Методический анализ Модуля "Основы безопасности личности, общества и государства"
Автор: Ильинов Геннадий Викторович Должность: преподаватель-организатор обж Учебное заведение: МОБУ "Вторая Рождественская СОШ им. С. З. и Г. З. Пискуновых" Населённый пункт: Губановка Медвенского района Курской области Наименование материала: Статья Тема: Методический анализ Модуля "Основы безопасности личности, общества и государства" Раздел: среднее образование
ПРАКТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ У ОБУЧАЮЩИХСЯ 5–9 КЛАССОВ
Ильинов Геннадий Викторович
Преподаватель-организатор ОБЖ
МОБУ «Вторая Рождественская
средняя общеобразовательная школа
имени С. З. и Г. З. Пискуновых»,
Ilg57@mail
АННОТАЦИЯ
Статья
посвящена
методическому
анализу
модуля
«Основы
безопасности личности, общества и государства» школьного курса ОБЖ. В
ней освещается ряд проблем, связанных с изучением материала, изложенного
в учебниках под редакцией А.Т. Смирнова. В статье представлен материал,
способствующий лучшему усвоению теоретической основы курса, а также
формированию практических навыков у обучающихся.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА
Модуль, ОБЖ, А.Т. Смирнов, «Основы безопасности личности, общества и
государства».
ВВЕДЕНИЕ
«Кардинальные
изменения,
происходящие
во
всех
сферах
общественной
жизни,
актуализировали
идею
самоценности
человека,
понимание
его
как
цели,
а
не
средства
экономической,
политической
и
культурной
жизни
страны.
Особое
значение
в
этой
связи
приобретает
готовность
педагогических
работников
осуществить
требования
Закона
Российской
Федерации
«О
безопасности»
и
других
нормативных
актов,
предусматривающих подготовку как детей, так и взрослых к безопасной
1
жизнедеятельности,
прежде
всего
к
адекватным
действиям
в
различных
экстремальных и чрезвычайных ситуациях. Закон РФ «Об образовании» в
качестве
одного
из
принципов
государственной
политики
в
области
образования
зафиксировал
гуманистический
характер
образования,
приоритет
общечеловеческих
ценностей,
жизни
и
здоровья
человека,
свободного развития личности. Из принципа, признающего приоритетность
жизни и здоровья человека, вытекает требование к деятельности учителя: он
должен быть готов к сохранению жизни и здоровья школьников.» [4]
Современная
педагогика
изучает
социально-педагогические,
психолого-педагогические,
дидактические
и
методические
стороны
подготовки учащихся к безопасной жизнедеятельности.
Модульная система обучения сегодня является основой изучения курса
ОБЖ.
Структура учебной информации, основанная на модульном обучении,
предполагает строгое содержание обучения и организацию работы учащихся
с её полным логическим завершением.
Модульная система предполагает вначале теоретическую подготовку
учащихся, которая формирует знания, затем лабораторно-практический блок,
дополняющий
теоретический
и
связанный
непосредственно
с
его
содержанием.
Методический анализ модуля «Основы безопасности личности, общества
и государства» школьного курса ОБЖ в 5–9 классах
Анализируемый модуль «Основы безопасности личности, общества и
государства» является частью учебной программы по ОБЖ, разработанной в
соответствии
с
положениями
Конституции
Российской
Федерации
и
федеральными
законами
Российской
Федерации
в
области
безопасности
жизнедеятельности на основе Федерального компонента государственного
стандарта по основам безопасности жизнедеятельности, с учетом требований
ФГОС
общего
образования
(второго
поколения?).
Данный
факт
2
обусловливает
полное
соответствие
тем,
вынесенных
на
изучение,
содержанию
образования,
что
является
несомненным
достоинством
программы и модуля. Учебные темы в рамках рассматриваемого модуля
разбиты
с
учетом
возрастных
и
психофизических
особенностей
обучающихся,
предполагают
детальное
изучение
основного
минимума
содержания курса с учетом перспектив его развития, что отражено в таблице
2. Тематический план Модуля I Основы безопасности личности, общества и
государства по классам.
Тематический план Модуля I Основы безопасности личности,
общества и государства по классам
Таблица 2
Модуль I Основы безопасности личности, общества и государства
5 класс
6 класс
7 класс
8 класс
9 класс
Основы комплексной безопасности
Человек, среда его
обитания,
безопасность
человека
Подготовка к
активному
отдыху на
природе
Общие понятия об
опасных и
чрезвычайных
ситуациях
природного
характера
Пожарная
безопасность
Национальная
безопасность
России в
современном
мире
Опасные ситуации
техногенного
характера
Активный отдых
на природе и
безопасность
Чрезвычайные
ситуации
геологического
происхождения,
их причины и
последствия
Безопасность на
дорогах
Чрезвычайные
ситуации
природного и
техногенного
характера и
национальная
безопасность
России
Опасные ситуации
природного
характера
Дальний
(внутренний) и
выездной
туризм. Меры
безопасности
Чрезвычайные
ситуации
метеорологическо
го происхождения,
их причины и
последствия
Безопасность на
водоемах
Современный
комплекс
проблем
безопасности
социального
характера и
национальная
безопасность
России
Опасные ситуации
социального
характера
Обеспечение
безопасности
при автономном
существовании
человека в
природной среде
Чрезвычайные
ситуации
гидрологического
происхождения,
их причины и
последствия
Экология и
безопасность
Обеспечение
личной
безопасности
при угрозе
террористическ
ого акта
3
Основы
безопасности
жизнедеятельност
и человека
Чрезвычайные
ситуации
природного и
техногенного
характера
Чрезвычайные
ситуации
биологического
происхождения,
их причины и
последствия
Чрезвычайные
ситуации
техногенного
характера и их
последствия
Защита
населения
Российской
Федерации от
чрезвычайных
ситуаций
В
результате
изучения
Модуля
«Основы
безопасности
личности,
общества и государства» школьного курса ОБЖ» у обучающихся должны
быть сформированы следующие навыки:
- предвидение возникновения наиболее часто встречающихся опасных
ситуаций по их характерным признакам;
-
обеспечение
собственной
безопасности
при
возникновении
чрезвычайных ситуаций;
-
обеспечение
личной
безопасности
при
угрозе
возникновения
террористического акта;
- пользование средствами индивидуальной и коллективной защиты;
- оказание первой медицинской помощи при неотложных состояниях.
Отметим,
что
подбор
тем
модуля
отвечает
принципу
прочности
знаний, предполагает неоднократное прорабатывание учебной информации
на
разных
уровнях
(в
разных
классах),
направлен
на
углубление
и
расширение
знаний
обучающихся,
а
значит,
призван
обеспечить
формирование прочных навыков, которые в будущем позволят обучающимся
быстро, уверенно и безошибочно реагировать в практической деятельности и
повседневной жизни.
Для
того,
чтобы
достичь
поставленную
цель
–
сформировать
практические
навыки
у
обучающихся
5–9
классов
при
изучении
модуля
«Основы безопасности личности, общества и государства» школьного курса
ОБЖ учителю необходимо подойти с полной ответственностью к подбору
учебного материала. Одним из принципов такого подбора, на мой взгляд,
является принцип научности и посильной трудности в обучении.
Совершенно очевидно, что научные знания постоянно расширяются в
своем объеме, однако умственные способности обучающихся возрастают не
4
прямо пропорционально развитию науки. В этой связи отметим, что далеко
не
все
учебники,
предлагающие
материал
для
изучения
анализируемого
модуля,
написаны
доступным
научным
языком,
соответствующим
возрастным
и
индивидуальным
особенностям
обучающихся.
Именно
поэтому, в процессе подготовки к уроку с целью получения наилучших
результатов
обучения
учитель
должен
трансформировать
содержание
учебного
материала
или
отдельного
понятия
в
форму,
соответствующую
уровню понимания учащихся.
Особое
внимание
учителю
следует
уделить
лингвистической
трансформации определений основных понятий, подлежащих изучению, а
также материала выдержек из Федерального закона Российской Федерации.
Объемные,
сложные
определения
понятий
пугают,
путают
и
демотивируют
обучающихся,
а
значит,
препятствуют
формированию
навыков.
В качестве примера рассмотрим определение термина «экстремизм»,
приведенное в учебнике ОБЖ для 5 класса под редакцией А.Т. Смирнова:
«Экстремизм - это приверженность отдельных людей или групп к
крайним взглядам и поступкам, которые подспудно или непосредственно
направлены против законных политических прав и свобод граждан, являются
угрозой
для
гражданского
мира,
национального
согласия
и
духовной,
религиозной терпимости в обществе и государстве» [2].
Анализируемый термин уже давно вошел в наш лексикон и прочно в
нем
укоренился.
Однако
далеко
не
каждый
взрослый
сможет
доходчиво
истолковать его значение. Определение, приведенное в учебнике ОБЖ для 5
класса под редакцией А.Т. Смирнова, изобилует сложными и понятными
далеко
не
каждому
обучающемуся
словами
и
словосочетаниями
(приверженность; крайние взгляды и поступки; подспудно; национальное
согласие; духовная и религиозная терпимость), что не только не поможет
вникнуть в суть этого понятия, но и негативно отразится на познавательном
интересе обучающихся среднего звена.
5
Поэтому,
чтобы
достичь
положительного
результата
в
освоении
модуля «Основы безопасности личности, общества и государства» перед
учителем
ОБЖ
стоит
задача
тщательно
анализировать,
отбирать
и
адаптировать
содержание
изучаемого
не
только
с
учетом
возрастных
особенностей обучающихся, но и их потенциальных возможностей усвоения
нового как по объему, так и по содержанию учебного материала. Нельзя
объять необъятное, а значит, осуществляя отбор учебного материала, учитель
должен уделить внимание элиминации его содержания, и тогда на уроке
останется
больше
времени
на
формирование
практических
навыков,
требующихся в повседневной жизни.
Принцип посильной трудности отнюдь не предполагает учение без
напряжения. Учебная работа требует преодоления затруднений в учебной
деятельности, однако правильно подобранный материал позволит развить
познавательные способности обучающихся и сформировать прочные навыки.
С
целью
формирования
практических
навыков
в
ходе
изучения
Модуля «Основы безопасности личности, общества и государства» авторы
учебников ОБЖ предлагают различные ситуационные задачи типа:
1. «Вам необходимо перейти проезжую часть улицы на регулируемом
пешеходном
переходе.
Начали
переход
улицы
–
замигал
зеленый
свет
светофора. Ваши действия?» [2, с. 40].
2.
«Вы
идете
из
школы
домой.
К
Вам
подходит
незнакомец
и
предлагает покататься на машине. Выберите один из предлагаемых вариантов
Ваших дальнейших действий» [3, с. 104]. Решая предлагаемые ситуационные
задачи, обучающиеся учатся применять теоретические знания на практике.
Однако опыт преподавания ОБЖ свидетельствует о том, что далеко не
все темы Модуля позволяют организовать связь теоретического обучения с
практикой
применения
приобретенных
знаний.
Так,
например,
довольно
сложно сформировать практические навыки безопасного пользования метро у
обучающихся, родившихся и проживающих в сельской местности или …
Результаты контроля теоретических знаний по определенным темам
6
Модуля могут вполне соответствовать предъявляем требованиям, и учитель
может
предположить,
что
обучающийся,
получивший
знания,
сможет
осознанно действовать в определенной ситуации. К сожалению, на практике
получается
не
всегда
так:
случается,
что
какой-то
материал
ученики
не
доработали, что-то забыли, либо в нестандартной стрессовой ситуации ведут
себя неадекватно. Кроме того, научно доказано, что при отсутствии практики
навыки
теряются.
В
этой
связи
в
качестве
достоинства
модуля
отметим
подбор
тем,
предполагающий
неоднократное
прорабатывание
учебной
информации на разных уровнях (в разных классах).
Таким
образом,
повторение
материала
с
элементами
углубления,
периодическая
отработка
навыков
позволит
научиться
безошибочно
применять их в жизни, в практической деятельности.
Определение
состава
предметно-познавательных
действий
обучающихся,
посредством
которых
они
могут
быть
введены
в
область
знаний определенной темы также является важным этапом формирования
практических навыков в процессе изучения Модуля «Основы безопасности
личности, общества и государства». Совершенно очевидно, что научиться
какому-либо
делу
можно
только
выполняя
это
дело.
Именно
поэтому
организация
процесса
изучения
тем
рассматриваемого
модуля
на
основе
принципа связи теории обучения с жизнью является особенно актуальной.
Так, например, проведение практических занятий на местности, в
игровой форме, несомненно, является залогом успеха процесса обучения в
целом
и
формирования
практических
навыков
в
частности.
Следует
отметить,
что
авторы
учебников
по
ОБЖ
не
предлагают
заданий,
позволяющих отработать определенные навыки в условиях, приближенных к
реальным, и здесь главенствующая роль принадлежит учителю.
Сложно переоценить роль методов активного обучения в процессе
изучения Модуля: разыгрывание ролей, имитационные тренинги позволяют
применить
теоретические
знания
на
практике
(отработать
ПДД
для
велосипедистов, алгоритм оказание первой медицинской помощи и другое.),
7
выработать модели поведения в конкретных ситуациях (правила поведения
при
захвате
в
заложники),
приобрести
уверенность
в
правильности
совершаемых действий и даже довести определенные навыки до автоматизма.
Авторы
учебников
ОБЖ
частично
учли
принцип
связи
теории
обучения с жизнью и предлагают ряд ситуационных задач типа:
1.
«Представьте,
что
в
автобусе
возник
пожар.
Опишите
порядок
действий пассажиров».
2. «Вы спускаетесь на эскалаторе в метро, неожиданно роняете пакет,
и он скользит по ступенькам вниз. Ваши действия» [2, с. 44].
3.
«Перечислите
действия
заложника,
если
он
вместе
с
другими
людьми захвачен в зале кинотеатра» [3, с. 107].
На первый взгляд может показаться, что предлагаемые задачи весьма
просты,
нужно
лишь
запомнить
определенный
алгоритм
действий
и
в
определенной
(чрезвычайной)
ситуации
реагировать
«по
инструкции».
Однако не стоит игнорировать тот факт, что все люди, как правило, по-
разному воспринимают реальные опасности и угрозы, то же самое касается
школьников
среднего
звена.
Разыгрывание
ролей
в
ходе
практических
занятий
зачастую
не
соответствуют
поведению
подростков
в
реальных
ситуациях. Известно, что большинство обучающихся знают, как, например,
реагировать
на
незнакомцев,
но
практика
показывает,
что
во
многих
ситуациях они ведут себя не так, как их учили. Дело в том, что с точки зрения
психологии
подростков
отличает
застенчивость,
доверчиво сть,
альтруистичность
и
стремление
к
сотрудничеству.
Зачастую
они
пренебрегают
элементарными
правилами
безопасности.
Именно
поэтому
руководящая
роль
в
процессе
формирования
практических
навыков,
несомненно, принадлежит учителю, разумеется, при активной деятельности
обучающихся.
ВЫВОДЫ
Резюмируя изложенное выше, отметим, что ОБЖ – это не просто
набор навыков, это перечень эффективных ответов на широкий спектр угроз;
8
формирование
практического
навыка
–
это
доведение
до
автоматизма
конкретного действия, а обретение умения – это способность анализировать
ситуацию и выполнять последовательность действий, привлекая при этом
определенные навыки.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1.
Ильин, Е. П. Умения и навыки: нерешенные вопросы [Текст] / Е.
П. Ильин //. Вопр. психологии. – 1986. – № 2.
2.
Основы безопасности жизнедеятельности. 5 класс: учеб. для
общеобразоват. организаций с прил. на электрон. носителе / А. Т. Смирнов, Б.
О. Хренников; под ред. А. Т. Смирнова. – 3-е – изд. – М.: Просвещение, 2014.
– 191 с.
3.
Основы безопасности жизнедеятельности. 5 кл.: учеб. для
общеобразоват. учреждений / В. В. Поляков, М. И. Кузнецов, В. В. Марков, В.
Н. Латчук; под ред. В. Н. Латчука. – М.: Дрофа, 2012. – 156 с.
4.
Мошкин В.Н. Воспитание культуры безопасности школьников. −
Барнаул: Изд-во БГПУ, 2002. − 318 с.
9