Напоминание

Использование психологического анализа при изучении произведений художественной литературы


Автор: Федоренко Лилия Павловна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МКОУ Имисская СОШ № 13
Населённый пункт: село Имисское
Наименование материала: Статья
Тема: Использование психологического анализа при изучении произведений художественной литературы
Раздел: полное образование





Назад




Автор статьи Федоренко Лилия Павловна

Учитель русского языка и литературы МКОУ Имисской СОШ № 13

Урок литературы - своеобразная школа жизни

(Использование психологического анализа при изучении произведений

художественной литературы).

Современное общество переживает стремительные перемены во всех сферах

жизни. Меняются убеждения, подчас происходит смешение норм. Манипуляция

общественным сознанием - одна из острейших проблем современности. Крайне

актуальным в этой ситуации становится умение анализировать любую информацию.

Школа – очень важный период в жизни ученика. Он многому может научиться. Считаю

приоритетным в работе создание условий для развития мыслительных способностей

учащихся. Мыслительные способности – часть творческого потенциала личности.

Развивая их, человек находит ответы на самые сложные вопросы, делает свой выбор

осмысленно, эффективно решает жизненные задачи.

Одна из возможностей развивать мыслительную деятельность, учиться выстраивать

межличностные отношения, отслеживать свою роль в динамично развивающимся мире,

формировать мировоззрение – это уроки русского языка и литературы.

Литература – художественное отображение действительности. Подробный

качественный анализ художественного произведения может стать своего рода «школой

жизни». Переживая вместе с героем различные этапы, анализируя события, выявляя

причины возникновения проблем, пытаясь найти положительные выходы из любой

сложившейся ситуации, ученики приобретают опыт, навыки переходят в

умения(выявление сути конфликта, поиск путей разрешения проблемных ситуаций).

Ориентируясь на компетентностный подход в образовании (как знания,

полученные в школе, помогают в жизни), обобщая многолетний педагогический опыт , я

объединила несколько известных техник в образовательную технологию

«Психоаналитический подход в изучении произведений художественной литературы».

В течение десяти лет активно использую технологию на уроках. Новизна подхода

заключается в системном использовании конкретных техник при анализе произведений на

уроках литературы. Это помогает развивать интеллектуальные способности (анализ,

синтез, логику), активизирует мыслительные процессы, позволяет составлять четкие,

понятные алгоритмы и применять их для решения учебных и жизненных задач.

Технология представляет собой комплекс психоаналитических техник, использование

которых помогает подробно анализировать произведение:

-выявлять причинно- следственные связи событий,

-разбираться в сути конфликта героя с окружающим миром,

-отслеживать законы мироздания.

Составление логических цепочек: последовательно фиксируются

поступки героев (или этапы жизни), определяется мотивация выбора (почему герой так

поступил, какие убеждения, черты характера проявил). Знакомясь с убеждениями героя,

ученики объясняют любой поступок литературного персонажа.

Убеждение

черты характера

поступок.

Анализируя поведение героев, находя общие мировоззренческие заблуждения, ученики

обобщают наблюдения, систематизируют материал. Так, в таблице «Причины

трагического одиночества героя байронического типа» сравниваются позиция и результат

жизни Гарольда, Онегина и Печорина. А в таблице «Жизненный выбор героинь

произведений С.Цвейга, А.Куприна и И.Бунина»

Как

воспринимают

любовь героини

Поклонение мужчине,

восхищение, надежда,

что он её когда-нибудь

узнает и т.д.

«Страстная любовь к

мужу перешла в чувство

прочной, верной,

истинной дружбы»

Солнечный удар, легкое

дыхание, яркий миг на

всю жизнь

Задание: найти цитаты

В чем смысл

жизни

Жить во имя и ради

мужчины

Спокойная

благополучная жизнь

Миги счастья не

пропустить

Заблуждения

Мужчина - кумир

Благополучие,

спокойствие – вот что

главное (но душевное

ли спокойствие)

Счастье возможно лишь

кратковременно

Финал жизни

Отсутствие радости,

физическая смерть

Поняла, что «мимо

прошло что-то главное»

Примеры из рассказов

Какие законы

нарушены, почему

нет радости

Не воссоздай себе

кумира

Нет радости без

духовного развития и

теплого отношения

к людям

Сформулировать

самостоятельно

Отрицательные

черты характера,

мешающие

любитьлюбить

Зависимость,

зацикленность на одном

человеке и т.д.

Холодность, нежелание

помочь, равнодушие и

т.д.

Эгоизм, неверие в

лучшее,

непредусмотрительность,

нежелание услышать

Задание: сверить состояние героини с определением любви (см. из Нового Завета)

любовь → к радости, если в жизни нет радости, то любовь ли это?

подводятся жизненные итоги женщин, мечтающих о счастье. Такой сравнительно -

сопоставительный анализ жизни героев различных произведений помогает выявить

закономерности в их судьбах, сравнить выбор и последствия этого выбора, отследить

нарушения нравственных законов. (Разработку урока смотри в приложении 1.) От

произведения к произведению, наблюдая за героями , ученики осознают, что каждый в

жизни отвечает за свой выбор, нарушение законов мироздания приводит к разрыву связей

с окружающим миром.

А соблюдение нравственных законов - к гармонизации отношений с окружающими. Это

помогает формировать позитивное мировосприятие, способствует становлению зрелой

жизненной позиции учащихся.

Анализируя поведение героев (например, героев произведений Ф.Достоевского и

Л.Толстого), ученики убеждаются в том, что свои ошибки можно осознавать и исправлять,

что жизненный опыт душевно и духовно обогащает тогда, когда .человек не отвергает

нравственные законы.

Составление и заполнение таблиц («Положительные и отрицательные черты

характера», «Социальные и психологические причины конфликта героя с

окружающим миром»).

Такая форма работы помогает школьникам объективно воспринимать героя, ситуацию,

оценивать его выбор.

Размышления над вопросом «А как могли бы поступить герои в данной ситуации»

формируют позитивное мировосприятие, настраивают на поиск

положительных выходов в любой ситуации.

Результаты: все перечисленные виды деятельности помогают подробно анализировать

произведения, адаптироваться в современных условиях, делать осмысленный выбор,

активизируют мыслительные процессы, развивают творческую инициативу, что и является

одной из главных задач урока литературы.

Образовательная технология «Психоаналитический подход при

изучении произведений художественной литературы помогает решать следующие

задачи:

1.

Реализовывать компетентностный подход.

1.

Определять актуальность произведений художественной литературы.

2.

Использовать ИКТ (информационно-коммуникативные технологии) на уроках

литературы.

3.

Готовить

интегрированные

уроки

(литература,

психология,

история,

информатика, изобразительное искусство).

4.

Участвовать в разработке проектов по литературе.

5.

Эффективно развивать аналитические способности (анализ, синтез, логика,

объективность).

Использование на уроках данных техник и алгоритмов приносит конкретную пользу:

активизируются мыслительные процессы, развивается логика, ускоряется темп работы на

уроке, ответы становятся более точными. Системное использование данной технологии

помогает учащимся качественно справляться с творческими заданиями, успешно сдавать

экзамен по предмету, гармонизировать межличностные отношения в коллективе. Таким

образом, уроки литературы действительно становятся «школой жизни».



В раздел образования