Напоминание

Искусство бисероплетения: традиции-современность-творчество


Автор: Абдрафигина Евгения Рашитовна
Должность: Педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБУДО "ЦРТДиЮ "Победа" г. Челябинска
Населённый пункт: Челябинская область
Наименование материала: Статья
Тема: Искусство бисероплетения: традиции-современность-творчество
Раздел: высшее образование





Назад




Е. Р. Абдрафигина

E. R. Abdrafigina

ФГБОУ ВО «Челябинский государственный институт культуры»,

Челябинск

Chelyabinsk State Institute of Culture, Chelyabinsk

ИСКУССТВО БИСЕРОПЛЕТЕНИЯ: ТРАДИЦИИ-

СОВРЕМЕННОСТЬ-ТВОРЧЕСТВО

Аннотация.

Процессы глобализации, оказывающие негативное

воздействие

на

формирование,

укрепление

национально-культурного

сознания, актуализируют проблематику преемственности и сохранения

национальных

культур

в

искусстве

бисероплетения,

при

влиянии

современных тенденций. Становление духовно-нравственной позиции в

творчестве

невозможно

вне

активной

обращенности

к

истокам

и

зарождениям бисерного рукоделия.

Abstract.

The processes of globalization, which have a negative impact

on the formation and strengthening of national and cultural consciousness,

actualize the problems of continuity and preservation of national cultures in the

art of beadwork, under the influence of modern trends. The formation of a

spiritual and moral position in creativity is impossible without an active appeal

to the origins and beginnings of beaded needlework.

Ключевые

слова:

искусство

плетения

из

бисера,

традиции,

современные

реалии,

проблема

сохранения

национальных

культур,

украшения из бисера

Keywords:

the art of weaving beads, traditions, modern realities, the

problem of preserving national cultures, jewelry made of beads

Обращаясь непосредственно к искусству плетения из бисера, нельзя

не отметить важность этой древней основы общенародного творения.

Развитие и распространение данного вида декоративно-прикладного

искусства получило известность благодаря своему длительному пути,

начиная с давних времен со становления человечества и заканчивая

сегодняшним днем. Популярность самих бусин существовала еще в период

зарождения давних культур, они использовались в качестве убранства, в

том числе. Так, применяя различные воздействия и технологии с

зародившимся в Месопотамии стеклоделием, возникли бусины различных

форм и по мере их уменьшения в размерах сам бисер.

Также созданию бисера послужило украшение людьми себя нитями

бус из разноцветных камешков, зубов или костей добытых хищников.

При

этом украшения отражали не только утилитарность и декоративность

изделия, но и выполняли защитную функцию в качестве оберега или

талисмана от недоброго глаза, что имело весомое значение в культуре

народа.

Обращаясь

к

технике

плетения

из

вышеперечисленных

материалов, возникло плетение из бисера, первым видом которого стал

называться сетчатым.

В дальнейшем бисероплетение начало охватывать весь мир своим

разнообразием приемов. Несмотря на запоздалый приход бисерного

рукоделия из Европы в Россию, оно стало активно развиваться и

закладывать традиции в культуре и ремесле. Такие техники, как:

параллельное плоское и объемное плетение из бисера, мозаичное,

монастырское, кирпичное, вышивание и низание были и остаются

наиболее известными и распространёнными при создании изделий.

Важным оставалось то, что ни для кого не было секретом сколько времени

занимает данное ремесло, дело небыстрое и относились к нему серьезно,

рассуждая, что состоятельная девушка может скоротать свое время, имея

все в доступе, когда другая зарабатывает длительным ручным трудом на

пропитание. В обоих случаях мастерство росло и расширяло границы,

отражающихся на традициях.

С приходом «машин» изделия из бисера начинают терять свою

популярность и ценность, так как это упрощает процесс изготовления

бисера, что также влияло на его стоимость и доступность. Но со временем,

расцвет бисерного рукоделия нашел свое место в конце XVIII века, это

было

связано

с

образованием

небольших

мастерских

Московских,

Казанских и других губерний, позволяющих изготавливать бисер и

открывающих возможность использовать стеклярусный бисер в первых

панно.

В течение времени образовывались «центры», одни из которых

оставили немаловажный след в истории. Это женские монастыри.

Украшения, выполненные монашескими рукодельницами, имели высокий

уровень. Особенно ценились вышивальщицы, владея шитьем из золота,

шелка, серебра и различного бисера.

Так собирались и сохранялись

различные техники бисероплетения.

В настоящее время плетением из бисера занимается огромное

количество женщин, в современном мире некоторые мужчины тоже стали

осваивать данный вид рукоделия. Это неудивительно, так как ценителями

прекрасного изделия и процесса может выступать человек любого пола,

возраста и статуса. Как например трубка для курения М.И. Кутузова,

находящаяся в Эрмитаже в Санкт-Петербурге. Этому способствует

стабильность

социума,

развитие

информационно-коммуникационных

технологий, мода и ее течения, доступное распространение различных

материалов и фурнитуры для создания изделий, свобода в проявлении

индивидуальности, массовость. Таким образом, бисероплетение перетекает

в творчество для человека, которое не требует определенных целей и

задач. При этом помогает развить, как и навыки мелкой моторики для

детей, так и человеческие качества для взрослого поколения, в которые

определенно входит терпение, усидчивость и концентрация внимания.

Отсюда немаловажной проблемой остается сохранение накопленного

опыта работы человека с бисером и развитие национальных течений в

современных реалиях. Сегодняшний день требует быстрого выполнения

изделий из бисера, высокого качества работы и доступность. Остается ли

ценность такой работы? Что она в себе отражает и способна ли не просто

сохранить

изначальную

технологию

изготовления,

материалы

и

орнаментальность, а развить и модернизировать национальные черты и

мотивы? На это многие современные мастера обращают свое внимание и

активно

комбинируют

все

интересующее

с

истоками,

ускоренно

повышают свой профессионализм различными обучениями и выводят в

массы.

Так технологии современного бисероплетения сочетают веками,

устоявшиеся

приемы

и

обновлённые

техники

плетения

позволяют

создавать оригинальные виды изделий, обращаться к традициям и истокам

бисерного рукоделия, отражать и возрождать их в современной форме.

Данная позиция позволяет развивать собственное, народное, российское

производство украшений и различных изделий из бисера.

Литература

1.

Камышникова, М. В. Искусство бисероплетения / М.В. Камишникова,

Н. А. Ковалева. – Текст : непосредственный //

ГОУ ВПО «Донбасская

национальная академия строительства и архитектуры»– 2018. – с. 130–

133.

2.

Замега, А Н. Эпоха бисероплетения/ Замега А.Н.– Текст:

непосредственный // Культурология, Институт научной информации по

общественным наукам РАН. – 2015. – (4) 75. – с. 193–196.



В раздел образования