Автор: Наталия Николаевна Кураш
Должность: мастер производственного обучения
Учебное заведение: ГБПОУ РХ "У(Т)ОР"
Населённый пункт: город Абакан
Наименование материала: доклад
Тема: формирование социокультурной компетенции личности
Раздел: среднее профессиональное
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Республики Хакасия
«Училище (техникум) олимпийского резерва»
Доклад: «Формирование социокультурной компетентности личности».
Составил: мастер п/о Н.Н.Кураш
г.Абакан, 2023
«Если нет охоты учиться – учение мучительно и бессмысленно»
С.Соловейчик
Каждому учителю известна такая ситуация: ребенок может учиться, но ленив,
безынициативен, ко всему относится спустя рукава. О таком говорят:
немотивирован…
Педагогическая
компетентность
в
области
мотивирования
обучающихся на осуществление учебной деятельности отражает качество
реализации педагогом задач по формированию мотивации обучающихся
на образовательную деятельность. Любая деятельность окажется мало
эффективной или вообще неэффективной, если у человека не будет
заинтересованности в ее реализации.
Данная компетентность может быть раскрыта через три ключевых
показателя: умение создавать ситуации, обеспечивающие успех в учебной
деятельности, умение создавать условия обеспечения позитивной мотивации
обучающихся,
умения
создавать
условия
для
самомотивирования
обучающихся.
Педагог осознает, что для достижения требуемого результата учебной
деятельности обучающемуся необходима поддержка в виде определенных
условий деятельности. Такими условиями могут быть дозирование заданий,
пример из опыта обучающегося, похвала и т.д. Главное, чтобы контекст
деятельности способствовал формированию и закреплению у обучающегося
веры в свои силы, в возможность достижения даже субъективного сложного
результата. В реальной практике это может заключаться в использовании
принципа «маленькой и быстрой победы». Успех, пришедший в начале
выполнения какого – либо дела, несет в себе мотивационный заряд. Если
педагог стремится показать обучающемуся, что он уже имеет определенные
достижения, пусть и небольшие, это будет свидетельством компетентности
педагога в данной области. Педагогу важно уметь формировать у обучающихся
привычки и мысли, ведущие к успеху. В реальной практике это выражается в
том,
что
педагог,
общаясь
с
обучающимся,
использует
позитивные
утверждения, отказывается от использования слов с частицей «не» или с
любой другой формой отрицания.
Например, компетентный педагог говорит «хороший результат» или
«достойный результат», «дружная группа» вместо фраз «неплохой результат»,
«неконфликтная группа». Ставя цель, педагог указывает, что надо достичь, а не
то, чего надо избегать («дайте творческий ответ» вместо «не давайте
банальных,
шаблонных
ответов»).
Даже
самый
незначительный
успех
обучающегося отмечается компетентным педагогом как определенная победа
и движение вперед.
В работе с обучающимися я использую активные методы обучения.
Например, называю тему урока и совместно с обучающимися определяем
цель, задачи урока составляем таблицу «Знаю», «Хочу узнать», Узнал»,
задаю вопрос, Что вы знаете, по заданной теме? Все предлагаемые
ответы записываем в столбец «Знаю» для общего внимания без
корректировки и без оценивания. Нельзя не только произносить:
«правильно – неправильно – спорно - интересно», но и выражать эти
мысли на лице. Нужно просто записывать поступающие варианты. Во
второй столбец «Хочу узнать» записываем то, что хотели обучающиеся
узнать по заданной теме, и уже в процессе изучения темы вносим
корректировки в первый столбец, и проверяется, найдены ли ответы на
поставленные во втором столбце вопросы. Если на некоторые вопросы
ответы не были найдены, их авторам предлагается найти ответ по
дополнительным источникам информации и в качестве самостоятельной
работы подготовить сообщение.
Данный прием используется для
актуализации имеющихся знаний и повышения мотивации к изучению
нового.
Для более глубокого изучения материала применяю следующий
метод:
с
первого
курса
с
обучающимися
учимся
составлять,
деференцированные вопросы по изучаемой теме вопросы распределены
на две группы «Тонкие» и «Толстые». Данная работа способствует
развитию мышления и внимания обучающихся, заставляет вдумываться
в текст и лучше усваивать его содержание, помогает в поиске ответов, что
является предпосылкой к формированию умения вести диалог.
На
первой стадии урока, при повторении и систематизации основных
теоретических положений предыдущего урока, обучающиеся сами,
задают составленные вопросы и выбирают, кто будет отвечать на
заданный вопрос и оценивают качество ответа. Научив обучающихся
правильной методике составления вопросов, далее переходим к более
активному методу т.е делю группу на три малые группы и устраиваем
соревнования по составленным вопросам и качеству ответов, оцениваем
по бальной шкале. Естественно в группе необходимо создать атмосферу,
вызывающую у обучающихся желание задавать вопросы. Составленные
вопросы обучающимися представляют
большую ценность для
учителя, т.к. это собственный продукт обучающегося.
Совместная работа — наиболее полезна для развития социальных
мотивов. В ней обучающиеся учатся взаимодействовать, быть терпимыми
к другим.