Автор: Волошина Анастасия Валерьевна
Должность: учитель истории
Учебное заведение: МОАУ СОШ №38 г. Орска
Населённый пункт: ОРЕНБУРГСКАЯ ОБЛАСТЬ, ОРСК
Наименование материала: технологическая карта урока
Тема: Трудовые правоотношения
Раздел: полное образование
Технологическая карта урока обществознания
Предмет
обществознание
Автор
Учитель истории МОАУ СОШ №38 г. Орска, Волошина А.В.
Класс
10
Тип урока
Урок открытия новых знаний
Тема урока
«Трудовые правоотношения. Трудовой договор»
Цели урока
Изучение участников трудовых правоотношений, условие, содержание и прекращение трудового
договора.
Основные задачи урока
1) проанализировать основные права и обязанности работника и работодателя;
2) выяснить что такое трудовой договор и условия его заключения;
3) определить какие документы необходимы для трудоустройства;
4) узнать, что такое рабочее время и время отдыха;
5) определить основные условия прекращения трудового договора.
Предметные результаты
Метапредметные результаты
Личностные результаты
Узнают основные права и обязанности
сторон трудового правоотношения; по-
лучат знания о трудовом договоре,
узнают особенности трудоустройства
несовершеннолетних.
Регулятивные: адекватно воспринимают предло-
жения и оценку учителей, товарищей, родителей и
других людей.
Познавательные: выбирают наиболее эффектив-
ные способы решения задач, контролируют и оце-
нивают процесс деятельности.
Коммуникативные: договариваются о распреде-
лении функций и ролей в совместном сотрудниче-
стве; задают вопросы, необходимые для организа-
ции совместной деятельности
гражданственность, гражданская позиция ак-
тивного и ответственного члена российского
общества, осознающего свои конституцион-
ные права и обязанности, уважающего закон
и правопорядок, осознанно принимающего
традиционные национальные и общечелове-
ческие гуманистические и демократические
ценности, готового к участию в обществен-
ной жизни;
готовность обучающихся к конструктивному
участию в принятии решений, затрагиваю-
щих их права и интересы, в том числе в раз-
личных формах общественной самоорганиза-
ции, самоуправления, общественно значи-
мой деятельности;
Необходимое оборудование к уроку:
Учебник: Обществознание. Учебник для 10 класса - Под ред. Боголюбова Л.Н., Ивановой Л.Ф. М.: Просвещение, 2020.
Трудовой кодекс РФ (выдержки из статей). Презентация «Трудовые правоотношения. Трудовой договор»
Методы работы: проблемное изложение материала
Основные понятия и слова, изучаемые в теме: трудовые правоотношения, работа, работник, работодатель, трудовой договор, трудовая
книжка, рабочее время, время отдыха.
Ход урока
Этапы урока
Действия учителя
Действия учеников
Формирование УУД, тех-
нология оценивания
Орг. момент
Приветствие. Проверка готовности к уроку.
Приветствие учителя
Проверка зна-
ний.
Раздает карточки с заданиями.
Выполняют работу самосто-
ятельно.
Создание
проблемной си-
туации.
Предлагает ознакомиться с ситуацией, с которой
столкнулся.
Однажды на улице встретились две выпускницы
школы и разговорились:
Маша: Привет, Даша!
Даша: Здравствуй, Маша, как дела?
Маша: Да нормально, я учусь в институте на юриста, а
ты где? Слушай, а что ты такая грустная?
Даша: Неприятности на меня свалились одна за другой.
В институт я не поступила, поэтому устроилась на ра-
боту в магазин «1000 мелочей» продавцом.
Маша: Так это же хорошо, денег заработаешь, да и при
деле будешь!
Даша: Да, зарплата не плохая, но приняли меня вре-
менно, пока продавец, на чье место меня взяли, нахо-
дится в отпуске по уходу за ребенком. Работала по 10
часов в день 6 дней в неделю, уставала очень. Сказала
директору магазина, что не могу постольку часов рабо-
тать, а он мне ответил, что план надо выполнять.
Маша: А когда ты устраивалась на работу, ты разве в
трудовом договоре не обговорили продолжительность
рабочей недели?
Даша: Никакого договора я с ним не заключала, но сна-
чала он сказал, что у меня будет 8- ми часовой рабочий
день. А месяц назад на работу опоздала, так мне выго-
вор объявили с занесением в трудовую книжку. Но и
это еще не все. Я вчера из больницы выписалась,
аппендицит вырезали, взяла больничный лист, прихо-
Слушают ситуацию. Опреде-
ляют проблему урока.
Регулятивные УУД
1. Определять цель, пробле-
му в учебной деятельности.
2. Выдвигать версии.
3. Планировать деятель-
ность в учебной ситуации.
4. Оценивать степень и
способы достижения цели в
учебной ситуации.
Познавательные УУД
1. Находить достоверную
информацию в разных ис-
точниках (тексты учебника,
схемы).
2. Анализировать (выделять
главное).
3. Определять понятия.
4. Обобщать, делать выво-
ды.
5. Выделять причины и
следствия.
6. Представлять информа-
цию в разных формах (та-
блица).
жу на работу, а на моем месте новая девушка работает.
Директор сказал, что ему больные не нужны, и он меня
уволил.
Маша: Так что же ты бездействуешь, надо защищать
свои нарушенные права!
Даша: Да я даже не знаю, где он прав, а где виноват.
Маша: И я не знаю, но чувствую, что-то твой директор
сделал незаконно.
Коммуникативные УУД
1. Умение работать в парах.
2. Излагать своё мнение, ар-
гументируя его.
3. Создавать устные и пись-
менные тексты.
4. Использовать речевые
средства в соответствии с
ситуацией общения.
Личностные УУД
1. Оценивать свои и чужие
поступки.
Формулирование
проблемы.
Сегодня на уроке нам предстоит разобраться в этой си-
туации, выяснить какие же права Даши были наруше-
ны ее директором.
О каких правоотношениях мы с вами сегодня погово-
рим?
Давайте определим тему урока.
Тема нашего урока: «Трудовые правоотношения. Тру-
довой Договор»
Дают ответ: Трудовые пра-
воотношения
Определяют тему урока.
Ставят цель
Актуализация
знаний.
Вспомним, что такое трудовые правоотношения.
Определение Трудовые правоотношения из ТК РФ:
Отношения, основанные на соглашении между работ-
ником и работодателем о личном выполнении работни-
ком за плату трудовой функции, подчинении работни-
ка правилам внутреннего трудового распорядка при
обеспечении работодателем условий труда, предусмот-
ренных трудовым законодательством.
Вспомним структуру правоотношений. Из каких
компонентов она состоит?
Что такое работа?
Работа – деятельность, связанная с непосредственной
реализацией способности граждан к труду.
Отвечают на вопрос. Запи-
сывают определение.
Компоненты трудовых пра-
воотношений:
Субъект – работодатель, ра-
ботник.
Объект – работа
Содержание – права и обя-
занности работодателя и ра-
ботника.
Как вы думаете, в каких случаях действия человека бу-
дут регулироваться трудовым правом?
Обсуждения
Планирование
деятельности.
Какие вопросы мы должны с вами рассмотреть?
Ученики должны указать,
что необходимо изучить на
уроке:
1)
Участники трудовых
отношений
2)
Трудовой договор
3)
Документы, необходи-
мые для устройства
на работу
4)
Продолжительность
рабочего времени
5)
Прекращение трудово-
го договора
Поиск решения
проблемы
(открытие ново-
го знания).
Знания о нормах трудового права мы черпаем из источ-
ников.
С какими источниками трудового права вы уже знако-
мы?
Основным законодательным актом, регулирующим
трудовые отношения, является Трудовой кодекс РФ,
принятый в 2001 году.
Работа в группах.
Ваша задача изучить предложенные статьи ТК РФ, за-
полнить пропуски в схемах, таблицах и помочь Даше
разобраться в проблеме.
1 группа: Участники трудовых правоотношений.
2 группа: Трудовой договор
3 группа: Документы, необходимые для трудоустрой-
ства
4 группа: Продолжительность рабочего времени
(Источники трудового права:
Конституция РФ, Трудовой
Кодекс РФ, Федеральные за-
коны, Указы президента РФ,
Постановления правитель-
ства)
работают в группе, работа с
источником.
уточняют общий характер но-
вого знания и фиксируют
преодоление затруднения.
5 группа: Прекращение трудового договора
(задания для групп в приложении).
ФИЗМИНУТКА
Обсуждение
проблемы
Обсуждение проблемы – это отчет групп о проделан-
ной работе и формулирование вывода, демонстрирую-
щего решение проблемного задания.
Группы представляет ре-
зультаты работы
Коммуникативные: взаимо-
действие в группе;
Познавательные: отбор и
систематизация информа-
ции
Выражение ре-
шения пробле-
мы.
– И теперь давайте попробуем ответить на основной
вопрос нашего урока:
Какие права Даши были нарушены?
Ответы учащихся:
1) работала 10 часов в день 6
дней – норма 40 часов.
2) не заключен ТД
3) Выговор как дисциплинар-
ное взыскание в трудовую
книжку не заносится.
4) Незаконное увольнение.
Коммуникативные: взаимо-
действие в группе;
Познавательные: отбор и
систематизация информа-
ции
Применение но-
вого знания.
Давайте с вами проверим, хорошо ли мы разобрались в
данной теме.
Решение правовых задач.
1) Кассир супермаркета Антонина обратилась к дирек-
тору супермаркета с просьбой принять ее сына Сергея,
учащегося в возрасте 14 лет, на работу в супермаркет
фасовщиком овощей и фруктов на несколько часов в
день, после окончания занятий в школе. Директор
супермаркета отказал Антонине в ее просьбе, заявив,
что подростков в возрасте 14 лет можно принимать на
работу только в период школьных каникул. Кроме
того, он считает, что работа по фасовке овощей и фрук-
тов связана с поднятием и переноской тяжелых ящи-
ков, что противопоказано подросткам, и он опасается
несчастного случая. Правомерны ли действия директо-
ра супермаркета?
2)
Владелец интернет-магазина заключил срочный тру-
довой договор с тремя 15-летними учащимися профес-
сионального лицея. В соответствии с условиями дого-
Отвечают на вопросы.
вора каждый из них должен выполнять работы по упа-
ковке покупок клиентов магазина в течение учебного
года 4 раза в неделю, с 12:00 до 23:00 с часовым пере-
рывом на обед. Какие нарушения были допущены при
заключении договора? (Укажите три нарушения.)
3) Во время летних каникул 17-летний школьник Вале-
рий решил устроиться курьером. Во время собеседова-
ния работодатель объяснил, что Валерия возьмут на ра-
боту без испытательного срока и медицинского осмот-
ра, но для заключения трудового договора необходимо
получить согласие хотя бы одного из родителей Вале-
рия. Что в названных условиях заключения трудового
договора противоречит российскому законодатель-
ству? (Назовите два противоречия). Назовите любые
две особенности регулирования труда работников
младше 18 лет, не упомянутые в условии задачи.
Рефлексия.
Домашнее зада-
ние.
Я думаю, что наш сегодняшний урок не прошел даром.
Мне хотелось бы услышать ваше мнение о своей рабо-
те на уроке.
Сегодня на уроке я узнал…
Я задумался о….
Из того, что я узнал, мне пригодится в жизни..
Подводя итоги урока, хочется отметить, что соблюде-
ние прав и гарантий в трудовой деятельности — это
хорошо, но еще необходимо соблюдение обязанностей
работником, его добросовестный и честный труд.
Домашнее задание: параграф 25, задание 1,3 с.256
Составить сложный план, позволяющий раскрыть по
существу тему «Трудовой договор в РФ». План должен
содержать не менее трёх пунктов, из которых два или
более детализированы в подпунктах.
Подводят итог урока
Познавательные: анализ
способов и условий своих
действий.
Личностные: Определять
уровень усвоения изученно-
го материала.
Регулятивные: оценка-осо-
знание уровня и качества
усвоения; констатация
необходимости продолже-
ния действий, определение
причин успеха (неуспеха).