Автор: Тетерина Мария Владимировна
Должность: Заведующий
Учебное заведение: МБДОУ №92 "Веснушка"
Населённый пункт: Сургут
Наименование материала: Статья
Тема: Эффективное управление дошкольной образовательной организацией
Раздел: дошкольное образование
К вопросу об эффективном управлении дошкольной образовательной
организацией
Деятельность
по
управлению
дошкольной
образовательной
организацией
динамична,
она
отличается
своей
многогранностью
и
сложностью.
Руководитель
должен
умело
использовать
существующую
структуру
дошкольной
образовательной
организации,
создать
взаимосвязанную
систему.
Стоит
отметить
и
то
целенаправленное
воздействие на педагогический коллектив, благодаря которому достигаются
максимальные результаты образовательного процесса.
Руководителю дошкольной образовательной организации необходимо
учитывать
изменяющиеся
условия,
происходящие
в
образовательном
пространстве. Если дошкольная образовательная организация намеревается
быть
уникальной
для
потребителя
и
иметь
большой
спрос
на
рынке
образовательных услуг, то надо постоянно проводить анализ собственной
деятельности. Это включает внутреннюю оценку качества предоставляемых
образовательных
услуг
и
внешнюю,
которая
заключается
в
проведении
различных видов опросов населения и их анализом.
Результативность
деятельности
позволяет
судить
то,
насколько
эффективно
руководитель
управляет
дошкольной
образовательной
организацией.
Вопросами управления образовательными организациями, в том числе и
дошкольными, занимались Поздняк Л.В. [3], Поташник М.М. [4], Денякина
Л.М. [1], Шамова Т.И. [6] и другие.
Поздняк
Л.В.,
Лященко
Н.Н.
[3]
пишут
о
том,
что
правильное
руководство предполагает постоянный анализ окружающей обстановки со
стороны управленца. Это поможет руководителю сориентировать педагогов
дошкольной
образовательной
организации
к
восприятию
достижений
общества, окажет воздействие на развитие их самосознания.
Другие исследователи в области управления организациями, например,
Шамова
Т.И.
[6]
рассматривает
управление
как
взаимодействие
руководителей
образовательного
учреждения
и
других
участников
образовательного
процесса
по
его
упорядочению
и
переводу
в
новое
качественное состояние, отвечающее выполнению поставленных задач.
Руководителю необходимо проявлять гибкость и быстроту реакции
перед
запросами
населения,
находить
различные
варианты
развития
дошкольной образовательной организации в зависимости от современных
требований и условий.
Таким образом, управление современной дошкольной образовательной
организацией
–
это
целенаправленная
активная
деятельность
субъектов
управления
различного
уровня,
обеспечивающая
оптимальное
функционирование и развитие педагогической системы, перевод ее на новый,
качественно высокий уровень по фактическому достижению цели с помощью
необходимых оптимальных педагогических условий, способов, средств и
воздействий.
Фалюшина Л.И. [5] пишет, что деятельность руководителя должна
носить
преобразующий
характер.
Это
предполагает
направленность
на
совершенствование
деятельности
педагогов,
преобразование
их
профессиональных
способностей.
Совершенствование
и
преобразование
своих
профессиональных
способностей
являются
одними
из
ключевых
элементов эффективности деятельности по управлению организацией.
Эффективность управления дошкольной образовательной организацией
зависит от способности руководителя к самоанализу, поэтому необходимо
проводить
работу
по
контролю
и
корректировке
деятельности
ДОО.
Осуществляя
выбор
путей
обновления
педагогического
процесса
и
эффективного управления им, современный руководитель, должен учесть
тенденции
социальных
преобразований
в
обществе,
запросы
родителей,
уровень развития детей и профессиональные возможности педагогов.
По
определению
Поташника
М.М.
[4],
организационная
структура
управления
представляет
собой
совокупность
индивидуальных
и
коллективных
субъектов,
между
которыми
распределены
полномочия
и
ответственность за выполнения управленческих функций.
По
мнению
Конаржевского
Ю.А.
[2],
эффективность
организации
управления
–
это
создание
благоприятных
условий
для
достижения
коллективом
поставленных
целей
в
кратчайшие
сроки
при
наивысших
качественных и количественных показателях и наименьших затратах.
При
этом
эффективность
работы
дошкольной
образовательной
организации
зависит
от
психологического
настроя,
преобладающего
в
коллективе. И здесь ведущая роль также принадлежит его руководителю.
Являясь
лидером,
руководитель
определяет
весь
климат
в
дошкольной
образовательной организации. Стиль его управления должен способствовать
созданию в коллективе обстановки открытости, делового сотрудничества,
доверия.
В настоящее время можно наблюдать парадоксальную, но в целом
вполне
типичную
ситуацию,
которая
характеризуется
недостаточной
разработкой данной проблемы и необходимостью на практике обеспечить
эффективное управление дошкольной образовательной организацией.
Для
эффективного
управления
дошкольной
образовательной
организацией руководителю необходимо знать, что является критериями ее
успешности или, наоборот, что вызывает проблемы, и отслеживать динамику
по этим критериям, анализируя результаты и корректируя управленческие
решения. Поэтому необходимо правильно выбрать критерии эффективности,
так как неверно выбранные показатели не позволят достичь результатов,
определенных целью.
В
связи
с
этим
рассмотрим
основные
критерии
и
показатели
эффективности управления.
Критерии:
1. Качество управления дошкольной образовательной организацией:
деятельность администрации по психологической и методической
поддержке профессионального развития педагогов;
оценивание руководителем своей деятельности и своевременное
исправление допущенных недочетов;
знание нормативно-правовых документов;
стиль управления.
2. Кадровое обеспечение дошкольной образовательной организации:
уровень квалификации педагогических работников;
достижения педагогических работников.
3. Качество результатов образования:
особенности
развития
когнитивной
сферы,
личностных
особенностей дошкольников;
состояние здоровья дошкольников;
достижения дошкольников.
Таким образом, есть возможности произвести приблизительную оценку
эффективности управленческой деятельности дошкольной образовательной
организации.
Список использованной литературы
1. Денякина Л.М. Новые подходы к управленческой деятельности в
дошкольном образовательном учреждении. – М.: Новая школа, 2010. – 48 с.
2. Конаржевский, Ю.А. Внутришкольный менеджмент. – М.: Новая
школа, 2007. – 158 с.
3. Поздняк Л.В., Лященко Н.Н. Управление дошкольным образованием:
учебное пособие для студ. пед. вузов. – М.: Издательский центр «Академия»,
2014. – 432 с.
4. Управление современной школой: пособие для директора школы / под
ред. Поташника М.М. – М., 2012.
5.
Фалюшина
Л.И.
Управление
дошкольным
образовательным
учреждением. Современный аспект. – М.: Педагогическое общество России,
2013. – 80 с.
6.
Шамова
Т.И.
Управлением
образовательными
системами:
учеб.
пособие
/
Т.И.
Шамова,
П.И.
Третьяков,
И.П.
Капустин;
под
ред.
Т.И.
Шамовой. – М.: Владос, 2012.