Напоминание

Использование нейрогимнастики в работе с детьми с тяжёлыми нарушениями речи.


Автор: Жиляева Юлия Викторовна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 34"
Населённый пункт: г.курган
Наименование материала: Статья
Тема: Использование нейрогимнастики в работе с детьми с тяжёлыми нарушениями речи.
Раздел: дошкольное образование





Назад




Использование нейрогимнастики в работе с детьми с ограниченными

возможностями здоровья.

В настоящее время растет число детей с ограниченными возможностями

здоровья (ОВЗ). У большинства современных детей, а особенно с ОВЗ,

отмечается общее моторное отставание, а отсутствие физической нагрузки

заметно снижает концентрацию внимания, координационные способности,

выносливость, тормозит речевое развитие и мыслительные процессы.

В результате, у таких детей проявляется низкая работоспособность,

повышенная утомляемость, низкий уровень произвольности психических

процессов – все эти трудности, возможно преодолеть только через создание

правильного

выбора

методов

педагогической

коррекции.

Нейрогимнастика —

это

популярное

название

двигательной

нейропсихологической

коррекции

(или

сенсомоторной

коррекции).

Нейрогимнастика для мозга в педагогике относится к кинезиологическим

упражнениям.

Одним из эффективных средств коррекции являются кинезиологические

упражнения, которые являются наиболее результативными и помогают

достичь успехов в преодолении трудностей детей с ОВЗ.

Кинезиология (от греческих «кинезис» — движение и «логос» — знание)

– это прикладная наука, помогающая развивать умственные способности

личности через выполнение определенного рода заданий. Она помогает

сбалансировано развивать оба полушария головного мозга.

Кинезиология – наука о движении – единства тела, разума и духа

человека.

Сама

гимнастика

состоит

из

ряда

несложных

для

выполнения

упражнений.

Этот

комплекс

упражнений

направлен

на

усиление

взаимодействия полушарий головного мозга. Развитие интеллектуальных

способностей ребенка происходит при помощи выполнения определенных

движений, именно в этом и состоит суть гимнастики для мозга.

Комплекс упражнений для мозга постепенно заставляет обе «половинки»

работать

в

тесной

взаимосвязи,

что

помогает

лучше

воспринимать

информацию. Каждое полушарие регулирует выполнение определенных

действий и операций, при этом распределение активности постоянно

чередуется. Но максимальная продуктивность достигается только тогда,

когда они оба работают слаженно. И именно этой цели и позволяет добиться

гимнастика для мозга.

Сам комплекс появился в 70-х годах XX века, идея принадлежит Полу

Деннисону – американскому исследователю, который 20 лет занимался

выявлением причин неуспеваемости в процессе обучения. Суть комплекса,

включающего в себя 26 упражнений, заключается в идее теснейшей

взаимосвязи мышления и движения: движение влияет на способность

ребенка к обучению.

Нейродинамическая гимнастика для дошкольников дает возможность

решить массу конкретных задач. (представлены на слайде)Польза ее в

следующем:

стимулирует развитие внимания, памяти и мыслительной

деятельности;

помогает получить энергию, необходимую для обучения;

снижает утомляемость;

улучшает моторику, как мелкую, так и крупную;

повышает продуктивную работоспособность;

формирует уверенность в себе.

Регулярные занятия помогут улучшить ряд физических навыков, в

частности

выполнение

симметричных

и

асимметричных

движений,

соблюдение равновесия, подвижность плечевого пояса, ловкость рук и

кистей. Дошкольники учатся сидеть прямо и не испытывать при этом

дискомфорт, становятся более ловкими.

Также такие тренировки позволяют усовершенствовать эмоциональные

навыки, сделать ребенка менее подверженным стрессу и более общительным.

Приступать к выполнению гимнастики для мозга необходимо в среднем

дошкольном возрасте, то есть в 4-5 лет. В 5-6 лет ребенку можно предложить

более сложные упражнения, которые учитывают специфику его возрастного

развития. Это станет важнейшей частью подготовки детей к школе.

Для детей дошкольного возраста следует проводить тренировки так,

чтобы участникам было весело и интересно. На занятиях должна царить

доброжелательная атмосфера, поэтому можно включать музыку, которая

нравится детям.

При проведении гимнастики следует придерживаться следующих

правил:

Заниматься каждый день, не пропуская, но без принуждения.

Лучше сделать меньше, но качественнее.

Продолжительность гимнастики – не более 5-7 минут.

Не стоит ограничиваться стандартными рамками. Ребенку

будет гораздо интереснее, если сегодня упражнения будут

выполнены на занятии, а завтра, например, на улице.

Удобство комплекса и состоит в том, что тренировка не

привязана к месту и временному промежутку.

В зависимости от индивидуальных способностей ребенка

следует постепенно усложнять задание – например, ускорить

темп выполнения.

Важно, чтобы каждое упражнение выполнялось точно и

правильно.

Чтобы дети не утрачивали интерес, упражнения можно

комбинировать и менять местами. В одну тренировку не надо

включать «все и сразу», 5-6 качественно выполненных

заданий вполне достаточно.

Нейрогимнастика включает 4 группы упражнений:

Пересекающие - среднюю линию тела (повдоль) – это простые упражнения,

включающие одновременную работу обеих рук, ног, глаз ( с предметами и без

них), то есть на интеграцию деятельности сразу двух полушарий. Улучшают

координацию движений.

Энергетические

– направлены, на обеспечение

определенной

скорости,

нервных

процессов.

Улучшают

эмоции

и

саморегуляцию.

Растягивающие – помогают избавиться от мышечного

напряжения и расслабить сухожилия. Снимают стресс, способствуют

улучшению концентрации внимания.

Повышающие позитивное отношение

– направлены на стабилизацию

нервных

процессов.

Позволяют

в

стрессовой

ситуации

сохранять

спокойствие.

Главный смысл нейрогимнастики мозга – развивающая работа должна

быть направлена от движения к мышлению, т. к. физическое и

двигательное развитие идет параллельно с психическим и умственным

развитием.

Устали – маршируйте! Гуляете в лесу – маршируйте! Перекрестные движения

руками и ногами главное упражнение гимнастики мозга. Маршируйте, когда

устаете, и ничего не хочется делать, чувство бодрости придет мгновенно. Как

бонус за счет синхронизации правого и левого полушарий: активизируется

ментальная деятельность, и думаться будет быстрее, а думы станут легче!

Чтобы заставить работать оба полушария одновременно нужно в уме

представлять букву Х, это правило для первой группы пересекающих

среднюю линию упражнений вдоль тела:

1. «Перекрестные движения» - маршируя на месте, поднимать колени под

прямым углом, 6 раз ударяя по противоположно поднятому колену, затем 6

раз – односторонние, завершить снова 6 раз перекрестными движениями.

2. «Кулак ладонь» и другие вариации упражнений.

3.«Качание икр с пятки на носок», с включением ладоней, выполнять сидя.

4.«Ленивые восьмерки» - одной и обеими руками в воздухе.

5.«Слон» - стоя прямо, чуть согнуть одно колено, голову прижать к плечу,

вытянув руку рисовать в воздухе любые предметы, затем с другой рукой.

6.«Локоть

колено»

-

поднимая

одно

колено

касаться

локтем

противоположной руки попеременно, при этом делать глубокий вдох

прикасании и выдох в исходном положении.

7.«Дышим животом» - положить руки на живот, при медленном вдохе –

надувать живот, при выдохе сдувать, как «воздушный шарик».

Энергетические упражнения направлены на внутреннюю связь мозговых

нейронов, для снятия напряжения, выполняются сидя и стоя:

1. «Мозговые точки» - одну руку положить на пупок, другой массировать

точки расположенные под ключицей, справа и слева со стороны груди, меняя

положение рук, глубоко дышать - по 3 раза.

2. «Точки баланса/равновесия» - одной рукой дотронутся двумя пальцами до

ямочки за ухом у основания черепа, другую руку положить на пупок, глубоко

дышать - по 3 раза. Улучшает координацию движений.

3. «Точки земли» - положить 2 пальца одной руки на точку под нижней губой,

а вторую руку на низ живота, меняя положение рук глубоко дышать – по 3

раза. Улучшает мыслительные операции.

4.«Точки пространства» - положить 2 пальца одной руки над верхней губой,

вторую руку положить на копчик, стоять в течение минуты, глубоко дышать,

напрягая мышцы, вдыхая энергию вверх по позвоночнику, чередуя руки.

5.«Энергетический зевок» - дотронутся кончиками пальцев до твердых

участков челюсти, сделать свободный «громкий» зевок.

6.«Думающие точки» - осторожно поворачивать ушки снизу вверх с обеих

сторон одновременно.

Для

сосредоточенности

внимания.

Растягивающие

упражнения,

расслабляющие мышцы тела:

1. «Маятник или Сосуд с грязной водой» - качание головы из стороны в

сторону, опустив вниз.

2. «Сова» - взявшись рукой за плечо, повернуть голову в эту сторону и

поглядеть через плечо, затем также в другую сторону.

3.«Шапка для размышлений» - мягко завернуть ушки от верхней точки до

мочки уха руками с обеих сторон – слышен резонирующий звук своего

голоса (счет до 5).

4.«Активизация рук» - поднять одну руку вверх, прижать к уху, другой рукой

обхватить ее за локоть, сзади головы. Разминая мышцы, двигать руку в

четырех направлениях, также с другой рукой.

5.«Активизация ног» - закинуть одну ногу щиколоткой вверх на колено

другой ноги: одновременно надавливать на чувствительные точки на

щиколотке и под коленом, медленно вытягивая и разгибая носок ноги.

6.«Парящий плайнер» - ноги крест- накрест, удерживая баланс наклоняться,

вперед балансируя руками.

7.«Заземлитель» - расставив ноги, руки на поясе, левая прямо, правая

развернута вправо, чуть согнуть колено, вдох, на выдохе выпрямиться,

повторить с другой ногой.

Упражнения

для

улучшения

самочувствия,

снятия

нервного

напряжения:

1. «Положительные точки» - нажатие пальцами точек над надбровными

дугами.

2. «Сцепление рук и ног» - помогает от стресса и злости.

3. «Поза Кука» - сидя прямо положить лодыжку правой ноги на левое колено,

левой рукой обхватить правую лодыжку, правой рукой массировать пальцы

ноги, до 1 м.

4. «Отрешенность» - сидя, поставить ноги вместе, соединить пальцы рук и

положить на колени, язык при вдохе поднимать к небу, при выдохе – на дно

рта, до 30 сек.

5.«Эмоциональная коррекция по Барометру»

- «Лобно-затылочный обхват» - положить правую руку на лоб, а левую на

затылок (думая мысленно о случившемся) Держать руки до тех пор, пока не

ощутите пульсацию на лобных буграх, напряжение медленно уходит, мозг

защищает себя от негативных переживаний. Одновременно выводить

глазами «восьмерку», знак бесконечности. Отработать можно любую из

отрицательных эмоций используя «Барометр Поведения» концепции «Три в

одном». Чтобы отслеживать негативные эмоции, в которые «выливается»

стресс и уметь переводить их в позитивные, на трех уровнях: сознания,

подсознания и тела, поможет таблица «Барометр Поведения», авторы:

Гордон Сток и Дэниел Уайтсайд. Барометр Поведения - отражает движение

человеческих эмоций (сверху – вниз). Сначала мы воспринимаем событие и

связанные с ним эмоции на сознательном уровне. Если наше сознание не в

силах справиться с ситуацией, то через некоторое время стрессовая реакция

опускается в подсознание, а затем - на уровень тела. Если усвоенная эмоция

была позитивной, организм реагирует выработкой гормонов удовольствия –

эндорфинов, прекрасным настроением и самочувствием. Если наоборот –

накопленные негативные эмоции рано или поздно превращаются в болезнь.

Именно об этом говорит самая «нижняя», глубокая отрицательная эмоция –

«Нет выбора». Цель – трансформировать, отрицательную эмоцию - в

положительную - «Есть выбор.

Чем выше двигательная активность ребенка, тем качественнее развивается

его речь, с другой - недостаточная речевая деятельность провоцирует

недоразвитие сенсорной, интеллектуальной и аффективно - волевой сфер.

Остается только добавить, что такие тренировки при грамотном подходе

педагогов не только будут полезными для стимулирования мышления,

памяти, умения думать, но и улучшат настроение, подарят уверенность в

себе, зарядят детей энергией.



В раздел образования