Автор: Кидалова Марина Анатольевна
Должность: преподаватель математики
Учебное заведение: ГБОУ СПО ЛНР "Стахановский политехнический колледж"
Населённый пункт: г. Стаханов, Луганская Народная Республика
Наименование материала: статья
Тема: Творческий подход к обучению
Раздел: среднее профессиональное
Министерство образования и науки Луганской Народной Республики
ГБОУ СПО ЛНР «Стахановский политехнический колледж»
СЕМИНАР
ФОРМЫ И МЕТОДЫ
ТВОРЧЕСКОГО
ПОДХОДА К ОБУЧЕНИЮ
ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ
Подготовила
методист М.А.Кидалова
г. Стаханов
Проблема развития творческих способностей была и остается одной из
важнейших проблем человеческого общества. Особую актуальность она
приобретает в современном обществе, ибо образование как ресурс науки,
техники и искусства претерпевает сегодня коренные изменения, связанные с
необходимостью непрерывной адаптации к быстро меняющимся динамичным
социально-экономическим условиям. Кроме того, это связано с постоянно,
лавинно
увеличивающимся
объемом
информации,
которым
вынужден
оперировать
современный
специалист
в
любой
области
и
процессом
интеграции наук, требующим от человека не только обширных знаний, но и
более высокого творческого уровня развития мышления.
Перед педагогом стоит задача организовать обучение так, чтобы
обучающийся сам захотел приобретать знания и навыки. Следовательно,
сначала нужно сформировать интерес, потом создать ситуацию, в которой на
основе приобретенных ранее знаний и умений обучающемуся необходимо было
бы самому добывать новые знания и приобретать умения, а затем еще и дать
ему возможность наглядно продемонстрировать полученные результаты, а
педагогу - проконтролировать прирост знаний и умений обучающегося.
Чтo же характеризует
твoрчеcкoе
мышление? Это ocoбеннocть
неoбхoдимocти применения нетрадициoннoгo cпocoба мышления, неoбычнoгo
видения
прoблемы,
выхoда
мыcли
за
пределы
привычнoгo
cпocoба
раccуждений.
Ocнoвная
ocoбеннocть
твoрчеcкoгo
мышления
как
интеллектуальнoй cиcтемы - этo умение анализирoвать любые прoблемы,
уcтанавливать cиcтемные cвязи, выявлять прoтивoречия, нахoдить для них
решение на урoвне идеальных, прoгнoзирoвать вoзмoжные варианты развитий.
Основной формой организации учебной деятельности обучающихся по
усвоению содержания является урок. Все формы организации урока находятся
в сложном взаимодействии. В каждой из форм по-разному организуется
деятельность учеников. На основании этого выделяют формы деятельности
обучающихся: индивидуальные, групповые и фронтальные (коллективные,
массовые).
Методы обучения - это упорядоченные способы взаимосвязанной
деятельности педагога и обучающихся, направленные на достижение целей
образования. Метод обучения - это также совокупность приемов и способов
организации
познавательной
деятельности
обучающегося,
развития
его
умственных сил, обучающего взаимодействия педагога и обучающихся,
обучающихся между собой.
Эффективность метода достигается при активном участии обучающихся.
Классификация
методов
обучения
в
зависимости
от
характера
познавательной деятельности обучающихся:
- Объяснительно-иллюстративный
- Репродуктивный
- Проблемного
- Частично-поисковый метод, или эвристический метод.
- Исследовательский метод.
Творческой следует считать такую деятельность, которая приводит к
созданию
продуктов
творчества,
которые
отличаются
новизною,
оригинальностью,
являются
не
только
субъективно,
но
и
объективно
ценностными. Творческие методы обучения - методы активные.
К ним, например, можно отнести:
- деловую игру;
- соревнование;
- игровое проектирование;
- экскурсии;
- урок-суд, урок-конференции;
- защиту проектов;
- интеллектуальную атаку;
- составление заданий.
Преимущества методов творческого обучения:
1. Постоянная мобилизация умственных сил обучающихся, не позволяющая им
отвлекаться от процессов овладения знаниями, навыками и умениями и все
возрастающая заинтересованность учением.
2. Обеспечение необходимых условий деятельности вовлечения обучающихся в
учебный процесс, что приводит к формированию и развитию не только
кратковременной, но и долговременной их памяти как основы «выживаемости»
знаний.
3.
Приобретение
обучающимися
навыков
самостоятельной
творческой
выработки решений.
4.
Наличие
постоянного
взаимодействия
педагога
с
обучающимися
и
обучающихся между собой.
5.
Обеспечение
направленности
на
преимущественное
развитие
интеллектуальных, профессиональных, поведенческих умений и навыков.
6. Повышение степени мотивации и эмоциональности восприятия изучаемого
материала, его переработки и усвоения.
Почему необходимо заниматься творчеством на уроках?
Творчество позволяет:
обучающимся быть более приспособленными (адаптированными) к
изменяющимся условиям;
ориентироваться в разнообразных ситуациях;
работать в различных коллективах;
вырабатывать
такие
качества
как
инициативность,
активность,
настойчивость, самостоятельность мышления;
быть
способным
к
гибкому
изменению
мышления,
т.
е.
уметь
переобучаться и самообучаться (самореализации).
Творчество способствует реализации на уроке важнейшего дидактического
положения: усвоение знаний, формирование навыков и умений всегда является
результатом
собственной
познавательной
и
практической
деятельности
обучающихся. Процесс обучения представляет собой систему взаимодействия
преподавателя
и
обучающихся,
где
педагог
занимает
руководящее,
направляющее положение, но конечный результат зависит от активной
деятельности обучающихся (уровень субъектно-субъектных отношений).
На уроках математике я применяю такие методы как деловые игры.
Например, отправляю обучающихся в математические командировки и выдаю
им командировочные удостоверения. За выполненное задание учащиеся
отчитываются на уроках и предоставляют отчет о работе в виде рефератов,
сообщений, докладов, решения заданий и т.д.
Также применяю квест-технологии, которые очень нравятся обучающимся,
т.к. они имеют возможность показать не только свои знания, но и быстроту
мышления.