Напоминание

формирование социокультурной компетенции личности


Автор: Наталия Николаевна Кураш
Должность: мастер производственного обучения
Учебное заведение: ГБПОУ РХ "У(Т)ОР"
Населённый пункт: город Абакан
Наименование материала: доклад
Тема: формирование социокультурной компетенции личности
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Республики Хакасия

«Училище (техникум) олимпийского резерва»

Доклад: «Формирование социокультурной компетентности личности».

Составил: мастер п/о Н.Н.Кураш

г.Абакан, 2023

«Если нет охоты учиться – учение мучительно и бессмысленно»

С.Соловейчик

Каждому учителю известна такая ситуация: ребенок может учиться, но ленив,

безынициативен, ко всему относится спустя рукава. О таком говорят:

немотивирован…

Педагогическая

компетентность

в

области

мотивирования

обучающихся на осуществление учебной деятельности отражает качество

реализации педагогом задач по формированию мотивации обучающихся

на образовательную деятельность. Любая деятельность окажется мало

эффективной или вообще неэффективной, если у человека не будет

заинтересованности в ее реализации.

Данная компетентность может быть раскрыта через три ключевых

показателя: умение создавать ситуации, обеспечивающие успех в учебной

деятельности, умение создавать условия обеспечения позитивной мотивации

обучающихся,

умения

создавать

условия

для

самомотивирования

обучающихся.

Педагог осознает, что для достижения требуемого результата учебной

деятельности обучающемуся необходима поддержка в виде определенных

условий деятельности. Такими условиями могут быть дозирование заданий,

пример из опыта обучающегося, похвала и т.д. Главное, чтобы контекст

деятельности способствовал формированию и закреплению у обучающегося

веры в свои силы, в возможность достижения даже субъективного сложного

результата. В реальной практике это может заключаться в использовании

принципа «маленькой и быстрой победы». Успех, пришедший в начале

выполнения какого – либо дела, несет в себе мотивационный заряд. Если

педагог стремится показать обучающемуся, что он уже имеет определенные

достижения, пусть и небольшие, это будет свидетельством компетентности

педагога в данной области. Педагогу важно уметь формировать у обучающихся

привычки и мысли, ведущие к успеху. В реальной практике это выражается в

том,

что

педагог,

общаясь

с

обучающимся,

использует

позитивные

утверждения, отказывается от использования слов с частицей «не» или с

любой другой формой отрицания.

Например, компетентный педагог говорит «хороший результат» или

«достойный результат», «дружная группа» вместо фраз «неплохой результат»,

«неконфликтная группа». Ставя цель, педагог указывает, что надо достичь, а не

то, чего надо избегать («дайте творческий ответ» вместо «не давайте

банальных,

шаблонных

ответов»).

Даже

самый

незначительный

успех

обучающегося отмечается компетентным педагогом как определенная победа

и движение вперед.

В работе с обучающимися я использую активные методы обучения.

Например, называю тему урока и совместно с обучающимися определяем

цель, задачи урока составляем таблицу «Знаю», «Хочу узнать», Узнал»,

задаю вопрос, Что вы знаете, по заданной теме? Все предлагаемые

ответы записываем в столбец «Знаю» для общего внимания без

корректировки и без оценивания. Нельзя не только произносить:

«правильно – неправильно – спорно - интересно», но и выражать эти

мысли на лице. Нужно просто записывать поступающие варианты. Во

второй столбец «Хочу узнать» записываем то, что хотели обучающиеся

узнать по заданной теме, и уже в процессе изучения темы вносим

корректировки в первый столбец, и проверяется, найдены ли ответы на

поставленные во втором столбце вопросы. Если на некоторые вопросы

ответы не были найдены, их авторам предлагается найти ответ по

дополнительным источникам информации и в качестве самостоятельной

работы подготовить сообщение.

Данный прием используется для

актуализации имеющихся знаний и повышения мотивации к изучению

нового.

Для более глубокого изучения материала применяю следующий

метод:

с

первого

курса

с

обучающимися

учимся

составлять,

деференцированные вопросы по изучаемой теме вопросы распределены

на две группы «Тонкие» и «Толстые». Данная работа способствует

развитию мышления и внимания обучающихся, заставляет вдумываться

в текст и лучше усваивать его содержание, помогает в поиске ответов, что

является предпосылкой к формированию умения вести диалог.

На

первой стадии урока, при повторении и систематизации основных

теоретических положений предыдущего урока, обучающиеся сами,

задают составленные вопросы и выбирают, кто будет отвечать на

заданный вопрос и оценивают качество ответа. Научив обучающихся

правильной методике составления вопросов, далее переходим к более

активному методу т.е делю группу на три малые группы и устраиваем

соревнования по составленным вопросам и качеству ответов, оцениваем

по бальной шкале. Естественно в группе необходимо создать атмосферу,

вызывающую у обучающихся желание задавать вопросы. Составленные

вопросы обучающимися представляют

большую ценность для

учителя, т.к. это собственный продукт обучающегося.

Совместная работа — наиболее полезна для развития социальных

мотивов. В ней обучающиеся учатся взаимодействовать, быть терпимыми

к другим.



В раздел образования