Автор: Хаятдинова Вера Николаевна
Должность: Мастер производственного обучения
Учебное заведение: ГБПОУ РХ "У(Т)ОР"
Населённый пункт: Республика Хакасия, город Абакан, улица Пушкина 190
Наименование материала: Доклад
Тема: Проблемное обучение
Раздел: среднее профессиональное
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Республики Хакасия
«Училище (техникум) олимпийского резерва»
Доклад
Тема «Проблемное обучение и методы его решения»
Выполнил: мастер п\о В.Н.Хаятдинова
г.Абакан, 2024г
Элементы проблемного обучения, возможно, применять на каждом занятии на всех его
этапах. Проблемное обучение называют потому, что весь учебный материал учащиеся
усваивают путем самостоятельного решения проблем.
Здесь и объяснение темы, и решения поставленных задач, и выполнение практических
упражнений.
Уровни проблемности для каждого возраста свои, и во многом достижение того или
иного зависит от совместной работы мастера и обучающегося.
Если нужно привить умение выполнять сложное действие, то сначала следует
продемонстрировать его, а затем разъяснять в процессе упражнений, следя за тем, чтобы
правильно выполнялись все его элементы.
Рассмотрим урок практических навыков по обработке и некоторых видов нарезки
овощей…
Прежде чем приступить к практическим навыкам, каждый обучающийся проходит
теоритическое обучение, поэтому мастеру производственного обучения требуется
закрепить навыки и привить умения.
Возможность применения проблемности в обучении связана с уровнем подготовленности
обучающихся. Восприятие и решение учебных проблем требует умения сравнивать
предметы, явления, анализировать их, обобщать. Выделяют четыре уровня проблемного
обучения.
Первый уровень – мастер формулирует проблему, вводит учащихся в проблему, создает
проблемные ситуации, решает их, анализирует полученные результаты. Ученики следят за
ходом его мыслей, усваивают учебный материал и приемы умственной деятельности. В
условиях производственного обучения наиболее эффективно является диалогическое
преподавание. Это обусловлено тем, что большинство обучающихся имеет некоторые
начальные сведения из опыта, и в определенной степени могут принимать участие в
решении учебных проблем.
Второй уровень – создание проблемной ситуации мастером, вместе с обучающимися
формулирует проблему и при их участии решает ее.
Третий уровень – мастер помогает обучающимся сформулировать проблему и решить ее.
Обучающиеся самостоятельно выбирают из предложений гипотезу, обосновывают ее,
находят метод доказательства гипотезы, формулируют выводы.
Четвертый уровень – творческая активность. Обучающиеся самостоятельно находят
проблему и решают ее. Роль учителя при этом сводиться к опосредованному руководству.
В производственном обучении есть все условия для организации индивидуальной работы
с обучающимися, чтобы понять и выявить пробелы обучения…
Мастер, осуществляя индивидуальный подход определяет, на каком уровне проблемности
способен работать обучающийся, какие компоненты творческой деятельности им усвоены
недостаточно, а потом, исходя из логики учебного материала, подобрать ему
соответствующие проблемные задания, которые будут способствовать устранению
выявленных недостатков.
Результат обучения зависит от мотивов познавательной деятельности, от характера ее
протекания, который обуславливается личностью обучающегося. Для успешности
обучения очень важно, чтобы у ученика была достаточно сильная мотивация к овладению
деятельности в виде желания учиться, интересы к профессии.
На уроках производственного обучения, мастер укрепляет интерес к выбранной
профессии через демонстрацию мастер-классов, дает возможности проявить себя в
приготовлении различных блюд и изделий.
Внедрение новых информационных технологий в учебный процесс позволяет
активизировать процесс обучения. Реализовать идеи развивающего обучения, повысить
темп урока, увеличить объем самостоятельной работы учащихся. Формировать и
развивать профессиональные компетенции: применение знаний, умения находить
причинно-следственные связи, сделать выбор из представленной информации, критически
и творчески мыслить, генерировать новые идеи, анализировать, составлять алгоритм
действий, аргументировать выводы, быть коммуникабельным, контактным в различных
социальных группах, самостоятельно работать над созданием проекта.
Использование информационных технологий на уроках производственного обучения
позволяет разнообразить формы работы, деятельность учащихся, активизировать
внимание, повысить творческий потенциал личности. Построение схем, таблиц в
презентации позволяет экономить время, более эстетично оформить материал. Задания с
последующей проверкой активизируют внимание учащихся. Использование иллюстраций,
рисунков, различных занимательных заданий, тестов, воспитывают интерес к уроку;
делают урок более интересным. Использование тестов помогает не только экономить
время мастера п/о, но и дает возможность учащимся самим оценить свои знания.
Сегодня к выпускнику техникума XXI века общество предъявляет достаточно серьёзные
требования. Он должен: - уметь самостоятельно приобретать знания; - применять их на
практике для решения разнообразных проблем; - работать с различной информацией,
анализировать, обобщать, аргументировать; - самостоятельно критически мыслить, искать
рациональные пути в решении проблем; - быть коммуникабельным, контактным в
различных социальных группах, гибким в меняющихся жизненных ситуациях. Задача
нелёгкая, но вполне выполнимая. Многое зависит от нас, педагогов.
Для того чтобы помочь обучающемуся в будущем стать социально успешным, должен
измениться не только преподаватель, но и сам стиль обучения. Из обычного
ретранслятора знаний он превращается в дирижёра, режиссёра, организатора. Его задача –
вовлечь обучающихся в активную творческую деятельность, где участники процесса
обучения взаимодействуют друг с другом, строят диалог и самостоятельно получают
знания.
Заключение.
Умение – это серия отдельных операций, исполняемых на основе знания и составляющих
важный элемент целенаправленного действия. В процессе обучения умения кажутся
настолько простыми и общедоступными, что люди, в том числе, педагоги, не обращают
внимания на степень развитости таких умений у обучающегося.
Хотя именно от умений зависит конечный результат, востребованность обучающегося как
специалиста.
Для того, чтобы добиться высоких показателей в подготовке специалистов, необходимо
учитывать очень многие факторы…