Напоминание

Реализация системно-деятельностного подхода при изучении биологии


Автор: Тютюнникова Елена Леонидовна
Должность: преподаватель биологии
Учебное заведение: ГАПОУ НО НАСК
Населённый пункт: город Новосибирск
Наименование материала: статья
Тема: Реализация системно-деятельностного подхода при изучении биологии
Раздел: среднее профессиональное





Назад




РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПУТЕМ

РЕАЛИЗАЦИИ СИСТЕМНОГО ПОДХОДА В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ

БИОЛОГИИ В СРЕДНЕМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

В последнее время в среднем профессиональном образовании произошли

существенные изменения.

В обучении студентов колледжа в процессе реализации программы среднего

профессионального образования сделан крен на углубленное и расширенное

преподавание

общеобразовательных

дисциплин.

Например,

история

и

обществознание – мировоззренческие дисциплины, русский язык и литература-

формирование грамотности, экономическая география – умение анализировать

экономические процессы, биология – способность видеть экологические проблемы.

На сегодняшний день большое количество высших учебных заведений готовят

инженеров, однако в современной промышленности затребованы грамотные

специалисты. Сегодня большая проблема найти квалифицированного токаря,

электрика,

строителя,

каменщика

или

маляра.

Поэтому

на

преподавателя

общеобразовательных дисциплин ложится большая ответственность дать студентам

не

просто

академические

знания,

а

путем

использования

образовательных

технологий, учитывая практическую направленность, расширить кругозор.

Каждый преподаватель должен сам выбрать и применить в процессе среднего

профессионального образования результативные технологии. В ходе реализации

программ биология, география и экология – хорошие результаты дает метод

системного подхода.

Понятие системно-деятельностного подхода было введено в 1985 г. как

особого рода понятие. В настоящее время в его основе заложены теоретические

положения

концепций

Л.С.Выготского,

А.Н.Леонтьева,

Д.Б.Эльконина,

П.Я.Гальперина,

раскрывающих

основные

психологические

закономерности

процесса развивающего образования и структуру учебной деятельности учащихся с

учетом

общих

закономерностей

возрастного

развития

детей

и

подростков.

Системно-деятельностный подход является объединением этих концепций.

Деятельность – специфически человеческая форма активного отношения к

окружающему миру, содержание которой составляет его целесообразное изменение

и преобразование. Всякая деятельность включает в себя цель, средство, результат и

сам процесс деятельности, и, следовательно, неотъемлемой характеристикой

деятельности является её осознанность. Деятельность является реальной движущей

силой общественного прогресса и условием самого существования общества.

Система

определенный

порядок

в

расположении

и

связи

действий.

Системно-деятельностный подход на занятиях биологии направлен, прежде всего,

на

развитие

личности

обучающегося.

С

целью

формирования

целостного

представления о сути живых организмов и механизмах процессов в них и

окружающей среде, необходимо не только соблюдать преемственность между

занятиями, темами, уровнем обучения, но и особое внимание уделять практической

деятельности обучающихся.

Если речь идёт о системном подходе в обучении, это значит, что

преподаватель должен связать несколько наук, дающих развернутый, глубокий и

развивающий ответ по данной теме. Например, биология, химия, землеведение и

т. д. Знания в этом случае будут не разрознены. У студентов возникнут связи,

которые существуют в процессе.

Особую роль отвожу воспитанию нравственности, которая предполагает

эстетическое, этическое, семейное, патриотическое, физическое воспитание.

При

экологическом

воспитании

на

занятиях

часто

обращаюсь

к

произведениям писателей-классиков.

Так, при изучении растительности и климата средней полосы России, говорим

о «Записках охотника» И.С. Тургенева. О прекрасной ночи с ее бархатным небом и

сияющими звездами, воспринимаемыми деревенскими детьми «в ночном», о их

разговоре про народные приметы. Обучающиеся обращают внимание, что даже

растения названы русскими именами (Иван да Марья, Иван-чай). Разнотравье всегда

удивляло своей неброской красотой и скромностью.

При изучении особенностей времен года рассматриваем картины природы из

романа Л.Н. Толстого «Война и мир». Это лунная ночь в Отрадном, вечер перед

святками, сцена охоты.

Животный мир, описанный в романе, тоже вызывает интерес. Это и матерый

волк, и сменивший свою «шубку к земле» заяц.

Экология души ярко прослеживается у Л.Н. Толстого в сцене встречи Андрея

Болконского с дубом.

Дуб, могучий, с толстой корявой корой, резными листьями, делающими крону

дуба надежной, прочной, рождает у героя философские мысли о смысле жизни, о

подвиге народа во имя Родины, о собственном предназначении.

Еще более впечатляет образ Наташи Ростовой и обучающиеся задают вопрос

самого автора: «Откуда в Наташе, этой графине, одетой в шелк и бархат, столько

русского, естественного, национального, натурального?» А это и есть патриотизм,

чувство любви к родным обычаям, к родной природе. Вот она – экология души

русского человека.

Среди литературных произведений особое место занимает такой фольклорный

жанр как загадка.

Чтобы отгадать загадку по биологии, необходимо не только знать материал

школьного курс, но и много читать, быть наблюдательным в природе.

Примеры: 1. Я видел в море чудо-диво:

В воде животное-чернила. (Осьминог с чернильной железой)

2. Тянется нитка, в клубок не смотать. (Паутина).

При

повторении

раздела

«Покрытосеменные»

часто

обращаюсь

к

прослушиванию музыкального произведения Петра Ильича Чайковского «Вальс

Цветов» из балета «Щелкунчик». Это произведение способствует повышению

уровня

экологического

образования

среди

обучающихся,

установлению

гармоничных отношений с природой, обществом, самим собой; повышением

культуры через познание музыкальных шедевров отечественной классики.

Эмоционально насыщенными и продуктивными получаются занятия, где

рассматривается проблемная, нестандартная ситуация.

Данная технология позволяет осуществить не только обмен информацией и

формирование познавательной мотивации, но и:

установить взаимопонимание, взаимодействие между всеми субъектами

процесса

обучения,

обмен

знаниями,

мнениями,

действиями,

оценками

деятельности;

создать ситуацию успеха на занятии, что способствует развитию умений

слушания, чтения, говорения, анализа и синтеза, самостоятельной работы;

научить обучающихся мыслить раскованно, ярко, нестандартно, творчески,

что пригодится им в дальнейшей жизни.

Например, при разборе темы «Состав и строение семян» озвучиваю такой

факт, что семена имеют различную форму и размеры, а как это зависит от

распространения семян. Прошу объяснить данный факт. В беседе обучающиеся

приходят к мнению о взаимосвязи состава, строения и распространения семян.

При изучении вирусов, говорю о том, что отношение к этим существам у

ученого мира неоднозначное, они занимают пограничное положение между живой и

неживой природой. После изучения, ответа на главный вопрос занятия, задаю такой

вопрос: «Можно ли выделить пятое царство живой природы – царство Вирусов?».

Это вызывает дискуссию между студентами, в которой они доказывают и

отстаивают свою точку зрения.

Стараюсь осуществлять системный подход и на более научном уровне,

используя частично-поисковый метод. Например, обучающиеся получают задание

определить химические процессы, происходящие для формирования костной ткани.

На современном этапе одной из задач образования является нравственное

воспитание,

которое

предполагает

гордость

за

свою

страну,

стремление

преумножать ее значимость, поиск собственного места в жизни.

Используя системный подход на каждом занятии и мероприятии, я стараюсь

дать студентам более глубокие знания, расширить их кругозор, повысить

мотивацию при изучении биологии, создать каждому обучающемуся ситуацию

успеха.

Таким образом, применение системно-деятельностного подхода не только

обеспечивает достижение планируемых результатов освоения образовательной

программы, но и создает основу для самостоятельного успешного освоения

студентов новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности,

позволяет

мотивировать

их

к

дальнейшему

творческому

развитию

и

самосовершенствованию.

Список использованной литературы:

1.

Давидов, В.В. Методический центр «Развивающее обучение» / Система В.В.

Давыдова, Д.Б. Эльконина. Информ. материалы. - М.: АПКиПРО. - 2003.

2.

Федеральный

государственный

образовательный

стандарт

общего

образования. - М., 2008.

3.

Хуторской А.В. Системно-деятельностный подход в обучении – основа

ФГОС. – М: Эйдос, 2012.



В раздел образования