Автор: Гусманов Ильсур Глусович Должность: педагог - психолог Учебное заведение: Муниципальное дошкольное образовательное учреждение " Детский сад № 70 комбинированного вида" Населённый пункт: город Казань Наименование материала: Статья Тема: Развитие творческих способностей дошкольника Раздел: дошкольное образование
Развитие творческих способностей дошкольника
Детство – чуть ли не единственный отрезок человеческой жизни, где творчество
становится универсальным и естественным способом существования человека.
Показатель детского творчества – это самостоятельное решение собственных
возможностей в освоении мира. Это сложный психический процесс, связанный с
характером, интересами, способностями личности.
Творческий потенциал в современном обществе очень ценится в любой профессии,
поэтому его нужно раскрывать в ребёнке как можно раньше. Многие родители слишком
зацикливаются на сенсорных каналах, памяти, мышлении, очень часто напрочь забывая о
его воображении.
А ведь, если своевременно начать развитие творческих способностей у ребенка
дошкольного возраста, то в дальнейшем ему гораздо легче будет даваться процесс
обучения по многим предметам, которые сегодня требуют креативного подхода. Да и во
взрослой жизни, даже если малыш не станет знаменитым актёром или популярным
певцом, он сможет креативно подходить к решению многих задач, которые будут вставать
на его жизненном пути. Не всё зависит от природных способностей: нужно уметь развить
эти задатки.
Творчеству дошкольника свойственно неразрывное единство воображения и творческого
мышления (с возрастом наблюдается известная дифференциация этих процессов). Эти
функции обеспечивают ребенку новый, необычный взгляд на мир. Они способствуют
развитию абстрактно-логической памяти и мышления, обогащают его индивидуальный
жизненный опыт.
Воображение обеспечивает следующую деятельность ребенка:
построение образа конечного результата его деятельности;
создание программы поведения в ситуации неопределенности;
создание образов, заменяющих деятельность;
создание образов описываемых объектов.
Чтобы своевременно обеспечить полноценное развитие творческих способностей детей,
нужно представлять, что это такое. Это комплексное понятие, включающее несколько
составляющих, на которых родители и должны акцентировать внимание:
стремление к открытиям;
умение познавать;
активность;
фантазия;
инициативность;
стремление к познанию;
умение находить нестандартное в привычных явлениях и вещах;
живость ума;
умение изобретать и открывать;
свобода воображения;
интуиция;
умение на практике применять полученные знания, опыт;
открытия и изобретения.
Обычно у детей дошкольного возраста желание познать всё новое и неизведанное
просыпается уже в 2–3 года. Однако родители не всегда всерьёз относятся к фантазиям и
небылицам своего малыша — и совершенно зря. Ведь именно в этом могут проявляться
его первые, ещё не сформированные творческие способности. Взрослые об этом начинают
задумываться уже ближе к школе, лет в 5–6, когда поезд ушёл. Так со скольки же лет
начинать первые занятия по развитию креативного потенциала в детках?
Творческие особенности личности начинают проявлять себя уже в раннем возрасте. И как
только они будут замечены молодыми родителями, нужно тут же подхватывать эту
эстафету и начинать заниматься с ребёнком. Иначе учителям приходится начинать с нуля,
когда у детей не сформированы элементарные навыки творческой деятельности.
Каждый период характеризуется своими особенностями в развитии творческого
потенциала малышей:
1–2 года: кто-то красиво двигается под музыку, точно улавливая её ритм; некоторые
создают собственные картины; другие любят находиться в центре внимания — вот и
нужно развивать творческие способности детей по их интересам и природным задаткам;
3–4 года: пик творческой активности малышей, и даже если вам кажется, что кроха ничем
особенным не обладает, всё равно это не повод забросить занятия — напротив, нужно как
можно больше и чаще обращаться к упражнениям и играм, развивающим творческие
способности;
5–6 лет: занятия усложняются новыми заданиями, подготавливая дошкольника к
дальнейшему процессу обучения и развивая в нём воображение, фантазию, таланты;
7–8 лет: младший школьный возраст характеризуется тем, что в это время начинается
серьёзная творческая деятельность — изобразительная, музыкальная, театральная, и в
каждой области ребёнок должен суметь себя проявлять, хотя доминировать будет какая-то
одна, к которой у него имеются природные задатки.
Если ребёнок начинает усиленно врать, фантазировать, жить в собственном выдуманном
мире, родители не должны спешить его ругать и наказывать. Скорее всего, в подобной
ситуации виноваты сами взрослые, которые упустили нужный момент и не смогли
направить творческие способности своего чада в нужное русло, и теперь они находят
выход вот таким способом — через ложь. Многие родители оправдываются, что не имеют
педагогического образования и не знают, что делать в таких случаях. Это отговорки,
потому что существуют различные методы развития творческих способностей детей —
достаточно простые и понятные.
Прежде чем решать, как развивать творческие способности ребёнка, помните о самых
простых истинах:
- развивайте творческое воображения малыша везде и всегда, а не только в специально
отведенное для этого время и место;
- окружающая среда ребенка должна способствовать его развитию;
- у малыша должен быть необходимый «арсенал» инструментов и материалов для детского
творчества: пластилин, краски, цветная бумага и многое другое;
- поощряйте и хвалите только безопасные творческие детские инициативы;
- не превращайте занятия с малышом в скучные уроки и всегда поддерживайте его
инициативы;
- не давайте слишком много информации детскому мозгу. Не стоит забывать,что ваша
задача - развитие способностей;
- процесс развития творческих способностей детей должен носить регулярный характер;
- обучение и развитие малыша дошкольного возраста должно происходить только через
игровые задания, упражнения и саму игру.
1. Окружающий мир
совместное обсуждение с ребёнком, что происходит вокруг на улице, дома, в транспорте;
рассказы о животных и растениях;
объяснение элементарных процессов, происходящих вокруг;
ответы на все интересующие малыша вопросы: почему, как, зачем и откуда.
2. Развивающие игры
покупайте детям настольные развивающие игры;
у них должно быть много полезных, а не развлекательных игрушек;
они должны соответствовать их возрасту;
мозаики и конструкторы — самый оптимальный вариант.
3. Рисование
очень часто творческие способности ребёнка раскрываются в изобразительной
деятельности, так что у него всегда должны быть под рукой качественные, удобные, яркие
карандаши, краски, фломастеры;
не жалейте бумаги на это дело;
никогда не ругайте кроху за изрисованные стены и испачканную в красках одежду:
возможно, это и есть тот самый творческий хаос;
сначала — изучите цвета, затем — познакомьтесь с геометрическими фигурами, покажите,
как создаётся рисунок, а потом просто наблюдайте за результатами.
4. Лепка
лепка развивает маленькие пальчики, творческие способности детей + к тому же позволяет
им проявить всю их буйную фантазию;
вначале пусть это будут простейшие шарики, лепёшки, колбаски, колечки;
после этого они начнут сами лепить более сложные фигуры;
пластилин должен быть ярким и мягким.
5. Чтение
детям нужно читать в любое время дня, а не только ночью, причём не менее получаса в
сутки, как утверждают специалисты;
книги должны быть подобраны по возрасту и интересам;
старайтесь знакомить ребёнка с разными жанрами произведений: сказками, рассказами,
стихами;
берите малышей с собой в библиотеку;
книга дарит полёт фантазии и открывает огромные возможности для детского
воображения, развивает творческие способности;
тут же разыгрывайте сценки из книг, читайте по ролям, так как творческий потенциал
можно выявить и через театрализованную деятельность: обычно этот метод нравится
деткам любого возраста.
6. Музыка
с младенчества давайте слушать крохе классическую музыку и детские песенки;
пойте ему колыбельные как можно дольше;
это развивает память и образное мышление.
Развивать творческие способности детей нужно не от случая к случаю, а везде и всегда.
Родители должны создать ребёнку такую окружающую среду, которая будет
способствовать его развитию: обеспечить его инструментами (красками, пластилином,
конструктором и пр.), хвалить за успехи и терпение в достижении определённых
результатов. Взрослые должны в пределах разумного давать волю детской фантазии и не
сдерживать его креативной активности.
Список использованной литературы
Богоявленская Д. Б. О предмете и методе исследования творческих способностей //
Психологический журнал. 1995, №5, с. 49-58.
Вайнцвайг И. Десять заповедей творческой личности. М., 1990.
Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. М., 1991.