Автор: Наталия Николаевна Кураш
Должность: мастер производственного обучения
Учебное заведение: ГБПОУ РХ "У(Т)ОР"
Населённый пункт: город Абакан
Наименование материала: доклад
Тема: "Методы активного обучения на уроках производственного обучения"
Раздел: среднее профессиональное
Тема доклада: «Методы активного обучения на уроках производственного
обучения».
Обучение является сердцевиной общественного явления воспитания.
Оно всегда существовало и существует в реальной практике
взаимоотношений между взрослыми и студентами. Его цель в том, чтобы
обеспечить приспособление студентов к действительности,
сориентировать их в разнообразных жизненных условиях и ситуациях,
подготовить к трудовой деятельности, как и что нужно делать, чтобы
удовлетворить свои потребности, выполнить общественные обязанности
приобрести необходимые для участия в труде знания, навыки. Такое
обучение проявляется в форме научения студентов конкретным действиям
путём показа, рассказа, контроля по результатам. В процессе научения
студенты усваивают необходимую информацию и приобретают нужные
навыки.
Преподавание есть специальная деятельность взрослых,
направленная на передачу студентам суммы знаний, навыков и отработка
их в процессе обучения до автоматизма.
Какие задачи ставит перед собой мастер на уроке производственного
обучения. Они просты:
1.Студент обязан воспроизвести полученные знания на уроках
теоретического обучения и выдать нужную информацию: знать и
применять на практике правила, законы, технологию приготовления,
организацию рабочего места и обслуживание оборудования, оформление,
подачу блюд;
2.Студентов следует научить пользоваться полученными знаниями:
грамотно и правильно составить технологические карты, рассчитать
калькуляцию (стоимость), разбираться в технологических процессах,
выполнять технологический процесс приготовления блюд различной
сложности, оценивать качество приготовленных блюд;
3.Важно развивать способность осуществлять определенную деятельность,
сформированная путем повторения и доведения до автоматизма;
4.Задача мастера привить любовь к профессии, умения
взаимодействовать с другими, мыслить нестандартно и создавать новое.
Актуализация опорных знаний в начале урока побуждает или
вынуждает активность студентов к выработке самостоятельных решений,
даёт замкнутое управление познавательной деятельностью студентов.
С целью подбора комплекса методов активного обучения на уроках
производственного обучения мастер может и должен использовать
различные педагогические методы и приёмы, направленные на
формирование знаний, умений, навыков, интереса к профессии, на
развитие мышления студентов. Среди них тестовые технологии, блиц-
опрос, поисковые работы, творческие работы, мастер классы, проблемные
ситуации, дидактические игры.
Используя нестандартное начало урока, позволяет вызвать у
студентов интерес и привлечь их внимание на решение каких-либо
проблемных ситуаций. Проблемная ситуация создаётся постановкой перед
студентами учебной – познавательной задачи, требующей для своего
решения мобилизации полученных знаний, приведение в состояние
повышенной активности мыслительных способностей. Главная функция
проблемной ситуации состоит в том, чтобы обеспечить наиболее глубокое
овладение учебным материалом в условиях повышенной трудности,
вовлечение умственных сил студентов в состояние деятельности.
Создание игровой ситуации способствует вовлечению студентов в
условную деятельность, содержащую изучаемые знания, умения и навыки,
разрешение не одной ситуации, а цепочки взаимосвязанных ситуаций.
Наличие системы стимулирования в игре, реализуемой через функции:
1.Побудить каждого играющего поступать, так как в жизни.
2.Побудить каждого играющего поступиться со своими интересами ради
общих (за счёт стимулирования).
3.Обеспечить объективный учёт вклада каждого играющего в общий
результат игры.
Игровые ситуации побуждают или вынуждают к активности
студентов, к выработке самостоятельных решений в предложенных
ситуациях. Даёт замкнутое управление познавательной деятельности
студентов, например: В столовой техникума очень беден ассортимент
холодных закусок, мастер производственного обучения предлагает,
используя ассортимент овощей производимых в регионах Сибири, не
выходя за рамки калькуляционной стоимости, с учетом совместимости
продуктов и содержанию витаминов, через установленное время
предоставить рецептуру, калькуляцию, технологическую карту для
дегустационной комиссии. Методы учебного – творческого выражения,
т.е. самостоятельный поиск, представляет собой метод обучения, который
позволяет мастеру, опираясь на имеющийся у студентов багаж знаний,
умений и навыков, на их индивидуальные способности, ставить перед
ними творческую поисковую задачу. Консультировать их деятельность,
оценивать и использовать в учебном процессе её результаты.
Успешность проведения активного обучения зависит от ряда действий
мастера и студентов.
1.Проводится тщательная подготовка таких уроков: даются
предварительные задания, объясняется построение урока, роль и задачи
каждого студента или малой группы, готовятся наглядные пособия –
карты, дидактический материал.
2.Продумывается ход занятий с учётом уровня и особенностей как всей
группы в целом, так и отдельных студентов, характера и особенностей
студентов, получивших конкретное задание, последовательность операций
и т.д.
3.Особое внимание уделяется активации деятельности всех студентов,
включая слабых, «равнодушных», «трудных», с тем, чтобы все были
заинтересованы и включены в том или ином виде в активную работу.
Чем больше активность, самоорганизация обучающихся, тем выше
идеальность обучающего или управляющего действия. Если мы грамотно
согласуем содержание и формы обучения с интересами студентов, то они
тогда сами будут стремиться узнать, а что же дальше? Согласуем темп,
ритм и сложность обучения с возможностями студентов – и тогда они
почувствуют свою успешность и сами захотят её подкрепить. А ещё
принцип предлагает активное вовлечение студентов в управлении своим
коллективом, и тогда они сами обучают друг друга.