Автор: Фоминых Татьяна Николаевна
Должность: учитель химии
Учебное заведение: МОАУ СОШ с УИОП №37 г Киров
Населённый пункт: город Киров, Кировская область
Наименование материала: контрольно-измерительные материалы
Тема: контрольная работа 11 класс
Раздел: полное образование
Оценочный лист по химии №1 по теме «Строение атома и вещества. Классификация
химических реакций»
Выполните задания. После выполнения каждого задания оцените себя по соответствующим баллам.
5 – всё знаю и всё умею.
4 – достаточно хорошо знаю и умею.
3 – не уверен, что выполнил задание верно.
2 – требуется помощь для выполнения задания.
1 – совсем не знаю и не умею.
Критерии
(предметные и УУД)
Задание
Самооце
нка
учащегос
я
Отметка
учителя
1.
Предметные:
Умение
определять
максимально
возможное
число
электронов
на
энергетическом
уровне,
характеризовать
порядок
заполнения электронами уровней и
подуровней, составлять электронные
формулы,
характеризовать
изменение свойств атомов в периоде
и группе.
2.
Регулятивные:
Умение
оценивать
результаты
выполненной
работы,
выделять и осознавать то, что уже
усвоено и что ещё нужно усвоить,
оценивать результаты работы.
3.
Познавательные:
умение
анализировать
объекты
с
целью
выделения
признаков
(существенных, несущественных).
4.
Личностные
:
самоотношение
и
самооценка
.
1.1. Установите соответствие между химическим элементом и семейством элемента:
Семейство элемента:
Химический элемент:
А) s
1) Se
Б) p
2) Cr
В) d
3) Ca
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующим буквам:
A
Б
В
1.2. Зачеркните одной чертой в любом направлении три стоящие подряд
электронные формулы, относящиеся к элементам одной и той же главной
подгруппы
1s
2
2s
2
1s
2
2s
2
2p
4
1s
1
1s
2
2s
2
2p
6
1s
2
2s
1
1s
2
2s
2
2p
1
1s
2
2s
2
2p
6
3s
1
1s
2
2s
2
2p
1
1s
2
2s
2
2p
6
3s
2
3d
1
1.3.
Расположите в порядке возрастания металлических свойств следующие
химические элементы:
1) 1s
2
2s
2
2) 1s
2
2s
2
2p
1
3) 1s
2
2s
2
2p
6
3s
1
4) 1s
2
2s
2
2p
6
3s
2
Ответ запишите в виде последовательности цифр.
1.
Предметные: Умение определять
тип химической связи в простых и
сложных веществах и различать тип
кристаллической решетки.
2.
Регулятивные:
Умение
оценивать
результаты
выполненной
работы,
выделять и осознавать то, что уже
усвоено и что ещё нужно усвоить,
оценивать результаты работы.
3.
Метапредметные:
умение определять понятия.
4.
Личностные
:
самоотношение
и
самооценка.
2.1.
Установите соответствие между химической формулой вещества
и типом
химической связи
Тип химической связи Химическая формула
вещества
А) ковалентная неполярная 1) NaBr
Б) ковалентная полярная 2) NH
3
В) ионная
3) Cu
Г) водородная
4) Cl
2
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующим буквам:
A
Б
В
Г
2.2. Из предложенного перечня выберите пару веществ c атомной кристаллической
решеткой и ионной кристаллической решеткой:
1)
поваренная соль и «сухой лед»
2)
алмаз и кварц
3)
вода(тв) и негашеная известь
4)
карбид и известняк
5)
красный фосфор и кристаллическая сера
1.Предметные: Умение делать расчеты
с
использованием
массовой
доли
растворенного
вещества,
умение
осознавать
значение
теоретических
знаний для практической деятельности
человека
.
2.Регулятивные:
Умение
оценивать
результаты
выполненной
работы,
выделять и осознавать то, что уже
усвоено и что ещё нужно усвоить,
оценивать результаты работы.
3.Личностные
:
самоотношение
и
самооценка.
4.Познавательные:
осознанное
и
произвольное
построение
речевого
высказывания в устной и письменной
форме.
3.
Для засолки огурцов используют 7% -й водный раствор поваренной соли.
Именно
такой
раствор
в
достаточной
мере
подавляет
жизнедеятельность
болезнетворных микробов и не препятствует процессам молочнокислого брожения.
Рассчитайте массу соли и объем воды для приготовления 5л 7%-го раствора хлорида
натрия, если плотность раствора равна 1048г/л.
1.
Предметные:
умение
классифицировать
их
по
разным
типам,
определять
факторы,
влияющие на скорость химической
реакции и смещения химического
равновесия
в обратимых реакциях
.
2.
Метапредметные:
умение
самостоятельно
планировать
пути достижения целей, в том числе
альтернативные,
осознанно
выбирать наиболее
эффективные
способы
решения
учебных
и
познавательных задач.
3.
Познавательные:
выбор наиболее
эффективных
способов
решения
задач в зависимости от конкретных
условий.
4. Регулятивные: Умение оценивать
результаты
выполненной
работы,
выделять и осознавать то, что уже
усвоено и что ещё нужно усвоить,
оценивать результаты работы.
5.
Личностные:
самоотношение
и
самооценка.
4. Составить уравнения химических реакций, используемых в промышленности:
А).
Реакция
разложения
известняка
(карбоната
кальция)
используется
для
получения негашёной извести (оксида кальция) и углекислого газа (оксида углерода
(IV)) Для обжига используют специальные промышленные печи. В заводских
условиях температура, при которой осуществляется обжиг, составляет от 1000 до
1300 градусов Цельсия.
Б). На второй стадии производства серной кислоты происходит процесс окисления
сернистого газа (оксида серы (IV)) в оксид серы (VI). Реакция протекает в
контактном аппарате на катализаторе. Сложность второй стадии заключается в том,
что процесс окисления одного оксида в другой является обратимым и идет с
выделением теплоты.
- Проклассифицируйте уравнения химических реакций (А,Б) по известным типам
классификаций.
- Для уравнения (А) укажите условия увеличения скорости химической реакции.
- Для уравнения (Б) определите условия смещения химического равновесия с целью
повышения выхода оксида сера (VI).
1.
Предметные: умение по признакам
качественных
химических
реакций
определять
состав
веществ,
составлять молекулярные, полные и
сокращенные ионные уравнения
2.
Метапредметные:
умение
самостоятельно
планировать
пути достижения целей, в том числе
альтернативные,осознанно
выбирать наиболее
эффективные
способы
решения
учебных
и
познавательных задач.
3.
Познавательные:
умение
5. Ученику выдали две пробирки, в которых содержаться соли натрия. При
добавлении к растворам этих солей соляной кислоты в пробирке № 1 ученик
наблюдал выделение бесцветного газа, который не поддерживал процесс горения.
Затем ученик в пробирку № 2 добавил раствор хлорида бария. Он наблюдал
образование белого мелкокристаллического осадка.
Задание: Какие соли натрия были выданы ученику?
Составить молекулярные, полные и сокращенные уравнения проделанных учеником
реакций.
структурировать знания,
синтезировать — составлять целое из
частей, в том числе самостоятельное
достраивание с восполнением
недостающих компонентов.
4.
Регулятивные:
Умение оценивать
результаты
выполненной
работы,
выделять и осознавать то, что уже
усвоено и что ещё нужно усвоить,
оценивать результаты работы.
5.
Личностные:
самоотношение
и
самооценка.
1.
Предметные:
умение по составу
вещества
прогнозировать
среду
реакции
и
изменение
цвета
индикатора,
давать
обоснованный
ответ,
выбирать
вещества
для
практически возможного химического
процесса.
2.
Метапредметные:
умение
самостоятельно
планировать
пути достижения целей, в том числе
альтернативные,
осознанно
выбирать наиболее
эффективные
способы
решения
учебных
и
познавательных задач.
3.
Познавательные:
умение
анализировать
объекты
с
целью
выделения признаков (существенных,
несущественных),
устанавливать
причинно-следственных связи.
4.
Регулятивные:
Умение оценивать
результаты
выполненной
работы,
выделять и осознавать то, что уже
усвоено и что ещё нужно усвоить,
оценивать результаты работы.
5.
Личностные:
самоотношение
и
самооценка.
6. Ученику выдали растворы солей нитрата свинца (II), нитрат натрия и сульфита
калия, и лакмусовую бумажку.
-Какую среду покажет индикаторная бумажка в растворе каждой соли?
Ответ обоснуйте.
- Между какими солями возможен процесс реакции ионного обмена? Составить
молекулярное, полное и сокращенное ионные уравнения.
Итого (сумма баллов)
Уровень работы
Задание
Ответы
1.1. Установите соответствие между химическим элементом и семейством элемента:
Семейство элемента:
Химический элемент:
А) s
1) Se
Б) p
2) Cr
В) d
3) Ca
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующим буквам:
A
Б
В
1.2. Зачеркните одной чертой в любом направлении три стоящие подряд электронные
формулы, относящиеся к элементам одной и той же главной подгруппы
1s
2
2s
2
1s
2
2s
2
2p
4
1s
1
1s
2
2s
2
2p
6
1s
2
2s
1
1s
2
2s
2
2p
1
1s
2
2s
2
2p
6
3s
1
1s
2
2s
2
2p
1
1s
2
2s
2
2p
6
3s
2
3d
1
1.3.
Расположите в порядке возрастания металлических свойств следующие
химические элементы:
1) 1s
2
2s
2
2) 1s
2
2s
2
2p
1
3) 1s
2
2s
2
2p
6
3s
1
4) 1s
2
2s
2
2p
6
3s
2
Ответ запишите в виде последовательности цифр.
1.1.
А
Б
В
3
1
2
1.2.
1s
2
2s
2
2p
6
3s
1
1s
2
2s
1
1s
1
1.3.
2143
по 0,5 за каждый правильный ответ.
Итого: 1,5 балла
2.1.
Установите соответствие между химической формулой вещества
и типом
химической связи
A
Б
В
Г
Тип химической связи Химическая формула вещества
А) ковалентная неполярная 1) NaBr
Б) ковалентная полярная 2) NH
3
В) ионная
3) Cu
Г) водородная
4) Cl
2
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующим буквам:
A
Б
В
Г
2.1. Из предложенного перечня выберите пару веществ c атомной кристаллической
решеткой и ионной кристаллической решеткой:
1)
поваренная соль и «сухой лед»
2)
алмаз и кварц
3)
вода(тв) и негашеная известь
4)
карбид и известняк
5)
красный фосфор и кристаллическая сера
4
2
1
2
2.1.
2.2. 24
по 1б за каждый правильный ответ.
Итого: 2 балла
3.
Для засолки огурцов используют 7% -й водный раствор поваренной соли. Именно
такой раствор в достаточной мере подавляет жизнедеятельность болезнетворных
микробов и не препятствует процессам молочнокислого брожения. Рассчитайте массу
соли и объем воды для приготовления 5л 7%-го раствора хлорида натрия, если
плотность раствора равна 1048г/л.
1.
m
рв =
ω
р.в
• m
рр
=
ω
р.в
• V
рр
•
p =
= 0,07• (5л • 1048 г/л)= 0,07•5240г = 366,8г
2.
m(H
2
O)= m
pp
– m
рв =
5240 – 366,8 =4873,2 г
3.
p
(Н
2
О) = 1000г/л
m(H
2
O)= V(H
2
O) = 4873,2л
- за каждый правильный элемент - 1б.
Итого: 3балла
4. . Измельчённый пирит (FeS
2
) засыпают в печь для обжига в "кипящем слое". Снизу
пропускают воздух, обогащённый кислородом, для более полного обжига пирита (1).
Температура в печи для обжига достигает 800°С. За счёт выделяющейся теплоты в
результате реакции поддерживается температура в печи. Из печи выходит сернистый
газ SO
2
и мельчайшие частицы огарка (оксида железа (III)).
Процесс окисление SO
2
в SO
3
кислородом (2) протекает в контактном аппарате на
катализаторе. Сложность второй стадии заключается в том, что процесс окисления
одного оксида в другой является обратимым и идет с выделением теплоты.
- Составить уравнения двух химических процессов (1,2), описанных в тексте.
- Проклассифицируйте их по известным типам классификаций.
- Для уравнения (1) укажите условия увеличения скорости химической реакции.
- Для уравнения (2) определите условия смещения химического равновесия с целью
4 FeS
2
+11 О
2
= 2Fe
2
О
3
+ 8 SO
2
+ Q
Реакция соединения, ОВР, необратимая.
некаталитическая, экзотермическая, гетерогенная
Условия увеличения скорости: измельчение пирита,
обогащение воздуха кислородом, повышение
температуры
2SО
2
+О
2
↔ 2 SO
3
+ Q
Реакция соединения, ОВР, обратимая, каталитическая,
экзотермическая, гомогенная
Условия смещения химического равновесия: увеличение
давления, уменьшение температуры
- за классификацию уравнений химических реакций- по
повышения выхода оксида сера (VI).
1баллу за уравнение
- за определение условий увеличения скорости – 1б
- за определение условий смещения химического
равновесия- 1б
Итого: 4 балла
5. Ученику выдали две пробирки, в которых содержаться соли натрия. При добавлении
к растворам этих солей соляной кислоты в пробирке № 1 ученик наблюдал выделение
бесцветного газа, который не поддерживал процесс горения. Затем ученик в пробирку
№
2
добавил
раствор
хлорида
бария.
Он
наблюдал
образование
белого
мелкокристаллического осадка.
Задание: Какие соли натрия были выданы ученику?
Составить молекулярные, полные и сокращенные уравнения проделанных учеником
реакций.
Na
2
CO
3
+ 2HCl = 2NaCl + CO
2
+ H
2
O
2Na
+
+ CO
3
2-
+ 2H
+
+2Cl
-
=2Na
+
+ 2Cl
-
+ CO
2
+ H
2
O
CO
3
2-
+ 2H
+
= CO
2
+ H
2
O
Na
2
SO
4
+ BaCl
2
= 2NaCl + BaSO
4
2Na
+
+SO
4
2-
+ Ba
2+
+2Cl
-
= 2Na
+
+2 Cl
-
+ BaSO
4
Ba
2+
+ SO
4
2-
= BaSO
4
- за определение солей натрия: карбонат натрия и
сульфата натрия – 1б
- за уравнения молекулярные – по 1б
- за уравнения полные и сокращенные ионные – по 1 б
Итого: 5 баллов
6. Ученику выдали растворы солей нитрата свинца (II), нитрат натрия и сульфита
калия, и лакмус.
-Какую среду покажет индикатор в растворе каждой соли?
Ответ обоснуйте.
-Между какими солями возможен процесс реакции ионного обмена? Составить
молекулярное, полное и сокращенное ионные уравнения.,
Нитрат свинца Pb(NO
3
)
2
- соль образована слабым
основанием и сильной кислотой. Среда раствора
определяется сильным электролитом – среда будет
кислая. Лакмус -красный.
Нитрат натрия NaNO
3
- соль образована сильным
основанием и сильной кислотой. Среда раствора
определяется сильным электролитом – среда будет
нейтральная. Лакмус -фиолетовый
Сульфит калия K
2
SO
3
- соль образована сильным
основанием и слабой кислотой. Среда раствора
определяется сильным электролитом – среда будет
щелочная. Лакмус -синий
- за каждый правильный элемент – по 1б
Практически возможная реакция между растворами
нитрат свинца и сульфита калия - 1б
Pb(NO
3
)
2
+ K
2
SO
3
= PbSO
3
↓ + 2 KNO
3
Pb
2+
+ 2NO
3
-
+ 2K
+
+ SO
3
2-
= PbSO
3
↓ + 2K
+
+2 NO
3
-
Pb
2+
+ SO
3
2-
= PbSO
3
↓
Итого: 6 баллов
Итого: 6 баллов