Пути использования сказкотерапии для формирования здорового образа жизни у дошкольника
Автор: Удалова Марина Устиновна Должность: воспитатель Учебное заведение: МАДОУ детский сад №5 "Светлячок" Населённый пункт: г.Валдай Новгородская обл. Наименование материала: статья Тема: Пути использования сказкотерапии для формирования здорового образа жизни у дошкольника Раздел: дошкольное образование
Пути использования сказкотерапии для формирования здорового образа
жизни у дошкольника
Основной целью современного общества является формирование привычки
здорового
образа
жизни,
создание
всех
необходимых
и
благоприятных
условий
начиная
с
дошкольного
возраста
для
будущего
формирования
здоровой и физически крепкой личности.
Для достижения этой цели необходимо формировать у дошкольников
знания о том, как сохранить и укрепить свое здоровье, навыки здорового
образа
жизни,
умения
осуществлять
физкультурно-оздоровительную
и
двигательную деятельность. При этом целенаправленно следует вести работу
с детьми по воспитанию ценностных ориентаций на духовное и физическое
развитие личности, здоровый образ жизни, формирование потребности и
желаний
к
улучшению
деятельности
своего
здоровья,
поскольку
самое
ценное у человека - это жизнь, самое ценное в жизни - это здоровье.
Сказка – источник познания
Для достижения познавательных целей в области здорового образа жизни,
мы разработали программу кружка « Неболейка».
Цель кружка: формирование привычки здорового образа жизни.
Задачи:
-Дать
детям
элементарные
сведения
о
своем
организме.
Убедить
в
необходимости заботиться и беречь свои органы (глаза, уши, руки, ноги и
т.п.).
-Формировать
у
детей
навыки
личной
гигиены
(ухаживать
за
ногтями,
волосами, зубами, кожей). Учить видеть красоту в чистоте и опрятности.
Познакомить детей с вредными привычками (курение, алкоголь), убедить в
том, что такие привычки наносят непоправимый вред здоровью.
-Объяснить
детям,
как
важно
следить
за
своим
состоянием
здоровья.
Добиваться, чтобы дети в случае необходимости обращались за помощью к
взрослым.
-Расширять
представления
детей
о
профессии
врача,
осознанию
воспринимать врачебные предписания и строго их выполнять
-Познакомить детей в доступной форме с лечебными средствами. Дать им
сведения
о
нетрадиционных
методах
лечения.
Довести
до
сознания
необходимость профилактики заболеваний и лечения.
-В доступной форме рассказать детям о пользе закаливания. Подчеркнуть
важность его для здоровья.
-Рассказать
детям
о
важности
соблюдения
режима
дня,
необходимости
рационального питания. Объяснить последствия несоблюдения режима дня
и режима питания.
-Способствовать осознанному выполнению правил безопасного поведения.
Дать
сведения
об
опасных
вещах
(колющих
и
режущих
предметах,
электроприборах
и
кранах,
лекарственных
веществах
и
химикатах).
Объяснить
причины
пожара
и
обратить
внимание
на
его
последствия.
Довести
до
сведения
детей
правила
поведения
при
угрозе
пожара.
Рассказать
об
опасностях
при
неправильном
поведении
в
доме
(лифт,
лестница, балкон). Убедить в необходимости быть осторожным.
-Познакомить детей с самыми распространенными опасными растениями,
которые нельзя трогать руками, нюхать, пробовать на вкус. Приучать детей
быть
осторожными
с
незнакомыми
растениями
и
сообщать
взрослым
о
нарушениях этого правила другими детьми.
-Обратить
внимание
детей
на
то,
как
много
вокруг
разных
насекомых.
Убедить их в необходимости соблюдать осторожность в общении с ними.
Научить оказывать помощь себе и другим при укусе пчелы или осы. Учить
детей
правильно
обращаться
с
животными.
-Дать
им
сведения
об
агрессивности некоторых животных и мерах предосторожности в общении с
ними.
-Приучать детей соблюдать элементарные правила общения с водой (лед,
кипяток).
Объяснить,
к
каким
неприятным
последствиям
приводит
неправильное поведение на воде (летом, зимой).
Для обучения на кружке мы используем дидактические сказки. Сюжет этих
сказок
определён
достаточно
узкой
тематикой,
ограничен
количеством
персонажей, но насыщен игровыми моментами со специальными заданиями
для ребёнка. Лучше всего в эти сказки играть, используя соответствующую
атрибутику или в песочнице.
Сказкотерапевтический эффект на занятии достигается сочетанием трех
составляющих
образа
сказки,
сказочной
атмосферы:
музыкальный
образ
сказки,
образ
сказочного
пространства
(светотехнические
эффекты),
собственно
рассказывание
сказки
и
демонстрация
персонажей
сказки
в
настольном театре.
Для
познавательных
и
развивающих
целей
мы
используем
народные
художественные сказки с ярким сюжетом и большим количеством событий,
формирующие у ребёнка представление о мире, о моделях поведения, о
взаимодействии человека с другими людьми и окружающим миром.
Занятия кружка проводим один раз в неделю с обязательным закреплением
содержания в повседневной жизни. Курс занятий рассчитан на старшую и
подготовительную
группы.
При
комплектации
групп
учитываются
индивидуальные особенности детей, проблемы их воспитания и развития.
Благодаря
занятиям
этого
кружка
у
детей
сформировался
интерес
к
здоровому
образу
жизни,
дети
получили
устойчивые
знания,
умения
и
навыки.