Автор: Селивановский Сергей Станиславович Должность: учитель истории и обществознания, преподаватель-организатор ОБЖ Учебное заведение: БОУ "Нюксенская средняя общеобразовательная школа" Населённый пункт: село Нюксеница, Вологодской области Наименование материала: методическая разработка интегрированного урока Тема: "Военная реформа Д.А. Милютина" Раздел: полное образование
Бюджетное Общеобразовательное Учреждение
«Нюксенская средняя общеобразовательная школа»
Вологодской области
Конспект интегрированного урока в 10 классе по истории России и основ без-
опасности жизнедеятельности
Тема: Военная реформа Д.А.Милютина
Автор: Селивановский Сергей Станиславович
Учитель истории 1 квалификационной категории
Преподаватель – организатор ОБЖ –
высшая квалификационная категория
с. Нюксеница
2016
Тема урока: Военная реформа Д.А.Милютина.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Цель урока: сформировать у учащихся представление о проведении и осо-
бенностях военной реформы в России во второй половине
19века.
Задачи: 1) ознакомить с военной реформой в России во второй половине 19
века;
2) вырабатывать навыки самостоятельной работы с историческим ис-
точником;
3) активизировать познавательную деятельность учащихся через вы-
полнение ряда заданий;
4) воспитывать нравственные качества и патриотизм учащихся.
Оборудование: компьютер, мультимедиа проектор, учебник
«История России» 10 класс, учебник «Основы безопасности
жизнедеятельности» 10 класс, рабочие тетради по ОБЖ 10
класс, презентация.
Литература: «Свод военных постановлений 1869 года»; «Устав о воинской
повинности» (январь 1874 год).
Ход урока:
I.
Организационный момент.
Учитель приветствует детей, проверяет готовность класса к уроку.
II.
Изучение нового материала.
Эпиграф к уроку: «Цель оправдывает средства» (Н. Макиавелли).
Задание на урок: составить опорную схему урока.
Урок лучше всего начать с небольшого повторения пройденного материала.
- Что такое реформа? (Это преобразование, изменение, переустройство ка-
ких-либо сторон общественной жизни, не затрагивающее основ существую-
щей социальной структуры).
- Что такое военная реформа? (Это комплекс кардинальных изменений в во-
енно-политической, военно-экономической, военно-правовой, военно-науч-
ной, военно-технической и собственно военной сферах.
- Вспомните, какая система комплектования армии существовала в России?
(Рекрутская повинность.)
- Какие недостатки со временем обнаружились в этой системе набора в ар-
мию? (От определённого числа мужчин на военную службу шло определён-
ное число рекрутов. Оставшееся мужское население военной подготовки не
проходило. Следовательно, обученных военному делу людей в запасе не
было, и в случае войны быстро увеличить численность армии было невоз-
можно. Например, в Отечественную войну 1812 года пришлось прибегнуть к
формированию народных ополчений.
- Что такое всеобщая воинская повинность? (Это установленная законом обя-
занность для всех граждан нести военную службу в вооружённых силах на-
шей страны.)
Вопрос классу : почему назрела военная реформа в нашей стране? Учитывая
знания, полученные на предыдущих занятиях учащиеся дают примерный от-
вет.
1)Неудачи в Крымской войне;
2)Слабости во внутренней организации войска;
3)Несовершенство системы Военного и Морского министерства;
4)Слабая подготовка офицерского состава;
5)Система жестоких наказаний для солдат;
6)снаряжение солдат было тяжёлым и неудобным;
7)Наличие гладкоствольного, а не нарезного оружия.
Выяснив причины реформы, учащиеся проводят «мозговой штурм» и делают
выводы о том, какие шаги нужно предпринимать далее. Ответ может ока-
заться неполным, но некоторые меры для улучшения положения армии, уча-
щиеся могут озвучить.
а) перевооружение армии;
б) пополнение офицерского состава квалифицированными кадрами;
в) изменение тактических приёмов;
г) улучшение руководства вооружёнными силами;
д) снижение срока службы;
е) отмена рекрутской системы комплектования армии.
Проведение реформы было поручено военному министру при Александре II,
Дмитрию Алексеевичу Милютину. (краткое сообщение делает один из уча-
щихся, которому задание было дано заранее.)
Основные положения реформы.
Учащиеся получают раздаточный материал – отрывки из «Свода военных по-
становлений 1869 года»
«1. Военно-сухопутные силы Российской империи состоят из постоянных
войск и государственного ополчения.
2. Постоянные войска составляют: армия и запас армии (регулярные вой-
ска), войска казачьи и войска из инородцев.
3. К общему составу регулярных войск принадлежат: 1)корпуса офицеров:
генерального штаба и инженеров – военных и местных и 2)офицеры военно-
учебного и военно-судебного ведомств.
4. Войска регулярные разделяются: 1)по роду службы и назначению: на по-
левые, крепостные, резервные, запасные, местные части и команды вспомо-
гательного назначения; 2)по оружию – на пехотные, кавалерийские, артилле-
рийские и инженерные; 3)по правам и преимуществам – на гвардейские и
армейские; 4)по порядку управления и в строевом отношении – на корпуса,
дивизии, полки…»
Вопросы к документу.
- Какое было устройство войск?
- Каков был состав войск?
Отрывок из «Устава о воинской повинности» ( январь 1874 года).
Глава 1.
«Положения общие.
1.
Защита престола и отечества есть священная обязанность каждого рус-
ского подданного. Мужское население, без различия состояний, подле-
жат воинской повинности.
2.
2. Денежный выкуп от военной повинности и замена охотников не до-
пускаются.
6.
Постоянные вооружённые силы состоят из войск сухопутных и морских.
7.
Постоянные сухопутные войска составляют:
а) армия, пополняемая ежегодными наборами людей со всей Импе-
рии;
б) запас армии, служащий для приведения войск в полный состав и со-
стоящий из людей, уволенных до выслуги полного срока службы;
в) казачьи войска, - и
г) войска, образуемые из инородцев.
8. Морские силы состоят из действующих команд и запаса флота.
10. Поступление на службу по призывам решается жребием, который вы-
нимается единожды на всю жизнь. Лица, по номеру вынутого им жребия, не
подлежащие поступлению в постоянные войска, зачисляются в ополчение.
14. Ежегодный призыв к исполнению воинской повинности и назначение
на службу по жребию производится с 1 ноября по 15 декабря, а в Сибири – с
15 октября по 31 декабря.
Глава II.
17.Общий срок службы в сухопутных войсках, для поступающих по жребию,
определяется в 15 лет, из которых шесть лет действительной службы и девять
лет в запасе. Из сего правила допускается исключение для людей, назначае-
мых в войска Туркестанского военного округа, а также в войска, расположен-
ные в областях: Семипалатинской, Забайкальской, Якутской, Амурской и При-
морской. Общий срок службы для них устанавливается в десять лет, из коих
семь лет они должны пробыть на действительной службе и три года в запасе.
18. Общий срок службы во флоте определяется в десять лет, из коих семь лет
действительной службы и три года в запасе.
23. Чины запаса призываются на действительную службу в случае необходи-
мости привести войска в полный состав. Призыв их совершается Высочайши-
ми указами Правительствующему Сенату.
Глава III.
62. Освобождаются от воинской повинности:
1) священнослужители всех христианских вероисповеданий;
2) православные псаломщики, окончившие курс в духовных семинариях и
академиях…
63. 1) имеющие степень доктора медицины или лекаря, магистра ветеринар-
ных наук или фармации…
2) пенсионеры императорской академии художеств, отправленные за гра-
ницу на казённый счёт для усовершенствования в художественном образова-
нии.
3) преподающие в учебных заведениях…»
Вопросы к документу:
- Каков порядок пополнения армии?
- Из кого формировались вооружённые силы?
- Как осуществлялся призыв на военную службу?
- Когда происходит призыв на военную службу из запаса?
- Какой срок службы в вооружённых силах?
- Кто освобождается от призыва на военную службу?
Для более полного ответа на последний вопрос, можно использовать учеб-
ник «Истории России» , параграф 31.
Используя этот же учебник, ответить на следующие вопросы:
- что было сделано в области военного образования?
- какие новые виды вооружения были введены в вооружённых силах?
Для полного усвоения материала используется презентация по теме.
Для обобщения учащимся можно предложить выделить основные этапы во-
енной реформы.
1)а) децентрализация военного управления;
б) Россия была поделена на военные округа;
в) на командующего возлагалось командование всеми войсками, находя-
щимися в округе;
2) а) повышение качества военного образования;
б) кадетские корпуса;
в) военные училища;
г) Юнкерские училища;
д) военные гимназии;
е) военные академии.
3) а) железнодорожное строительство;
б) телеграфная связь;
в) телефонная связь.
4) а) новый способ комплектования армии;
б) замена рекрутского набора всеобщей воинской повинностью.
Используя учебник «Истории России» и «Основ безопасности жизнедеятель-
ности», выделить , какие положительные изменения произошли в наших во-
оружённых силах после реформы?
1)
Новая система комплектования нашей армии;
2)
Сократился срок службы;
3)
Началось перевооружение вооружённых сил;
4)
Распространение грамотности среди населения (всех солдат во время
службы обучали грамоте. До 80% призывников были неграмотны);
5)
Ликвидирована кастовость офицерского корпуса.
Какое было значение военной реформы:
- усилилась боеспособность армии;
- в России появилась массовая армия, которая соответствовала требовани-
ям времени.
III. Рефлексия.
Проверка опорного конспекта.
Опорный конспект может быть у каждого учащегося индивидуальным.
IV. Подведение итогов.
V .Домашнее задание: история – параграф 31, обж – параграф 1.1
Предпосылки
Отмена крепостного права;
Развитие капиталистических отно-
шений;
Рост технического оснащения ар-
мии;
Необходимость преодоления воен-
ной отсталости России, выявившей-
ся в ходе Крымской войны
Цели
Устранение во-
енной отстало-
сти;
Создание
массовой ар-
мии
Содержание
Превращение русской армии в
массовую;
Введение всесословной воинской
повинности;
Создание резервных войск для
развертывания армии в военное
время;
Сокращение сроков службы с 25
до 6 лет;
Освобождение от службы народов
Севера, Средней Азии, некоторых
народов Кавказа, Сибири, служи-
телей культа;
Предоставление льгот по образо-
ванию;
Образование 15 военных округов;
Проведение военно – судебных ре-
форм;
Создание всесословных военных и
юнкерских училищ;
Перевооружение нарезным стрел-
ковым оружием и артиллерией;
Переход к паровому флоту;
Разработка новых уставов и настав-
лений;
Совершенствование системы
управления
Раздаточный материал.
«С
вод военных положений 1869 года».
«1. Военно-сухопутные силы Российской империи состоят из постоянных
войск и государственного ополчения.
2. Постоянные войска составляют: армия и запас армии (регулярные вой-
ска), войска казачьи и войска из инородцев.
3. К общему составу регулярных войск принадлежат: 1)корпуса офицеров:
генерального штаба и инженеров – военных и местных и 2)офицеры военно-
учебного и военно-судебного ведомств.
4. Войска регулярные разделяются: 1)по роду службы и назначению: на по-
левые, крепостные, резервные, запасные, местные части и команды вспомо-
гательного назначения; 2)по оружию – на пехотные, кавалерийские, артилле-
рийские и инженерные; 3)по правам и преимуществам – на гвардейские и
армейские; 4)по порядку управления и в строевом отношении – на корпуса,
дивизии, полки…»
«Устав о воинской повинности» (январь 1874 года).
Глава 1.
«Положения общие.
3.
Защита престола и отечества есть священная обязанность каждого рус-
ского подданного. Мужское население, без различия состояний, подле-
жат воинской повинности.
4.
2. Денежный выкуп от военной повинности и замена охотников не до-
пускаются.
8.
Постоянные вооружённые силы состоят из войск сухопутных и морских.
9.
Постоянные сухопутные войска составляют:
а) армия, пополняемая ежегодными наборами людей со всей Импе-
рии;
б) запас армии, служащий для приведения войск в полный состав и со-
стоящий из людей, уволенных до выслуги полного срока службы;
в) казачьи войска, - и
г) войска, образуемые из инородцев.
8. Морские силы состоят из действующих команд и запаса флота.
10. Поступление на службу по призывам решается жребием, который вы-
нимается единожды на всю жизнь. Лица, по номеру вынутого им жребия, не
подлежащие поступлению в постоянные войска, зачисляются в ополчение.
14. Ежегодный призыв к исполнению воинской повинности и назначение
на службу по жребию производится с 1 ноября по 15 декабря, а в Сибири – с
15 октября по 31 декабря.
Глава II.
17.Общий срок службы в сухопутных войсках, для поступающих по жребию,
определяется в 15 лет, из которых шесть лет действительной службы и девять
лет в запасе. Из сего правила допускается исключение для людей, назначае-
мых в войска Туркестанского военного округа, а также в войска, расположен-
ные в областях: Семипалатинской, Забайкальской, Якутской, Амурской и При-
морской. Общий срок службы для них устанавливается в десять лет, из коих
семь лет они должны пробыть на действительной службе и три года в запасе.
18. Общий срок службы во флоте определяется в десять лет, из коих семь лет
действительной службы и три года в запасе.
23. Чины запаса призываются на действительную службу в случае необходи-
мости привести войска в полный состав. Призыв их совершается Высочайши-
ми указами Правительствующему Сенату.
Глава III.
62. Освобождаются от воинской повинности:
1) священнослужители всех христианских вероисповеданий;
2) православные псаломщики, окончившие курс в духовных семинариях и
академиях…
63. 1) имеющие степень доктора медицины или лекаря, магистра ветеринар-
ных наук или фармации…
2) пенсионеры императорской академии художеств, отправленные за гра-
ницу на казённый счёт для усовершенствования в художественном образова-
нии.
3) преподающие в учебных заведениях…»