Напоминание

"Военная реформа Д.А. Милютина"


Автор: Селивановский Сергей Станиславович
Должность: учитель истории и обществознания, преподаватель-организатор ОБЖ
Учебное заведение: БОУ "Нюксенская средняя общеобразовательная школа"
Населённый пункт: село Нюксеница, Вологодской области
Наименование материала: методическая разработка интегрированного урока
Тема: "Военная реформа Д.А. Милютина"
Раздел: полное образование





Назад




Бюджетное Общеобразовательное Учреждение «Нюксенская средняя общеобразовательная школа» Вологодской области Конспект интегрированного урока в 10 классе по истории России и основ без- опасности жизнедеятельности Тема: Военная реформа Д.А.Милютина Автор: Селивановский Сергей Станиславович Учитель истории 1 квалификационной категории Преподаватель – организатор ОБЖ – высшая квалификационная категория с. Нюксеница 2016

Тема урока:
Военная реформа Д.А.Милютина.
Тип урока:
урок изучения нового материала.
Цель урока:
сформировать у учащихся представление о проведении и осо- бенностях военной реформы в России во второй половине 19века.
Задачи:
1) ознакомить с военной реформой в России во второй половине 19 века; 2) вырабатывать навыки самостоятельной работы с историческим ис- точником; 3) активизировать познавательную деятельность учащихся через вы- полнение ряда заданий; 4) воспитывать нравственные качества и патриотизм учащихся.
Оборудование:
компьютер, мультимедиа проектор, учебник «История России» 10 класс, учебник «Основы безопасности жизнедеятельности» 10 класс, рабочие тетради по ОБЖ 10 класс, презентация.
Литература:
«Свод военных постановлений 1869 года»; «Устав о воинской повинности» (январь 1874 год).
Ход урока:
I. Организационный момент. Учитель приветствует детей, проверяет готовность класса к уроку. II. Изучение нового материала. Эпиграф к уроку: «Цель оправдывает средства» (Н. Макиавелли). Задание на урок: составить опорную схему урока. Урок лучше всего начать с небольшого повторения пройденного материала. - Что такое реформа? (Это преобразование, изменение, переустройство ка- ких-либо сторон общественной жизни, не затрагивающее основ существую- щей социальной структуры).
- Что такое военная реформа? (Это комплекс кардинальных изменений в во- енно-политической, военно-экономической, военно-правовой, военно-науч- ной, военно-технической и собственно военной сферах. - Вспомните, какая система комплектования армии существовала в России? (Рекрутская повинность.) - Какие недостатки со временем обнаружились в этой системе набора в ар- мию? (От определённого числа мужчин на военную службу шло определён- ное число рекрутов. Оставшееся мужское население военной подготовки не проходило. Следовательно, обученных военному делу людей в запасе не было, и в случае войны быстро увеличить численность армии было невоз- можно. Например, в Отечественную войну 1812 года пришлось прибегнуть к формированию народных ополчений. - Что такое всеобщая воинская повинность? (Это установленная законом обя- занность для всех граждан нести военную службу в вооружённых силах на- шей страны.)
Вопрос классу
: почему назрела военная реформа в нашей стране? Учитывая знания, полученные на предыдущих занятиях учащиеся дают примерный от- вет. 1)Неудачи в Крымской войне; 2)Слабости во внутренней организации войска; 3)Несовершенство системы Военного и Морского министерства; 4)Слабая подготовка офицерского состава; 5)Система жестоких наказаний для солдат; 6)снаряжение солдат было тяжёлым и неудобным; 7)Наличие гладкоствольного, а не нарезного оружия. Выяснив причины реформы, учащиеся проводят «мозговой штурм» и делают выводы о том, какие шаги нужно предпринимать далее. Ответ может ока- заться неполным, но некоторые меры для улучшения положения армии, уча- щиеся могут озвучить. а) перевооружение армии;
б) пополнение офицерского состава квалифицированными кадрами; в) изменение тактических приёмов; г) улучшение руководства вооружёнными силами; д) снижение срока службы; е) отмена рекрутской системы комплектования армии. Проведение реформы было поручено военному министру при Александре II, Дмитрию Алексеевичу Милютину. (краткое сообщение делает один из уча- щихся, которому задание было дано заранее.) Основные положения реформы. Учащиеся получают раздаточный материал – отрывки из «Свода военных по- становлений 1869 года» «1. Военно-сухопутные силы Российской империи состоят из постоянных войск и государственного ополчения. 2. Постоянные войска составляют: армия и запас армии (регулярные вой- ска), войска казачьи и войска из инородцев. 3. К общему составу регулярных войск принадлежат: 1)корпуса офицеров: генерального штаба и инженеров – военных и местных и 2)офицеры военно- учебного и военно-судебного ведомств. 4. Войска регулярные разделяются: 1)по роду службы и назначению: на по- левые, крепостные, резервные, запасные, местные части и команды вспомо- гательного назначения; 2)по оружию – на пехотные, кавалерийские, артилле- рийские и инженерные; 3)по правам и преимуществам – на гвардейские и армейские; 4)по порядку управления и в строевом отношении – на корпуса, дивизии, полки…» Вопросы к документу. - Какое было устройство войск? - Каков был состав войск? Отрывок из «Устава о воинской повинности» ( январь 1874 года). Глава 1.
«Положения общие. 1. Защита престола и отечества есть священная обязанность каждого рус- ского подданного. Мужское население, без различия состояний, подле- жат воинской повинности. 2. 2. Денежный выкуп от военной повинности и замена охотников не до- пускаются. 6. Постоянные вооружённые силы состоят из войск сухопутных и морских. 7. Постоянные сухопутные войска составляют: а) армия, пополняемая ежегодными наборами людей со всей Импе- рии; б) запас армии, служащий для приведения войск в полный состав и со- стоящий из людей, уволенных до выслуги полного срока службы; в) казачьи войска, - и г) войска, образуемые из инородцев. 8. Морские силы состоят из действующих команд и запаса флота. 10. Поступление на службу по призывам решается жребием, который вы- нимается единожды на всю жизнь. Лица, по номеру вынутого им жребия, не подлежащие поступлению в постоянные войска, зачисляются в ополчение. 14. Ежегодный призыв к исполнению воинской повинности и назначение на службу по жребию производится с 1 ноября по 15 декабря, а в Сибири – с 15 октября по 31 декабря. Глава II. 17.Общий срок службы в сухопутных войсках, для поступающих по жребию, определяется в 15 лет, из которых шесть лет действительной службы и девять лет в запасе. Из сего правила допускается исключение для людей, назначае- мых в войска Туркестанского военного округа, а также в войска, расположен- ные в областях: Семипалатинской, Забайкальской, Якутской, Амурской и При- морской. Общий срок службы для них устанавливается в десять лет, из коих семь лет они должны пробыть на действительной службе и три года в запасе. 18. Общий срок службы во флоте определяется в десять лет, из коих семь лет действительной службы и три года в запасе. 23. Чины запаса призываются на действительную службу в случае необходи- мости привести войска в полный состав. Призыв их совершается Высочайши- ми указами Правительствующему Сенату.
Глава III. 62. Освобождаются от воинской повинности: 1) священнослужители всех христианских вероисповеданий; 2) православные псаломщики, окончившие курс в духовных семинариях и академиях… 63. 1) имеющие степень доктора медицины или лекаря, магистра ветеринар- ных наук или фармации… 2) пенсионеры императорской академии художеств, отправленные за гра- ницу на казённый счёт для усовершенствования в художественном образова- нии. 3) преподающие в учебных заведениях…» Вопросы к документу: - Каков порядок пополнения армии? - Из кого формировались вооружённые силы? - Как осуществлялся призыв на военную службу? - Когда происходит призыв на военную службу из запаса? - Какой срок службы в вооружённых силах? - Кто освобождается от призыва на военную службу? Для более полного ответа на последний вопрос, можно использовать учеб- ник «Истории России» , параграф 31. Используя этот же учебник, ответить на следующие вопросы: - что было сделано в области военного образования? - какие новые виды вооружения были введены в вооружённых силах? Для полного усвоения материала используется презентация по теме. Для обобщения учащимся можно предложить выделить основные этапы во- енной реформы. 1)а) децентрализация военного управления;
б) Россия была поделена на военные округа; в) на командующего возлагалось командование всеми войсками, находя- щимися в округе; 2) а) повышение качества военного образования; б) кадетские корпуса; в) военные училища; г) Юнкерские училища; д) военные гимназии; е) военные академии. 3) а) железнодорожное строительство; б) телеграфная связь; в) телефонная связь. 4) а) новый способ комплектования армии; б) замена рекрутского набора всеобщей воинской повинностью. Используя учебник «Истории России» и «Основ безопасности жизнедеятель- ности», выделить , какие положительные изменения произошли в наших во- оружённых силах после реформы? 1) Новая система комплектования нашей армии; 2) Сократился срок службы; 3) Началось перевооружение вооружённых сил; 4) Распространение грамотности среди населения (всех солдат во время службы обучали грамоте. До 80% призывников были неграмотны); 5) Ликвидирована кастовость офицерского корпуса. Какое было значение военной реформы: - усилилась боеспособность армии; - в России появилась массовая армия, которая соответствовала требовани- ям времени.

III. Рефлексия.
Проверка опорного конспекта.

Опорный конспект может быть у каждого учащегося индивидуальным.
IV. Подведение итогов.

V .Домашнее задание:
история – параграф 31, обж – параграф 1.1
Предпосылки
 Отмена крепостного права;  Развитие капиталистических отно- шений;  Рост технического оснащения ар- мии;  Необходимость преодоления воен- ной отсталости России, выявившей- ся в ходе Крымской войны
Цели
 Устранение во- енной отстало- сти;  Создание массовой ар- мии
Содержание
 Превращение русской армии в массовую;  Введение всесословной воинской повинности;  Создание резервных войск для развертывания армии в военное время;  Сокращение сроков службы с 25 до 6 лет;  Освобождение от службы народов Севера, Средней Азии, некоторых народов Кавказа, Сибири, служи- телей культа;  Предоставление льгот по образо- ванию;  Образование 15 военных округов;  Проведение военно – судебных ре- форм;  Создание всесословных военных и юнкерских училищ;  Перевооружение нарезным стрел- ковым оружием и артиллерией;  Переход к паровому флоту;  Разработка новых уставов и настав- лений;  Совершенствование системы управления

Раздаточный материал.

«С

вод военных положений 1869 года».
«1. Военно-сухопутные силы Российской империи состоят из постоянных войск и государственного ополчения. 2. Постоянные войска составляют: армия и запас армии (регулярные вой- ска), войска казачьи и войска из инородцев. 3. К общему составу регулярных войск принадлежат: 1)корпуса офицеров: генерального штаба и инженеров – военных и местных и 2)офицеры военно- учебного и военно-судебного ведомств.
4. Войска регулярные разделяются: 1)по роду службы и назначению: на по- левые, крепостные, резервные, запасные, местные части и команды вспомо- гательного назначения; 2)по оружию – на пехотные, кавалерийские, артилле- рийские и инженерные; 3)по правам и преимуществам – на гвардейские и армейские; 4)по порядку управления и в строевом отношении – на корпуса, дивизии, полки…»
«Устав о воинской повинности» (январь 1874 года).
Глава 1. «Положения общие. 3. Защита престола и отечества есть священная обязанность каждого рус- ского подданного. Мужское население, без различия состояний, подле- жат воинской повинности. 4. 2. Денежный выкуп от военной повинности и замена охотников не до- пускаются. 8. Постоянные вооружённые силы состоят из войск сухопутных и морских. 9. Постоянные сухопутные войска составляют: а) армия, пополняемая ежегодными наборами людей со всей Импе- рии; б) запас армии, служащий для приведения войск в полный состав и со- стоящий из людей, уволенных до выслуги полного срока службы; в) казачьи войска, - и г) войска, образуемые из инородцев. 8. Морские силы состоят из действующих команд и запаса флота. 10. Поступление на службу по призывам решается жребием, который вы- нимается единожды на всю жизнь. Лица, по номеру вынутого им жребия, не подлежащие поступлению в постоянные войска, зачисляются в ополчение. 14. Ежегодный призыв к исполнению воинской повинности и назначение на службу по жребию производится с 1 ноября по 15 декабря, а в Сибири – с 15 октября по 31 декабря. Глава II. 17.Общий срок службы в сухопутных войсках, для поступающих по жребию, определяется в 15 лет, из которых шесть лет действительной службы и девять
лет в запасе. Из сего правила допускается исключение для людей, назначае- мых в войска Туркестанского военного округа, а также в войска, расположен- ные в областях: Семипалатинской, Забайкальской, Якутской, Амурской и При- морской. Общий срок службы для них устанавливается в десять лет, из коих семь лет они должны пробыть на действительной службе и три года в запасе. 18. Общий срок службы во флоте определяется в десять лет, из коих семь лет действительной службы и три года в запасе. 23. Чины запаса призываются на действительную службу в случае необходи- мости привести войска в полный состав. Призыв их совершается Высочайши- ми указами Правительствующему Сенату. Глава III. 62. Освобождаются от воинской повинности: 1) священнослужители всех христианских вероисповеданий; 2) православные псаломщики, окончившие курс в духовных семинариях и академиях… 63. 1) имеющие степень доктора медицины или лекаря, магистра ветеринар- ных наук или фармации… 2) пенсионеры императорской академии художеств, отправленные за гра- ницу на казённый счёт для усовершенствования в художественном образова- нии. 3) преподающие в учебных заведениях…»


В раздел образования