программа изо кружка "Радуга красок" (3 года с 5 – 7 лет)
Автор: Бикмурзина Ирина Николаевна Должность: воспитатель детей дошкольного возраста Учебное заведение: "МБДОУ "Детский сад № 47 "Энже бортеге" Населённый пункт: г. Альметьевск РТ Наименование материала: методическая разработка Тема: программа изо кружка "Радуга красок" (3 года с 5 – 7 лет) Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«МБДОУ «Детский сад № 47 «Энже бортеге» г. Альметьевск РТ
(3 года с 5 – 7 лет)
Воспитатель
Бикмурзина Ирина Николаевна
Альметьевск 2013г.
Программа рассмотрена и одобрена
на заседании педагогического совета
«МБДОУ «Детский сад № 47 «Энже
бортеге»г. Альметьевск РТ
Протокол № ____от «____»_____20__г.
УТВЕРЖДАЮ
Заведующая МБДОУ № 47»
_____________Р.К.Димеева
Пояснительная записка
Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких
человеческих
начал.
Именно
в
этом
возрасте
закладываются
основы
всестороннего,
гармонического развития ребенка.
Изобразительное
творчество
–
специфическая
детская
активность,
направленная
на
эстетическое освоение мира посредством изобразительного искусства, наиболее доступный вид
познания мира ребенком. Наиболее характерная черта эстетического отношения маленького
ребенка – непосредственность заинтересованного оценивающего «Я» от любой объективной
ситуации;
неотделимость
эмоций
от
процессов
восприятия,
мышления
и
воображения.
Мы
можем утверждать, что художественное творчество оказывает самое непосредственное влияние
на развитие эстетического отношения детей к действительности.
Способность к творчеству – отличительная черта человека, благодаря которой он может жить в
единстве с природой, создавать, не нанося вреда, преумножать, не разрушая.
Психологи и педагоги пришли к выводу, что раннее развитие способности к творчеству, уже в
дошкольном детстве – залог будущих успехов.
Желание творить – внутренняя потребность ребенка, она возникает у него самостоятельно и
отличается чрезвычайной искренностью. Мы, взрослые, должны помочь ребенку открыть в себе
художника, развить способности, которые помогут ему стать личностью. Творческая личность –
это достояние всего общества.
Рисование
является
одним
из
важнейших
средств
познания
мира
и
развития
знаний
эстетического воспитания, так как оно связано с самостоятельной практической и творческой
деятельностью ребенка. В процессе рисования у ребенка совершенствуются наблюдательность и
эстетическое
восприятие,
художественный
вкус
и
творческие
способности.
Рисуя,
ребенок
формирует
и
развивает
у
себя
определенные
способности:
зрительную
оценку
формы,
ориентирование
в
пространстве,
чувство
цвета.
Также
развиваются
специальные
умения
и
навыки: координация глаза и руки, владение кистью руки.
Систематическое
овладение
всеми
необходимыми
средствами
и
способами
деятельности
обеспечивает
детям
радость
творчества
и
их
всестороннее
развитие
(эстетическое,
интеллектуальное, нравственно-трудовое, физическое). А также, позволяет плодотворно решать
задачи подготовки детей к школе.
Работы отечественных и зарубежных специалистов свидетельствуют, что художественно –
творческая деятельность выполняет терапевтическую функцию, отвлекая детей от грустных,
печальных
событий,
обид,
снимая
нервное
напряжение,
страхи.
Вызывает
радостное,
приподнятое
настроение,
обеспечивает
положительное
эмоциональное
состояние
каждого
ребенка.
Развитию творческих способностей дошкольника уделяется достаточное внимание в таких
комплексных программах, как: «От рождения до школы», «Детство», «Радуга», «Развитие» и др.
авторы программ нового поколения предлагают, через раздел художественно – эстетического
воспитания, знакомить детей с традиционными способами рисования. Развивая, таким образом,
творческие способности ребенка.
Несформированность графических навыков и умений мешает ребенку выражать в рисунках
задуманное, адекватно изображать предметы объективного мира и затрудняет развитие познания
и
эстетического
восприятия.
Так,
сложной
для
детей
дошкольников
является
методика
изображения предметов тонкими линиями. Линия несет вполне конкретную художественную
нагрузку и должна быть нарисована достаточно профессионально, что не удается детям в силу их
возрастных особенностей. Предметы получаются не узнаваемыми, далекими от реальности.
Изобразительное же искусство располагает многообразием материалов и техник. Зачастую
ребенку недостаточно привычных, традиционных способов и средств, чтобы выразить свои
фантазии.
Проанализировав
авторские
разработки,
различные
материалы,
а
также
передовой
опыт
работы
с
детьми,
накопленный
на
современном
этапе
отечественными
и
зарубежными
педагогами-практиками,
я
заинтересовалась
возможностью
применения
нетрадиционных
приемов изодеятельности в работе с дошкольниками для развития воображения, творческого
мышления
и
творческой
активности.
Нетрадиционные
техники
рисования
демонстрируют
необычные сочетания материалов и инструментов. Несомненно, достоинством таких техник
является универсальность их использования. Технология их выполнения интересна и доступна
как взрослому, так и ребенку.
Именно поэтому, нетрадиционные методики очень привлекательны для детей, так как они
открывают большие возможности выражения собственных фантазий, желаний и самовыражению
в целом.
Используемые методы:
– позволяют развивать специальные умения и навыки, подготавливающие руку ребенка к
письму;
– дают возможность почувствовать многоцветное изображение предметов, что влияет на
полноту восприятия окружающего мира;
– формируют эмоционально – положительное отношение к самому процессу рисования;
– способствуют более эффективному развитию воображения, восприятия и, как следствие,
познавательных способностей.
Общее положение
- Настоящее Положение определяет цели, задачи создания и реализации деятельности изо
кружка МДОУ общеразвиваающего вида д.c №16.
-
Настоящее
Положение
разработано
на
основе
Конституции
РФ
Закона
РФ
«Об
образовании», Типового Положения и регламентирующих документов системы образования
города Чистополь.
- Занятия проводятся с детьми старшей и подготовительной к школе группах в форме занятий
по изодеятельности в рамках расписания годового учебного плана и кружковой работы.
- Работу по изодеятельности проводит старший воспитатель Бикмурзина Ирина Николаевна.
Рабочая программа по разделу «Изобразительная деятельность» составлена на основе
обязательного минимума содержания федерального компонента государственного стандарта -
развитие
детей
старшего
возраста
«Временных
требований»
к
содержанию
и
методам
воспитания и обучения, реализуемым в дошкольном образовательном учреждении» с учетом
«Программы
воспитания
и
обучения
в
детском
саду»
под
редакцией
М.А.Васильевой,
В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой и приоритетного интеллектуального направления МДОУ.
Новизна. Продолжительное время основной задачей в работе кружка было обучение
детей изобразительным навыкам с использованием традиционных и нетрадиционных техник
рисования. Но практика работы с детьми и полученное мною образование по специальностям
–
воспитатель
детей
дошкольного
возраста;
руководитель
изобразительной
деятельности,
учитель – логопед, подтолкнули меня к мысли, что для гармоничного развития личности
необходимо иметь и правильную речь. Поэтому основной задачей в работе кружка - развитие
не только изобразительных навыков, но речевого и интеллектуального развития детей, через
обучение
изобразительным
навыкам
с
использованием
традиционных
и
нетрадиционных
техник рисования. Главным содержанием видов деятельности в рамках данной методики
выступает процесс «открытие мира» с использованием установки говорения на русском языке.
Овладение техникой понимается при этом не только как основа возникновения образа, но
и средство обобщения ребенком своего представления о том или ином эстетическом объекте и
способах передачи впечатления о нем в конкретном продукте.
Актуальность. Занятия в кружке позволяют развивать у детей не только художественные
способности, но и коммуникативные навыки в процессе рисования.
Рабочая программа имеет цель: развивать коммуникативные, языковые, интеллектуальные
и художественные способности в процессе комментированного рисования, формирование всех
психических процессов, развитие художественно – творческих способностей и положительно –
эмоционального восприятия окружающего мира.
Настоящая программа способствует решению следующих задач:
Обучающая:
учить
детей
осваивать
коммуникативные,
языковые,
интеллектуальные
и
художественные способности в процессе рисования.
Развивающая:
развивать
творческую
активность,
мышцы
кистей
рук,
поддерживать
потребность в самоутверждении.
Воспитательная: формировать положительно – эмоциональное восприятие окружающего
мира, воспитывать художественный вкус, интерес к изобразительному искусству.
Задачи кружка первого года обучения:
1.
Вызвать интерес к различным изобразительным материалам и желание действовать с ними.
2.
Побуждать детей изображать доступными им средствами выразительности то, что для них
интересно или эмоционально значимо.
3.
Создавать условия для освоения цветовой палитры.
4.
Создание условий для коммуникативной деятельности детей.
5.
Развитие связной речи.
Задачи кружка второго года обучения:
1.
Помогать
детям
в
создании
выразительных
образов,
сохраняя
непосредственность
и
живость
детского
восприятия.
Деликатно
и
тактично
способствовать
развитию
содержания,
формы, композиции, обогащению цветовой гаммы рисунков.
2.
Постепенно,
с
учетом
индивидуальных
особенностей,
повышать
требования
к
изобразительным
и
коммуникативным
умениям
и
навыкам
детей,
не
делая
их
предметом
специальных учебных знаний.
3.
Способствовать возникновению у ребенка ощущения, что продукт его деятельности –
рисунок интересен другим (педагогу, детям, родителям, сотрудникам детского сада).
4.
Развитие
описательной,
комментирующей
функции
речи.
Научить
обобщать
и
противопоставлять, рассуждать.
Программа составлена с учетом реализации межпредметных связей по
разделам:
1.
«РАЗВИТИЕ РЕЧИ». На занятиях используется прием комментированного рисования.
В процессе обыгрывания сюжета и самого рисования ведется непрерывный разговор с детьми,
дети
друг
с
другом
рисования
обсуждают
свою
работу
.
Использование
на
занятиях
художественного слова: потешек, загадок. Выполняя практические действия, малыши способны
усвоить много новых слов и выражений активного и пассивного словаря детей, развитие
коммуникативной функции речи, развитие связной речи.
2.
«ОЗНАКОМЛЕНИЕ
С
ОКРУЖАЮЩИМ».
Для
занятий
по
изодеятельности
подбираются сюжеты близкие опыту ребенка, позволяют уточнить уже усвоенные им знания,
расширить их, применить первые варианты обобщения. На занятиях дети узнают о различных
явлениях природы , о жизни людей, о жизни животных.
3.
«СЕНСОРНОЕ
ВОСПИТАНИЕ».
Занятия
по
изодеятельности
способствуют
усвоению знаний о цвете, величине, форме, количестве предметов и их пространственном
расположении.
4.
«МУЗЫКАЛЬНОЕ
ВОСПИТАНИЕ».
Рисование
по
передаче
во сприятия
музыкальных
произведений.
Использование
рисунков
в
оформлении
к
праздникам,
музыкального оформления для создания настроения и лучшего понимания образа, выражения
собственных чувств.
5.
«ФИЗИЧЕСКАЯ
КУЛЬТУРА».
Использование
физминуток,
пальчиковой
гимнастики, работа по охране зрения и предупреждению нарушения осанки.
Методическое обеспечение.
Нетрадиционные техники:
- оттиск печатками из овощей;
- тычок жесткой кистью;
- оттиск печатками из ластика;
- оттиск поролоном;
- восковые мелки и акварель;
- свеча и акварель;
- отпечатки листьев;
- рисунки из ладошек;
- волшебные веревочки;
- кляксография;
- монотопия;
- печать по трафарету.
Каждый из этих методов – это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать
себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для
самовыражения. К тому же эта работа способствует развитию координации движений, внимания,
памяти, воображения, фантазии. Дети неограниченны в возможностях выразить в рисунках свои
мысли, чувства, переживания, настроение. Использование различных приемов способствуют
выработке умений видеть образы в сочетаниях цветовых пятен и линий и оформлять их до
узнаваемых
изображений.
Занятия
кружка
не
носят
форму
«изучения
и
обучения».
Дети
осваивают художественные приемы и интересные средства познания окружающего мира через
ненавязчивое
привлечение
к
процессу
рисования.
Занятие
превращается
в
созидательный
творческий процесс педагога и детей при помощи разнообразного изобразительного материала,
который проходит те же стадии, что и творческий процесс художника. Этим занятиям отводится
роль источника фантазии, творчества, самостоятельности.
Дети самостоятельно выбирают изобразительные материалы, материал, на котором будет
располагаться изображение. Разнообразие способов рисования рождает у детей оригинальные
идеи, развивается речь, фантазию и воображение, вызывает желание придумывать новые
композиции, развивается
умение детей действовать с различными материалами: камнями,
песком, веревочками, восковыми мелками, свечей и др. В процессе рисования, дети вступают в
общение, задавая друг другу вопросы, делают предположения, упражняются во всех типах
коммуникативных высказываний.
Организация занятий кружка.
Кружок посещают дети старшей и подготовительной к школе группы. Занятия проводятся 2
раза в неделю. Продолжительность занятия 30 – 35 минут.
Материал:
- акварельные краски, гуашь;
- восковые и масляные мелки, свеча;
- ватные палочки;
- поролоновые печатки;
- коктельные трубочки;
- палочки или старые стержни для процарапывания;
- матерчатые салфетки;
- стаканы для воды;
- подставки под кисти; кисти.
Приемы и методы используемые на занятиях изо кружка:
- Эмоциональный настрой – использование музыкальных произведений,
- Практические – упражнения, игр методы,
- Словесные методы – рассказы, беседы, художественное слово, педагогическая драматизация,
словесные приемы – объяснение, пояснение, пед оценка.
- Наглядные методы и приемы – наблюдения, рассматривание, показ образца, показ способов
выполнения и др.
Все методы используются в комплексе.
При проведении занятий я придерживаюсь основным правилам :
1.
Использование приема транслирования информации,
2.
Отбор тематического содержания,
3.
Главный герой рисования – ребенок,
4.
Взрослый не стремится сразу исправить речь ребенка,
5.
Педагог создает схематические изображения,
6.
Не
только
рассказывает
о
том,
что
нарисовано,
но
и
показать
посредством
изобразительных действий,
7.
В качестве «физкультминутки» - используются элементы драматизации, имитационные
движения, сопровождаемые комментированной речью.
Все занятия строятся по коммуникативному принципу:
1.
Создание оптимальных условий для мотивации детской речи,
2.
Обеспечение главных условий общения,
3.
Стимуляция и поддержание речевой инициативы,
4.
использование различных коммуникативных средств.
Занятия кружка имеют отличия в своей структуре:
1.
создание положительного отношения к теме и способу ее реализации,
2.
коммуникативное рисование с использованием имитационных движений и обсуждением
создания и сюжета рисунка (не более 10 минут),
3.
динамическая пауза с элементами логоритмики и психогимнастики,
4.
рассказывание по картинке с моделированием коммуникативной ситуации,
5.
словесные игры, игры – драматизации.
Формы проведения итогов реализации рабочей программы:
1.
Организация ежемесячных выставок детских работ для родителей.
2.
Тематические выставки в ДОУ.
3.
Участие в городских и выставках и конкурсах в течение года.
4.
Творческий отчет воспитателя – руководителя кружка.
5.
Оформление эстетической развивающей среды в группе. И т.д.
Показатели прохождения рабочей программы:
1.
Узнают много об окружающем мире, т.к занятия проходят в определенной теме.
2.
Учатся использовать в одной работе разные изобразительные материалы.
3.
Учатся рисовать различными материалами.
4.
Используют в работе разные дополнительные материалы (песок, камни).
5.
Развивать навыки по составлению сюжетов.
6.
Дети учатся цветоведенью.
7.
Экспериментируют.
8.
Развивается связная речь.
9.
Учатся
уважительному
отношению
к
работам
товарищей
при
этом
объективно
оценивать свою работу.
Преемственность:
- сформировать умения и навыки,
- развивать личностные качества.
Ожидаемые
результаты: овладение
детьми
определенными
знаниями,
умениями,
навыками
в
процессе
рисования,
выявление
и
осознание
ребенком
своих
способностей,
сформированность способов самоконтроля.
В силу индивидуальных особенностей, развитие творческих способностей не может быть
одинаковым у всех детей, поэтому на занятиях я даю возможность каждому ребенку активно,
самостоятельно проявить себя, испытать радость творческого созидания. Все темы, входящие в
программу,
изменяются
по
принципу
постепенного
усложнения
материала.
В
силу
индивидуальных особенностей, развитие творческих способностей не может быть одинаковым у
всех детей, поэтому на занятиях я даю возможность каждому ребенку активно, самостоятельно
проявить себя, испытать радость творческого созидания. Все темы, входящие в программу,
изменяются по принципу постепенного усложнения материала.
Оценка:
результативности
программы
проводится
два
раза
в
год
(декабрь,
май)
сформированности уровня художественно – эстетического развития детей.
Учебно–тематический план. Старшая группа.
Часы (мин)
у
Познакомить со
свойствами различных худ
материалов; вызвать у
детей интерес к изобразит
искусству; научить
отдельным приемам
работы кистью и
карандашом.
1.
Рассказ педагога.
2.
Худ. Слово.
3.
Беседа.
4.
Практическая
работа.
5.
Итог.
Различны
е виды
бумаги,
краски,
цвет
карандаш
и.
Н.Ф.
Штейнле
Стр.12
Воздушные
шары для
феи.
Развивать эстетические
познавания о
цветах,
познакомить с
дополнительны
ми цветами
1.
Вводная беседа.
2.
Рассматривание.
3.
Самостоятельная
работа детей.
4.
Итог.
Различны
е виды
бумаги,
краски, 3
возд
шара.
Н.Ф.
Штейнле
Стр. 16
Гостинцы
Ос
ен
и
Закрепить понятия об
основных и
дополнительных цветах,
создать эмоционально
приподнятое настроение
при решении изобразит
загадок.
1.
Вступительная
беседа.
2.
Худ. слово.
3.
Самостоятельная
работа детей.
4.
Итог.
Различны
е овощи,
бумага,
краски.
А.В.
Никитина
Стр.19
Осенние
деревья
Рисунки из
ладошек
Познакомить с техникой
рисования с
помощью руки.
Развивать
пространственн
ое мышление.
1.
Беседа по
картине
И.Левитана
«Золотая осень
2.
Показ
рисования.
3.
Самостоятельно
е рисование
детей.
4.
Итог.
бумага,
краски,
гуашь,
кисти
Н.Ф.
Штейнле
Стр. 21
Теплая
картина
Учить смешивать
основные цвета и
получать новые.
Изобразить по
замыслу с учетом
теплого цвета.
Различать холодные и
теплые цвета.
1.
Игра «Хоровод
красок».
2.
Худ. слово.
3.
Самостоятельна
я деятельность
детей
4.
Итог.
бумага,
краски,
гуашь,
кисти
Т.Н.
Ветрова
стр. 39
Скатерть –
са
мо
бр
ан
ка
Дать представление о
натюрморте; учить
рисовать овощи,
фрукты разными
изобразит
материалами.
1.
Отгадывание
загадок.
2.
Знакомство с
понятием
натюрморт.
3.
Рассматривание
картин.
4.
Составление
своего
натюрморта.
5.
Самостоятельна
я деятельность
детей.
6.
Итог.
Бумага,
восковые
мелки,
пастель,
фломасте
ры.
Н.Ф.
Штейнле
Стр. 23
Волшебные
листья.
Печатание
листьями
Учить создавать рисунки
путем
прикладывания
листьев,
формировать
эстетическое
отношение к
действительнос
ти, развивать
наблюдательнос
ть.
1.
Вступительная
беседа.
2.
Худ. слово.
3.
Самостоятельная
работа детей.
4.
Итог.
Рисунки –
образцы,
листья,
гуашь,
кисти,
бумага.
А.В.
Никитина
Стр. 23
Нарисуй
порт рет
н а
ложке
Р и с у н о к
и з
ладошки
Учить обводить свою
ладонь.
Развивать
творческую
фантазию.
Изображать
настроение
человека.
1.
Рассматривание
картинки с
эмоциями.
2.
Рассматривание
ладони.
3.
Худ. слово.
4.
Самостоятельна
я деятельность
детей.
5.
Итог.
Рисунки –
образцы,
гуашь,
кисти,
бумага.
Т.Н.
Ветрова
Стр. 40
Октябрь
Г р и б ы
в
к
о
р
з
и
н
е
Рисунок из
ладошки
Познакомить с техникой
рисования с помощью
руки. Развивать
пространственное
мышление.
1.
Чтение
стихотворения
«Грибы».
2.
Беседа.
3.
Подвижная игра
4.
Самостоятельна
я деятельность
детей.
5.
Итог.
Бумага,
грибы,
корзина,
гуашь,
кисти,
карандаш
и.
А.В.
Никитина
Стр. 27
Герои сказок.
Тычок
жесткой
полусухой
кистью
Учить рисовать тычком по
контуру; прививать
интерес, радоваться
полученному результату.
1.
Вступительная
беседа.
2.
Худ. слово.
3.
Самостоятельная
работа детей.
4.Итог.
Бумага,
краски,
простые
карандаш
и, кисти
А.В.
Никитина
Стр. 67
Разноцветны
е зонты.
Печать по
трафарету
Познакомить с новым
методом – печатанью по
трафарету. Развивать
чувство ритма.
1. Загадывание
загадок
2.Вступительная
беседа.
3.Самостоятельная
работа детей.
4. Игра «Дождик»
5.Итог.
Силуэты
зонтов,
краски,
трафарет
ы узоров,
поролон,
гуашь.
А.В.
Никитина
Стр. 27
Кто
с
п
р
я
т
а
л
с
я
?
Рисунок из
ладошки
Познакомить с техникой
рисования с помощью
руки.
Развивать
пространственное
мышление, воображение,
фантазию.
1. Загадывание
загадок
2.Вступительная
беседа.
3.Самостоятельная
работа детей.
4.Итог.
Бумага,
краски,
простые
карандаш
и, кисти
А.В.
Никитина
Стр. 51
Аленький
ц
в
ет
о
ч
е
к
Печать по
трафарету
Закрепить навыки
рисования, используя
трафареты цветов,
развивать эстетические
чувства.
1.
Вступительная
беседа.
2.
Худ. слово.
3.
Самостоятельная
работа детей.
4.Итог.
Трафарет
ы, краски
А.В.
Никитина
Стр. 52
Осенний лес
Монотопия
Учить детей рисовать на
одной половине бумаги,
сворачивать лист бумаги
пополам и получать
отпечаток на второй
половине предварительно
смоченной водой.
1.
Чтение
стихотворения
2.
Беседа.
3.
Подвижная игра
4.
Самостоятельна
я деятельность
детей.
5.Итог.
Бумага,
краски,
простые
карандаш
и, кисти,
поролон.
Р.Т.
Казакова
Стр. 64
Путешествие
по радуге
Познакомить с чудесным
свойством цвета
преображать окружающий
мир, с теплыми и
холодными цветами.
1.
Рассматривание
картинки с
эмоциями.
2.
Рассматривание
ладони.
3.
Худ. слово.
4.
Самостоятельна
я деятельность
детей.
5.
Итог.
Бумага,
краски,
Р.Т.
Казакова
Стр. 72
Улетаем
на
ю
г
кляксография.
Познакомить с методом –
кляксография.
Развивать фантазию при
выборе содержания и
способов изображения
1.
Вводная беседа.
2.
Худ. слово
3.Самостоятельная
работа детей.
4. Пальчиковая игра
«Птичек стайка»
5.Итог.
Краски,
кисти,
бумага,
А.В.
Никитина
Стр.29
Ноябрь
Ежик.
Тычок сухой
кистью
Познакомить с новым
методом – рисование
тычком. Развивать
внимание, воображение.
1.
Загадывание
загадки.
2.
Чтение рассказа
Е.Чарушина
«Еж».
3.
СА деятельность
детей.
4.
Физкультминутк
а «Еж с
ежатами»
Краски,
кисти,
бумага,
карандаш
и.
А.В.
Никитина
Стр. 33
Мой
л
ю
б
и
м
ы
й
с
в
и
т
е
р
Оттиск
печатками из
картофеля
Знакомить с техникой
рисования, развивать
воображение и инициативу.
Закрепить умение
украшать предмет
различными печатками.
1.
Разыгрывание
ситуации
2.
Рассматривание
образцов.
3.
Самостоятельна
я деятельность
детей
4.
Пальчиковая
гимнастика
5.
Итог.
Краски,
кисти,
бумага,
карандаш
и,
силуэты
А.В.
Никитина
Стр. 31
Веселые
человечки.
Волшебная
веревочка
Продолжать знакомить с
приемом рисования
веревочками. Передавать в
рисунке силуэт человека в
движении.
1.
Беседа.
2.
Чтение рассказа
В.Берестова
3.
Самостоятельна
я деятельность
детей.
4.
Игра «Гномики
– прачки»
5.
Итог.
Веревочк
и, клей,
краски,
кисти,
бумага.
А.В.
Никитина
Стр. 35
Золотая
осень.
кляксография
трубочкой.
Познакомить с новым
приемом рисования –
кляксография трубочкой.
Совершенствовать умения
в различных техниках,
развивать чувство
композиции.
1.
Чтение
стихотворения
З.Федоровской
«Осень»
2.
Беседа.
3.
Самостоятельна
я деятельность
детей.
4.
Подвижная игра
«Листья»
5.
Итог.
Бумага,
гуашь,
кисти,
трубочки.
А.В.
Никитина
Стр. 89
Дымковская
игрушка.
Оттиск
печатками
Закрепить умения рисовать
с помощью силуэта,
украшать печатками.
Развивать умения
передавать колорит.
1.
Чтение
стихотворения
2.
Показ игрушки.
рассматривание.
3.
Самостоятельна
я деятельность
детей
4.
Игра
5.
Итог.
Силуэты,
краски,
кисти,
печатки,
образцы.
А.В.
Никитина
Стр.45
Осенняя
сказка
Учить отражать
особенности
изображаемого предмета,
используя нетрадиционные
изобразительные техники.
Развивать чувство
композиции.
Совершенствовать умение
работать в различных
техниках.
1.
Чтение
стихотворения
2.
Самостоятельна
я деятельность
детей
3.
Игра
4.
Итог.
Краски,
бумага,
кисти
Р.Т.
Казакова
Стр. 57
Дерево
колдуньи
(рисование +
аппликация)
Развивать чувство
прекрасного, умение
передавать свои
впечатления полученные
ранее. Воспитывать
самостоятельность в
создании образа.
1.
Вводная беседа.
2.
Рассматривание.
3.
Самостоятельная
работа детей.
4.Итог.
Цвет
бумага,
краски,
бумага,
клей
Р.Т.
Казакова
Стр. 51
Разноцветны
е рыбки
(нетрадицион
ное рисование
+ аппликация)
Вызвать интерес к
рисованию, стремление
передавать образ рыбки
разными способами,
добиваться выразительного
образа. Закреплять умение
пользоваться ножницами,
трафаретами, клеем.
Развивать аккуратность.
1.
Чтение
стихотворения
2.
Показ игрушки.
рассматривание.
3.
Самостоятельна
я деятельность
детей
4.
Игра
5.
Итог.
Цвет
бумага,
краски,
бумага,
клей
Р.Т.
Казакова
Стр. 46
Декабрь
Как прекрасен
этот мир
(рисование +
аппликация)
Развивать воображение,
творчество, учить
передавать образ природы
в рисунках, использовать
различные способы.
1.
Рассказ
педагога.
2.
Худ. Слово.
3.
Беседа.
4.
Практическая
работа.
5.
Итог.
Бумага,
краски,
карандаш
и,
илюстрац
ии
Р.Т.
Казакова
Стр. 81
Первый снег.
Рисование
пальчиками
Учить рисовать дерево без
листьев, снег изображать
пальчиками, развивать
инициативу, учить
составлять композицию.
1.
Вступительн
ая беседа.
2.
Худ. слово.
3.
Самостоятельная
работа детей.
4.
Итог.
Бумага,
краски,
карандаш
и,
илюстрац
ии
А.В.
Никитина
Стр. 39
Снежинки.
Воздушные
фломастеры
Учить детей с помощью
трафарета снежинок делать
набрызг из фломастеров
развивать чувство
композиции.
Развивать длительный
плавный выдох.
1.
Беседа
2.
Чтение
стихотворения
«Снежинка»
3.
Рассматривание.
4.
Самостоятельна
я деятельность
детей.
5.
Подвижная игра
«Снежинки».
6.
Итог.
Бумага,
трафарет,
воздуш
фломасте
ры.
А.В.
Никитина
Стр. 41
Лисичка-
се
с
т
р
и
ч
к
а
Печать по
трафарету
Развивать у детей
способность создавать
сюжетную композицию.
Учить рисовать с помощью
поролонового тампона по
трафарету. Развивать
чувство композиции
1.
Загадывание
загадки.
2.
Чтение рассказа
«Лиса»
3.
Рассматривание
картин.
4.
Самостоятельна
я деятельность
детей.
5.
Пальчиковая
гимнастика
6.
Итог.
Краски,
поролоно
вые
тампоны,
бумага,
трафарет
ы
А.В.
Никитина
Стр. 43
Дымковский
конь.
Оттиск
печатками
Познакомить с дымковской
игрушкой, воспитывать
эстетическое восприятие
изделий народных
мастеров
Закрепить умение
украшать дымковским
узором простую фигурку.
Развивать умение
передавать колорит узора.
1.
Чтение
стихотворения.
2.
Рассматривание
дым игрушек.
3.
Самостоятельна
я деятельность
детей.
4.
Подвижная игра.
5.
Итог.
Фигурки
коня,
гуашь,
печатки,
кисти,
А.В.
Никитина
стр. 45
Е л о ч к а
–
нарядная.
Оттиск
поролоном,
рисование
пальчиками
Учить рисовать ель,
закрепить умение
изображать елочные
игрушки с помощью
печаток. Воспитывать
эстетическое восприятие
природы.
1.
Чтение
стихотворения.
2.
Показ приемов
рисования.
3.
Самостоятельна
я деятельность
детей.
4.
Пальчиковая
гимнастика
«Елочка»
5.
Итог.
гуашь,
печатки,
кисти,
бумага.
А.В.
Никитина
стр. 47
У з о р ы
н а
окне.
Отрабатывать технику
закрашивания. Продолжать
закреплять правильно
держать кисть и набирать
краску, развивать
творческие способности и
воображение.
1.
Чтение
стихотворения.
2.
Показ приемов
рисования.
3.
Самостоятельна
я деятельность
детей.
4.
Итог.
Ватман,
краски,
кисти.
А.В.
Никитина
стр. 48
Снегири
Учить детей рисовать птиц,
мазками изображать перья;
воспитывать любовь и
заботу о зимующих
птицах; радовать
полученному результату.
1.
Загадывание
загадки.
2.
Рассматривание
птицы.
3.
Показ приемов
рисования
4.
Самостоятельна
я деятельность
детей.
5.
Пение песни
«Мы кормушку
мастерили».
6.
Итог.
Ватман,
краски,
кисти.
Н.Ф.
Штейнле
Стр. 39
Январь
Зимняя
сказка
(рисование
пальцами,
печать по
трафарету)
Упражнять в печати по
трафарету. Закреплять
умение рисовать деревья
сангиной, рисовать
пальчиками. Развивать
чувство композиции.
1.
Загадывание
загадки.
2.
Показ приемов
рисования
3.
Самостоятельна
я деятельность
детей.
4.
Итог.
Трафарет,
краски
Р.Т.
Казакова
стр. 49
Сказочные
цветы.
Воздушные
фломастеры
Продолжать учить
рисовать воздушными
фломастерами, развивать
воображение. Закреплять
навык рисования,
используя трафареты
цветов.
1.
Чтение
стихотворения.
2.
Беседа.
3.
Самостоятельна
я деятельность
детей.
4.
Упражнение для
пальчиков.
5.
Итог.
Карандаш
и, гуашь,
кисти,
иллюстра
ции
А.В.
Никитина
Стр. 53
У з о р ы
н а
т
а
р
е
л
о
ч
к
е
Оттиск
печатками
Познакомить с колоритом
городецкой росписи.
Составлять узор в круге.
Развивать чувство
композиции.
1.
Показ изделий
народного
промысла.
2.
Чтение
стихотворения.
3.
Объяснение.
4.
Самостоятельна
я деятельность
детей.
5.
Игра
«Карусель».
6.
Итог.
Трафарет
ы, краски
Изделия
городецки
х
мастеров,
бумага,
гуашь,
кисти.
А.В.
Никитина
Стр.55
Снеговик.
пластилиногра
фия
Учить передавать образ
снеговика техникой
пластилинографией.
Развивать чувство
композиции.
1.
Чтение
стихотворения
2.
Беседа.
3.
Загадывание
загадки.
4.
Физкультминутк
а.
5.
Самостоятельная
деятельность детей.
6.
Итог.
бумага,
пластили
н
Г.Н.
Давыдова
Стр. 18
Сказочная
Ж
а
р
–
п
т
и
ц
а
Познакомить с народными
традициями в изображении
птиц, научить рисовать
предметы сложной формы
от общего к деталям.
1.
Чтение
стихотворения.
2.
Показ игрушки
павлина.
3.
Объяснение
4.
Самостоятельна
я деятельность
детей.
5.
Итог.
Карандаш
и, гуашь,
кисти,
иллюстра
ции с
птицами
Н.Ф.
Штейнле
Стр. 45
Февраль
Золотая
рыбка.
Рисунок из
ладошки
Вызвать интерес к
изображению. Учить
обводить пальцы руки,
простым карандашом,
дорисовывать необходимые
детали.
1.
Чтение
стихотворения.
2.
Беседа.
3.
Самостоятельна
я деятельность
детей.
4.
Пальчиковая
гимнастика.
5.
Итог.
Карандаш
и,
акварель,
кисти,
бумага.
И.Н.
Лыкова
Стр. 82
Веселый
гномик.
Волшебные
веревочки
Учить детей изображать
фигуру человека,
использовать прием
рисования нитью.
Развивать эстетическое
восприятие,
1.
Беседа.
2.
Чтение
стихотворения.
3.
Рассматривание
картинок.
4.
Самостоятельна
я деятельность
детей.
5.
Итог.
Карандаш
и,
акварель,
кисти,
бумага.
Н.Ф.
Штейнле
Стр. 38
Волшебница-
зима.
Учить эстетическому
восприятию природы,
средствам передачи
выразительности пейзажа
проявлять творчество,
фантазию.
1.
Чтение отрывков
из стихов.
2.
Описание
детьми леса.
3.
Показ рисунка.
4.
Самостоятельна
я деятельность
детей.
5.
Итог.
Бумага,
гуашь,
кисти,
карандаш
и.
Н.Ф.
Штейнле
Стр. 90
Пингвины на
льдине.
Печать по
трафарету
Познакомить с пингвинами
и средой их обитания.
Расширять знания об
окружающем мире. Учить
пользоваться
поролоновыми тампонами,
наносить оттиск на бумагу
с помощью трафарета.
1.
Чтение
стихотворения.
2.
Обсуждение
картины.
3.
Самостоятельна
я деятельность
детей.
4.
Подвижная игра
«Пингвины».
5.
Итог.
Краски,
кисти,
поролоно
вые
тампоны,
трафарет
ы,
А.В.
Никитина
Стр.59
Черепахи.
Восковые
мелки +
акварель
Воспитывать эстетическое
восприятие природы: учить
изображать животных,
развивать цветовосприятие
и чувство композиции.
Совершенствовать умения
в техниках, учить
изображать животных
наиболее выразительно.
1.
Чтение
стихотворения
«Черепаха»
2.
Беседа.
3.
Самостоятельна
я деятельность
детей.
4.
Подвижная игра
«Черепаха»
5.
Итог.
Бумага,
фломасте
ры,
восковые
мелки,
акварель,
кисти,
А.В.
Никитина
Стр.61.
Филин.
Тычок
жесткой
кистью
Учить создавать образ
филина, используя технику
тычка и уголь. Развивать
умение пользоваться
средствами графики.
Упражнять в
выразительной передаче
фактуры, цвета, характера
животного.
1.
Чтение
стихотворения
«Про все на
свете».
2.
Рассматривание
картин.
3.
Беседа.
4.
Самостоятельна
я деятельность
детей
5.
Пальчиковая
игра «Птички».
6.
Итог
Бумага,
уголь,
кисти,
гуашь,
иллюстра
ции
А.В.
Никитина
Стр.
Что за чудо
эти сказки
(пятно, штрих,
линия)
Продолжать учить
использовать
выразительные средства
графики (пятно, штрих,
линия). Учить
продумывать расположение
рисунка на лице.
Закреплять умение
пользоваться такими
материалами как гуашь.
1.
Чтение
стихотворения
2.
Показ картинку.
рассматривание.
3.
Самостоятельна
я деятельность
детей
4.
Игра
Итог.
Бумага,
краски,
кисти,
карандаш
и.
Р.Г.
Казакова
Стр. 70
Март
Превращение
ладошки
Совершенствовать умение
делать отпечатки ладони и
дорисовывать их до
определенного образа.
Развивать воображение и
творчество.
1.
Чтение
стихотворения
2.
Самостоятельна
я деятельность
детей
3.
Игра
4.
Итог.
Бумага,
краски,
кисти,
карандаш
и.
Р.Г.
Казакова
Стр. 89
Открытка
для мамы.
Печать по
трафарету +
воздушные
фломастеры
Учить рисовать различные
цветы, использовать
различные техники.Учить
украшать цветами
открытку. Закрепить
умение пользоваться
знакомыми техниками.
1.
Чтение
стихотворения
Цветы для мамы.
2.
Беседа.
3.
Физкультминутка.
4.
Самостоятельная
деятельность
детей.
5.
Игра «Цветы»
6.
Итог.
Бумага,
гуашь,
трафарет
ы,
воздушны
е
фломасте
ры.
А.В.
Никитина
стр.63
Семеновские
матрешки.
Оттиск
печатками
Познакомить с
семеновскими
матрешками. Рассмотреть
рисунок на фартуках.
Развивать
цветовосприятие.
1.
Загадывание
загадок.
2.
Беседа.
3.
Самостоятельна
я деятельность
детей.
4.
Игра «Заря»
5.
Итог.
Образцы,
гуашь,
печатки
из
картофеля
.
А.В.
Никитина
Стр. 65
Ранняя
весна.
Учить рисовать состояние
погоды, совершенствовать
цветовосприятие отбором
оттенков Научить
складывать лист пополам,
на одной стороне рисовать
пейзаж, на другой получать
его отражение в озере.
1.
Загадывание
загадок.
2.
Рассматривание
картин.
3.
Беседа.
4.
Самостоятельная
деятельность детей.
5.
Подвижная игра
«Веснянка»
6.
Итог.
Бумага,
краски,
кисти.
А.В.
Никитина
Стр 69
П е т у ш о к
–
золотой
гребешок.
Познакомить с народными
традициями изображения
птиц, формировать умения
и навыки в рисовании
сложной формы
1.
Беседа.
2.
Чтение стихов.
3.
Показ приемов
рисования.
4.
Самостоятельна
я деятельность
детей.
5.
Итог.
.
Иллюстра
ции
петухов
(народное
творчеств
о),
краски,
кисти.
Н.Ф.
Штейнле
Стр. 38
Синие
узоры
на
белоснежном
поле.
Учить создавать
декоративную роспись,
составлять растительный
узор с простым
чередованием элементов в
круге.
1.
Беседа.
2.
Рассматривание
росписей.
3.
Самостоятельна
я деятельность
детей.
4.
Итог.
Силуэты,
краски,
кисти
Н.Ф.
Штейнле
Стр. 38
коллаж
(рисование +
аппликация)
Развивать чувство
прекрасного, желание
создавать что-то
нетрадиционное. Вызывать
эмоциональное отношение
к образу. Развивать умение
самостоятельно
располагать изображение
на листе бумаги.
1.
Беседа.
2.
Рассматривание
картин.
3.
Физминутка.
4.
Самостоятельна
я деятельность
детей.
5.
Итог.
Бумага,
краски,
цвет
бумага.
Р.Т.
Казакова
стр 75
В е т к а
с
п
е
р
в
ы
м
и
л
и
с
т
ь
я
м
и
Оттиск
печатками
Учить рисовать с натуры,
передавать форму вазы и
ветки, учить рисовать
листья.
1.
Показ модели
ветки.
2.
Чтение
стихотворения.
3.
Физкультминутк
а.
4.
Самостоятельная
деятельность
детей.
5.
Итог.
Бумага,
краски,
кисти,
карандаш
и,
печатки,
ветки в
вазе.
А.В.
Никитина
стр 71
Аквариум.
Рисунки из
ладошек
Знакомство с
художественными
техниками. Продолжать
учить детей обводить руку
простым карандашом,
дорисовывать необходимые
детали.
1.
Рассматривание
иллюстраций.
2.
Чтение
стихотворения «Где
спит рыбка»
3.
Самостоятельная
деятельность детей.
4.
Пальчиковая
гимнастика.
5.
Итог.
Карандаш
и, краски,
кисти.
А.В.
Никитина
стр. 75
Растения
нашей
группы.
Оттиск
поролоном
Познакомить детей с
комнатными растениями.
Познакомить с техникой –
оттиск поролоном.
1.
Беседа.
2.
Показ приемов
рисования.
3.
Самостоятельная
деятельность детей.
4.
Игра.
5.
Итог.
Бумага,
поролон,
краски,
кисти.
А.В.
Никитина
стр. 77
Грачи
прилетели.
Печатка из
ластика,
рисование
поролоном
Развивать чувство
композиции, упражнять в
комбинировании
различных техник
рисования. Учить детей
печатками из ластика
изображать стаю птиц.
1.
Загадывание
загадок.
2.
Показ картинок.
3.
Беседа.
4.
Самостоятельна
я деятельность
детей.
5.
Подвижная игра
«Грачи».
6.
Итог.
Печатки,
бумага,
краски,
кисти.
А.В.
Никитина
стр 79
В
гос тях
у
народных
мастеров.
Расширить эстетическое
представление о мире
природы на примере
изделий народных
мастеров. Дать
графические умения и
навыки о новой технике.
1.
Беседа – рассказ.
2.
Рассматривание
росписей.
3.
Показ приемов
рисования.
4.
Самостоятельна
я деятельность
детей.
5.
Итог.
Народные
изделия,
бумага,
карандаш
и, краски.
Н.Ф.
Штейнле
стр 28
Звери
Тычок
жесткой
кистью
Учить создавать образ
животного, используя
технику тычка. Развивать
умения пользоваться
средствами графики
1.
Чтение
стихотворения
2.
Показ картинку.
рассматривание.
3.
Самостоятельна
я деятельность
детей
4.
Игра
5.
Итог.
Игрушки
зверей,
бумага,
краски,
кисти
Н.Ф.
Штейнле
стр 58
Мишка
к
о
с
о
л
а
п
ы
й
Тычок
жесткой
кистью
Учить рисовать медведя по
контуру
тычками;
прививать
интерес.
1.
Показ картинку.
рассматривание.
2.
Описание
игрушки.
3.
Самостоятельна
я деятельность
детей
4.
Игра
5.
Итог.
Игрушка
медведя,
рисунки-
образцы,
краски,
кисти,
карандаш
и.
Н.Ф.
Штейнле
стр 35
Май
Мой
маленький
друг
(техника
тычка)
Учить рисовать собак,
расширять знания о
домашних животных.
Познакомить с техникой
рисования тычком
полусухой жесткой кистью.
Учить имитировать шерсть
животного, используя
создаваемую тычком
фактуру как средство
выразительности. Учить
наносить рисунок по всей
поверхности бумаги.
1.
Чтение
стихотворения
2.
Показ картинку.
рассматривание.
3.
Самостоятельна
я деятельность
детей
4.
Игра
5.
Итог.
Краски,
кисти,
бумага
Р.Е.
Казакова
стр. 75
Цветы.
Техника тычка
Продолжать учить
рисовать тычками,
распределять по всему
рисунку точки.
1.
Чтение
стихотворения
2.
Показ картинку.
рассматривание.
3.
Самостоятельна
я деятельность
детей
4.
Игра
5.
Итог.
Бумага,
карандаш
и, краски,
кисти.
А.В.
Никитина
Стр. 81
День Победы.
воздушными
фломастерами
Познакомить детей с
техникой рисования
воздушными
фломастерами. Расширять
знания об окружающем
мире. Продолжать учить
рисовать фломастерами,
распределять по листу
разноцветные брызги
1.
Чтение
стихотворения
2.
Показ картинку.
рассматривание.
3.
Самостоятельна
я деятельность
детей
4.
Итог.
Бумага,
воздушны
е
фломасте
ры.
А.В.
Никитина
Стр. 73
Одуванчики
рисование
веревочкой
Развивать зрительно –
моторную координацию,
совершенствовать
эстетическое восприятие.
Закрепить умения детей
рисовать веревочкой.
1.
Загадывание
загадок.
2.
Беседа.
3.
Самостоятельна
я деятельность
детей.
4.
Подвижная игра
5.
Итог.
Бумага,
клей,
краски,
веревочки
А.В.
Никитина
Стр. 83
Бабочка
Предметная
монотопия
Совершенствовать умение
детей в технике
предметной монотопией,
учить детей соблюдать
симметрию. Развивать
пространственное
мышление
1.
Загадывание
загадок.
2.
Беседа.
3.
Самостоятельна
я деятельность
детей.
4.
Подвижная игра
«Мотылек»
5.
Итог.
Бумага,
гуашь,
кисти.
А.В.
Никитина
Стр. 85
Подводный
м и р
( к о л
работа)
Учить обводить
растопыренные пальцы
простым карандашом,
дорисовывать детали.
1.
Загадывание
загадок.
2.
Беседа.
3.
Самостоятельна
я деятельность
детей.
4.
Подвижная игра
5.
Итог.
Рулон
бумаги,
картинки
морского
дна,
краски,
кисти,
карандаш
и.
И. Н.
Лыкова
стр. 96
Русские
матрешки
Познакомить с
особенностями русской
игрушки, расписывания их;
развивать творчество,
фантазию.
1.
Беседа.
2.
Рассматривание
матрешек.
3.
Самостоятельна
я деятельность
детей.
4.
Итог.
Силуэты,
образцы,
кисти,
краски.
Н.Ф.
Штейнле
стр 32
Итоговая
выставка
рисунков.
Рассмотреть с детьми
рисунки. Рисование по
замыслу.
1.
Беседа.
2.
Физкультминутка
3.
Итог
Рисунки
детей за
год
Календарно - тематический план занятий
кружка «Радуга красок»
подготовительная к школе группа
Месяц
Тема занятия
Программное
содержание
Методические
приемы
Оборудов
ание
Литерату
ра
Сентябрь
Путешествие
Ки
сто
чк
и
Познакомить со
свойствами различных
худ материалов; вызвать у
детей интерес к изобразит
искусству; научить
отдельным приемам
работы кистью и
карандашом.
1.
Рассказ педагога.
2.
Худ. Слово.
3.
Беседа.
4.
Практическая
работа.
5.
Итог.
Различны
е виды
бумаги,
краски,
цвет
карандаш
и.
Н.Ф.
Штейнле
стр 12
Заря
Закрепить знание теплых
цветов, особенности их
смешения, плавный
переход от желтого до
малинового
1
1. Беседа.
2. Рассматривание
картин.
3.Показ приема
рисования.
4.Самостоятельная
деятельность детей.
5. Итог
Бумага,
краски,
поролон.
Т.Н. Ветрова
стр. 49
Как в тумане
Учить рисовать густой
краской. Закрепить
приемы рисования кистью
1.
Худ. слово.
2.
Беседа.
3.
Показ приемов
рисования.
4.
Самостоятельная
деятельность детей.
5.
Итог.
Бумага,
краски,
кисть
Т.Н. Ветрова
стр. 49
Натюрморт
Рисование
пластилином
Учить рисовать контур на
картоне, размазывать
пластилин, не выходя за
контур. Создавать
натюрморт
1.Худ. слово.
2. Беседа.
3.
Показ приемов
рисования.
4.
Самостоятельная
деятельность детей.
5.
Итог.
Картон,
пластил
ин,
каранда
ши
Т.Н. Ветрова
стр.
Коротышки
из солнечного
города
Комментирова
нное
рисование
Формировать умение
пересказывать
литературный текст от
лица героя.
Совершенствовать умение
рисовать по следам
прослушанного
литературного
произведения.
1.
Беседа.
2.
Комментированное
рисование.
3.
Физкультминутка.
4.
Рисование двигающего
человека.
5.
Итог.
Бумага,
кисти,
мелки,
фломасте
ры
Н. В. Микляева
стр. 90
Зоопарк
Комментирова
нное
рисование
Научить переносить
умения и навыки
комментированного
рисования на себя,
упражнять в создании
фигур из геометрических
форм, используя прием
прием дополнения и
изъятия лишнего.
Воспитывать интерес к
диким животным.
1.
Беседа.
2.
Рассматривание
картинок.
3.
Комментированное
рисование.
4.
Итог.
Бумага,
краски,
каранда
ши,
геометр
ич
формы
Н. В.
Микляева
стр.96
Подсолнух
Комментирова
нное
рисование
Упражнять в
словообразовании,
овладевать новым
приемам рисования
кистью. Развивать
зрительное восприятие ,
мыслительные операции.
1.
Экологическая
беседа.
2.
Комментирован
ное рисование.
3.
Физкультминутк
а «Полет
шмеля»
4.
Комментирован
ное рисование.
5.
Итог.
Бумага,
краски,
каранда
ши,
кисти.
Н. В.
Микляева стр
57
Октябрь
Осенние
пейзажи
(рисование по
сырому)
Учить отражать
особенности
изображаемого предмета,
используя различные
нетрадиционные
изобразительные техники.
Развивать чувство
композиции,
совершенствовать умение
работать в разных
техниках.
1.
Худ. слово.
2.
Беседа.
3.
Показ приемов
рисования.
4.
Самостоятельная
деятельность детей.
5.
Итог.
Краска,
бумага,
кисти
Р.Т.
Казакова
стр 73
и
Рисование на
камешках
Познакомить детей с
новой техникой рисования
– роспись камней.
Развивать изображение,
фантазию
1.
Показ картинку.
рассматривание.
2.
Описание
игрушки.
3.
Самостоятельная
деятельность детей
4.
Игра
5.
Итог.
Камни,
гуашь,
кисти.
А.В.
Никитина
стр. 91
Пестрые
кошки
(рисование
ватными
палочками)
Закреплять умение
передавать колорит
дымковских узоров.
Учить комбинировать
различные, освоенные
ранее, элементы в новых
сочетаниях. Развивать
чувство композиции,
цветовое восприятие.
1.
Чтение
стихотворения.
1.
Показ
приемов
рисования.
2.
Самостоя
тельная
деятельность
детей.
3.
Итог.
Бумага,
краски,
ватные
палочки
Р.Г.
Казакова
стр 43
Мы ходили в
зоопарк
(восковые
мелки)
Воспитывать любовь и
заботливое отношение к
животным, представление
о том, что все в природе
взаимосвязано, чувство
ответственности за
окружающий мир.
Закреплять умение
использовать различные
материалы, представление
о композиции, сочетании
цветов. Развивать
воображение, творчество,
самостоятельность в
выборе сюжета и
изобразительных средств.
1.
Чтение
стихотворения
2.
Беседа.
3.
Загадывание
загадки.
4.
Физкультминутк
а.
5.
Самостоятельная
деятельность детей.
6.
Итог.
Восков
ые
мелки,
бумага
Р.Г.
Казакова
стр 36
Пушистые
животные
(тычок
жесткой
кистью)
Совершенствовать умение
детей в различных
изобразительных
техниках. Учить,
наиболее выразительно,
отображать в рисунке
облик животных.
Развивать чувство
композиции.
1.
Загадывание
загадки.
2.
Рассматривание
птицы.
3.
Показ приемов
рисования
4.
Самостоятельная
деятельность детей.
5.
Итог.
Краски,
кисти,
бумага
Р.Г.
Казакова
стр 41
Украшение
подноса
узорами
рябины
рисование
пальчиком
Учить составлять узор из
рябины в круге. Закрепить
приемы печатания
пальцем, добиваясь
четкого оттиска. Учить
рисовать листья
пальцами.
1.
Разыгрывание
ситуации
2.
Рассматривание
образцов.
3.
Самостоятельная
деятельность детей
4.
Пальчиковая
гимнастика
5.
Итог.
Бумага,
краски.
Т.Н.
Ветрова стр.
53
Белочка
Комментирова
нное
рисование
Развивать умение связно,
непрерывно, логично
высказывать мысли,
слуховую и зрительную
память .
1.
Беседа.
1.
Развитие
зрительного
внимания и
памяти.
2.
Комменти
рованное
рисование.
3.
Физкульт
минутка «За
грибами».
4.
Драматиз
ация рассказа.
5.
Итог.
Геометр
ические
детали,
бумага,
краски,
кисти.
Н. В.
Микляева
стр 69
Ноябрь
Фруктовая
мозаика
(восковые
мелки,
акварель )
Продолжать учить
составлять натюрморт из
фруктов, определять
форму, величину, цвет и
расположение различных
частей, отображать эти
признаки в рисунке.
Упражнять в аккуратном
закрашивании
изображений фруктов
восковыми мелками,
создании тона с помощью
акварели.
1.
Вступите
льная беседа.
1.
Худ. слово.
2.
Самостоятельная
работа детей.
3.
Итог.
Восков
ые
мелки,
краски,
бумага
Р.Т.
Казакова
стр 96
Кошка и
котята
Комментирова
нное
рисование
Закреплять знания о
внешнем виде животного.
Учить всматриваться в
особенности движения,
шерстки, выражения глаз
и др Учить строить
композицию, используя
различные материалы для
создания
выразительности образа.
1.
Перечисляющее
рисование.
1.
Физкультминутк
а.
2.
Дорисовывание
котят.
3.
Рисование мамы
– кошки и папы –
кота.
4.
Итог.
Каранда
ши,
бумага,
краски,
кисти.
Н. В.
Микляева
стр. 63
В подводном
мире
(рисование
ладошкой,
восков.
мелками и
акварелью)
Совершенствовать умение
в нетрадиционной
изобразительной технике
Учить превращать
отпечатки ладоней в рыб
и медуз, рисовать
различные водоросли.
Развивать воображение,
чувство композиции.
1.
Чтение
стихотворения
2.
Беседа.
3.
Загадывание
загадки.
4.
Физкультминутк
а.
5.
Самостоятельная
деятельность детей.
6.
Итог.
Фломас
теры,
бумага,
карски,
кисти
Р.Т.
Казакова
стр 90
Живая рука
Рисование
ладошкой
Учить рисовать на разное
настроение, отображать в
рисунке возраст и их
персонажей,
национальную
принадлежность.
1.
Беседа.
2.
Чтение
стихотворения.
3.
Рассматривание
картинок.
4.
Самостоятельная
деятельность детей.
5.
Итог.
Каранда
ши,
бумага,
фломас
теры
Т.Н.
Ветрова стр.
45
Булочная
песенка
Комментирован
ное рисование
Совершенствовать умение
и навыки рисовать по
следам прослушанного
литературного
произведения, отражать в
своем рисунке свои
впечатления и
переживания.
Формировать умение
создавать коллективный
рисунок
1.
Беседа.
1.
Чтение
стихотворения
2.
Физкульт
минутка.
3.
Коллекти
вное рисование.
4.
Итог.
Краски,
бумага,
каранда
ши
Н. В.
Микляева
стр 93
Улетающая
пейзаж
Рисование
песком
Знакомить с жанром
изобразительного
искусства – пейзажем.
Учить рисовать деревья,
кусты, горы, реки с
помощью песка.
1.
Рассматривание
картин.
1.
Чтение
стихотворения
Кушнера «Что я
узнал!»
2.
Беседа.
3.
Самостоятельная
деятельность детей.
4.
Упражнение
«Пошли пальчики
гулять»
5.
Итог.
Песок,
картон,
клей,
каранда
ши
А.В.
Никитина
стр.87
Декабрь
Зимние
узоры
(граттаж)
Познакомить с
нетрадиционной
изобразительной
техникой черно-белого
граттажа. Упражнять в
использовании таких
средств выразительности,
как линия, штрих.
1.
Разыгрывание
ситуации
2.
Рассматривание
образцов.
3.
Самостоятельная
деятельность детей
4.
Пальчиковая
гимнастика
5.
Итог.
бумага,
каранда
ши,
краски
Р.Т.
Казакова
стр 65
Полярное
сияние
Рисование
пастелью .
Совершенствовать
технику рисования
пастелью, продолжать
осваивать способы
тушевки и штриховки.
Вызвать интерес к
изображению северного
сияния в виде каскадов.
1.
Беседа.
2.
Рассматривание
картин.
3.
Физминутка.
4.
Самостоятельна
я деятельность
детей.
5.
Итог.
бумага,
каранда
ши,
фломас
теры.,
ножниц
ы, клей
И. Н.
Лыкова стр
92
Пестрые
п
о
п
у
г
а
и
Комментирова
нное
рисование
В ы з в а т ь
и н т е р е с
к
созданию
коллективного
п а н н о
и з
с и л у э т о в
разноцветных
попугаев.
П о к а з а т ь
т е х н и к у
рисования
во сковыми
мелками
1.
Чтение рассказа.
2.
Комменированное
рисование.
3.
Придумывание
окончания рассказа.
4.
итог
Рулон
бумаги,
восковы
е мелки
каранда
ши.
Н.В.
Микляева
стр 61
Зимний лес
(рисование
ладошкой
Закрепить умение
рисовать деревья.
Развивать чувство
композиции.
1.
Беседа.
2.
Рассматривание
картинок.
3.
Самостоятельная
деятельность детей.
4.
Подвижная игра.
5.
Итог.
Каранда
ши,
гуашь,
кисти,
бумага
А.В.
Никитина
стр 49
Дворец Деда
Мороза
граттаж
Закреплять навыки
нетрадиционной
изобразительной техники
граттаж. Упражнять в
использовании таких
средств выразительности,
как линия, штрих.
1.
Беседа
2.
Чтение
стихотворения
Рассматривание.
3.
Самостоятельна
я деятельность
детей.
4.
Подвижная игра
5.
Итог.
бумага,
каранда
ши,
фломас
теры.,
ножниц
ы, клей
Р.Г.
Казакова
стр 87
Домик для
Снегурочки
свеча
Закрепить умение
работать свечой.
Развивать творческое
воображение через
создание сказочного
домика. Уметь передавать
личное отношение к
объекту изображения.
1.
Игровой момент.
2.
Худ слово.
3.
Самостоятельная
деятельность детей.
4.
Итог
Свеча,
гуашь,
бумага.
Т.Н.
Ветрова стр.
59
Новогодняя
маска
монотопия
Учить видеть половину
изображения. Наносить
его на половину согнутого
листа близко к сгибу,
чтобы при складывании
получилось целое
изображение
1.
Загадывание
загадок.
2.
Беседа.
3.
Самостоятельна
я деятельность
детей.
4.
Подвижная игра
5.
Итог.
Бумага,
краски,
кисти
Т.Н.
Ветрова стр.
45
Январь
Перчатки для
к
о
т
я
т
о
к
Рисование
ладошками
В ы з в а т ь
и н т е р е с
к
и з о б р а ж е н и ю
и
оформлению перчаток по
с в о и м
л а д о ш к а м .
Формировать
т оч н ы е
графические умения.
1. Чтение
стихотворения
2. Беседа.
3. Загадывание
загадки.
4. Физкультминутк
а.
5. Самостоятельная
деятельность
детей.
6.
Итог.
Бумага,
фломас
теры,
каранда
ши.
И. Н.
Лыкова стр
62
Море
волнуется
Волшебные
веревочки
Учить рисовать нитками,
предваритель
но
намотанными
на бутылку и
смазанными
синей
краской
тампоном
из
поролона,
способом
кат ания
п о
бутылки
листа бумаги.
1.
Худ. слово.
2.
Беседа.
Самостоятельная
деятельность детей.
3.
Подвижная игра.
4.
Итог.
Нитки,
бумага,
гуашь.
Т.Н.
Ветрова стр.
56
Рождественск
ая ночь
граттаж
Учить осваивать технику
граттажа.
Развивать
глазомер
и
координацию
движений.
Развивать
творческое
воображение
при
использовани
и
нетрадицион
ного
материалов
1.
Худ слово.
2.
Рассматривание
картинок,
самостоятельная
деятельность детей.
3.
Итог.
Острая
палочка
. Свечи,
тушь,
картон
Т.Н.
Ветрова стр.
45
Я – рыжий
Комментирова
нное
рисование
О с в а и в а т ь
п р и е м
словесного
рисования
и
формировать
художественн
о
–
конструктивн
ые
ум е н и я ,
совершенство
вать
умения
составлять
юмористичес
киерассказы.
1.
Беседа.
2.
Чтение рассказа.
3.
Физкультминутка.
4.
Комментированное
рисование.
5.
Драматизация
и
составление
рассказа.
6.
Итог.
Бумага,
каранда
ши,
краски
Н.В.
Микляева
стр 110
Волшебные
кляксы
кляксография
Развивать глазомер, путем
покачивания листа с
кляксой так, чтобы клякса
развивалась в разные
стороны
1.
Худ слово.
2.
Игровой момент.
3.
Показ приема
рисовании.
4.
Самостоятельная
деятельность детей.
5.
Итог.
Каранда
ши,
тушь,
кисти,
иллюст
рации
Т.Н.
Ветрова стр.
51
Февраль
Я рисую море
Волшебные
веревочки
В ы з в а т ь
и н т е р е с
к
созданию
образа
моря
различными
нетрадиционными
т е х н и к а м и .
С о з д а т ь
у с л о в и я
д л я
экспериментирования.
Развивать воображение.
1. Загадывание
загадок
2.Вступительная
беседа.
3.Самостоятельная
работа детей.
4.Итог.
Бумага,
гуашь,
зубная
щетка
И. Н.
Лыкова стр
100
Корабли
пустыни
трафарет
Учить
детей
отражать
в
рисунке
представления
о
пустыне и ее обитателях.
Продолжать
о сво ение
техники
изготовления
шаблона и трафарета.
1.
Чтение
стихотворения
2.
Показ картинку.
рассматривание.
3.
Самостоятельна
я деятельность
детей
4.
Игра
5.
Итог.
Бумага,
гуашь,
трафаре
ты,
фломас
теры.
И .
Н .
Лыкова
стр
78
Город на реке
монотопия
Закрепить приемы
печатания целого
изображения на вторую
часть листа,
предварительно
смоченную кусочками
поролона. Развивать
творческое воображение
через печатание новым
способом.
1.
Игровая мотивация.
2.
Худ слово.
3.
Самостоятельная
деятельность детей.
4.
Итог.
Краски.
Бумага.
Пороло
н.
Т.Н.
Ветрова стр.
54
Дворец
Пипина
Комментирова
нное
рисование
Осваивать прием
словесного рисования и
нетрадиционной техники
рисования на слюде,
формировать
художественно –
конструктивные умения,
совершенствовать умения
составлять
юмористические
рассказы.
1. чтение
стихотворения.
2.Комментированное
рисование.
3. физкультминутка.
4. сочинение смешного
рассказа.
5. итог.
Гуашь,
каранда
ши,
бумага,
кисти.
Н. В.
Микляева
стр 101
Мозаика
Рисование по
мятой бумаге
Учить рисовать, дуя через
трубочку. Развивать
творческую фантазию.
1.
Игровая мотивация.
2.
Худ слово.
3.
Самостоятельная
деятельность детей.
4.
итог
Краски,
трубочк
и.
Т.Н.
Ветрова
стр.41
Невиданные
звери
Комментирова
нное
рисование
Знакомить со способом
мыслительных действий в
ходе создания
произведения, средствами
выразительности,
особенностями цветового
решения.
1.
Беседа.
2.
Физкультминутка.
3.
Беседа.
4.
Рисование по
заданной теме.
5.
Итог.
Краски,
бумага,
кисти
Н. В.
Микляева
стр 87
Март
Портрет
мамы
Продолжать знакомить
детей с жанром портрета.
Закреплять умение
изображать лицо
человека, пользуясь
различными приемами
рисования сангиной,
графически
выразительными
средствами. Развивать
чувство композиции.
1.
Чтение
стихотворения
Цветы для мамы.
2.
Беседа.
3.
Физкультминутка.
4.
Самостоятельная
деятельность
детей.
5.
Игра «Цветы»
6.
Итог.
Каранда
ши,
бумага,
пастель
А.В.
Никитина
Стр 63
Март
Мои
любимые
рыбки
(восковые
мелки,
акварель)
Познакомить с техникой
сочетания восковых
мелков и акварели. Учить
тонировать лист
акварелью разного цвета.
Развивать цветоведение.
1.
Рассматривание
иллюстраций.
2.
Чтение
стихотворения «Где
спит рыбка»
3.
Самостоятельная
деятельность детей.
4.
Пальчиковая
гимнастика.
5.
Итог.
Восковы
е мелки,
бумага,
краски.
Р.Т.
Казакова
стр. 100
Птицы
волшебного
сада
Продолжать закреплять
знания детей о
дымковской росписи.
Развивать цветовое
восприятие, чувство
ритма.
1.
Чтение
стихотворения
2.
Показ картинку.
рассматривание.
3.
Самостоятельна
я деятельность
детей
4.
Игра
5.
Итог.
Краски,
бумага,
дым
игрушки.
Р.Т. Казакова
стр.53
Натюрморт
Закреплять умение
составлять натюрморт,
анализировать его
составляющие и их
расположение. Упражнять
в рисовании ватными
палочками. Развивать
чувство композиции.
1.
Худ. слово.
2.
Беседа.
3.
Показ приемов
рисования.
4.
Самостоятельна
я деятельность
детей.
5.
Итог.
Каранда
ши,
бумага,
восковые
мелки
.Р. Т
Казакова
стр.82
Краб
Рисунок
ладошкой
Учить создавать образ
краба, способом
печатания только
ладонью, дополняя
рисунок клешнями
способом печатания
боковой стороной ладони,
слегка согнув пальцы.
1.
Худ слово.
2.
Беседа.
3.
Самостоятельная
деятельность
детей.
4.
Итог
Гуашь,
бумага.
Т.Н.
Ветрова стр
55
Сравнение
картин
Комментирова
нное
рисование
Упражнять в умении
сравнивать способы
художественной
выразительности, научить
обобщать и
противопоставлять ,
рассуждать.
1.
Беседа по
картине\ам.
2.
Физкультминутка.
3.
Игра «Я –
художник»
4.
Рисование.
5.
И тог.
Репродук
ции
картин,
бумага,
краски,
кисти.
Н.В
Микляева
стр 107
дали
(набрызг,
печать
поролоном по
трафарету)
Учить создавать образ
звездного неба, используя
смешение красок, набрызг
и печать по трафарету.
Развивать
цветовосприятие.
Упражнять в рисовании с
помощью данных техник.
1.
Чтение
стихотворения
2.
Показ картинку.
рассматривание.
3.
Самостоятельна
я деятельность
детей
4.
Итог.
Поролон,
краски,
бумага,
трафарет
ы
И. Н.
Лыкова стр
132
Загадочные
ж
и
в
о
т
н
ы
е
Учить детей соблюдать
симметрию, рисовать на
одной половине листа.
Совершенствовать уменич
детей в технике –
монотопия предметная.
Развивать
пространственное
мышление.
1.
Чтение
стихотворения
2.
Беседа.
3.
Подвижная игра
4.
Самостоятельна
я деятельность
детей.
5.Итог.
Бумага,
гуашь,
кисти,
И. Н.
Лыкова стр
84
Павлин.
Рисунок
ладошкой
Учить свободно
распологать пальцы рук
на листе бумаги, обводить
их, знакомить с
художественными
техниками, развивать
чувство композиции и
цвета
1.
Беседа.
2.
Чтение
стихотворения.
3.
Самостоятельная
деятельность
детей.
4.
Пальчиковая игра.
5.
Итог.
Бумага,
гуашь,
кисти,
карандаш
и.
А.В.
Никитина
Стр51
Вишня в
цвету
(тычкование)
Закреплять умение
продумывать
расположение рисунка на
листе. Совершенствовать
умение использовать
способ рисования тычком
для повышения
выразительности рисунка.
1.
Чтение
стихотворения.
2.
Беседа.
3.
Физкультминутка.
4.
Самостоятельная
деятельность
детей.
5.
Игра «Цветы»
6.
Итог.
Краски,
бумага,
карандаш
и
Р.Т.
Казакова
стр. 35
Волшебные
цветы
Волшебные
веревочки
Учить рисовать ниткой
Использовать нитки
разные по толщине.
Развивать творческое
воображение через
создание образа пятна.
1.
Худ слово.
2.
Беседа.
3.
Самостоятельная
деятельность
детей.
4.
Итог.
Нитки,
краска,
бумага
Т.Н.
Ветрова стр
56
Маленький
принц
Комментирова
нное
рисование
Развивать анализирующее
восприятие, образное и
пространственное
мышление. Упражнять в
рисовании фигуры
конструктивным
способом.
1.
Беседа.
2.
Рисование куба в
перспективе.
3.
Физкультминутка
«Барашек».
4.
Комментированно
е рисование.
5.
итог
Бумага,
гуашь,
кисти
Н.В
Микляева
стр 104
Роспись на
ткане
Учить готовить ткань для
работы, наносить рисунок
по трафарету
1.
Чтение
стихотворения
2.
Показ картинку.
рассматривание.
3.
Самостоятельна
я деятельность
детей
4.
Игра
5.
Итог.
Пяльцы,
ткань,
краски,
кисти,
клей.
Т.Н.
Ветрова стр
42
Волшебные
точки
Учить детей изображать
контур рисунка простым
карандашом, по его следу
делать точечный рисунок
тампоном. Познакомить с
новым способом
изображения.
1.
Худ. слово.
2.
Беседа.
3.
Показ приемов
рисования.
4.
Самостоятельная
деятельность детей.
5.
Итог.
Тампон
из
поролона,
гуашь,
простой
карандаш
.
Т.Н.
Ветрова стр
58
Май
Лето,
здравствуй!
Совершенствовать умения
и навыки в свободном
экспериментировании с
материалами,
необходимыми для
работы в нетрадиционных
изобразительных
техниках. Закреплять
умение выбирать
самостоятельно технику и
тему.
1.
Чтение
стихотворения
2.
Показ картинку.
рассматривание.
3.
Самостоятельна
я деятельность
детей
4.
Игра
5.
Итог.
Краски,
карандаш
и,
пастель,
восковые
мелки,
бумага
Р.Т.
Казакова
стр. 27
Звездное небо
Воспитывать
эстетическое восприятие
природы ее изображение
нетрадиционными худ
техниками, развивать
цветовосприятие и
зрительно-двигательную
координацию
1.
Отгадывание
загадок.
2.
Беседа.
3.
Самостоятельная
деятельность
детей.
4.
Пальчиковые
игры.
5.
итог
Бумага,
гаушь,
кисти,
свеча.
А.В.
Никитина
Стр.
В е с н а
-
красна
Знакомить с методом
рисования пейзажа, учить
правильно распологать
предметы на листе
бумаги.
1.
Загадывание
загадки.
2.
Показ картин.
3.
Самостоятельная
деятельность
детей.
4.
Подвижная игра
«Веснянка».
5.
Итог.
Бумага,
гаушь,
кисти,
клей,
песок
А.В.
Никитина
Стр 69
Путешествие
в Африку
Научить
переносить
у м е н и я
и
н а в ы к и
комментированного
рисования
на
с е б я .
Упражнять
в
создании
ф и г у р
и з
геометрических
форм,
и с п о л ь з у ю
п р и е м ы
дополнения
и
изъятия
лишнего.
1.
Сюрпризный
момент.
2.
Загадывание
загадок.
3.
Беседа.
4.
физкультминутка
5.
Комментированно
е рисование.
6.
Итог.
Геометри
ческие
формы,
иллюстра
ции,
восковые
мелки,
карандаш
и, схемы,
бумага
На рыбалке
Комментирова
нное
рисование
Формировать
представление об
особенностях рисования
водной и воздушной
перспектив, упражнять в
создании изображения по
замыслу. Развивать
связную речь
1.
Беседа.
2.
Рисование
воздушной
перспективы.
3.
Рисование водной
перспективы.
Физкультминутки
.
4.
Изображение
лодки с рыбаком.
5.
Итог.
Гуашь,
бумага,
кисти
Н.В
Микляева
стр 79
У водоема
Комментирова
нное
рисование
Упражнять в технике по –
сырому, развивать
восприятие, мышление и
наблюдательность.
Формировать
положительное
отношение к природным
объектам..
1.
Экологическая
беседа.
2.
Комментированое
рисование.
3.
Физкультминутка
«Ныряльщики»
4.
Беседа.
5.
Итог.
Иллюстр
ации,
краски,
кисти,
бумага.
Н.В
Микляева
стр 76
Как мы
играли
Комментирова
нное
рисование
Развивать
пространственное
мышление. Формировать
умение рисовать фигуру
человека в движении,
используя прием
проволочного человечка.
1.
Беседа.
2.
Комментированно
е рисование.
3.
Физкультминутка
4.
Составление
рассказа по
коллективному
рисунку.
5.
Итог
Ватман,
проволок
а,
фломасте
ры,
мелки.
Н.В
Микляева
стр 81
Итоговая
выставка
рисунков
Рассмотреть
с
детьми
рисунки.
Рисование
по
замыслу.
4.
Беседа.
5.
Физкультминутка
6.
Итог
Детские
рисунки
Рабочая программа ориентирована на использование учебно-
методического комплекса:
Литература:
1. Галанов А.С., Корнилова С.Н., Куликова С.Л.. Занятия с дошкольниками по изобразительному
искусству. – М: ТЦ «Сфера», 2000. – 80с.
2. Колль М.-Э. Дошкольное творчество, пер. с англ. Бакушева Е.А. – Мн: ООО «Попурри», 2005.
– 256с.
3. Белкина В.Н., Васильева Н.Н., Елкина Н.В. Дошкольник: обучение и развитие. Воспитателям и
родителям. – Ярославль: «Академия развития», «Академия К˚», 1998.– 256с.
4. Фатеева А.А. Рисуем без кисточки. – Ярославль: Академия развития, 2006. – 96с.
5. Колль, Мери Энн Ф. Рисование красками. – М: АСТ: Астрель, 2005. – 63с.
6. Колль, Мери Энн Ф. Рисование. – М: ООО Издательство «АСТ»: Издательство «Астрель»,
2005. – 63с.
7. Фиона Уотт. Я умею рисовать. – М: ООО Издательство «РОСМЭН – ПРЕСС», 2003.– 96с.
8. Коллективное творчество дошкольников: конспекты занятий./Под ред. Грибовской А.А.– М: ТЦ
«Сфера», 2005. – 192с.
9. Соломенникова О.А. Радость творчества. Развитие художественного творчества детей 5-7 лет. –
Москва, 2001.
10.
Доронова
Т.Н.
Изобразительная
деятельность
и
эстетическое
развитие
дошкольников:
методическое пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений. – М.
Просвещение, 2006. – 192с.
11. Дубровская Н.В. Приглашение к творчеству. – С.-Пб.: «Детство Пресс», 2004. – 128с.
12. Казанова Р.Г., Сайганова Т.И., Седова Е.М. Рисование с детьми дошкольного возраста:
Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. – М: ТЦ «Сфера», 2004 – 128с.
13. Алексеевская Н.А. Карандашик озорной. – М: «Лист», 1998. – 144с.
14. Колль М.-Э., Поттер Дж. Наука через скусство. – Мн: ООО «Попурри», 2005. – 144с.
15. Утробина К.К., Утробин Г.Ф. Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7 лет:
Рисуем и познаем окружающий мир. – М: Издательство «ГНОМ и Д», 2001. – 64с.
16. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. – М: «Карапуз – Дидактика»,
2006. – 108с.
17. Штейнле Н.Ф. Изобразительная деятельность. – Волгоград: ИТД «Корифей». 2006. – 128с.
18. Колдина Д.Н. «Лепка и рисование с детьми 2-3 лет», М, издательство «Мозаика-Синтез»,
2007г.
19. Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. – СПб.: КАРО, 2007. -
96с.
20. Ветрова Т.Н. ТРИЗ в изодеятельности. – Наб. Челны. 2007. – 80с.
21. Микляева Н.В. Комментированное рисование в детском саду. – М.: ТЦ Сфера, 2010. – 128с.
22.Комарова Т.С. «Изобразительная деятельность в детском саду», М, издательство «Мозаика-
Синтез», 2006г.
23.«Методические рекомендации к программе воспитания и обучения в детском саду», под
редакцией М.А.Васильевой.
24.Страунинг А. «Триз в развитии изобразительной деятельности».