Автор: Наталия Николаевна Кураш
Должность: мастер производственного обучения
Учебное заведение: ГБПОУ РХ "У(Т)ОР"
Населённый пункт: город Абакан
Наименование материала: доклад
Тема: Позитивная мотивация учения через создание ситуации успеха на уроке
Раздел: среднее профессиональное
Министерство физической культуры и спорта Республики Хакасия
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Республики Хакасия
«Училище (техникум) олимпийского резерва»
ДОКЛАД
Тема: «Позитивная мотивация учения через создание ситуации успеха на
уроке»
Выполнила:
Мастер производственного
обучения
_Кураш Наталия
Николаевна
г.Абакан, 2024г.
«Если нет охоты учиться – учение мучительно и бессмысленно»
Каждому учителю известна такая ситуация: ребенок может учиться, но ленив,
безынициативен, ко всему относится спустя рукава. О таком говорят: немотивирован…
Формирование мотивации учения - это решение вопросов развития и воспитания
личности. Мотивационная сфера более динамична, чем познавательная,
интеллектуальная. Изменения в мотивации происходят быстро. Но подвижность,
динамичность мотивов таит в себе опасность, так как если не управлять мотивацией,
может произойти снижение ее уровня, мотивы могут потерять действенность, как это и
случается нередко там, где нет целенаправленного управления этой стороной учения.
Если процесс формирования учебных мотивов развивается спонтанно, а не произвольно,
уровень учебных мотивов снижается. Подтверждают это и результаты
психодиагностики. Поэтому проблема учебной мотивации считается одной из
центральных в педагогике и педагогической психологии. Актуальна для всех
участников учебно - воспитательного процесса: обучающихся, родителей и учителей.
Создание оптимальной образовательной среды, мотивирующей обучающегося на
учебную деятельность и активизирующей труд учителя. Повышение учебной мотивации
(учить так чтобы им захотелось учиться) Для этого учителя должны знать и владеть
различными формами и методами обучения.
Педагогическая компетентность в области мотивирования обучающихся на
осуществление учебной деятельности отражает качество реализации педагогом задач по
формированию мотивации обучающихся на образовательную деятельность. Любая
деятельность окажется мало эффективной или вообще неэффективной, если у человека
не будет заинтересованности в ее реализации.
Мотивация создает готовность к восприятию, она концентрирует внимание на
изученном вопросе, возбуждает мыслительную активность. Мотивационную среду в
практике работы преподаватель может создать, если:
- стремится к объективной оценке результатов учебного труда каждого
обучающегося;
- использует разнообразные безоценочные формы поощрения, степень которых
зависит от уровня реальных достижений обучающихся;
- определяет сложность учебного задания в соответствии с уровнем реальных
учебных возможностей обучающихся и работает с обучающимися в зоне его
ближайшего развития;
- планирует достижение результатов при нормальном напряжении сил
обучающихся;
- ориентирует обучающихся на достижение позитивных результатов, используя
положительные эмоции;
- поясняет позитивные и негативные результаты деятельности обучающихся
- создает для каждого обучающегося ситуацию успеха, закрепления в памяти
своего успешного опыта;
- оказывает личностное воздействие на ученика, вызывая положительные эмоции
обучающихся своим профессиональным оптимизмом, эрудицией.
В своей работе с обучающимися я использую активные методы обучения.
Например, называю тему урока и совместно с обучающимися определяем цель,
составляем таблицу «Знаю», «Хочу узнать», Узнал», задаю вопрос, что вы знаете, по
заданной теме? Все предлагаемые ответы записываем в столбец «Знаю» для общего
внимания без корректировки и без оценивания. Нельзя не только произносить:
«правильно – неправильно – спорно - интересно», но и выражать эти мысли на лице.
Нужно просто записывать поступающие варианты. Во второй столбец «Хочу узнать»
записываем то, что хотели обучающиеся узнать по заданной теме, и уже в процессе
изучения темы вносим корректировки в первый столбец, и проверяется, найдены ли
ответы на поставленные во втором столбце вопросы. Если на некоторые вопросы ответы
не были найдены, их авторам предлагается найти ответ по дополнительным источникам
информации и в качестве самостоятельной работы подготовить сообщение. Данный
прием используется для актуализации имеющихся знаний и повышения мотивации к
изучению нового.
Для более глубокого изучения материала применяю следующий метод: с первого
курса с обучающимися учимся составлять вопросы по изучаемой теме вопросы
распределены на две группы «Простые» и «Сложные». Данная работа способствует
развитию мышления и внимания обучающихся, заставляет вдумываться в текст и лучше
усваивать его содержание, помогает в поиске ответов, что является предпосылкой к
формированию умения вести диалог. На первой стадии урока при повторении и
систематизации основных теоретических положений предыдущего урока, обучающиеся
сами, задают составленные вопросы и выбирают, кто будет отвечать на заданный вопрос
и оценивает качество ответа. Научив обучающихся правильной методике составления
вопросов, далее перехожу к более активному методу т.е делю группу на три малые
группы и устраиваем соревнования по составленным вопросам и качеству ответов,
оцениваем по бальной шкале. Естественно в группе необходимо создать атмосферу,
вызывающую у обучающихся желание задавать вопросы. Составленные вопросы
обучающимися представляют большую ценность для учителя, так как это собственный
продукт обучающегося. Данная работа способствует развитию мышления и внимания
обучающихся, заставляет вдумываться в текст и лучше усваивать его содержание,
помогает в поиске ответов, что является предпосылкой к формированию умения вести
диалог.
Совместная работа — наиболее полезна для развития социальных мотивов. В ней
обучающиеся учатся взаимодействовать, быть терпимыми к другим. Чтобы в
совместной деятельности не было “зайцев”, то есть обучающихся, которые
бездельничают, но получают преимущества за счёт работы группы, можно распределить
ответственность между ними. Соревнования в повышении мотивации весьма
эффективны. Но помните: они часто порождают зависть, чувство униженности,
высокомерие и превосходство. Поэтому соревнование надо использовать чрезвычайно
осторожно и только между обучающимися с равными возможностями. Общий счёт
складывается из баллов всех участников. В процессе повышения мотивации учитывайте
общественное мнение группы, существующие групповые нормы.
Мотивация - волшебное слово для работы с обучающимися. Основу мотивации
составляет потребность в чем-либо. Мотивация – это процесс побуждения себя и других
к деятельности для достижения личных целей. Управлять развитием учеников в
процессе обучения- это значит приводить их к постановке и достижению личных целей,
связанных с овладением содержания образования. Мы перечислили сегодня общие
правила обучения, способствующие росту внутренней мотивации. Назову еще
некоторые приемы, которые хорошо зарекомендовали себя на практике.
Создание проблемной ситуации.
Привлечение обучающихся к оценочной деятельности.
Необычная форма обучения. Урок-семинар, урок-конференция, урок-путешествие,
урок-аукцион, ролевая игра, дискуссия, защита проектов, разнообразные коллективные
способы обучения.
Привлекательная цель.
Рассмотрение привычных, обычных, знакомых предметов и явлений под
необычным углом зрения.
Лови ошибку.
Нарисуй, как понял.
Составь кластер.
Постоянный анализ жизненных ситуаций, обращение к личному опыту
обучающегося.