ТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА
Автор: Федорова Елена Валеревна Должность: учитель музыки Учебное заведение: ГКОУ СО "Карпинская школа-интернат" Населённый пункт: Свердловская область, г.Карпинск Наименование материала: статья Тема: ТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА Раздел: среднее образование
МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА
Федорова Елена Валерьевна,
ГКОУ СО «Карпинская школа - интернат”
г.Карпинск
Возможности искусства многогранны. Искусство формирует интеллек-
туальные и нравственные качества, стимулирует творческие способности, со-
действует успешной социализации. Искусство лечит. Лечение искусством на-
зывается арттерапией (от греч. “арт” — искусство). В арттерапии используют
уже существующие произведения искусства; побуждение клиентов к само-
стоятельному творчеству; творчество самого специалиста — лепка, рисова-
ние и др., направленное на взаимодействие с клиентом. Лечит музыка, театр,
живопись, кино.
В настоящее время можно выделить несколько направлений использо-
вания искусства в коррекционной работе: психофизиологическое (связанное с
коррекцией психосоматических нарушений), психотерапевтическое (связан-
ное с психо-эмоциональной сферой), психологическое (выполняющее катар-
систическую, регулятивную, коммуникативную функции), социально-педаго-
гическое (связанное с развитием эстетических потребностей, расширением
общего и художественно-эстетического кругозора, с активизацией потенци-
альных возможностей ребенка в практической художественной деятельности
и творчестве). Реализация этих направлений в работе с детьми с проблемами
осуществляется
через
определенные
психокоррекционные,
коррекционно-
развивающие методики, которые используются в рамках артпедагогики и арт-
терапии.
Одним из важнейших направлений работы современного учителя музы-
ки является использование здоровьесберегающих технологий для сохранения
и укрепления здоровья учащихся – соотносить учебную нагрузку и методы
преподавания с возрастными и индивидуальными особенностями детей, со-
действуя охране и укреплению их здоровья. Эта работа требует от учителя
всегда быть в поиске, использовать новые технологии.
Музыкальное искусство таит в себе огромные возможности воздей-
ствия на человека. Известно, что музыка воздействует на многие сферы жиз-
недеятельности человека через три основных фактора: вибрационный, физио-
логический и психологический. Восприятие музыки (заключающееся в ощу-
щении ее связками, мышцами, дыханием, движением), ее исполнение и со-
здание являются основными формами не только музыкального образования,
но и основными формами музыкальной психотерапии.
Если проанализировать литературу по данному вопросу, к которой мож-
но обратиться в нашем городе, то можно отметить, что это, как правило, жур-
нальные статьи публицистического характера («Здоровье», «Наука и жизнь»,
«Ровесник»). Так, например, В. Леви в статье «Музыкопея или хорошо забы-
тое старое» дает историческую справку развития проблемы. Особенности
1
восприятия музыкального произведения освещает А. Копленд, американский
композитор, в своей работе «Радости жизни». Несомненный интерес вызыва-
ет работа Л.С. Брусиловского «Музыкотерапия», представляющая собой пе-
риодизацию и систематизацию рассматриваемого вопроса в западноевропей-
ских странах. И лишь в последние годы появились работы, раскрывающие
способы воздействия музыки и его механизмы, например, «Артпедагогика и
арттерапия в специальном образовании» Е.А. Медведевой, И.Ю. Лев-
ченко, Л.Н. Комиссаровой, Т.А. Добровольской , «Музыкальная психология»
В.И. Петрушина. Таким образом, во многих трудах говорится о благотворном
влиянии музыкального искусства на физиологические процессы организма,
отмечается как факт разнообразие способов влияния, но не приводится опи-
сание процессов исследования, не приведены их результаты.
Теоретический анализ специальной литературы и источников, взятых
из системы Интернет, позволяют сделать вывод о том, что музыкотерапия
представляет собой метод использования музыки в качестве средства коррек-
ции или лечебного средства. Сегодня этот метод активно используется в кор-
рекции эмоциональных отклонений у детей младшего возраста. Они касают-
ся их страхов, двигательных и речевых расстройств, психосоматических забо-
леваний, отклонений в поведении и др. Положительные эмоции при музы-
кальном
прослушивании,
«художественное
наслаждение»,
по
мнению
Л.С. Выготского, не есть чистая рецепция, но требует высочайшей деятельно-
сти психики. Мучительные и неприятные аффекты при этом подвергаются
некоторой разрядке, уничтожению, превращению в противоположное.
В связи с этим на уроках музыки я использую не только музыкально-
педагогические методы обучения, но и музыкально-терапевтические: лого-
ритмику, вокалотерапию, ритмопластику, дыхательную гимнастику, массаж,
психогимнастику, ритмодекламацию, элементарное музицирование на шумо-
вых инструментах, коммуникативные танцы.
Подробнее остановлюсь на некоторых направлениях.
Ритмопластика , в рамках общепринятой для коррекционных школ
программы, предполагает:
общеразвивающие упражнения: плавные, медленные, быстрые,
ритмичные, четкие;
упражнения на гибкость; всевозможные сочетания движений ног,
рук, корпуса; упражнения на выработку осанки и т.д.
Традиционно педагоги «шлифуют» или «приглаживают» движения де-
тей. Но в работе с детьми коррекционной школы это желание постепенно ис-
чезает, так как задача учителя – удовлетворить двигательную потребность ре-
бенка, повысить двигательную активность, тогда и ребенок будет учиться
правильно оценивать свои действия, стремиться к совершенству.
Программа по ритмической пластике для детей младшего школьного
возраста «Ритмическая мозаика» и практический материал к ней, разработан-
ные А.И.Бурениной, раскрывают новый путь развития детей – от подражания
к самостоятельности и творчеству.
2
Это неоценимый материал для меня, как учителя. Композиции, этюды,
танцы
легки,
доступны
и
понятны,
достаточно
быстро
разучиваются
с
детьми, а главное – помогают творчески видоизменить их в зависимость от
физической подготовленности детей, их возрастных особенностей и потреб-
ностей.
Широкое применение на уроках музыки получило и такое направле-
ние,
как логоритмика. Это
ритмо-речевые
фонематические
упражнения,
способствующие развитию и коррекции речи и фонематического слуха ребен-
ка, формированию артикуляционного аппарата, правильному интонированию
и акцентированию, совершенствованию свободной речи, активному общению
со сверстниками и педагогом.
В отличие от ритмопластики, логоритмика предполагает четкий ритм в
речи и движениях. Логоритмические игры и упражнения сопровождаются
музыкой с четко выраженным ритмом или ударными народными или шумо-
выми инструментами, которые задают четкий темпоритм и его смену.
Еще одно направление музыкотерапии мы широко используем на уро-
ках – это коммуникативные танцы-игры. Это, в основном, танцы с просты-
ми движениями (поклоны, притопы, хлопки), включающие элементы невер-
бального общения, смену партнеров, игровые задания, соревнования (кто
лучше пляшет). Их происхождение связано с фольклорами разных народов.
Ценность и польза коммуникативных танцев-игр очевидна, поскольку они до-
ступны и в то же время привлекательны, вызывают яркие положительные
эмоции, выполняют психотерапевтические задачи развития социальной адап-
тации ребенка, принятие или не принятие
партнера, как друга.
Большое внимание на уроках музыки уделяется воспитанию и разви-
тию детских голосов. Вокалотерапия включает в себя вокальные упражне-
ния и дыхательную гимнастику.
Голос, которым поют наши учащиеся, должен литься свободно, без
напряжения и крика, быть естественным и выразительным. Голос – это свое-
образный индикатор здоровья человека. Обладатели сильного
голоса, как
правило, имеют крепкое здоровье. Значит, если голос «ослаб, потускнел и не-
приятен окружающим», необходимо укреплять, тренировать голосовые мыш-
цы. Поэтому вокальные распевки, упражнения способствуют оздоровлению
голоса. В своей работе я использую распевки, предлагаемые В.Емельяновым.
Дети с большим удовольствием выполняют упражнения доречевой коммуни-
кации, например»от шепота до крика», «волна с криками чаек».
На уроках музыки я занимаюсь дыхательной гимнастикой по двум при-
чинам:
Это полезно для здоровья детей, снижает утомляемость, действу-
ет так же благотворно, как массаж на организм в целом;
Дыхательная гимнастика помогает мне научить детей правильно
дышать во время пения и выполнения танцевальных движений.
Для выполнения этих задач как нельзя лучше подходит «Дыхательная
гимнастика» Стрельниковой.
3
Выполнение творческих заданий на уроках музыки является одним из
наиболее эффективных приемов оптимизации психического состояния детей.
Поэтому, на своих уроках я широко использую элементарное музицирование
- шумовой оркестр. Элементарное музицирование в коррекционной школе
является той формой, которая позволяет детям играть многопланово: играть
на инструментах, играть с элементами музыки, играть друг с другом, играть
вместе, создавая ту неповторимую атмосферу общения, в которой всем ком-
фортно и радостно.
Таким образом, музыкотерапия является интереснейшим и перспектив-
ным направлением, а успешное применение ее методов позволяет мне гово-
рить о нивелировании стрессогенного фактора в учебном процессе, что. в
свою очередь, улучшают адаптацию и повышает сопротивляемость организ-
ма школьников к воздействию внешних и внутренних негативных факторов,
то есть способствует сохранению как психического, так и соматического здо-
ровья учащихся.
А уроки музыки могут дать уникальную возможность реали-
зовать в школе здоровьесберегающие технологии.
Список литературы:
1.
Выготский Л.С. Психология искусства. — М., 1968.
2.
Мелик-Пашаев А. А. Педагогика искусства и творческие способности. - М., 1981.
3.
Лечение искусством vokrugsveta.
4.
Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей // Избр. тр.: В 2 т. - М, 1985. - Т 1.
5.
Роксолана Гнатюк Когда искусство лечит// Зеркало недели. - 2003. - № 36 (461)
6.
К.Э. Рудестама "Групповая психотерапия" М.: Прогресс, 1990.
7.
Комиссарова Л.Н., Костина Э. П. Наглядные средства в музыкальном воспитании до-
школьников. — М., 1986.
8.
Петрушин В.И. Музыкальная психотерапия: Теория и практика. — М., 1999.
9.
Григорьева Л.П. О системе развития зрительного восприятия при нарушении зрения //
Психол. журнал. — 1998. — Т. 9. - № 2.
10. Арт-педагогика и арт-терапия в специальном образовании /Е.А. Медведева, И.Ю. Лев-
ченко, Л.Н. Комиссарова, Т.А. Добровольская. – М., 2001.
11.
Елена ЛОБАНОВА Терапевтические возможности музыкального искусства // Психол.
журнал. — 1999. - № 4.
4