или картинки по знакомым потешкам.

Настольно-печатные игры по мотивам этих же произведений («парные картинки»,

«подбери такую же картинку», «лото», «разрезные картинки»). Можно проводить игры -

инсценировки; например: «курочка - рябушечка на речку пошла».

Больше использовать потешек, пословиц, поговорок во время прогулки, обращая

внимание на время года и состояние погоды, чтобы прогулка проходила более

эмоционально и интересно для детей, они могут подражать голосам и движениям

животных и птиц.

Пословицы и поговорки называют жемчужинами народного творчества; они

оказывают воздействие не только на разум, но и на чувства человека; поучения,

заключенные в них, легко воспринимаются и запоминаются. Пословицу можно

использовать в любой ситуации, например если ребенок неаккуратно оделся можно

сказать: «Поспешишь - людей насмешишь!». Много пословиц и поговорок о труде;

знакомя с ними детям нужно объяснить их смысл, чтобы они знали, в каких ситуациях их

можно применить.

Загадки - это полезное упражнение для детского ума. Учить детей отгадывать

загадки можно так: на стол выставляется несколько игрушек, для каждой подобрать

загадку:

«Идет мохнатый,

Идет бородатый,

Рожищами помахивает,

Бородищей потряхивает,

Копытами постукивает».

«На голове красный гребешок,

Под носом красная борода,

На хвосте узоры, на ногах шпоры».

Дети быстро отгадывают, т.к. загадываемый предмет перед глазами. Дети могут

сами попытаться загадать - придумать загадку об игрушке.

Можно проводить игры, которые помогут углубить и уточнить знания детей об

окружающем мире: «Кто и что это?», «Я загадаю, а ты отгадай», «Подскажи словечко».

Сказки – являются особой фольклорной формой. Их лучше рассказывать, чем читать.

После рассказа сказки, узнать с помощью вопросов, понял ли ребенок сказку? Внести

соответствующие игрушки, спросить: «Дети, из какой сказки пришли эти герои?»

Знакомя детей с разными фольклорными жанрами, мы обогащаем речь детей

живостью, образностью, меткостью выражений. Потешки, песенки звучат, как ласковый

говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее. Именно это и

нравится детям в малых формах фольклора.

Малый фольклор позволяет развлекать, развивать и обучать малыша ненавязчиво

и разнообразно. Ведь простые стишки, сказки, потешки, песенки – учат маленького

человека жизни.

Общение с народной культурой облагораживает, делает человека мягким, чутким,

добрым, мудрым.



В раздел образования