Автор: Наталия Николаевна Кураш
Должность: мастер производственного обучения
Учебное заведение: ГБПОУ РХ "У(Т)ОР"
Населённый пункт: город Абакан
Наименование материала: доклад
Тема: "В быстро меняющемся мире человеку придётся продолжать обучение в течении всей жизни"
Раздел: среднее профессиональное
Министерство физической культуры и спорта Республики Хакасия
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Республики Хакасия
«Училище (техникум) олимпийского резерва»
ДОКЛАД
Тема: «В быстро меняющемся мире человеку придется продолжать
обучение в течение всей жизни»
Выполнила:
Мастер
производственного обучения
_Кураш Наталия
Николаевна
г.Абакан, 2022г
«Преимущество участия в движении WorldSkills в том, что мы работаем с
навыком, а не с профессией. Наши ребята учатся получать, применять и
совершенствовать свои навыки. В условиях меняющегося технологического
уклада это очень важно». Роберт Уразов
В русском языке навык — это способность осуществлять
определенную деятельность, сформированная путем повторения и
доведения до автоматизма. В дополнение к термину
≪
навык
≫
для описания
способностей человека используется термин
≪
компетенция
≫
.
Компетенция — это комплексная характеристика готовности человека
применять полученные знания, умения и личностные качества в
профессиональной деятельности. В английском языке термин skill означает
способность выполнить задачу с предопределенным результатом.
Необходимо пересмотреть модель навыков XXI века.
Жесткие навыки (Hard skills), Мягкие навыки (Soft skills).
В современной управленческой теории навыки принято разделять на
≪
мягкие
≫
и
≪
жесткие
≫
(hard skills и soft skills). Под жесткими навыками
понимают способность работать с техникой и выполнять конкретную
работу, результат которой проверяем и измеряем. К мягким навыкам
относятся навыки, проявление которых сложно отследить, проверить и
наглядно продемонстрировать, например, управление временем и
способность эффективно взаимодействовать с людьми. В отличие от
жестких навыков с их узкой сферой применения, мягкие навыки применимы
в широких контекстах и не ограничиваются профессиональной
деятельностью. В большинстве существующих образовательных программ
основной упор делается на жесткие навыки, а различные мягкие навыки
лишь дополняют основную программу. Предполагается, что жесткий навык
— это собственно деятельность человека, а мягкий как бы обрамляет эту
деятельность, придает ей дополнительные качества. Рекомендуется
рассмотреть возможность изучить лучшие практики стран, где мягкие
навыки формируются и оцениваются как внутри жестких навыков, так и
отдельно.
Для организации обучения с учётом изменений, происходящих в XXI
веке, предлагается использовать четырехслойную модель навыков, которая
будет включать в себя следующие уровни:
Контекстные/Специализированные навыки, Кроссконтекстные навыки,
Метанавыки, Экзистенциальные навыки.
-Контекстные /узкоспециальные навыки (включающие в себя жесткие
навыки, но не ограничивающиеся ими) – эти навыки могут существовать
месяцы или несколько лет и меняться в соответствии с выполняемыми
задачами, развиваются и применяются в конкретном контексте. Это могут
быть профессиональные навыки (программирование на конкретном языке),
физические навыки (например, приготовление мясных полуфабрикатов) или
социальные навыки (например, видеоблогинг);
- Кроссконтекстные /общие навыки можно применять от нескольких лет до
десятилетий в более широких сферах социальной или личной деятельности:
навыки письма, чтения, тайм-менеджмента, навыки работы в команде;
-Метанавыки — это, прежде всего различные режимы управления
объектами в нашем разуме или в физическом мире, близкие к тому, что
Говард Гарднер называл
≪
множественными интеллектами
≫
или
≪
модальностями интеллекта
≫
, от логико-математического до телесно-
кинестетического и межличностного;
- Экзистенциальные навыки, которые можно универсально применять на
протяжении всей жизни и в различных жизненных контекстах личности.
Они включают способность ставить цели и достигать их (сила воли),
самосознание/способность к саморефлексии (осознанность, метапознание),
способность учиться/разучиваться/переучиваться (саморазвитие) это то, что
необходимо на протяжении всей жизни.
Растущая сложность мира будет сопровождаться дальнейшим ростом
разнообразия существующих навыков и знаний. Исходя из трендов,
формирующих сложный мир будущего, всем работникам нужно будет
получать:
а) различные навыки и знания, позволяющие работать с новыми
технологиями;
б) навыки и общие знания, которые могут быть применимы в широком
диапазоне профессиональных, социальных и персональных контекстов
(включая те, что связаны с технологической трансформацией), в частности:
- навыки и знания, которые помогают справиться с фундаментальными
изменчивастью, неопределенностью и неоднозначностью будущего,
включая сотрудничество, креативность, предпринимательские навыки. К
этой категории также относятся навыки, которые увеличивают личную
стойкость человека (например, навыки сохранения здоровья и способность
справляться со стрессом) и осознания будущего (способность понимать
и/или осуществлять ряд сценариев будущего и создавать эффективные
индивидуальные и коллективные стратегии действия);
- навыки и знания, которые помогают справиться с растущей сложностью
нашей цивилизации, включая системное и экосистемное мышление, дизайн-
и проектное мышление;
- знания и навыки, которые помогают жить в мире, богатом
информационными и коммуникационными технологиями, включая базовые
навыки программирования, поиска и обработки информации, аналитические
навыки (например, применение и передача знаний друг другу),
информационная гигиена/ медиаграмотность. К этим навыкам также
относится способность направлять и удерживать внимание, которая
понадобится в связи с нарастающей информационной перегрузкой;
- навыки и знания, которые позволяют делать то, что не умеют делать
машины — проявлять эмпатию/эмоциональный (или межличностный)
интеллект, целостную работу с телом, с живыми организмами и природой, а
также развитие способности сотворчества и служения другим с
искренностью и самоотдачей. В образовательном сообществе набирает
популярность новый список грамотностей, называемый: коммуникация,
креативность, критическое мышление и командная работа.
В XXI веке, рассмотрев изменения в структуре работы, которую
предстоит выполнять выпускникам в новом сложном мире. При анализе
требований, которые будут предъявляться к рабочим будущего,
предлагается оценивать изменения не только на уровне конкретного
рабочего места, но и на уровне системы рабочих мест, а также на уровне
взаимодействия системы рабочих мест с внешней средой.
Необходимо выделить список ключевых компетенций, базовых навыков,
которые будут востребованы во всех видах человеческой деятельности в
новом сложном мире. Список базовых грамотностей не предполагает, что
образование должно ограничиваться этими навыками.
-Концентрация и управление вниманием - необходимы, чтобы справляться с
информационной перегрузкой, управлять сложной техникой;
- Эмоциональная грамотность - аффективная область приобретает все
большую значимость в работе. Понимание своих эмоций, эмпатия,
сочувствие помогут сохранить себя и взаимодействовать с другими;
-Цифровая грамотность - Способность работать в цифровой среде, в том
числе AR (дополненная реальность) и VR (виртуальная реальность), будет
столь же востребована, как способность писать и читать;
- Творчество, креативность - при автоматизации рутинной деятельности на
любой работе будет все больше необходимости мыслить нестандартно и
создавать новое;
- Экологическое мышление - понимать связанность мира, воспринимать
свою деятельность в контексте всей экосистемы, поддерживать
эволюционные процессы;
- Кросскультурность- в любом городе, в любой рабочей среде будут
встречаться все более разные (суб)культуры, в том числе за счет разрыва
поколений;
- Способность к (само) обучению - в быстро меняющемся мире человеку
придется продолжать обучение в течение всей жизни, иногда
самостоятельно осваивая новые навыки.
Всё это необходимо рассматривать при планировании уроков
производственного обучения, в которых во главу угла должны ставиться
прикладные рабочие навыки, которых не хватает современным молодым
специалистам. Для решения этой проблемы необходимо уже применять
дуальную систему обучения и инструменты WorldSkills, когда 40% времени
обучения занимает теория, а 60% практика непосредственно в реальных
условиях производства.
Президент Российской Федерации В.В Путин сказал, что "Важнейшая
задача — это обновление и повышение качества среднего
профессионального образования, укрепление его связи с реальным
производством. Во многих регионах уже активно и успешно занимаются
развитием, так называемого дуального образования, когда практика
на конкретных предприятиях сочетается с теоретической подготовкой".
На успешное построение карьеры работает и демонстрационный
экзамен по стандартам WorldSkills - инструмент независимой оценки
практических умений и навыков выпускников. «В ходе таких испытаний
студенты выполняют практические конкурсные задания чемпионатов
WorldSkills по компетенциям, соответствующим программам среднего
профессионального образования, демонстрационный экзамен изначально
«собирался» вместе с работодателями и во всех процедурах в качестве
независимых экспертов присутствовали представители отраслей». Каждый,
кто сдает демонстрационный экзамен, получает свой Skills Passport. Этот
цифровой документ подтверждает профессиональный профиль специалиста.
Он в процентах показывает, насколько качественно молодой человек
выполнил тестовый проект, какими компетенциями и в какой степени он
владеет.
Реальность такова, что потребности рынка труда и специалисты,
которые выпускаются, не соответствуют друг другу. Систему подготовки
кадров надо менять и привести в соответствие с реальными требованиями
экономики.
Проблема, которую предстоит решать, не ограничивается определением
нового набора грамотностей или обновлением передаваемых знаний
требуется, чтобы мы пересмотрели всю логику образовательной модели.
- Мы не можем научить студентов креативности, предоставляя им
стандартные задачи;
- Мы не можем научить студентов сотрудничеству и совместной работе,
обращаясь к каждому из них индивидуально или ставя их в условия
конкуренции друг с другом;
- Мы не можем научить студентов эмпатии и эмоциональному интеллекту,
избавляясь от эмоций в образовательном процессе;
- Мы не можем научить студентов развивать медиаграмотность или
информационную гигиену, не допускаем использование информационных
технологий в учебных классах;
- Мы не можем научить студентов жить в балансе с биосферой, если лишаем
их контакта с природой или постоянно называем природу «ресурсом»;
- Мы не можем научить студентов осознанности, если сами учителя не
осознанны.
В быстро меняющемся мире человеку придется продолжать обучение
в течение всей жизни, иногда самостоятельно осваивая новые навыки.