Напоминание

ПРИМЕНЕНИЕ ПРОБЛЕМНО-ПОИСКОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА С ЦЕЛЬЮ ВОСПИТАНИЯ У УЧАЩИХСЯ НАВЫКОВ ТВОРЧЕСКОГО УСВОЕНИЯ ЗНАНИЙ


Автор: Карпетченко Ольга Владимировна
Должность: учитель английского языка
Учебное заведение: МАОУСОШ №66
Населённый пункт: город Краснодар
Наименование материала: статья
Тема: ПРИМЕНЕНИЕ ПРОБЛЕМНО-ПОИСКОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА С ЦЕЛЬЮ ВОСПИТАНИЯ У УЧАЩИХСЯ НАВЫКОВ ТВОРЧЕСКОГО УСВОЕНИЯ ЗНАНИЙ
Раздел: полное образование





Назад




ПРИМЕНЕНИЕ ПРОБЛЕМНО-ПОИСКОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ

АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА С ЦЕЛЬЮ ВОСПИТАНИЯ У УЧАЩИХСЯ НАВЫКОВ

ТВОРЧЕСКОГО УСВОЕНИЯ ЗНАНИЙ

Карпетченко Ольга Владимировна,

учитель английского языка МАОУ СОШ №66

За последнее время значительно изменился статус иностранного языка в российском

обществе. Владение иностранным языком стало рассматриваться как необходимое

личностное и профессиональное качество любого специалиста. Переход на личностно-

ориентированное

обучение

это

современное

требование,

которое

привело

к

кардинальной перестройке учебного процесса, к пересмотру целей и задач обучения

иностранному языку.

Применение проблемно-поисковых технологий на уроках английского языка «учит

учиться».

Необходимость

развития

умения

учиться

в

корне

меняет

характер

взаимоотношения между учителем и учеником, позволяет по-новому взглянуть на

оптимизацию учебного процесса и переосмыслить существующие методы преподавания

английского языка.

Следует соблюдать правила создания проблемных ситуаций.

1. Для создания проблемной ситуации перед учащимися должно быть поставлено

такое практическое или теоретическое задание, при выполнении которого учащийся

должен открыть для себя новые знания или действия.

2.

Предлагаемое

ученику

проблемное

задание

должно

соответствовать

его

интеллектуальным возможностям.

3. Проблемное задание должно предшествовать объяснению подлежащего усвоению

материала.

4. Проблемное задание может вызвать проблемную ситуацию при определенных

условиях.

5. Одна и та же проблемная ситуация может быть вызвана различными типами

заданий.

Необходимо пройти все этапы по выявлению проблемной ситуации на уроке:

анализ ситуации,

выявление проблемы,

формулировка проблемы и

осуществление поиска ее оптимального решения.

Таким образом, учащиеся имеют возможность наглядно проследить все этапы

интеллектуальной деятельности по решению задачи, мыслительные операции и способы

мышления.

Применяя активные формы обучения на занятиях для развития, способности

самостоятельно находить и использовать необходимую информацию, я сталкиваюсь с

психологическими проблемами, которые стараюсь успешно решать, а именно:

умение сформулировать проблему;

умение определить необходимое количество проблем для обсуждения на занятия;

умение выйти из ситуации, когда на проблемный вопрос не хватает информации

не только у школьников, но и у меня.

Стараюсь формулировать вопросы таким образом, чтобы они действительно были

проблемными и требовали самостоятельного мышления, творческой мобилизации всех

ранее полученных ими знаний, пригодных для правильного ответа на данный вопрос-

проблему. Например:

Может ли разговор по телефону заменить общение с близкими и друзьями?

Вам нравится отдыхать в одиночестве или в компании друзей?

Вы предпочитаете активный отдых?

При составлении проблем-вопросов я руководствуюсь правилом: все вопросы

должны требовать или объяснения тех или иных явлений с точки зрения:

«почему?»

«чем объясняется?»

«в чем причина?» или доказательства, теоретического обоснования истинности

известных (изучаемых в данной теме) положений.

Опыт работы показывает, что на традиционных уроках учащиеся редко вовлекаются

в подлинно творческую работу, не тренируют способность самостоятельно решать

сложные задач, чаще всего они получают знания в готовом виде, запоминают их и

воспроизводят. Отклики школьников подтверждают вышеизложенную мысль, что их

больше привлекают активные формы и методы, которые заставляют мыслить, искать

ответы, лично разбираться в фактах, событиях, явлениях действительности.

На уроках с элементами проблемно-поисковых технологий мною выбираются две

формы работы с учащимися, а именно: индивидуальная и групповая, так как считаю, что

для этого есть объективные причины психологического плана. Есть ученики, которые

любят работать в одиночку независимо от уровня их подготовки, но есть и такие, которые

хотят, чтобы ими руководили или постоянно помогали. Одни любят и могут думать,

другие не могут или не хотят, но готовы делать все, что им скажут. Объединение

учащихся в группы по разноуровневым способностям способствует в процессе общей

работы самообучению каждого, развитию чувства взаимопомощи и ответственности за

общий результат, его качество.

Моя роль превратилась в роль наставника, советника, который разделяет общую

ответственность за результат, и я выступаю как равноправный участник дискуссии, игры,

конференции и т.д.

Для решения воспитательных, обучающих и развивающих задач проблемного

обучения метод анализа конкретных ситуаций является наиболее эффективным приемом

на всех этапах обучения, начиная с начальной школы. Преимущество этого метода

заключается в том, что на занятиях я имею уникальную возможность создать конкретные

проблемные ситуации, взятые из школьной, бытовой или семейной практики. Учащиеся с

особым энтузиазмом участвуют в анализе ситуации и принимают оптимальные решения,

так как темы очень близки и понятны, а, следовательно, интересны и актуальны.

В зависимости от темы урока и особенностей содержания материала на занятиях я

применяю различные виды ситуаций.

1.

Ситуации — иллюстрации. Приводится пример из школьной практики или

личного опыта. Например, показываются работы других школьников, которые добились

значительных успехов в учебе.

2. Ситуация — оценка. Учащимся предлагается описание конкретного поступка.

Задача учеников: оценить значение ситуации и правильность действий школьников.

Например, предлагается для анализа описание конкретного случая (конфликтная ситуация

между одноклассниками в столовой и соответствующие меры со стороны дежурного по

столовой). Дети анализируют ситуацию, дают оценку правильности действий и

предлагают свой вариант.

3.

Ситуация

упражнение.

Учащиеся

проводят

на

занятии

небольшое

исследование. Например, каждый ученик получает задание – провести исследование в

группе (сколько времени проводят у телевизора, какие любимые программы и т.д.),

опросить других учеников, заполнить таблицу, проанализировать результаты, сделать

вывод и дать совет или поделиться своим опытом.

Проблемное обучение на уроках английского языка эффективнее, когда проблемные

вопросы обращены к самому ученику и предполагают использование его жизненного

опыта (взаимоотношение в семье, увлечения, проблемы подростков). Опыт работы также

показывает, что приближать проблемные вопросы к условиям реального общения

возможно не только за счет жизненности ситуаций, но и за счет повышения новизны

информации, что, несомненно, само по себе интересно.

Технологии проблемно-поискового обучения вносят в образовательный процесс

новые приемы, которые оживляют, и активизирует его, исключают бездумное заучивание

и

пересказ

«книжных»

знаний,

внедряют

активное

мышление,

творческую

самостоятельность в процессе познания мира.

Таким образом,

применение

проблемно-поисковых технологий

способствуют

добывать знания самостоятельно. Мы живем в информационном обществе и главный

капитал – умение добывать информацию, которая является самым ценным и важным

продуктом будущей рыночной экономики. Иными словами, проблемное обучение ярко

отображает изменение сути образования «От образования на всю жизнь – к образованию

через всю жизнь».

Список используемой литературы.

1.

Дифференциация методов обучения в зависимости от когнитивного стиля

ученика.

2.

Контрольные задания по английскому языку , 8,9,11 классы, М., Просвещение,

2002, В.В. Сафонова, Е.Н. Гром, Л.Г. Кузьмина

3.

Проблемные задания на уроках английского языка, Еврошкола, 2001, В.В.

Сафонова



В раздел образования