Автор: Васева Вероника Александровна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МАОУ СОШ №50
Населённый пункт: город Краснодар
Наименование материала: учебно-методический материал
Тема: "Организация совместной деятельности на уроках русского языка и литературы нестандартного типа"
Раздел: полное образование
«Организация совместной деятельности на уроках русского языка и
литературы нестандартного типа».
Если Вы заметили, что Вы на
стороне большинства, это верный
признак того, что пора меняться.
Марк Твен
Сегодня школа объявляет главной ценностью душу живую –
ребёнка. Важно не только проникнуть в мир ребёнка, важно не сломать мир
его души.
Компоненты урока выстраиваю в той последовательности, которая нужна
для достижения цели. На каждом уроке присутствуют инвариантные
компоненты: информационный (понимание информации+интерпретация),
коммуникативный (активное осознанное использование знаний о речи для
эффективного общения в различных речевых ситуациях), деятельностный
(деятельность учащихся). Структура урока зависит от поставленной цели.
При отборе материала для уроков ориентируюсь на уровень класса и
темперамент учащихся. Применяю индивидуальный и дифференцированный
подходы.
Прежде всего уроках русского языка нужно формировать
функциональную
грамотность,
речевое
и
коммуникативное
развитие.
Развиваю с помощью следующих методических способов:
Функциональная
грамотность
Речевое
развитие
Коммуникативное
развитие
Способы
формирования
знаний: рассказ,
лекция, беседа,
самостоятельное
обучение по
Работа с текстом на
уровне понимания,
интерпретации,
порождения
Применение
интерактивных способов
общения (тренинги,
деловые игры);
учебнику или
дополнительным
источникам,
коллективное
обсуждение через
систему проблемных
и наводящих
вопросов. Умения
вырабатываются
через упражнения.
Навыки – с
помощью контроля
разных уровней.
(свободное
порождение текста в
заданном стиле и
жанре).
использование
современных
образовательных
технологий ( технология
развития критического
мышления учащихся,
дебаты, проектное
обучение).
В своей работе применяю различные методы обучения:
объяснительно-иллюстративные,
репродуктивные,
методы
проблемного
обучения, методы организации учебно-познавательной деятельности, методы
стимулирования и мотивации, методы контроля и самоконтроля, методы
самостоятельной познавательной деятельности учащихся.
Практически на каждом уроке присутствуют творческие задания,
которые ставят детей в поисковую ситуацию. На уроке ведётся групповая,
парная, индивидуальная работа, для чего используются индивидуальные
карточки, предварительные групповые задания. Такие задания побуждают
учащихся расширять кругозор, изучать дополнительную литературу, вести
исследовательскую работу.
Мною накоплен материал по теме «Конспекты на уроках русского
языка», «Правила русского языка в рисунках», что в среднем звене делает
изучение нового материала интересным и увлекательным. Ученики с 5 класса
ведут «Знайкину тетрадь», которая является не только справочником, но и
дневником творчества каждого ученика.
Работаю над развитием грамотности учащихся. Для решения этой
проблемы применяю орфографическое чтение, словарные диктанты с
различными
заданиями,
дубль-диктанты,
выборочные,
зрительные,
предупредительные, «проверяю себя», распределительные графические
диктанты.
Присутствуют
такие
виды
работ,
как
сопоставление,
комментирование, соревнование, работа с сигнальными карточками,
справочное бюро, работа со словарями, кроссворды.
Важно не прекращать поиск необычных форм деятельности
учащихся на занятии,
внедрение в процесс преподавания новых
технологий.
Современный
урок
литературы
всё
чаще
становится
нестандартным. Считаю, что современному педагогу необходимо уметь:
выходить за рамки сложившихся традиционных подходов;
работать в инновационном режиме;
побуждать детей к самостоятельности в процессе поиска новой
информации;
владеть
навыками
развития
мышления,
творческой
активности
учащихся, формировать и развивать нравственные качества личности.
Нестандартный урок – это импровизированное учебное занятие,
имеющее нетрадиционную структуру; необычное по замыслу, организации и
методике обучения.
Её актуальность
обусловлена тем, что
урок литературы должен
заставить учащихся мыслить, анализировать, отстаивать свою точку зрения.
Это невозможно сделать при сухом, догматичном подходе к преподаванию
литературы. Поэтому и возник нестандартный урок как одно из средств
решения проблемы. Нестандартный урок – это голос учителя, живой опыт,
это реакция педагога на перемены, происходящие вокруг, попытка внести
разнообразие, добиться, чтобы каждое занятие носило творческий характер.
Важна идея, а творческий учитель найдёт формы её воплощения.
Таким образом, успех в работе учителя обеспечивается, как правило, не
применением отдельных удачных приёмов работы, а разработкой технологии
обучения. Это предполагает не только применение эффективных форм
учебного
процесса,
но
и
отбор
содержания
изучаемого
материала.
Естественно, что педагогические процессы необходимо рассматривать в
единстве содержания и формы.
Упорядочение и обобщение изученных работ, посвящённых теме
отчёта, позволяет выделить следующие особенности
организации таких
уроков:
1) Нестандартные уроки лучше всего использовать как итоговые (при
обобщении и закреплении знаний, умений и навыков учащихся).
2)
Нетрадиционному
уроку
должна
предшествовать
тщательная
подготовка и разработка системы конкретных целей обучения и воспитания.
3)
При
выборе
формы
нетрадиционного
урока
преподавателю
необходимо учитывать особенности своего характера и темперамента,
уровень подготовленности и специфические особенности класса, отдельных
учащихся.
4) При проведении урока следует руководствоваться формулой - с
детьми и для детей, думать о воспитании учеников в атмосфере добра,
творчества, радости.
5) Слишком частое обращение к подобным формам организации
учебного процесса нецелесообразно, так как это может снизить интерес к
предмету,
к
тому
же
нестандартные
уроки
требуют
большой
подготовительной работы, приложения немалых усилий.
Сближение воображения с теоретическим мышлением даёт импульс к
творчеству. Воображение в отрочестве может обогатить внутреннюю жизнь
подростка.
Подростковый возраст – трудный период полового созревания и
психологического взросления.
Учитывая возрастные особенности учащихся среднего звена,
проведение
нестандартных
уроков
способствует
становлению
новых
отношений между преподавателями и учащимися, привитию интереса к
предмету, активизации деятельности учащихся. На нестандартных уроках
используются коллективные способы работы учащихся, развиваются умения
и навыки самостоятельной работы, развивается самооценка и взаимооценка
учащихся; наблюдается стремление учеников к творческому поиску.
Нестандартные уроки подготавливают уч-ся к олимпиадам и ЕГЭ.
Предмет литературы среди других предметов школьного курса
занимает
особое
положение:
именно
здесь
соприкасаются
и
складываются в общую картину знания учащегося по изучаемой
дисциплине, о мире, о самом себе. Межпредметные связи литературы
очень разнообразны, содержание самого предмета очень специфично. Всё
это создаёт благоприятные условия для творчества учителя.
Цель моей педагогической деятельности — формирование
разносторонне развитой личности посредством своего предмета.
На
практике я реализую её через развитие творческих способностей и
формирование ключевых компетенций у обучающихся. Такой подход к
процессу обучения требует от меня изучения и применения на практике
современных инновационных технологий.
Например, применяю метод проектов. Для меня метод проектов
интересен тем, что выбор тематики необычайно разнообразен. На уроках
русского языка и литературы он даёт возможность использовать самые
неожиданные формы презентаций: от конспекта, шпаргалки и дневника до
создания газеты, журнала, кроссворда и страниц учебника.
Большое значение придаю самообразованию и самовоспитанию,
постоянно анализирую результаты своего труда. Изучаю и творчески
внедряю в работе элементы чужого опыта: общение с коллегами, посещение
уроков, чтение методической литературы.
Большинство моих учеников – старшеклассники. Считаю важным
формирование комфортной психологической атмосферы на уроках:
доброжелательность, моральная поддержка, эмоциональный контакт с
аудиторией класса, на мой взгляд, играют значительную роль на уроках в
старшем школьном звене. Ученики-старшеклассники требуют к себе
особого внимания, уважения к их личности, внутреннему миру. Учитель
не только учит предмету, но и формирует определённый уровень
человеческих взаимоотношений.
Воспитание гуманности, нравственности в учебном процессе считаю
одной из главных задач педагога.
Применяю информационно-коммуникативные технологии в обучении:
разрабатываю и набираю дидактические материалы для учебного процесса,
выполняю компьютерные презентации, использую материалы Интернета как
источник информации для профессиональных целей, выполняю совместно с
учащимися компьютерные учебные проекты.
Считаю, что уроки литературы – не только уроки литературы, а уроки
жизни, нравственности.
Я хочу, чтобы у учеников на моих уроках складывалась целостная
картина мира и понимание роли человека в этом мире. Наиболее полно и
точно передают мои чувства и мысли строки В.Троицкого.
Я люблю даже вас, слабыши и лентяи,
Хоть немало, признаюсь, от вас перенёс,
Даже вас, шалуны, даже самых отчаянных,
Доводящих до скрытых мучений и слёз.
Вы сейчас не поймёте, как ночью бессонной,
Не успев отдохнуть за отведенный срок,
Я сижу над тетрадью, усталый, влюблённый
В наш грядущий и вам неизвестный урок…
Все уроки, как люди, похожи и разны,
Если к ним приглядеться с различных сторон,
Ведь бывают уроки, как радостный праздник,
А бывают они, как мучительный сон.
Но когда расцветут ваши милые лица
И живым любопытством глаза озарит,
И в десятках голов моя мысль шевелится,
И в десятках сердец моё сердце стучит.