Народные игры, как средство приобщения детей дошкольного возраста к национальной культуре
Автор: Акберова Гульшат Гадиевна Должность: воспитатель по обучению татарскому языку Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад №70 комбинированного вида" Ново-Савиновского района г.Казани Населённый пункт: Казань Наименование материала: статья Тема: Народные игры, как средство приобщения детей дошкольного возраста к национальной культуре Раздел: дошкольное образование
Народные игры, как средство приобщения детей дошкольного
возраста к национальной культуре
В процессе приобщения к татарской национальной культуре
формируется у детей естественный, корневой и глубинный
патриотизм, гражданское сознание и чувство Родины.
Формирование духовной культуры ребенка, как фактора
личностного развития, равнозначно закладыванию сильной иммунной
системы, которая поможет противостоять влиянию культуры.
Любовь к родному краю начинается с самого раннего
детства.
Надолго она сохраняется в душе человека, если его
правильно воспитали. У ребенка с самого раннего детства
развиваются чувства, черты характера, которые связывают его
непосредственно со своим народом, своей страной. Корни этих
влияний - в языке, национальных песнях, танцах, народных играх.
Татарские народные игры привлекают внимание не только как
жанр устного народного творчества, но и как неисчерпаемый
источник, резервуар бодрости, радостного познания самого себя и
окружающего мира. В разнообразных народных играх заложены
возможности для воспитания в детях активности, сноровки,
инициативы, творческой выдумки.
Игра
для
детей
-
источник
получения
разнообразной
информации, знаний и в то же самое время игра - важный источник
воспитания детей. Через игру ребенок познает и принимает
общественную жизнь. Ребенок в игре учится строить отношения со
своими сверстниками; учится быть вежливым в отношении к
взрослым; получает важные навыки, которые ему пригодятся в будущей
взрослой жизни.
Игра - источник умственной деятельности. Через них у детей
развиваются память, внимание, творческое воображение .
При помощи народных игр у детей развивается связная речь,
обогащается словарный запас, разрабатывается правильная постановка
звуков.
В игре удовлетворяется детская жажда физического действия,
душевного общения и представляется богатая пища для работы
ума, сердца и воображения, воспитывается умение преодолевать
неудачи, переживать неуспех, постоять за себя и за других.
Народные игры - забавы, словесные игры используются в
процессе освоения режимных моментов, а также как подготовку к
занятиям, непосредственно на занятиях как физкультминутки.
Чтобы собрать внимание детей часто использую словесную
игру «Тук, тук, тукран» …, это игра развивает у детей и чувство
ритма . А игры - забавы « Бу бармак» … , « Кэжэ, кэжэ , кэжэ-кэй» …
включаю в занятие как физкультминутки . Они помогают детям
отдохнуть , отвлекают от всего того, что их омрачает. Так, игры -
забавы с пальчиками не только поднимают эмоциональный настрой
детей, но и вносят разнообразие в привычную обстановку, развивают
мелкую моторику кисти рук . «Ум ребенка находится на кончиках
пальцев» - никогда не забываю об этом известном афоризме и
всегда
стараюсь
тренировать
кисти
и
пальцы ребенка
.
Особенностью
пальчиковых
игр
является
их
одновременное
обращение ко всем сторонам личности детей. В любой пальчиковой
игре помимо тренировки кистей рук происходит социализация
ребенка: он общается со взрослыми и со сверстниками ,
развиваются речевые центры , ибо игра обязательно сопровождается
проговариванием или даже пропеванием рифмового текста. Включаются
эстетические переживания, активизируются анализаторы коры головного
мозга - слуховые, зрительные.
Таким образом, пальчиковые игры, образно говоря,
приводят центральную нервную систему в активное творческое
состояние, что обеспечивает ребенку оптимальные условия развития.
В народных играх много юмора, соревновательного задора,
движения точны и образны, часто сопровождаются неожиданными
веселыми моментами, любимыми детьми считалками, зачинами,
жеребьевками, потешками.
Зачины дают возможность быстро организовать игроков,
настроить их на выбор водящего, на безоговорочное и точное
выполнение правил.
А чтобы выбрать водящего дети используют заранее
заученные
считалки.
Ритмичность,
напевность
или
скандирование
считалки организуют детей, создают положительный эмоциональный
настрой. Например: « Эке - пэке, кыек сэке»…
Наши предки всегда знали, что мастерство приходит не
сразу, и поэтому большое внимание уделяли обучению через игру.
Подтверждение этому находили в играх, в которых используют
движения , имитирующие трудовые операции . Так , в игре «Курсэт,
эле Габдулла»… дети не только выполняют танцевальные движения, но и
показывают движениями рук и туловища, как совершаются трудовые
действия.
Народная песня, прежде всего хороводная, не только
пропевается, но и обыгрывается. Хороводные игры - песни пластичны,
выразительны, подчинены ритму текста и сопровождающей его мелодии.
Это побуждает воображение, развивает музыкальные способности детей и
художественный вкус.
Дети с удовольствием инсценируют простое содержание
сюжета в хороводах « Ак калач», « Куянкай»…
Народные игры помогают усваивать знания, полученные на
занятиях. Например, закрепляю представления о цвете в играх
«Тасма сатам» , « Буяу сатыш», « Светофор». Эти игры
рекомендуются в старших группах.
Знания о птицах, о животных закрепляются в таких играх,
как «Аю - буре», « Тавыклар белэн этэч», «Чыпчыклар белэн
песи», «Казлар», «Куяннар», «Кэжэ», «Песи белэн тычканнар», «Соры
буре», «Аксак толке».
Народные игры и сегодня являются школой жизненного
опыта, школой усвоения обычаев и традиций национальной культуры.
Они не должны быть забыты. Но они дадут положительные
результаты тогда, когда исполнят свое главное назначение - доставят
детям удовольствие и радость.
Литература:
1. « Региональная программа дошкольного образования». Шаехова
Р. К., Казань, 2012 г.
2. « Игры в детском саду». Методическое пособие . Закирова К .
В . , Муртазина Л. Р. , Казань, 2012 г.
3. « Подвижные игры в детском саду» . Методическое пособие.
Закирова К. В., Муртазина Л. Р., Казань , 2013 г.
4. «Игры в детском саду». Методическое пособие . Закирова К .
В., Казань, 2010 г .
5. « Развивающие игры». Методическое пособие. Зарипова З. М.,
Казань, 2013 г.