Напоминание

"Методы активного обучения на уроках производственного обучения"


Автор: Наталия Николаевна Кураш
Должность: мастер производственного обучения
Учебное заведение: ГБПОУ РХ "У(Т)ОР"
Населённый пункт: город Абакан
Наименование материала: доклад
Тема: "Методы активного обучения на уроках производственного обучения"
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Тема доклада: «Методы активного обучения на уроках производственного

обучения».

Обучение является сердцевиной общественного явления воспитания.

Оно всегда существовало и существует в реальной практике

взаимоотношений между взрослыми и студентами. Его цель в том, чтобы

обеспечить приспособление студентов к действительности,

сориентировать их в разнообразных жизненных условиях и ситуациях,

подготовить к трудовой деятельности, как и что нужно делать, чтобы

удовлетворить свои потребности, выполнить общественные обязанности

приобрести необходимые для участия в труде знания, навыки. Такое

обучение проявляется в форме научения студентов конкретным действиям

путём показа, рассказа, контроля по результатам. В процессе научения

студенты усваивают необходимую информацию и приобретают нужные

навыки.

Преподавание есть специальная деятельность взрослых,

направленная на передачу студентам суммы знаний, навыков и отработка

их в процессе обучения до автоматизма.

Какие задачи ставит перед собой мастер на уроке производственного

обучения. Они просты:

1.Студент обязан воспроизвести полученные знания на уроках

теоретического обучения и выдать нужную информацию: знать и

применять на практике правила, законы, технологию приготовления,

организацию рабочего места и обслуживание оборудования, оформление,

подачу блюд;

2.Студентов следует научить пользоваться полученными знаниями:

грамотно и правильно составить технологические карты, рассчитать

калькуляцию (стоимость), разбираться в технологических процессах,

выполнять технологический процесс приготовления блюд различной

сложности, оценивать качество приготовленных блюд;

3.Важно развивать способность осуществлять определенную деятельность,

сформированная путем повторения и доведения до автоматизма;

4.Задача мастера привить любовь к профессии, умения

взаимодействовать с другими, мыслить нестандартно и создавать новое.

Актуализация опорных знаний в начале урока побуждает или

вынуждает активность студентов к выработке самостоятельных решений,

даёт замкнутое управление познавательной деятельностью студентов.

С целью подбора комплекса методов активного обучения на уроках

производственного обучения мастер может и должен использовать

различные педагогические методы и приёмы, направленные на

формирование знаний, умений, навыков, интереса к профессии, на

развитие мышления студентов. Среди них тестовые технологии, блиц-

опрос, поисковые работы, творческие работы, мастер классы, проблемные

ситуации, дидактические игры.

Используя нестандартное начало урока, позволяет вызвать у

студентов интерес и привлечь их внимание на решение каких-либо

проблемных ситуаций. Проблемная ситуация создаётся постановкой перед

студентами учебной – познавательной задачи, требующей для своего

решения мобилизации полученных знаний, приведение в состояние

повышенной активности мыслительных способностей. Главная функция

проблемной ситуации состоит в том, чтобы обеспечить наиболее глубокое

овладение учебным материалом в условиях повышенной трудности,

вовлечение умственных сил студентов в состояние деятельности.

Создание игровой ситуации способствует вовлечению студентов в

условную деятельность, содержащую изучаемые знания, умения и навыки,

разрешение не одной ситуации, а цепочки взаимосвязанных ситуаций.

Наличие системы стимулирования в игре, реализуемой через функции:

1.Побудить каждого играющего поступать, так как в жизни.

2.Побудить каждого играющего поступиться со своими интересами ради

общих (за счёт стимулирования).

3.Обеспечить объективный учёт вклада каждого играющего в общий

результат игры.

Игровые ситуации побуждают или вынуждают к активности

студентов, к выработке самостоятельных решений в предложенных

ситуациях. Даёт замкнутое управление познавательной деятельности

студентов, например: В столовой техникума очень беден ассортимент

холодных закусок, мастер производственного обучения предлагает,

используя ассортимент овощей производимых в регионах Сибири, не

выходя за рамки калькуляционной стоимости, с учетом совместимости

продуктов и содержанию витаминов, через установленное время

предоставить рецептуру, калькуляцию, технологическую карту для

дегустационной комиссии. Методы учебного – творческого выражения,

т.е. самостоятельный поиск, представляет собой метод обучения, который

позволяет мастеру, опираясь на имеющийся у студентов багаж знаний,

умений и навыков, на их индивидуальные способности, ставить перед

ними творческую поисковую задачу. Консультировать их деятельность,

оценивать и использовать в учебном процессе её результаты.

Успешность проведения активного обучения зависит от ряда действий

мастера и студентов.

1.Проводится тщательная подготовка таких уроков: даются

предварительные задания, объясняется построение урока, роль и задачи

каждого студента или малой группы, готовятся наглядные пособия –

карты, дидактический материал.

2.Продумывается ход занятий с учётом уровня и особенностей как всей

группы в целом, так и отдельных студентов, характера и особенностей

студентов, получивших конкретное задание, последовательность операций

и т.д.

3.Особое внимание уделяется активации деятельности всех студентов,

включая слабых, «равнодушных», «трудных», с тем, чтобы все были

заинтересованы и включены в том или ином виде в активную работу.

Чем больше активность, самоорганизация обучающихся, тем выше

идеальность обучающего или управляющего действия. Если мы грамотно

согласуем содержание и формы обучения с интересами студентов, то они

тогда сами будут стремиться узнать, а что же дальше? Согласуем темп,

ритм и сложность обучения с возможностями студентов – и тогда они

почувствуют свою успешность и сами захотят её подкрепить. А ещё

принцип предлагает активное вовлечение студентов в управлении своим

коллективом, и тогда они сами обучают друг друга.



В раздел образования