Автор: Надоенко Галина Петровна Должность: музыкальный руководитель Учебное заведение: МБДОУ Криворожский детский сад Населённый пункт: сл.Криворожье, Миллеровский р-н, Ростовская обл. Наименование материала: Открытое итоговое занятие Тема: "В стране музыкальных звуков и инструментов" Раздел: дошкольное образование
Цель:
Подарить ребёнку радость, открыть ему
дверь в мир музыки - мир удивительный, яркий и
сказочный. Познакомить детей с многообразием
мира музыкальных инструментов.
Задачи:
1.
Развитие музыкального вкуса детей,
эмоциональной отзывчивости на музыку.
2.
Развитие творческих способностей, фантазии,
воображения, пластичности в различных
видах музыкальной деятельности.
3.
Обогащение детей музыкальными
впечатлениями в слушании музыки, умению
выражать свои эмоции и настроения, по
средствам голоса и движений под музыку.
4.
Знакомить детей с различными видами
музыкальных инструментов, их звучанием.
ИТОГО
ВОЕ
ОТКРЫ
ТОЕ
ЗАНЯТ
ИЕ
«В
СТРАН
Е
МУЗЫК
АЛЬНЫ
Х
ИНСТР
УМЕНТ
ОВ И
ЗВУКОВ
»
Ход занятия
Дети входят в празднично оформленный зал в стиле музыкальной
гостиной. Звучит фонограмма вальса «Анастасия».
Музыкальный руководитель : Здравствуйте, мои маленькие друзья! Я рада
приветствовать вас в нашей музыкальной гостиной.
Дети отвечают на приветствие.
Музыкальный руководитель . Это замечательно, что вы очень воспитанные и
вежливые ребята. Но, так как моя гостиная – музыкальная, я хочу услышать
музыкальное приветствие. Как мы еще можем поприветствовать друг друга,
кроме как, сказав слово «Здравствуй!».
Ответы детей . Поклоном, рукопожатием, взмахом руки, объятиями.
Музыкальный руководитель . Все верно. Я предлагаю вам немного поиграть.
Игра «Поздоровайся со мной»
Описание. Дети двигаются поскоками по залу в произвольном направлении
под музыку. Когда музыка перестанет звучать дети должны:
1раз – поклониться руг другу;
2 раз – пожать другу;
3 раз – помахать рукой, сказав «привет»;
4 раз – обнять друг друга.
Музыкальный руководитель. Молодцы, ребята. Вы очень музыкальны. Я
думаю, что вас я могу пригласить посетить прекрасную страну Музыки.
Страна музыки
Есть на Земле одна страна.
Зовется музыкой она.
Созвучья в ней живут и звуки.
Но чьи их оживляют руки?
Кто заставляет мир звучать,
Когда он устаёт молчать?
Когда он будто бы струна,
Которая звенеть должна?
Конечно это музыкант!
Его порыв, его талант.
Его желание творить
И людям красоту дарить!
- Ребята, а что необходимо музыканту, для того, чтобы зазвучала музыка?
Дети: Музыкальные инструменты.
Музыкальный руководитель : А что издают музыкальные инструменты?
Дети: Звуки.
Все на свете дети знают
Звуки разные бывают
Журавлей прощальный клекот
Самолета громкий рокот,
Гул машины во дворе.
Лай собаки в конуре,
Стук колес и шум станка
Тихий шелест ветерка.
Это звуки – шумовые,
Только есть еще другие:
Не шуршащие, не стуки-
Музыкальные есть звуки
А какими бывают музыкальные звуки? (тихие-громкие, высокие-низкие)
Музыкальный руководитель : Какие бывают звуки?
Дети: Музыкальные и шумовые.
Музыкальный руководитель. Правильно. В стране Музыки музыкальные
звуки живут в домиках – музыкальных инструментах. Для того, чтобы это
было легче представить, я предлагаю вам посмотреть на сказочный,
музыкальный коллаж. Это поможет нам и нашим гостям получше
познакомиться со страной Музыки.
Дети подходят к рабочей зоне, где для них приготовлены красочные
картинки с изображением музыкальных инструментов, нот. Дети
рассматривают коллаж.
Музыкальный руководитель. Ребята, посмотрите, как красива наша страна
Музыки.
Сколько
в
ней
различных
музыкальных
инструментов
мы
разместили. Они все такие разные, но все же их можно объединить в четыре
основные группы. Как называются эти группы?
Дети классифицируют музыкальные инструменты по группам: ударные,
духовые, струнные, клавишные.
Музыкальный руководитель: Молодцы, ребята! В каждой из этих групп
живет очень много различных инструментов.
Игра «Музыкальная отгадайка»
Педагог загадывает детям загадки о музыкальных инструментах.
1.
Кто в оркестре вам поможет,
Сложный ритм стучать он сможет.
Ритм любой, из разных стран.
Ну, конечно, …………….
(Барабан)
Музыкальный
руководитель:
Барабан
в
древности
делали
из
шкур
животных, добытых на охоте, и он имел важное значение в жизни людей.
Они использовали его, например, как телефон, для того, чтобы передать
информация на дальние расстояния, или предупредить об опасности своих
соседей, живших очень далеко. Ведь звук большого барабана преодолевал
большие расстояния намного быстрее, чем человек. Потому, что этот звук
летел по воздуху, а у человека на пути встречалось множество преград. А еще
он своим ритмичным звучанием помогал воинам – охотникам настроиться на
успешную охоту.
2.
Деревянные крошки,
Постучи-ка немножко.
Можно щи хлебать,
А можно и «Барыню» сыграть.
(Деревянные ложки)
3.
Ладошка по нему стучит,
Потряхивает вольно.
А он звенит, трещит, гремит.
Ему совсем не больно.
(Бубен)
4.
Ты возьми меня в ладошки.
Потряси меня рукой.
И услышишь голос звонкий,
Деревянный, озорной.
(Трещотка)
Музыкальный руководитель: Трещотка не только подпевала бубну и ложкам
на народных праздниках, но еще и охраняла огород от вредителей. Она так
громко трещала на ветру, что ни одна ворона или грач, а также другие
огородные хулиганы не осмеливались губить урожай.
5.
Ты возьми его в ладонь,
Слышен будет перезвон.
Динь-динь-динь, дон-дон-дон,
Чей же это звон?
(Колокольчик)
6.
Он похож на погремушку,
Только это не игрушка.
(Маракас)
7.
В самый сказочный момент
Вступит этот инструмент.
Но совсем не каждый знает,
Что в оркестре он играет.
Тихо, нежно зазвенит,
Будто все посеребрит.
А затем умолкнет скоро.
По сигналу дирижера.
Знает это каждый школьник
Что такое……….
(Треугольник)
8.
Знайте, они с барабаном соседи.
Только сделаны из меди.
Вовремя нужно руками взмахнуть,
Звонко ударить, потом отдохнуть.
Партия их не пустяк, не безделка.
В музыке тоже бывают …..
(Тарелки)
Музыкальный руководитель: Вот такую поучительную сказку мы с вами
услышали. А теперь настало время для игры. Игра называется «Почта».
Игра «Почта»
Описание: Дети встают в круг. В центр круга выбирается ведущий, который
с колокольчиком в руках оббегает детей.
Ведущий: Динь-динь-динь!
Дети: Кто там?
Ведущий: Почта.
Дети: От куда?
Ведущий: Из города.
Дети: А что делают жители города?
Ведущий: Отгадайте!
Звучит отрывок музыкального произведения, характер которого
указывает, что жители города: спят, поют, танцуют, маршируют.
Прослушав отрывок, дети должны угадать, чем занимаются жители
музыкального города.
Музыкальный руководитель: Ребята, какие вы знаете духовые
инструменты?
Дети перечисляют духовые инструменты, с которыми они
познакомились на
предыдущих занятиях: жалейка, рожок, свирель, флейта,
гобой, кларнет, волынка, медные трубы.
Музыкальный руководитель : Ребята, вы вспомнили очень много духовых
инструментов. Это говорит о том, что вы очень внимательно слушали на
предыдущих занятиях и у вас много друзей в стране Музыки. Поэтому я
предлагаю вам сыграть в музыкальную игру «Меня зовут Ваня, я играю на
баяне».
Игра «Меня зовут Ваня, я играю на баяне»
Описание:
Дети
встают
в
круг,
и,
каждый,
по
очереди
произносит
ключевую фразу, только вместо имени Вани он произносит свое имя, а также
называет любой, знакомый ему инструмент, имитируя при этом способ игры
на нем. Дети повторяют за ним. Затем ход переходит к следующему игроку,
стоящему в кругу. Игра длится до тех пор, пока все дети не назовут свой
инструмент.
Поощряются
дети,
которые
не
повторяют
за
другими,
а
стараются назвать новый инструмент.
Музыкальный руководитель:
Движенья плавные смычка
Приводят в трепет струны.
Мотив звучит издалека,
Поет про вечер лунный.
Как ясен звуков перелив.
В них радость и улыбка.
Звучит мечтательный мотив,
Его названье – скрипка!
- Пришла пора, ребята, поговорить о струнных инструментах. Струнные
инструменты тоже хотели нам очень понравиться, поэтому подготовили для
нас
красочные
слайды,
рассказывающие
о
многообразии
этой
группы
инструментов.
Музыкальный руководитель: А сейчас я предлагаю вам прослушать музыку
и сказать что это: песня, танец, марш. (ответы детей).
Песня «5 лет мы дружною семьёй».
Музыкальный руководитель: Ребята, и осталась последняя группа
инструментов. Какие это инструменты?
Дети отвечают: Клавишные инструменты.
Музыкальный руководитель: ребята, а какие клавишные инструменты вы
знаете?
Ответы детей: Рояль, клавесин, челеста, аккордеон, баян, орган,
синтезатор.
Музыкальный руководитель : Ребята, у нас тоже есть клавишный инструмент
, который помогал нам на занятиях. Это синтезатор. Я раскрасила его
клавиши в цвета радуги, что бы нам с вами было легче запомнить ноты.
Вспомните как называется домик где живут ноты?
Дети: Нотный стан.
Музыкальный руководитель : Сколько линеек у нотного стана?
Дети : 5.
Музыкальный руководитель : Как зовут короля нот?
Дети : Скрипичный ключ.
Музыкальный руководитель : Сколько нот?
Дети : 7.
Музыкальный руководитель : Давайте их споём. (поём гамму).
: Ребята, слышите, музыка какая-то играет.
А какая эта музыка песенная, маршевая или танцевальная? (Танцевальная)
Правильно, мы попали в город танцев , посмотрите, радуга появилась.
В небе радуга-дуга замыкает берега
Расцветая все ясней
Чудо краски светят в ней.
Пусть ответит тот, кто знает
Или сможет сосчитать,
Сколько красок, в ней играет
Моря озаряя гладь. (ответы детей)
В радуге тоже 7 цветов. Давайте произнесем волшебные слова и эти
краски оживут. К.О.Ж.З.Г.С.Ф.
Танец «Цветик – семицветик».
Музыкальный руководитель . Молодцы, красиво танцевали . Вот и подошло к
концу наше путешествие в страну Музыки.
Душа без музыки страдает
Она как будто замирает.
И сердце бьется еле-еле,
Когда душа более в теле.
Бесценный музыки бальзам
Творец вручил с рождения нам,
Чтобы душа не уставала,
А выше облаков взлетала.
Анализ занятия:
Какие вы молодцы, я очень довольна нашим занятием в память о
путешествии я хочу вам подарить маленькие нотки.
(Музыкальный руководитель раздает ноты)
Я хочу вас, ребята поблагодарить за такое замечательное занятие и
приглашаю вас на следующее. Я вас буду ждать. До свидания!
Под фонограмму марша дети выходят из зала.
Занятие окончено.
Атрибуты.
1.
Фонограммы музыкальных произведений.
2.
Декоративная таблица – для классификации инструментов.
3.
Нотный стан с радужными нотками.
4.
Разноцветные цветы для танца.
5.
Музыкальные инструменты.
6.
Карточки с изображением изученных музыкальных инструментов.