Напоминание

"В быстро меняющемся мире человеку придётся продолжать обучение в течении всей жизни"


Автор: Наталия Николаевна Кураш
Должность: мастер производственного обучения
Учебное заведение: ГБПОУ РХ "У(Т)ОР"
Населённый пункт: город Абакан
Наименование материала: доклад
Тема: "В быстро меняющемся мире человеку придётся продолжать обучение в течении всей жизни"
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Министерство физической культуры и спорта Республики Хакасия

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Республики Хакасия

«Училище (техникум) олимпийского резерва»

ДОКЛАД

Тема: «В быстро меняющемся мире человеку придется продолжать

обучение в течение всей жизни»

Выполнила:

Мастер

производственного обучения

_Кураш Наталия

Николаевна

г.Абакан, 2022г

«Преимущество участия в движении WorldSkills в том, что мы работаем с

навыком, а не с профессией. Наши ребята учатся получать, применять и

совершенствовать свои навыки. В условиях меняющегося технологического

уклада это очень важно». Роберт Уразов

В русском языке навык — это способность осуществлять

определенную деятельность, сформированная путем повторения и

доведения до автоматизма. В дополнение к термину

навык

для описания

способностей человека используется термин

компетенция

.

Компетенция — это комплексная характеристика готовности человека

применять полученные знания, умения и личностные качества в

профессиональной деятельности. В английском языке термин skill означает

способность выполнить задачу с предопределенным результатом.

Необходимо пересмотреть модель навыков XXI века.

Жесткие навыки (Hard skills), Мягкие навыки (Soft skills).

В современной управленческой теории навыки принято разделять на

мягкие

и

жесткие

(hard skills и soft skills). Под жесткими навыками

понимают способность работать с техникой и выполнять конкретную

работу, результат которой проверяем и измеряем. К мягким навыкам

относятся навыки, проявление которых сложно отследить, проверить и

наглядно продемонстрировать, например, управление временем и

способность эффективно взаимодействовать с людьми. В отличие от

жестких навыков с их узкой сферой применения, мягкие навыки применимы

в широких контекстах и не ограничиваются профессиональной

деятельностью. В большинстве существующих образовательных программ

основной упор делается на жесткие навыки, а различные мягкие навыки

лишь дополняют основную программу. Предполагается, что жесткий навык

— это собственно деятельность человека, а мягкий как бы обрамляет эту

деятельность, придает ей дополнительные качества. Рекомендуется

рассмотреть возможность изучить лучшие практики стран, где мягкие

навыки формируются и оцениваются как внутри жестких навыков, так и

отдельно.

Для организации обучения с учётом изменений, происходящих в XXI

веке, предлагается использовать четырехслойную модель навыков, которая

будет включать в себя следующие уровни:

Контекстные/Специализированные навыки, Кроссконтекстные навыки,

Метанавыки, Экзистенциальные навыки.

-Контекстные /узкоспециальные навыки (включающие в себя жесткие

навыки, но не ограничивающиеся ими) – эти навыки могут существовать

месяцы или несколько лет и меняться в соответствии с выполняемыми

задачами, развиваются и применяются в конкретном контексте. Это могут

быть профессиональные навыки (программирование на конкретном языке),

физические навыки (например, приготовление мясных полуфабрикатов) или

социальные навыки (например, видеоблогинг);

- Кроссконтекстные /общие навыки можно применять от нескольких лет до

десятилетий в более широких сферах социальной или личной деятельности:

навыки письма, чтения, тайм-менеджмента, навыки работы в команде;

-Метанавыки — это, прежде всего различные режимы управления

объектами в нашем разуме или в физическом мире, близкие к тому, что

Говард Гарднер называл

множественными интеллектами

или

модальностями интеллекта

, от логико-математического до телесно-

кинестетического и межличностного;

- Экзистенциальные навыки, которые можно универсально применять на

протяжении всей жизни и в различных жизненных контекстах личности.

Они включают способность ставить цели и достигать их (сила воли),

самосознание/способность к саморефлексии (осознанность, метапознание),

способность учиться/разучиваться/переучиваться (саморазвитие) это то, что

необходимо на протяжении всей жизни.

Растущая сложность мира будет сопровождаться дальнейшим ростом

разнообразия существующих навыков и знаний. Исходя из трендов,

формирующих сложный мир будущего, всем работникам нужно будет

получать:

а) различные навыки и знания, позволяющие работать с новыми

технологиями;

б) навыки и общие знания, которые могут быть применимы в широком

диапазоне профессиональных, социальных и персональных контекстов

(включая те, что связаны с технологической трансформацией), в частности:

- навыки и знания, которые помогают справиться с фундаментальными

изменчивастью, неопределенностью и неоднозначностью будущего,

включая сотрудничество, креативность, предпринимательские навыки. К

этой категории также относятся навыки, которые увеличивают личную

стойкость человека (например, навыки сохранения здоровья и способность

справляться со стрессом) и осознания будущего (способность понимать

и/или осуществлять ряд сценариев будущего и создавать эффективные

индивидуальные и коллективные стратегии действия);

- навыки и знания, которые помогают справиться с растущей сложностью

нашей цивилизации, включая системное и экосистемное мышление, дизайн-

и проектное мышление;

- знания и навыки, которые помогают жить в мире, богатом

информационными и коммуникационными технологиями, включая базовые

навыки программирования, поиска и обработки информации, аналитические

навыки (например, применение и передача знаний друг другу),

информационная гигиена/ медиаграмотность. К этим навыкам также

относится способность направлять и удерживать внимание, которая

понадобится в связи с нарастающей информационной перегрузкой;

- навыки и знания, которые позволяют делать то, что не умеют делать

машины — проявлять эмпатию/эмоциональный (или межличностный)

интеллект, целостную работу с телом, с живыми организмами и природой, а

также развитие способности сотворчества и служения другим с

искренностью и самоотдачей. В образовательном сообществе набирает

популярность новый список грамотностей, называемый: коммуникация,

креативность, критическое мышление и командная работа.

В XXI веке, рассмотрев изменения в структуре работы, которую

предстоит выполнять выпускникам в новом сложном мире. При анализе

требований, которые будут предъявляться к рабочим будущего,

предлагается оценивать изменения не только на уровне конкретного

рабочего места, но и на уровне системы рабочих мест, а также на уровне

взаимодействия системы рабочих мест с внешней средой.

Необходимо выделить список ключевых компетенций, базовых навыков,

которые будут востребованы во всех видах человеческой деятельности в

новом сложном мире. Список базовых грамотностей не предполагает, что

образование должно ограничиваться этими навыками.

-Концентрация и управление вниманием - необходимы, чтобы справляться с

информационной перегрузкой, управлять сложной техникой;

- Эмоциональная грамотность - аффективная область приобретает все

большую значимость в работе. Понимание своих эмоций, эмпатия,

сочувствие помогут сохранить себя и взаимодействовать с другими;

-Цифровая грамотность - Способность работать в цифровой среде, в том

числе AR (дополненная реальность) и VR (виртуальная реальность), будет

столь же востребована, как способность писать и читать;

- Творчество, креативность - при автоматизации рутинной деятельности на

любой работе будет все больше необходимости мыслить нестандартно и

создавать новое;

- Экологическое мышление - понимать связанность мира, воспринимать

свою деятельность в контексте всей экосистемы, поддерживать

эволюционные процессы;

- Кросскультурность- в любом городе, в любой рабочей среде будут

встречаться все более разные (суб)культуры, в том числе за счет разрыва

поколений;

- Способность к (само) обучению - в быстро меняющемся мире человеку

придется продолжать обучение в течение всей жизни, иногда

самостоятельно осваивая новые навыки.

Всё это необходимо рассматривать при планировании уроков

производственного обучения, в которых во главу угла должны ставиться

прикладные рабочие навыки, которых не хватает современным молодым

специалистам. Для решения этой проблемы необходимо уже применять

дуальную систему обучения и инструменты WorldSkills, когда 40% времени

обучения занимает теория, а 60% практика непосредственно в реальных

условиях производства.

Президент Российской Федерации В.В Путин сказал, что "Важнейшая

задача — это обновление и повышение качества среднего

профессионального образования, укрепление его связи с реальным

производством. Во многих регионах уже активно и успешно занимаются

развитием, так называемого дуального образования, когда практика

на конкретных предприятиях сочетается с теоретической подготовкой".

На успешное построение карьеры работает и демонстрационный

экзамен по стандартам WorldSkills - инструмент независимой оценки

практических умений и навыков выпускников. «В ходе таких испытаний

студенты выполняют практические конкурсные задания чемпионатов

WorldSkills по компетенциям, соответствующим программам среднего

профессионального образования, демонстрационный экзамен изначально

«собирался» вместе с работодателями и во всех процедурах в качестве

независимых экспертов присутствовали представители отраслей». Каждый,

кто сдает демонстрационный экзамен, получает свой Skills Passport. Этот

цифровой документ подтверждает профессиональный профиль специалиста.

Он в процентах показывает, насколько качественно молодой человек

выполнил тестовый проект, какими компетенциями и в какой степени он

владеет.

Реальность такова, что потребности рынка труда и специалисты,

которые выпускаются, не соответствуют друг другу. Систему подготовки

кадров надо менять и привести в соответствие с реальными требованиями

экономики.

Проблема, которую предстоит решать, не ограничивается определением

нового набора грамотностей или обновлением передаваемых знаний

требуется, чтобы мы пересмотрели всю логику образовательной модели.

- Мы не можем научить студентов креативности, предоставляя им

стандартные задачи;

- Мы не можем научить студентов сотрудничеству и совместной работе,

обращаясь к каждому из них индивидуально или ставя их в условия

конкуренции друг с другом;

- Мы не можем научить студентов эмпатии и эмоциональному интеллекту,

избавляясь от эмоций в образовательном процессе;

- Мы не можем научить студентов развивать медиаграмотность или

информационную гигиену, не допускаем использование информационных

технологий в учебных классах;

- Мы не можем научить студентов жить в балансе с биосферой, если лишаем

их контакта с природой или постоянно называем природу «ресурсом»;

- Мы не можем научить студентов осознанности, если сами учителя не

осознанны.

В быстро меняющемся мире человеку придется продолжать обучение

в течение всей жизни, иногда самостоятельно осваивая новые навыки.



В раздел образования