Напоминание

Позитивная мотивация учения через создание ситуации успеха на уроке


Автор: Наталия Николаевна Кураш
Должность: мастер производственного обучения
Учебное заведение: ГБПОУ РХ "У(Т)ОР"
Населённый пункт: город Абакан
Наименование материала: доклад
Тема: Позитивная мотивация учения через создание ситуации успеха на уроке
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Министерство физической культуры и спорта Республики Хакасия

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Республики Хакасия

«Училище (техникум) олимпийского резерва»

ДОКЛАД

Тема: «Позитивная мотивация учения через создание ситуации успеха на

уроке»

Выполнила:

Мастер производственного

обучения

_Кураш Наталия

Николаевна

г.Абакан, 2024г.

«Если нет охоты учиться – учение мучительно и бессмысленно»

Каждому учителю известна такая ситуация: ребенок может учиться, но ленив,

безынициативен, ко всему относится спустя рукава. О таком говорят: немотивирован…

Формирование мотивации учения - это решение вопросов развития и воспитания

личности. Мотивационная сфера более динамична, чем познавательная,

интеллектуальная. Изменения в мотивации происходят быстро. Но подвижность,

динамичность мотивов таит в себе опасность, так как если не управлять мотивацией,

может произойти снижение ее уровня, мотивы могут потерять действенность, как это и

случается нередко там, где нет целенаправленного управления этой стороной учения.

Если процесс формирования учебных мотивов развивается спонтанно, а не произвольно,

уровень учебных мотивов снижается. Подтверждают это и результаты

психодиагностики. Поэтому проблема учебной мотивации считается одной из

центральных в педагогике и педагогической психологии. Актуальна для всех

участников учебно - воспитательного процесса: обучающихся, родителей и учителей.

Создание оптимальной образовательной среды, мотивирующей обучающегося на

учебную деятельность и активизирующей труд учителя. Повышение учебной мотивации

(учить так чтобы им захотелось учиться) Для этого учителя должны знать и владеть

различными формами и методами обучения.

Педагогическая компетентность в области мотивирования обучающихся на

осуществление учебной деятельности отражает качество реализации педагогом задач по

формированию мотивации обучающихся на образовательную деятельность. Любая

деятельность окажется мало эффективной или вообще неэффективной, если у человека

не будет заинтересованности в ее реализации.

Мотивация создает готовность к восприятию, она концентрирует внимание на

изученном вопросе, возбуждает мыслительную активность. Мотивационную среду в

практике работы преподаватель может создать, если:

- стремится к объективной оценке результатов учебного труда каждого

обучающегося;

- использует разнообразные безоценочные формы поощрения, степень которых

зависит от уровня реальных достижений обучающихся;

- определяет сложность учебного задания в соответствии с уровнем реальных

учебных возможностей обучающихся и работает с обучающимися в зоне его

ближайшего развития;

- планирует достижение результатов при нормальном напряжении сил

обучающихся;

- ориентирует обучающихся на достижение позитивных результатов, используя

положительные эмоции;

- поясняет позитивные и негативные результаты деятельности обучающихся

- создает для каждого обучающегося ситуацию успеха, закрепления в памяти

своего успешного опыта;

- оказывает личностное воздействие на ученика, вызывая положительные эмоции

обучающихся своим профессиональным оптимизмом, эрудицией.

В своей работе с обучающимися я использую активные методы обучения.

Например, называю тему урока и совместно с обучающимися определяем цель,

составляем таблицу «Знаю», «Хочу узнать», Узнал», задаю вопрос, что вы знаете, по

заданной теме? Все предлагаемые ответы записываем в столбец «Знаю» для общего

внимания без корректировки и без оценивания. Нельзя не только произносить:

«правильно – неправильно – спорно - интересно», но и выражать эти мысли на лице.

Нужно просто записывать поступающие варианты. Во второй столбец «Хочу узнать»

записываем то, что хотели обучающиеся узнать по заданной теме, и уже в процессе

изучения темы вносим корректировки в первый столбец, и проверяется, найдены ли

ответы на поставленные во втором столбце вопросы. Если на некоторые вопросы ответы

не были найдены, их авторам предлагается найти ответ по дополнительным источникам

информации и в качестве самостоятельной работы подготовить сообщение. Данный

прием используется для актуализации имеющихся знаний и повышения мотивации к

изучению нового.

Для более глубокого изучения материала применяю следующий метод: с первого

курса с обучающимися учимся составлять вопросы по изучаемой теме вопросы

распределены на две группы «Простые» и «Сложные». Данная работа способствует

развитию мышления и внимания обучающихся, заставляет вдумываться в текст и лучше

усваивать его содержание, помогает в поиске ответов, что является предпосылкой к

формированию умения вести диалог. На первой стадии урока при повторении и

систематизации основных теоретических положений предыдущего урока, обучающиеся

сами, задают составленные вопросы и выбирают, кто будет отвечать на заданный вопрос

и оценивает качество ответа. Научив обучающихся правильной методике составления

вопросов, далее перехожу к более активному методу т.е делю группу на три малые

группы и устраиваем соревнования по составленным вопросам и качеству ответов,

оцениваем по бальной шкале. Естественно в группе необходимо создать атмосферу,

вызывающую у обучающихся желание задавать вопросы. Составленные вопросы

обучающимися представляют большую ценность для учителя, так как это собственный

продукт обучающегося. Данная работа способствует развитию мышления и внимания

обучающихся, заставляет вдумываться в текст и лучше усваивать его содержание,

помогает в поиске ответов, что является предпосылкой к формированию умения вести

диалог.

Совместная работа — наиболее полезна для развития социальных мотивов. В ней

обучающиеся учатся взаимодействовать, быть терпимыми к другим. Чтобы в

совместной деятельности не было “зайцев”, то есть обучающихся, которые

бездельничают, но получают преимущества за счёт работы группы, можно распределить

ответственность между ними. Соревнования в повышении мотивации весьма

эффективны. Но помните: они часто порождают зависть, чувство униженности,

высокомерие и превосходство. Поэтому соревнование надо использовать чрезвычайно

осторожно и только между обучающимися с равными возможностями. Общий счёт

складывается из баллов всех участников. В процессе повышения мотивации учитывайте

общественное мнение группы, существующие групповые нормы.

Мотивация - волшебное слово для работы с обучающимися. Основу мотивации

составляет потребность в чем-либо. Мотивация – это процесс побуждения себя и других

к деятельности для достижения личных целей. Управлять развитием учеников в

процессе обучения- это значит приводить их к постановке и достижению личных целей,

связанных с овладением содержания образования. Мы перечислили сегодня общие

правила обучения, способствующие росту внутренней мотивации. Назову еще

некоторые приемы, которые хорошо зарекомендовали себя на практике.

Создание проблемной ситуации.

Привлечение обучающихся к оценочной деятельности.

Необычная форма обучения. Урок-семинар, урок-конференция, урок-путешествие,

урок-аукцион, ролевая игра, дискуссия, защита проектов, разнообразные коллективные

способы обучения.

Привлекательная цель.

Рассмотрение привычных, обычных, знакомых предметов и явлений под

необычным углом зрения.

Лови ошибку.

Нарисуй, как понял.

Составь кластер.

Постоянный анализ жизненных ситуаций, обращение к личному опыту

обучающегося.



В раздел образования