Автор: Богодухова Оксана Ивановна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 8
Населённый пункт: город Бердск, Новосибирская область
Наименование материала: Речь школьника
Тема: Как влияет цифровизация на речь школьника
Раздел: полное образование
Как влияет цифровизация на речь школьника.
В современной школе в век глобальной цифровизации стали широко
применяться
новые
образовательные
платформы.
Это
очень
облегчает
подготовку к урокам как учителям, так и ученикам. Получать информацию
быстро и доступно. Но цифровизация влечет за собой и иные последствия: из-за
дистанционного обучения идет замена живого общения, а на коррекционных
занятиях это особенно необходимо. Если раньше ребенок познавал мир через
активное взаимодействие с ним: играл в песочнице, собирал конструктор,
развивая координацию движений, мелкую моторику, логику, мышление, получал
информацию о свойствах окружающей среды, разговаривал с родителями, читал
вместе с ними
книги, смотрел фильмы, потом делился впечатлениями об
увиденном. В настоящее время родители и дети потеряли взаимосвязь друг с
другом, между ними находятся цифровые гаджеты, компьютеры, виртуальные
игры.
Сейчас растет поколение детей, которые не видят себя без гаджетов, это
стало как «приложение» к ребенку. Идея тех, кто разрабатывал и внедрял
цифровизацию в наше общество может и была благим намерением открыть
перед человечеством огромные возможности, но в итоге привела к глобальным
проблемам. И чтобы как-то изменить ситуацию в лучшую сторону в школах
увеличили штат коррекционных специалистов. Ученые провели некоторые
исследования и выявили, что дети, которые проводят за компьютером,
гаджетами очень много времени растут с серьезными нарушениями здоровья и
психического развития. Современные технологии ведут к росту безграмотности
среди школьников. У них развивается дисграфия (нарушение письма), дислексия
(нарушение чтения), а так же не сформирована устная речь. Это поколение детей
сейчас
называют
«кнопочными»,
они
«слушают
глазами»,
читая
СМС-
сообщения и переписку в чате, и «разговаривают пальцами», используя
программу Т9, отсюда не учат правила русского языка. У школьников
формируется
«клиповое
мышление»,
которое
характеризуется
«фрагментарностью
информационного
потока,
алогичностью,
полной
разнородностью поступающей информации, высокой скоростью переключения
между частями, фрагментами информации, отсутствием целостной картины
восприятия окружающего мира» по мнению Т.В. Семеновских (4, с.4). Клиповое
мышление современного ребенка школьного возраста оказывает влияние на
развитие
связной
речи.
Отсюда
мы
имеем:
неспособность
системно
воспринимать информацию, мыслить, излагать свои мысли;
невозможность
длительное
время
сосредотачиваться
на
какой-либо
информации,
концентрировать внимание; ослаблена способность воображения, рефлексии;
неразвитость коммуникативной компетенции.
Все эти трудности легли на плечи учителей коррекции, которые системно,
последовательно, поэтапно подходят к развитию у детей всех компонентов
языковой системы. Планомерная и эффективная коррекционная работа с
учащимися
основывается
на
специальных
коррекционно-развивающих
программах. Эта работа должна проводиться совместно с родителями. Но, к
сожалению, родители плохо идут на контакт и мало заинтересованы в успехах
своих детей, так как они тоже зависимы от гаджетов и компьютеров. Хочется
пробудить родителей и обратиться к их осознанности!
Дорогие родители! Так как наши дети «зеркалят» своих родителей, то
хочется дать не совет, а план к действию:
1.Уделяйте больше внимание своим детям, спрашивайте их о впечатлениях
прожитого дня: что нового они узнали в школе, как прожили день, о чем думали,
с кем разговаривали.
Пусть каждый вечер ребенок делает вывод: что хорошего он сделал, а что
плохого.
2.Чтобы поддержать системность в обучении, необходимо системно жить
дома. Составьте расписание дня, как в старые добрые времена, где игра в
гаджеты и компьютеры была бы в строго определенное время как для детей, так
и для родителей.
3.Гуляйте
обязательно вместе с ребенком в лесу, парке,
играйте
в
подвижные игры. Это сплачивает семью. Учите и учитесь сами созерцать
природу.
4.Смотрите
вместе фильмы, мультфильмы, которые будут оказывать
положительное влияние на ребенка, способствовать его обучению и развитию.
Обсуждайте, резюмируйте просмотренное.
5.Один час перед сном выделяйте
для чтения книг,
совместного или
индивидуального. Ведь и родители сейчас не читают. Это мероприятие
настраивает организм на успокоение и сон с впечатлениями о прочитанном.
Задача родителей развивать своих детей, помогать получать знания из
живого
общения
и
окружающей
среды.
А
вспомогательные
цифровые
приспособления использовать в крайних случаях для получения нужной
информации в строго ограниченном времени! Я думаю, пришло время нашим
ученым создать такие гаджеты, которые бы ограничивали тематику детского
просмотра мультфильмов, игр, сайтов! Надеюсь, что цифровизация не погубит
будущие поколения наших детей!
Литература:
1.Солдатова Г.У. Цифровизация социализация в культурно-исторической
парадигме: изменяющийся ребенок в изменяющемся мире // Социальная
психология и общество. - 2018. - №3.
2.Семеновских Т.В. Феномен «клипового мышления» в образовательной
вузовской среде // Вестник евразийской науки. – 2014. - №5.
3.Трофимова Е.И. Влияние цифровизации на когнитивную сферу у детей //
Молодой ученый. – 2021. - №45(387).