Системно-деятельностный подход в организации воспитания самостоятельного выбора.
Автор: Мячкова Елена Алексеевна Должность: учитель обществознания Учебное заведение: МБОУ "Средняя общеобразовательная школа №3" Населённый пункт: Тверская область город Осташков Наименование материала: статья Тема: Системно-деятельностный подход в организации воспитания самостоятельного выбора. Раздел: среднее образование
Системно-деятельностный подход в организации воспитания
самостоятельного выбора.
В настоящее время в России идёт становление новой системы образования,
ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство.
Этот процесс сопровождается существенными инновационными
изменениями в педагогической теории и практике учебно – воспитательного
процесса, а, следовательно, и в системе современного образования.
Мы знаем, что сегодня школы переходят на новые стандарты образования.
Актуальность
социальной
деятельности
определена
возрастными
особенностями и потребностями конкретного школьного возраста, целями
и
задачами
духовно-нравственного развития
и
воспитания
личности,
требованиями
стандартов
в
части
формирования
метапредметных
результатов освоения образовательной программы.
В
связи
с
этим
целостная
программа
социальной
деятельности
и
её
отдельные
подпрограммы
должны
обеспечивать требования
стандарта
к
системно-деятельностному
подходу в
организации
в о с п и т а н и я
самостоятельности
и
формирования
социально
активного
и
социально-
ответственного
поведения.
Социализация
обучающихся
ориентируется
на
усвоение определённых
духовных
ценностей,
образцов
поведения,
пси-
хологических
установок,
знаний
и
навыков,
позволяющих
им успешно
действовать
в
обществе,
осваивать
опыт
взаимодействия
и
совместной
деятельности, общения с реальным социальным окружением.
Важнейшей составляющей педагогического процесса становится личностно
ориентированное взаимодействие педагога с учащимися.
Я считаю, что особая роль должна отводиться духовному воспитанию
личности, становлению нравственного облика человека, и, конечно
социализации.
Должна происходить интеграция образовательных факторов: школы, семьи,
микро – и макросоциума.
В последнее время я пришла к выводу, что школа должна давать не только
образование, но и формировать личность, легко адаптирующуюся к
1
окружающей среде, удовлетворённую настоящим и устремлённую в
будущее.
Словарь по Социальной педагогике даёт
такое определение:
Социализация – это процесс становления личности. В процессе такого
становления происходит усвоение индивидом языка, социальных ценностей
и опыта, культуры.
Другой подход к определению этого понятия у Кравченко А.И., который
социализацией называет «продолжающийся всю жизнь процесс усвоения
культурных норм и освоения социальных ролей».
Мне хотелось бы отметить и факторы десоциализации, с которыми мы
встречаемся в своей работе: антисоциальные семьи, пьянство, наркомания,
проституция, ранняя беременность, вовлечение в преступные и
тоталитарные группы, изнасилование, физические травмы и дефекты,
непонимание окружающих, одиночество, романтические неудачи,
суицидальные устремления.
Эти опасности подстерегают, прежде всего, молодых людей в возрасте от 13
до 19 лет. Как мы помним, именно в этом возрасте происходят важные
физиологические изменения, которые влекут за собой интерес к
противоположному полу, усиливают склонность к необдуманному риску,
стремление к независимости и самостоятельности.
Этот период часто называют «трудным возрастом». Если раньше, будучи
детьми, дети смотрели на мир глазами родителей, то теперь они
выстраивают параллельную систему ценностей, которая частично
пересекается с позицией родителей, а частично со взглядами сверстников.
Заканчивается формирование фундамента личности, достраиваются её
верхние – мировоззренческие этажи. Осознание своего «Я» происходит как
осмысление своего места в жизни родителей, друзей, окружающего социума.
Данное утверждение я могу подтвердить результатами анкетирования среди
выпускников нашей школы. Анкетирование проводилось среди учащихся 9 –
11 классов. Большинство наших старшеклассников ощущают себя, прежде
всего гражданами своей страны, что в современном мире уже отрадно.
Каждый пятый учащийся чувствует себя независимым.
2
На первое место наши выпускники ставят семейные и дружеские отношения,
затем – «хороший заработок и материальное благополучие», свободу –
возможность быть самому себе хозяином.
Молодые люди более восприимчивы к негативным оценкам окружающих,
особенно, если они касаются одежды, внешнего вида, манеры поведения,
круга знакомств.
Недостаток жизненного опыта вынуждает совершать намного больше
ошибок, чем их могли бы совершить взрослые люди.
А злоупотребление алкоголем и лихачество есть не что иное, как попытка
играть роль взрослых.
Но главное не в количестве, а в качестве ошибок, серьёзности их
последствий: это преступность, употребление наркотиков, алкоголизм,
половая распущенность. Многие дети бросают школу, в результате чего
нарушается процесс социализации. Недополучение знаний сразу же
сказывается на экономическом положении, подростки и юноши оказываются
в худшей ситуации на рынке труда. Я считаю, что все мы прекрасно осознаём,
безработица среди 18 – летних в несколько раз выше, чем у взрослых людей.
В прошлом году мы посещали одну из самых престижных школ города Твери.
Во время выступления администрации школы меня поразил факт того, что
выпускники данного учебного заведения с 100% результатом поступают в
ВУЗы России и других стран. Результат прекрасный. В школу огромный
конкурс, дети знают, если я поступил в данное учебное заведение, значит, у
меня есть определённый бонус на будущее. А для меня этот факт ещё
говорит и о том, что престиж наших техникумов и профтехучилищ падает,
набор учащихся идёт очень сложно. Почему? Неужели мы не понимаем того,
что очень скоро в стране остро будет ощущаться нехватка рабочих
профессий. Я просмотрела выступления разных людей на данную тему.
Вот выдержки из интервью первых лиц нашего государства:
«Нехватка квалифицированных рабочих тормозит нацпроекты и всю
экономику».
Владимир Путин
3
«Кроме того, отметил президент Медведев, в настоящее время чувствуется
нехватка рабочих специальностей, а это люди, которые должны пользоваться
не меньшим уважением, чем инженеры».
(Форум «Селигер 2010» – Д.Медведев)
Всё вышесказанное говорит о том, что необходимо объяснять нашим детям,
что рынок труда уже переполнен некоторыми профессиями, а некоторых
хронически не хватает.
Семья главный институт социализации, и современные семьи существенно
отличаются от семей прошлых времён. Разделение на мужской и женский
труд сведены к минимуму. Повысился статус женщины в связи со ставшей
типичной её руководящей ролью в семье и внедомашней деятельностью.
Авторитет родительской власти чаще всего сегодня не срабатывает – на
смену ему должен приходить авторитет личности родителей.
Современные семьи весьма разнообразны. В семье человек проходит
стихийную социализацию, характер и результаты которой определяются её
объективными характеристиками (составом, уровнем образования,
социальным статусом, материальными условиями…) ценностными
установками, стилем жизни и взаимоотношением членов семьи.
Сегодня мы ввели в школе социальный паспорт семьи, где учитываем
социальный статус родителей, их образование, не секрет, что родители с
высшим образованием стремятся дать своим детям также хорошее
образование, хотя, по результатам опросов, не зная, какие профессии будут
востребованы на рынке труда через несколько лет, учитываем и другие
характеристики.
Несмотря на всё выше сказанное, моя практика показывает, что родители не
всегда хорошо знают своего ребёнка, его желания, проблемы.
За последние 10 лет заметно изменилась социально – экономическая
ситуация в стране, стали другими нормы и ценности, мир, в который должен
вступить выпускник, поэтому социализация старшеклассников приобретает
особую актуальность.
В нашей школе я провожу элективный курс «Человек и профессия», который
направлен на социализацию. Могу сказать, что самосознание ребят тесно
4
связано с социальным самоопределением, формированием жизненных
планов. Опрос, проведённый в ходе анкеты «Моё будущее» показал широкий
спектр выбираемых профессий – от журналиста, экономиста, юриста,
архитектора до предпринимателя. Единицы выбирают профессии врача,
рабочего, учителя. Интересно, что ребята характеризуют профессию учителя
как престижную, но малооплачиваемую. А одна девушка написала, что
хотела быть учителем с детства, но родители категорически против.
Больше половины выпускников нацелены на продолжение обучения в
высших учебных заведениях и понимают, что возможность получения
хорошего образования зависит от собственного усердия и способностей.
Анализ анкет показал, что старшеклассники ориентированы на здоровый
образ жизни, считают недопустимыми занятия проституцией,
бродяжничеством, попрошайничеством и воровством.
Я считаю, что заботой школы должно быть вовлечение подростков в
разнообразные виды деятельности с целью расширения воспитательного
пространства в социуме, тесного сотрудничества со службой занятости,
организации помощи во временном трудоустройстве подростков, особенно
из категории социально незащищённых (сирот, малоимущих, многодетных).
В школах должна быть представлена информация о работе молодёжных
организаций, клубов, спортивных секций. Пропаганда здорового образа
жизни, профилактика девиантного поведения, подготовка старшеклассников
к профессиональной адаптации.
Исходя из всего изложенного выше делаем вывод:
Социализация – длительный, постоянный и противоречивый процесс
вхождения индивида в социальный мир. Он предполагает усвоение
актуальных знаний, выработку практических умений, приобщение к
пропагандируемой в обществе системе ценностей. В ходе социализации
формирующаяся личность осваивает различные социальные роли,
накапливает жизненный опыт, обретает устойчивую линию поведения.
К основным объектам социализации необходимо отнести следующее:
Формирование положительного отношения к учению и своему
дальнейшему образованию;
5
Определённость выбора учебного заведения;
Сознательное формирование жизненных планов и профессиональных
ориентаций;
Выработку системы жизненных приоритетов и ценностей;
Накопление позитивного опыта сотрудничества и взаимодействия с
людьми;
Формирование гражданской позиции, осознанного отношения к
общественно – политическим процессам, происходящим в стране.
Все эти аспекты социализации значимы и взаимосвязаны, ибо личность есть
уникальная ценность и «не формируется по частям».
Мы, учитывая аспекты социализации, через программы профориентации,
правовой культуры, курсы, подобные курсу «Человек и профессия», через
пропаганду здорового образа жизни, приобщение старшеклассников к
волонтёрскому движению и деятельности детских общественных
организаций, вносим вклад в социализацию выпускников.
6