Формирование познавательного отношения детей среднего возраста к природе.
Автор: Панченко Вероника Владимировна Должность: воспитатель Учебное заведение: МАДОУ МО Детский сад №43 Населённый пункт: г.Краснодар поселок Индустриальный. Наименование материала: статья Тема: Формирование познавательного отношения детей среднего возраста к природе. Раздел: дошкольное образование
Формирование познавательного отношения детей старшего дошкольного возраста к природе!
В современном мире проблемы окружающей среды приобрели
первостепенное значение. Насущной задачей стало принятие решений и мер
по защите окружающей среды от загрязнения и разрушения, сохраняя всего
генетического разнообразия живых существ, сбережения генофонда
планеты. Особо остро в сложившихся условиях встала задача экологического
образования населения. Первостепенное значение при этом придаётся
экологическому образованию подрастающего поколения.
Экологическое воспитание – это новое направление дошкольной педагогики, которое отличается
от традиционного ознакомления детей с природой.
Теоретические основы экологического воспитания дошкольников представлены в различных
психолого—педагогических исследованиях. Результат экологического воспитания большинство
исследователей видят в сформированности экологической культуры. В период дошкольного
детства , в процессе целенаправленного педагогического взаимодействия у детей, можно
сформировать начало экологической культуры _ осознанно правильного отношения к явлениям,
объектом живой и не живой природы. Которое составляют их непосредственное окружение в этот
период жизни. Экологическое воспитание дошкольников – это часть познания ребёнком всего
живого . Воспитание правильного отношения к природе, умение бережно обращаться с живыми
существами имеет большое значение в дошкольный период жизни.
Осознанно –правильное отношение вырабатывается при условиях тесного контакта и различных
форм взаимодействия ребенка с растениями и животными, на участке детского сада. Он узнает,
что у всего живого ,в том числе и у человека, есть определённые потребности.
Большое значение в развитии экологической культуре имеют такие формы и методы работы с
детьми, в которых дети получают возможность непосредственного контакта и с животными и с
растениями. В них дети не только получают экологические знания , но и опыт использования этих
знаний в практической деятельности. Современная дошкольная педагогика придает большое
значение занятиям. Они оказывают положительное воздействие на детей, способствуют их
интенсивному интеллектуальному и личностному развитию.
Важное место в процессе ознакомления детей с природой принадлежит моделированию.
Моделирование рассматривается как совместная деятельность воспитателя и детей по
построению моделей, главная цель обеспечить успешное усвоение детьми знаний об
особенностях объектов природы их структуре, связях, отношениях, существующих между ними.
Для формирования отношения ей к природе используются такие формы работы как праздники и
развлечения. Их главная роль – это воздействие на эмоциональную сферу личности ребёнка. На
чувства детей оказывает влияние красочное художественное оформление слово, костюмы
персонажей. В работе по выявлению уровня детей старшего возраста по экологической культуре. В
эксперименте экологическая культура рассматривается с таких позиций, как знания, отношения, а
также умение действовать с объектами живой и не живой природы.
Результаты исследования показали ,что 11.6 %детей имеют низкий уровень экологической
культуры, т.е не проявляют инициативы в общение с природой. Не выполняют правила гуманного
взаимодействия с живыми объектами, могут проявлять небрежность и даже агрессивность,50%
детей показали средний уровень дошкольники проявляют положительное отношение
избирательной направленности .
И только 38.4% детей имеют высокий уровень экологической культуры, принадлежат деятельности
с природными объектами , с удовольствием и по собственной инициативе общаются с живыми
существами. Мотивам бережного отношения выступает понимание ценности жизни.
Выявив уровень экологической культуры старшего дошкольного возраста . Нужно ставить акцент
на эмоционально –положительном и экологически правильном отношении к объектам живой и не
живой природы. Для того что бы уровень детей не был на низком процессе , таким образом
,формирование экологической культуры целесообразно начинать с раннего возраста.
Экологическая культура тесно связанна с особой организацией педагогического процесса,
включающего праздничные формы взаимодействия ребенка с миром природы в естественной и
специально созданной среде, основанного на нравственно положительных переживаниях ребёнка
в различных жизненных ситуациях.
Панченко В. В.