Напоминание

Эффективное управление дошкольной образовательной организацией


Автор: Тетерина Мария Владимировна
Должность: Заведующий
Учебное заведение: МБДОУ №92 "Веснушка"
Населённый пункт: Сургут
Наименование материала: Статья
Тема: Эффективное управление дошкольной образовательной организацией
Раздел: дошкольное образование





Назад




К вопросу об эффективном управлении дошкольной образовательной

организацией

Деятельность

по

управлению

дошкольной

образовательной

организацией

динамична,

она

отличается

своей

многогранностью

и

сложностью.

Руководитель

должен

умело

использовать

существующую

структуру

дошкольной

образовательной

организации,

создать

взаимосвязанную

систему.

Стоит

отметить

и

то

целенаправленное

воздействие на педагогический коллектив, благодаря которому достигаются

максимальные результаты образовательного процесса.

Руководителю дошкольной образовательной организации необходимо

учитывать

изменяющиеся

условия,

происходящие

в

образовательном

пространстве. Если дошкольная образовательная организация намеревается

быть

уникальной

для

потребителя

и

иметь

большой

спрос

на

рынке

образовательных услуг, то надо постоянно проводить анализ собственной

деятельности. Это включает внутреннюю оценку качества предоставляемых

образовательных

услуг

и

внешнюю,

которая

заключается

в

проведении

различных видов опросов населения и их анализом.

Результативность

деятельности

позволяет

судить

то,

насколько

эффективно

руководитель

управляет

дошкольной

образовательной

организацией.

Вопросами управления образовательными организациями, в том числе и

дошкольными, занимались Поздняк Л.В. [3], Поташник М.М. [4], Денякина

Л.М. [1], Шамова Т.И. [6] и другие.

Поздняк

Л.В.,

Лященко

Н.Н.

[3]

пишут

о

том,

что

правильное

руководство предполагает постоянный анализ окружающей обстановки со

стороны управленца. Это поможет руководителю сориентировать педагогов

дошкольной

образовательной

организации

к

восприятию

достижений

общества, окажет воздействие на развитие их самосознания.

Другие исследователи в области управления организациями, например,

Шамова

Т.И.

[6]

рассматривает

управление

как

взаимодействие

руководителей

образовательного

учреждения

и

других

участников

образовательного

процесса

по

его

упорядочению

и

переводу

в

новое

качественное состояние, отвечающее выполнению поставленных задач.

Руководителю необходимо проявлять гибкость и быстроту реакции

перед

запросами

населения,

находить

различные

варианты

развития

дошкольной образовательной организации в зависимости от современных

требований и условий.

Таким образом, управление современной дошкольной образовательной

организацией

это

целенаправленная

активная

деятельность

субъектов

управления

различного

уровня,

обеспечивающая

оптимальное

функционирование и развитие педагогической системы, перевод ее на новый,

качественно высокий уровень по фактическому достижению цели с помощью

необходимых оптимальных педагогических условий, способов, средств и

воздействий.

Фалюшина Л.И. [5] пишет, что деятельность руководителя должна

носить

преобразующий

характер.

Это

предполагает

направленность

на

совершенствование

деятельности

педагогов,

преобразование

их

профессиональных

способностей.

Совершенствование

и

преобразование

своих

профессиональных

способностей

являются

одними

из

ключевых

элементов эффективности деятельности по управлению организацией.

Эффективность управления дошкольной образовательной организацией

зависит от способности руководителя к самоанализу, поэтому необходимо

проводить

работу

по

контролю

и

корректировке

деятельности

ДОО.

Осуществляя

выбор

путей

обновления

педагогического

процесса

и

эффективного управления им, современный руководитель, должен учесть

тенденции

социальных

преобразований

в

обществе,

запросы

родителей,

уровень развития детей и профессиональные возможности педагогов.

По

определению

Поташника

М.М.

[4],

организационная

структура

управления

представляет

собой

совокупность

индивидуальных

и

коллективных

субъектов,

между

которыми

распределены

полномочия

и

ответственность за выполнения управленческих функций.

По

мнению

Конаржевского

Ю.А.

[2],

эффективность

организации

управления

это

создание

благоприятных

условий

для

достижения

коллективом

поставленных

целей

в

кратчайшие

сроки

при

наивысших

качественных и количественных показателях и наименьших затратах.

При

этом

эффективность

работы

дошкольной

образовательной

организации

зависит

от

психологического

настроя,

преобладающего

в

коллективе. И здесь ведущая роль также принадлежит его руководителю.

Являясь

лидером,

руководитель

определяет

весь

климат

в

дошкольной

образовательной организации. Стиль его управления должен способствовать

созданию в коллективе обстановки открытости, делового сотрудничества,

доверия.

В настоящее время можно наблюдать парадоксальную, но в целом

вполне

типичную

ситуацию,

которая

характеризуется

недостаточной

разработкой данной проблемы и необходимостью на практике обеспечить

эффективное управление дошкольной образовательной организацией.

Для

эффективного

управления

дошкольной

образовательной

организацией руководителю необходимо знать, что является критериями ее

успешности или, наоборот, что вызывает проблемы, и отслеживать динамику

по этим критериям, анализируя результаты и корректируя управленческие

решения. Поэтому необходимо правильно выбрать критерии эффективности,

так как неверно выбранные показатели не позволят достичь результатов,

определенных целью.

В

связи

с

этим

рассмотрим

основные

критерии

и

показатели

эффективности управления.

Критерии:

1. Качество управления дошкольной образовательной организацией:

деятельность администрации по психологической и методической

поддержке профессионального развития педагогов;

оценивание руководителем своей деятельности и своевременное

исправление допущенных недочетов;

знание нормативно-правовых документов;

стиль управления.

2. Кадровое обеспечение дошкольной образовательной организации:

уровень квалификации педагогических работников;

достижения педагогических работников.

3. Качество результатов образования:

особенности

развития

когнитивной

сферы,

личностных

особенностей дошкольников;

состояние здоровья дошкольников;

достижения дошкольников.

Таким образом, есть возможности произвести приблизительную оценку

эффективности управленческой деятельности дошкольной образовательной

организации.

Список использованной литературы

1. Денякина Л.М. Новые подходы к управленческой деятельности в

дошкольном образовательном учреждении. – М.: Новая школа, 2010. – 48 с.

2. Конаржевский, Ю.А. Внутришкольный менеджмент. – М.: Новая

школа, 2007. – 158 с.

3. Поздняк Л.В., Лященко Н.Н. Управление дошкольным образованием:

учебное пособие для студ. пед. вузов. – М.: Издательский центр «Академия»,

2014. – 432 с.

4. Управление современной школой: пособие для директора школы / под

ред. Поташника М.М. – М., 2012.

5.

Фалюшина

Л.И.

Управление

дошкольным

образовательным

учреждением. Современный аспект. – М.: Педагогическое общество России,

2013. – 80 с.

6.

Шамова

Т.И.

Управлением

образовательными

системами:

учеб.

пособие

/

Т.И.

Шамова,

П.И.

Третьяков,

И.П.

Капустин;

под

ред.

Т.И.

Шамовой. – М.: Владос, 2012.



В раздел образования