Автор: Наталия Николаевна Кураш
Должность: мастер производственного обучения
Учебное заведение: ГБПОУ РХ "У(Т)ОР"
Населённый пункт: город Абакан
Наименование материала: доклад
Тема: Формы проектной деятельности при организации студенческого самоуправления в техникуме
Раздел: среднее профессиональное
Министерство физической культуры и спорта Республики Хакасия
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Республики Хакасия
«Училище (техникум) олимпийского резерва»
ДОКЛАД
Тема: «
Формы проектной деятельности при организации студенческого
самоуправления в Техникуме
»
Выполнила:
Мастер
производственного обучения
_Кураш Наталия
Николаевна
Абакан,2023г.
Новые технологии, которые, по требованию времени, используют сегодня в
сфере образования, являются актуальными и для системы воспитания.
Одной
из
наиболее
эффективных
технологий,
бесспорно,
является
социальное
проектирование,
используемое
более
часто
при
организации
студенческого самоуправления на уровне коллектива группы.
Мы неоднократно убеждались, что самоуправление развивается успешно,
если обучающиеся оказываются в ситуации выбора и сами определяют пути
решения поставленной проблемы. Именно принятие решения является ключевым
для формирования мотива группового действия. Студенческое самоуправление
развивается, решая все большее количество задач и проблем, касающихся жизни и
деятельности, обучающихся/студентов.
Как и многие классные руководители в техникуме работу по развитию
социальной активности студентов, мы начали с разработки проекта «Ученическое
самоуправление в группе».
В группах были созданы действующие органы самоуправления, за основу
была взята общетехникумовская модель, которая нам всем знакома. Коллективно
принятое решение помогло сформировать органы самоуправления способные
самостоятельно и эффективно решать вопросы планирования, организации,
деятельности
студенческого
коллектива.
Основополагающее
значение
для
развития студенческого самоуправления является то, что коллектив учителей и
коллектив обучающихся – это не два коллектива, а один коллектив, и, кроме того,
коллектив педагогический.
Одной
из
составляющих
успешной
деятельности
группового
самоуправления является совместная деятельность классного руководителя и
актива
обучающихся/студентов.
Осуществляется
она
на
принципах
сотрудничества и сотворчества. Так, в группах постепенно формируется годовой
круг традиционных дел, в основном он совпадает с традиционными делами
техникума.
В актив группы вовлекаются наиболее, организованные, ответственные,
творческие и целеустремленные обучающиеся/студенты и вырабатываются
основные принципы самоуправления:
- каждый член коллектива имеет равные права на участие в общественной
жизни, творческих делах, право решающего голоса при принятии решений;
-работа
органов
самоуправления
планируется
и
обсуждается
всем
коллективом; сменность полномочий обеспечивает соблюдение правовых и
нравственных норм;
-самоуправление должно базироваться на самостоятельности, творчестве, и
инициативности обучающихся/студентов;
- в основе самоуправления лежат ответственность за порученное дело,
регулярная отчетность о проделанной работе, анализ ее результатов;
Все мы знаем, что успешной может быть только та работа, которая вызывает
интерес. В нашем социальном проекте – принцип добровольности – один из
основных.
На уровне группы, обучающиеся находили проблемы и пытались найти
выход из создавшейся ситуации. Все вы знаете, что достаточно много проблем
вызывает организация дежурства. В начале учебного года на первом курсе мы с
обучающимися в очередной раз столкнулись с этим, чтобы решить эту проблему
решили создать мини-проект. Для начала попытались ответить на такие вопросы,
как:
- для чего нам необходимо дежурство?
- какие проблемы возникают при организации дежурства?
- что необходимо изменить?
- с какими трудностями приходится сталкиваться ответственному за
дежурство?
Обсуждения проходили достаточно бурно, кто-то высказывал свои мысли и
предлагал решения, кто-то отмалчивался, но этот вопрос вызвал интерес у
обучающихся и заставил их задуматься. Не могу сказать, что, на сегодняшний
день у нас нет проблем с дежурством, но, по крайней мере, их значительно
меньше, чем в начале года.
Реализация социальных проектов направлена на воспитание активной
жизненной позиции обучающихся, социализации их личности. Результаты этой
работы можно увидеть при регулярном отслеживании изменений, которые
происходят в студенческом коллективе, в каждом обучающемся. С этой целью мы
отслеживали уровень социализации личности.
Ключевым принципом организации самоуправления является идея
сотрудничества
обучающихся/студентов
и
педагогов:
«Делаем
не
за
обучающихся, а вместе с ними».
Главное – зажечь ребят, «заразить» их положительной энергией, всё
остальное они сделают сами.
Что же можно сделать, чтобы в группе появился коллектив? Предлагаю
следующие этапы:
-Вовлекайте детей в организацию учебного процесса, поручайте делать что-
то не для себя, а для других или вместе с другими.
-Решайте все основные вопросы вместе с обучающимися.
-Делайте некоторые поручения вместе с обучающимися.
-Оценивайте работу вместе с обучающимися.
-Попытайтесь найти каждому обучающемуся в группе такую социальную
роль, которая бы ему нравилась, его возвышала.
-Примите вместе с обучающимися кодекс чести вашей группы и требуйте его
соблюдения.
-Почаще организовывайте групповые мероприятия (чаепитие, диспуты,
конкурсы, праздники с приглашением родителей, интересных гостей).
Формы проектной деятельности, активно используемые, в работе и вызывают
интерес у обучающихся/ студентов.
Используя
наработанный
опыт,
активные
участники
группового
самоуправления выходят на более высокий уровень – уровень студенческого
самоуправления техникума и участия в организации и планировании работы
Студсовета.
Вначале учебного года студком провел конференцию, куда были
направлены самые активные студенты групп. Студенты сами выдвигали свои
кандидатуры на предлагаемые должности и в результате на должность зам.
Председателя студсовета самовыдвинулись 3 человека они активно представляли
себя, свои заслуги, достижения и уверенно отстаивали свои кандидатуры.
Волонтёрское движение - активно без принуждения группы 1-го курса 111 и
121 сами выдвигали себя, и на выборах 4 декабря активно помогали
пенсионерам
и инвалидам.
Так к годовщине победы в Великой Отечественной войне обучающиеся
группы 222 Касаткина Ирина и Кушмелёв Алексей сами предложили свои
кандидатуры развести поздравления и подарки ветеранам и с заботой и
состраданием относились к ветеранам искренно их, поздравляя с праздником.
Таким образом, можно сделать вывод, о роли социального проектирования в
воспитательной работе.
Метод социального проектирования полезен для обучающихся потому что:
-они ощущают себя полноправными участниками жизни общества, и не
теряют при этом чувства индивидуальности;
-обучающиеся приобретают навыки организаторской работы;
-учатся принимать решения; определять степень своего участия, соотнося его
с личными, групповыми, общественными интересами.
Различные формы социального проектирования позволяют соединить
теоретические знания, практические навыки и умения с формированием
жизненной позиции, помогают адаптации к жизни в меняющимся обществе,
формируют чувство сопричастности с близким социумом, чувство толерантности,
ответственность за свои поступки.
На мой взгляд, основная цель социального проектирования — это адаптация
обучающихся
к
современной
общественной
жизни,
воспитание
активной
жизненной
и
гражданской
позиции.
Оно
дает
те
навыки,
ключевые
компетентности,
которые
во
взрослой
жизни
помогают
стать
конкурентоспособными людьми….