Напоминание

Системно-деятельностный подход в организации воспитания самостоятельного выбора.


Автор: Мячкова Елена Алексеевна
Должность: учитель обществознания
Учебное заведение: МБОУ "Средняя общеобразовательная школа №3"
Населённый пункт: Тверская область город Осташков
Наименование материала: статья
Тема: Системно-деятельностный подход в организации воспитания самостоятельного выбора.
Раздел: среднее образование





Назад





Системно-деятельностный подход в организации воспитания

самостоятельного выбора.
В настоящее время в России идёт становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными инновационными изменениями в педагогической теории и практике учебно – воспитательного процесса, а, следовательно, и в системе современного образования. Мы знаем, что сегодня школы переходят на новые стандарты образования. Актуальность социальной деятельности определена возрастными особенностями и потребностями конкретного школьного возраста, целями и задачами духовно-нравственного развития и воспитания личности, требованиями стандартов в части формирования метапредметных результатов освоения образовательной программы. В связи с этим целостная программа социальной деятельности и её отдельные подпрограммы должны обеспечивать требования стандарта к системно-деятельностному подходу в организации в о с п и т а н и я самостоятельности и формирования социально активного и социально- ответственного поведения. Социализация обучающихся ориентируется на усвоение определённых духовных ценностей, образцов поведения, пси- хологических установок, знаний и навыков, позволяющих им успешно действовать в обществе, осваивать опыт взаимодействия и совместной деятельности, общения с реальным социальным окружением. Важнейшей составляющей педагогического процесса становится личностно ориентированное взаимодействие педагога с учащимися. Я считаю, что особая роль должна отводиться духовному воспитанию личности, становлению нравственного облика человека, и, конечно социализации. Должна происходить интеграция образовательных факторов: школы, семьи, микро – и макросоциума. В последнее время я пришла к выводу, что школа должна давать не только образование, но и формировать личность, легко адаптирующуюся к 1
окружающей среде, удовлетворённую настоящим и устремлённую в будущее. Словарь по Социальной педагогике даёт такое определение: Социализация – это процесс становления личности. В процессе такого становления происходит усвоение индивидом языка, социальных ценностей и опыта, культуры. Другой подход к определению этого понятия у Кравченко А.И., который социализацией называет «продолжающийся всю жизнь процесс усвоения культурных норм и освоения социальных ролей». Мне хотелось бы отметить и факторы десоциализации, с которыми мы встречаемся в своей работе: антисоциальные семьи, пьянство, наркомания, проституция, ранняя беременность, вовлечение в преступные и тоталитарные группы, изнасилование, физические травмы и дефекты, непонимание окружающих, одиночество, романтические неудачи, суицидальные устремления. Эти опасности подстерегают, прежде всего, молодых людей в возрасте от 13 до 19 лет. Как мы помним, именно в этом возрасте происходят важные физиологические изменения, которые влекут за собой интерес к противоположному полу, усиливают склонность к необдуманному риску, стремление к независимости и самостоятельности. Этот период часто называют «трудным возрастом». Если раньше, будучи детьми, дети смотрели на мир глазами родителей, то теперь они выстраивают параллельную систему ценностей, которая частично пересекается с позицией родителей, а частично со взглядами сверстников. Заканчивается формирование фундамента личности, достраиваются её верхние – мировоззренческие этажи. Осознание своего «Я» происходит как осмысление своего места в жизни родителей, друзей, окружающего социума. Данное утверждение я могу подтвердить результатами анкетирования среди выпускников нашей школы. Анкетирование проводилось среди учащихся 9 – 11 классов. Большинство наших старшеклассников ощущают себя, прежде всего гражданами своей страны, что в современном мире уже отрадно. Каждый пятый учащийся чувствует себя независимым. 2
На первое место наши выпускники ставят семейные и дружеские отношения, затем – «хороший заработок и материальное благополучие», свободу – возможность быть самому себе хозяином. Молодые люди более восприимчивы к негативным оценкам окружающих, особенно, если они касаются одежды, внешнего вида, манеры поведения, круга знакомств. Недостаток жизненного опыта вынуждает совершать намного больше ошибок, чем их могли бы совершить взрослые люди. А злоупотребление алкоголем и лихачество есть не что иное, как попытка играть роль взрослых. Но главное не в количестве, а в качестве ошибок, серьёзности их последствий: это преступность, употребление наркотиков, алкоголизм, половая распущенность. Многие дети бросают школу, в результате чего нарушается процесс социализации. Недополучение знаний сразу же сказывается на экономическом положении, подростки и юноши оказываются в худшей ситуации на рынке труда. Я считаю, что все мы прекрасно осознаём, безработица среди 18 – летних в несколько раз выше, чем у взрослых людей. В прошлом году мы посещали одну из самых престижных школ города Твери. Во время выступления администрации школы меня поразил факт того, что выпускники данного учебного заведения с 100% результатом поступают в ВУЗы России и других стран. Результат прекрасный. В школу огромный конкурс, дети знают, если я поступил в данное учебное заведение, значит, у меня есть определённый бонус на будущее. А для меня этот факт ещё говорит и о том, что престиж наших техникумов и профтехучилищ падает, набор учащихся идёт очень сложно. Почему? Неужели мы не понимаем того, что очень скоро в стране остро будет ощущаться нехватка рабочих профессий. Я просмотрела выступления разных людей на данную тему. Вот выдержки из интервью первых лиц нашего государства: «Нехватка квалифицированных рабочих тормозит нацпроекты и всю экономику». Владимир Путин 3
«Кроме того, отметил президент Медведев, в настоящее время чувствуется нехватка рабочих специальностей, а это люди, которые должны пользоваться не меньшим уважением, чем инженеры». (Форум «Селигер 2010» – Д.Медведев) Всё вышесказанное говорит о том, что необходимо объяснять нашим детям, что рынок труда уже переполнен некоторыми профессиями, а некоторых хронически не хватает. Семья главный институт социализации, и современные семьи существенно отличаются от семей прошлых времён. Разделение на мужской и женский труд сведены к минимуму. Повысился статус женщины в связи со ставшей типичной её руководящей ролью в семье и внедомашней деятельностью. Авторитет родительской власти чаще всего сегодня не срабатывает – на смену ему должен приходить авторитет личности родителей. Современные семьи весьма разнообразны. В семье человек проходит стихийную социализацию, характер и результаты которой определяются её объективными характеристиками (составом, уровнем образования, социальным статусом, материальными условиями…) ценностными установками, стилем жизни и взаимоотношением членов семьи. Сегодня мы ввели в школе социальный паспорт семьи, где учитываем социальный статус родителей, их образование, не секрет, что родители с высшим образованием стремятся дать своим детям также хорошее образование, хотя, по результатам опросов, не зная, какие профессии будут востребованы на рынке труда через несколько лет, учитываем и другие характеристики. Несмотря на всё выше сказанное, моя практика показывает, что родители не всегда хорошо знают своего ребёнка, его желания, проблемы. За последние 10 лет заметно изменилась социально – экономическая ситуация в стране, стали другими нормы и ценности, мир, в который должен вступить выпускник, поэтому социализация старшеклассников приобретает особую актуальность. В нашей школе я провожу элективный курс «Человек и профессия», который направлен на социализацию. Могу сказать, что самосознание ребят тесно 4
связано с социальным самоопределением, формированием жизненных планов. Опрос, проведённый в ходе анкеты «Моё будущее» показал широкий спектр выбираемых профессий – от журналиста, экономиста, юриста, архитектора до предпринимателя. Единицы выбирают профессии врача, рабочего, учителя. Интересно, что ребята характеризуют профессию учителя как престижную, но малооплачиваемую. А одна девушка написала, что хотела быть учителем с детства, но родители категорически против. Больше половины выпускников нацелены на продолжение обучения в высших учебных заведениях и понимают, что возможность получения хорошего образования зависит от собственного усердия и способностей. Анализ анкет показал, что старшеклассники ориентированы на здоровый образ жизни, считают недопустимыми занятия проституцией, бродяжничеством, попрошайничеством и воровством. Я считаю, что заботой школы должно быть вовлечение подростков в разнообразные виды деятельности с целью расширения воспитательного пространства в социуме, тесного сотрудничества со службой занятости, организации помощи во временном трудоустройстве подростков, особенно из категории социально незащищённых (сирот, малоимущих, многодетных). В школах должна быть представлена информация о работе молодёжных организаций, клубов, спортивных секций. Пропаганда здорового образа жизни, профилактика девиантного поведения, подготовка старшеклассников к профессиональной адаптации. Исходя из всего изложенного выше делаем вывод: Социализация – длительный, постоянный и противоречивый процесс вхождения индивида в социальный мир. Он предполагает усвоение актуальных знаний, выработку практических умений, приобщение к пропагандируемой в обществе системе ценностей. В ходе социализации формирующаяся личность осваивает различные социальные роли, накапливает жизненный опыт, обретает устойчивую линию поведения. К основным объектам социализации необходимо отнести следующее:  Формирование положительного отношения к учению и своему дальнейшему образованию; 5
 Определённость выбора учебного заведения;  Сознательное формирование жизненных планов и профессиональных ориентаций;  Выработку системы жизненных приоритетов и ценностей;  Накопление позитивного опыта сотрудничества и взаимодействия с людьми;  Формирование гражданской позиции, осознанного отношения к общественно – политическим процессам, происходящим в стране. Все эти аспекты социализации значимы и взаимосвязаны, ибо личность есть уникальная ценность и «не формируется по частям». Мы, учитывая аспекты социализации, через программы профориентации, правовой культуры, курсы, подобные курсу «Человек и профессия», через пропаганду здорового образа жизни, приобщение старшеклассников к волонтёрскому движению и деятельности детских общественных организаций, вносим вклад в социализацию выпускников. 6


В раздел образования