Напоминание

ОСОБЕННОСТИ ТРЕВОЖНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ ФОРМАЛЬНОЙ УСПЕШНОСТИ


Авторы: Новикова Анастасия Вячеславовна, Ткаченко Надежда Степановна
Должность: доцентр кадедры возрастной и социальной психологии, кандидат психологических наук, доцент
Учебное заведение: НИУ "БелГУ"
Населённый пункт: город Белгород, Белгородская область
Наименование материала: статья
Тема: ОСОБЕННОСТИ ТРЕВОЖНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ ФОРМАЛЬНОЙ УСПЕШНОСТИ
Раздел: высшее образование





Назад




ОСОБЕННОСТИ ТРЕВОЖНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С

РАЗНЫМ УРОВНЕМ ФОРМАЛЬНОЙ УСПЕШНОСТИ

Новикова Анастасия Вячеславовна

Белгородский государственный национальный исследовательский

университет, студент факультета психологии, г. Белгород, Россия

Научный руководитель: Ткаченко Надежда Степановна

Белгородский государственный национальный исследовательский

университет, доцент кафедры возрастной и социальной психологии,

кандидат психологических наук, доцент., г. Белгород, Россия

Аннотация:

в

данной

статье

рассматриваются

особенности

тревожности

младших

школьников

с

разным

уровнем

формальной

успешности. Было выявлено, что младшие школьники с низким уровнем

формальной успешности имеют более высокий уровень тревожности и более

выраженные

мотивы

переживания

социального

стресса,

фрустрации

потребности в достижении успеха, страха самовыражения, страха ситуации

проверки знаний, страха не соответствовать ожиданиям окружающих,

низкую

физиологическую

сопротивляемость

стрессу

и

проблемы

в

отношениях с учителями. В отличие от младших школьников с высоким и

средним уровнями формальной успешности, которые показывают более

низкий

уровень

тревожности.

Делается

вывод

о

необходимости

комплексного подхода к снижению тревожности и поддержке учебной

успеваемости младших школьников.

Ключевые слова: тревожность, младший школьный возраст, уровень

формальной успешности, школьная атмосфера, поддержка и снижение

тревожности.

THE RELATIONSHIP BETWEEN ANXIETY AND ACADEMIC

PERFORMANCE IN PRIMARY SCHOOL AGE

Novikova Anastasia Vyacheslavovna

Belgorod State National Research University, student of the Faculty of

Psychology, Belgorod, Russia

Scientific supervisor: Tkachenko Nadezhda Stepanovna

Belgorod State National Research University, Associate Professor of the

Department of Age and Social Psychology, Candidate of Psychological

Sciences, Associate Professor, Belgorod, Russia

Abstract:

this article examines the features of anxiety in younger

schoolchildren with different levels of formal success. It was revealed that younger

schoolchildren with a low level of formal success have a higher level of anxiety

and more pronounced motives for experiencing social stress, frustration of the need

for success, fear of self-expression, fear of a knowledge test situation, fear of not

meeting the expectations of others, low physiological stress resistance and

problems in relationships with teachers. Unlike younger students with high and

medium levels of formal success, who show lower levels of anxiety. It is

concluded that there is a need for an integrated approach to reducing anxiety and

supporting academic performance of younger students.

Keywords: anxiety, primary school age, level of formal success, school

atmosphere, support and anxiety reduction.

Тревожность – это одно из распространенных психических состояний у

детей младшего школьного возраста. Это чувство может возникать в разных

ситуациях, может негативно сказаться на качестве жизни ребенка и общем

уровне благополучия. Тревожность является одной из сложнейших проблем,

так как может привести к академической успешности ребенка в учебной

деятельности. Совместная работа психологов и педагогов-психологов,

с

учителями и родителями, поможет выявить причины тревожности у детей,

разработать стратегии для ее снижения и создать благоприятную атмосферу в

образовательной среде для гармоничного развития ребенка.

А.М. Прихожан отмечает, что «тревожность у детей и подростков:

психологическая природа и возрастная динамика». Она отмечала, что

«всплеск» тревожности в младшем школьном возрасте приходится на конец

80-х годов, который связывает с изменившимися условиями жизни, а именно

с переходом от стабильного и прогнозируемого общества, к неустойчивому и

непредсказуемому [2., с. 128]. Однако А.М Прихожан делает вывод «о

негативном

влиянии

тревоги

на

успешность

деятельности

младших

школьников, хотя так же отмечает что, у отдельных детей мобилизующая

функция состояния тревоги отмечается уже с младшего школьного возраста»

[2., с. 129], что не противоречит результатам исследования.

Для решение этой проблемы, важно, как можно раньше проводить

диагностику тревожности, чтобы можно было принять необходимые меры.

Ребенок с высокой тревожностью принимает окружающий мир как более

опасный, чем ребенок с нормальным уровнем тревожности [3., с. 88].

Взрослые, как и дети сталкиваются с современным сложным миром.

Где стали нормой конфликты и разочарования. В школах присутствует

множество факторов, которые могут вызвать у учеников тревожность.

Например: стресс от учебы, проблемы с учителями или сверстниками, страх

неудачи,

перфекционизм,

страхи

перед

публичными

выступлениями,

семейные проблемы, боязнь оценки, тревога о будущем и проблемы со

здоровьем [1., с. 97].

Тревожное

ожидание

неуспеха

может

привести

к

снижению

результатов, низкой самооценки, нервным расстройствам и формированию

негативной мотивации и отношения к школе. Все это происходит, когда

школа и учителя не проявляют заботы, чтобы своевременно выявить

причины и определить помощь ученику.

Одной из самых значимых проблем является тревожность, которая

может быть связана с успешностью в обучении и поведением в школе

учащихся.

Проведено исследование обучающихся вторых классов СОШ № 29

города Белгорода, с целью выявление особенностей тревожности с разной

форм успешностью в обучении младших школьников. Выборку составили 70

детей в возрасте от 10 до 11 лет.

Были

использованы

методики:

Методика

диагностики

уровня

школьной

тревожности

(Б.Н.

Филлипс).

Методы

исследования:

сравнительный анализ, статистическая обработка результатов (ранговый H-

критерий Крускала -Уоллиса).

В соответствии с целями исследования были изучены особенности

школьной тревожности учащихся младшего школьного возраста (см.Рис.1)

Рис.1 . Распределение младших школьников по уровням школьной

тревожности (%)

Высокий уровень учебной мотивации выражен у 55% учащихся.

Скорее всего, эти дети успешно интегрируют процесс обучения в свою

жизнь, стремясь применить полученные знания и навыки в будущем.

Средний уровень хорошая школьная мотивация отмечается у 17% учащихся,

что свидетельствует об их интересе к новым знаниям, учебным навыкам и

методам научного познания. Средний уровень положительное отношение к

школе выявлен у 14% учащихся, это говорит о том, что дети часто

увлекаются деятельностью, которая вызывает у них интерес, и получают

удовольствие от нее. Низкий уровень негативное отношение к школе среди

опрошенных 14%. Такие дети часто сталкиваются с трудностями в обучении

и могут испытывать проблемы в отношениях со сверстниками и взрослыми.

Рассмотрим

выраженность

показателей

тревожности

младших

школьников. По всем показателям школьной тревожности был получен

средний уровень. По показателю «Страх не соответствовать ожиданиям

окружающих» (М

х

=63). Для детей наиболее важна собственная оценка

событий,

ориентация

на

свои

ценности

и

идеалы.

По

показателю

«Переживание

социального

стресса»

х

=62)

может

проявляться

беспокойство

по

поводу

несоответствия

ожиданиям

окружающих.

Школьники в определенной степени ориентированы на мнение и оценку

окружающих, но не полностью зависят от них. По показателю «Фрустрация

потребности в достижении успеха» (М

х

=54) уровень возможного проявления

в процессе обучения имеет некоторые негативные факторы, которые могут

препятствовать успеху, но их влияние не столь значительно. При активных

усилиях со стороны школьников и поддержке учителей и сверстников

возможно

избежать

этой

фрустрации.

По

показателю

«Низкая

физиологическая

сопротивляемость

стрессу»

х

=53)

проявляется

физиологическая устойчивость к стрессам, что указывает на то, что

возможные источники тревожности у них не связаны с физиологическими

факторами, а скорее социальными, такими как страх самовыражения, боязнь

оценок и трудности в межличностных контактах. По показателю «Проблемы

и страхи в отношениях с учителями» (М

х

=49) может проявляться в

различных аспектах отношений между учениками и учителями. Это может

включать в себя опасения по поводу критики со стороны учителей, страх не

понять материал, предлагаемый учителем, или неуверенность в своих

способностях справиться с учебными задачами. По показателю «Страх

самовыражения» (М

х

=44) может проявляться в виде стеснения перед

публичными выступлениями, боязни выразить свое мнение или чувства

перед другими людьми. По показателю «Страх ситуации проверки знаний»

х

=38) может проявляться через стресс и беспокойство перед такими

событиями, опасаясь, что не справятся с заданиями или получат плохую

оценку. Беспокойства о том, как они будут восприняты окружающими в

контексте «нормальности» и «правильности».

Таким

образом,

для

младших

школьников

важно

социальное

одобрение, но они не полностью зависимы от мнения окружающих. Есть

факторы,

которые

могут

мешать

достижению

успеха

в

обучении

(недостаточная

самооценка

и

уверенность

в

своих

способностях,

недостаточное внимание со стороны учителей или родителей), но при

поддержке и активных усилиях с их стороны эти препятствия можно

преодолеть.

С целью определения особенности тревожности младших школьников

с

разным

уровнем

форм

успешности

был

использован

H-критерий

Крускалла-Уоллиса. Результаты приведены в таблице 1.

Таблица 1

Особенности тревожности младших школьников с разным уровнем форм

успешности

Показатели тревожности

Уровни формальной успешности (ср.б.)

Н

эмп

Низкий М

х1

Средний М

х2

Высокий М

х3

Переживание социального

стресса

8

62

30

1,67*

Фрустрация потребности в

достижении успеха

6

54

40

1,336*

Страх самовыражения

11

44

45

8,697**

Страх ситуации проверки

знаний

9

38

53

3,761*

Страх не соответствовать

ожиданиям окружающих

10

63

27

3,208*

Низкая физиологическая

сопротивляемость стрессу

21

53

32

2,341*

Проблемы и страхи в

отношениях с учителями

26

49

25

1,199*

Уровень тревожности

9

57

34

8,382**

Примечание:* - p ≤ 0,05; ** - p ≤ 0,01

Результаты исследования показывают, что уровень тревожности у

младших школьников существенно различается в зависимости от их уровня

формальной успешности. Показатели «переживание социального стресса» и

«фрустрация потребности в достижении успеха» были статистически

значимыми

при

уровне

значимости

p≤0,05.

Показатель

«страх

самовыражения» был статистически значимым при уровне значимости

p≤0,01. Остальные показатели также показали статистическую значимость

при уровне p≤0,05. Эти результаты указывают на необходимость учета

уровня формальной успешности при изучении тревожности у младших

школьников.

Перечисленные

показатели

тревожности

включают:

«переживание социального стресса» (Н

эмп

=1,67; М

х1

=8, М

х2

=62, М

х3

=30,

«фрустрация потребности в достижении успеха» (Н

эмп

=1,336; М

х1

=6, М

х2

=54,

М

х3

=40), «страх самовыражения» (Н

эмп

=8,697; М

х1

=11, М

х2

=44, М

х3

=45),

«страх ситуации проверки знаний» (Н

эмп

=3,761; М

х1

=9, М

х2

=38, М

х3

=53),

«страх не соответствовать ожиданиям окружающим» (Н

эмп

=3,208; М

х1

=10,

М

х2

=63, М

х3

=27), «низкая физиологическая сопротивляемость стрессу»

эмп

=2,341; М

х1

=21, М

х2

=53, М

х3

=32), «проблемы и страхи в отношениях с

учителями» (Н

эмп

=1,199; М

х1

=26, М

х2

=49, М

х3

=25), «уровень тревожности»

эмп

=8,382; М

х1

=9, М

х2

=57, М

х3

=34). По результатам исследования можно

сделать вывод, что уровень тревожности младших школьников связан с

уровнем их формальной успешности. Школьники с высоким уровнем

успешности, как правило, имеют более низкий уровень тревожности по

сравнению с теми, кто имеет низкий или средний уровень успешности.

В целом, результаты подчеркивают важность учета уровня формальной

успешности при разработке рекомендаций по снижению тревожности у

младших школьников.

На основе теоретического анализа психолого-

педагогической литературы и эмпирических данных, разработано психолого-

педагогические рекомендации развития адекватного уровня тревожности у

детей младшего школьного возраста:

1. Чтобы снизить тревожность ребенка,

педагогам и родителям

необходимо

обеспечить

успех

ребенка

в

какой-либо

деятельности

(рисование, игра, помощи по дому и др.). Ребенка нужно меньше ругать и

больше хвалить, не сравнивать его с другими детьми, только с ним самим,

оценивая

улучшение

его

собственные

результаты

например

сегодня

нарисовал лучше, чем вчера, и т. д.

2. Необходимо использовать щадящий оценочный режим в области, где

успехи ребенка не велики.

3. Важно обращать внимание на обстановку в доме и в школе. Близкие

эмоциональные отношения, доверительные отношения со стороны взрослых

способствуют снизить уровень тревожности ребенка.

4. Создать

для

каждого

ребенка

в

классе

благоприятную

эмоциональную обстановку является важным.

5. Нельзя оставлять без внимания детей. Необходимо развить у детей

положительные качества, поднять самооценку.

Чтобы преодолеть тревожность в школе, крайне важно помочь

учащимся осознать, что ошибки и неудачи являются неотъемлемой частью

жизни, и главное – научить детей преодолевать эти трудности. Когда человек

осознает, что ошибки – это возможность для роста и развития, как в школе,

так и в жизни, тревога становится конструктивной. Опыт ошибок и неудач

имеет важную роль в формировании личности, не менее важную, чем опыт

успехов и радостных моментов.

Наша задача не заключается в том, чтобы избавить ребенка от всех

тревог, а скорее в том, чтобы научить его разбираться в причинах своих

чувств, не утрачивать надежду в сложных ситуациях и находить способы

решения проблем, с которыми он сталкивается. Полученные нами результаты

станут основой для дальнейших исследований по этой проблеме. Они

показывают,

что

выявление

причин

тревожности

и

разработка

соответствующих рекомендаций могут оказать положительное влияние на

уменьшение тревожного поведения детей младшего школьного возраста.

Библиографический список:

1. Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. –

М.: Изд-во «Просвещение» 1986. – 111 с.

2. Козырева

М.А.

Подростковая тревожность:

проблема

и пути

решения / М.А. Козырева. // Молодой ученый. – 2022. – № 33 (428). – С. 117-

119.

3. Столин В.В. Самосознание личности. – М.: Изд-во МГУ, 1983. – 286 с.



В раздел образования