"Использование компьютерных технологий при коррекции речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ".
Автор: Мухаметшина Татьяна Юрьевна Должность: учитель - логопед Учебное заведение: МБОУ СШ №12 Населённый пункт: город Сургут, Ханты-Мансийский Автономный округ- Югра Наименование материала: статья Тема: "Использование компьютерных технологий при коррекции речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ". Раздел: дошкольное образование
"Использование компьютерных технологий при коррекции речевых
нарушений у детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ".
Учитель –логопед Мухаметшина Татьяна Юрьевна, город Сургут ХМАО-Югра
В настоящее время одной из актуальных задач специальной педагогики
является повышение эффективности процесса коррекции нарушений
языкового и речевого развития у детей старшего дошкольного возраста.
Необходимость ее решения определяется, во-первых, тем, что речевые
нарушения часто встречаются в дошкольном возрасте. Во-вторых,
своевременное проведение коррекционной работы позволит устранить
причины потенциальной неуспеваемости детей в школе и снизить риск их
дезадаптации в новых социальных условиях.
В последние десятилетия отмечается увеличение частоты встречаемости
различных нарушений развития и явлений физиологической незрелости у
новорожденных. В дальнейшем тщательное комплексное обследование таких
детей нередко выявляет у них наличие неярких, стертых симптомов
поражения центральной нервной системы, что позволяет диагностировать
стертую форму дизартрии. Сложная структура речевого дефекта при данном
виде нарушения определяет необходимость проведения планомерной
системной коррекционной работы с опорой на сохранные виды восприятия
(Л.С.Выгодский, Н.И.Жинкин, Г.В.Гуровец, С.Н.Маевская, Е.Ф.Соботович,
А.Ф.Чернопольская и др.).
Оптимальному решению данной задачи способствует использование в
коррекционной работе с детьми специализированных компьютерных
технологий.
Как отмечают многие авторы, применение компьютерной техники
позволяет оптимизировать педагогический процесс, индивидуализировать
обучение детей с нарушениями речи и значительно повысить эффективность
коррекционного обучения (Р.Ф. Абдеев, В.П.Беспалько, Ю.Б. Зеленская,
Е.И.Машбиц, О.И. Кукушкина, И.А. Филатова, Л.Р. Лизунова и др.). В основу
использования новых информационных технологий в отечественной
педагогике положены базовые психолого-педагогические и
методологические положения, разработанные Л.С. Выготским, П.Я.
Гальпериным, В.В. Давыдовым, А.В. Запорожцем, А.Н.Леонтьевым, А.Р.
Лурия, Д.Б. Элькониным и др.
Современные технические устройства, использующие в своей работе
микропроцессоры, позволяют проектировать принципиально новые
педагогические технологии, способствующие активизации и эффективному
функционированию компенсаторных механизмов в коррекции различных
нарушений речи, формированию и развитию языковых и речевых средств, а
также общему развитию детей.
Использование в коррекционной работе разнообразных нетрадиционных
методов и приемов предотвращает утомление детей, поддерживает у детей с
различной речевой патологией познавательную активность, повышает
эффективность логопедической работы в целом. Для реализации
коррекционных задач, а самое главное, для повышения мотивации детей к
непосредственно-образовательной деятельности использование
компьютерных программ может служить одним из средств оптимизации
процесса коррекции речи.
Анализ литературы показывает, что компьютерные средства
представляют для специалиста не часть содержания коррекционного
обучения, а дополнительный набор возможностей коррекции отклонений в
развитии ребенка. Специалисту, применяющему в работе компьютерную
технику, необходимо решить две основные задачи специального обучения:
сформировать у детей умения пользоваться компьютером и применять
компьютерные технологии для их развития и коррекции
психофизиологических нарушений.
Анализируя заключения ПМПК детей посещающих логопункт, группу
компенсирующей направленности ДОУ, можно сделать выводы об
увеличение количества детей со сложным речевым и клиническим
диагнозами.
Коррекционно-воспитательная работа с детьми, имеющими отклонения в
развитии, предполагает использование специализированных или
адаптированных компьютерных программ (главным образом обучающих,
диагностических и развивающих). Эффект их применения зависит от
профессиональной компетенции педагога, умения использовать новые
возможности, включать ИКТ в систему обучения каждого ребенка, создавая
большую мотивацию и психологический комфорт, а также предоставляя
воспитаннику свободу выбора форм и средств деятельности.
Приоритетная задача применения ИКТ в специальной педагогике состоит
не в обучении детей адаптированным основам информатики и
вычислительной техники, а в комплексном преобразовании их среды
обитания, создании новых научно обоснованных средств развития активной
творческой деятельности.
Эффективность обучения детей с различными нарушениями, в том числе
с речевыми, во многом зависит от степени готовности методик для
специалистов по компьютерным программам. Изучение специальной
литературы показывает, что большинство разработок по данной проблеме
фрагментарны и раскрывают лишь некоторые стороны внедрения НИТ в
коррекционный процесс.
Сегодня перед учителем-логопедом в условиях ДОУ, когда в
минимальные сроки коррекционной работы мы решаем максимальное
количество задач при одновременно усложняющемся уровне нарушений
речи, необходимо найти нетрадиционные формы работы с использование
компьютерных технологий, направленные на коррекцию речевых и
личностных нарушений, с опорой на компенсаторные возможности ребенка.
Исходя из следующего является необходимым:
- Разработка системы использования компьютерных технологий в
индивидуальной и подгрупповой коррекционной работе с детьми в условиях
ДОУ;
- Создание максимально-комфортных условий для коррекции речевых
нарушений детей старшего дошкольного возраста с использованием
компьютерных технологий.
- Повышение эффективности процесса коррекции нарушения языкового и
речевого развития у детей дошкольного возраста, имеющих общее
недоразвитие речи, фонетико-фонематическое недоразвитие речи, на основе
применения ИКТ;
- Внедрение в индивидуально - подгрупповую работу специальных
компьютерных технологий;
- Отслеживание эффективности применения специализированных
компьютерных технологий в коррекционном процессе;
- Снижение риска социальной дезадаптации дошкольников.
Новые компьютерные технологии применяются в специальном
образовании, прежде всего, с целью коррекции нарушений и общего
развития детей – логопатов, поэтому внимания требует особая проблема –
общение ребёнка и компьютера. Часто ребёнок, осознавший у себя наличие
определённого нарушения, стесняется его, боится, что будет осмеян или не
понят, он не уверен в себе, в своих способностях к общению. Всё это ещё
больше закрепляет психологическое состояние неуверенности и
неспособности, что, в свою очередь, имеет неблагоприятное влияние на его
эмоциональное, психическое состояние и развитие. В такой ситуации
необходимо проводить работу, направленную на формирование и развитие
коммуникативных навыков, развитие способности извлекать информацию из
речевого общения. Широкие возможности для этого представляют
компьютерные средства обучения. Общение с компьютером становится для
ребёнка в некотором роде обезличенным, и малыш не испытывает боязни,
учится доверять собеседнику. Кроме того, компьютерные упражнения
позволяют моделировать различные ситуации общения и повторять диалог с
тем же партнёром необходимое для ребёнка число раз, что в реальной жизни
затруднено. Помимо этого, «… компьютерная модель крайне привлекательна
для детей, что обеспечивает мотивацию вступления в контакт с партнёром по
общению» (Тимофеева Ж.А. 1997г).
Элементы компьютерного обучения помогают формировать у детей
знаковую функцию сознания, что является крайне важным для их языкового
и интеллектуального развития. Таким образом, у них начинает развиваться
понимание того, что есть несколько уровней окружающего нас мира – это и
реальные вещи, и картинки, и слова, и схемы – это вымышленные вещи.
Формирование и развитие у детей знаковой системы сознания, развитие
вербальной памяти и внимания, словесно – логического мышления создают
предпосылки для коррекции у них нарушений лексико – грамматических
средств языка.
В процессе занятий с применением компьютера дети учатся
преодолевать трудности, контролировать свою деятельность, оценивать
результаты. Решая заданную компьютерной программой проблемную
ситуацию, ребёнок стремится к достижению положительных результатов,
подчиняет свои действия поставленной цели. Таким образом, использование
компьютерных средств обучения помогает развивать у дошкольников такие
волевые качества, как самостоятельность, собранность, усидчивость.
Занятия на компьютере имеют большое значение и для развития
произвольной моторики пальцев рук, что особенно актуально при работе с
дошкольниками – логопатами. В процессе выполнения компьютерных
заданий им необходимо в соответствии с поставленными задачами научиться
нажимать пальцами на определённые клавиши. Пользоваться манипулятором
«мышь». Кроме того, важным моментом подготовки детей к овладению
письмом является формирование и развитие совместной координированной
деятельности зрительного и моторного анализаторов. Что с успехом
достигается на занятиях с использованием компьютера.
Таким образом, использование компьютерных технологий в
коррекционном процессе:
- даёт принципиально новые возможности совершенствования
образовательного процесса.
- активизирует компенсаторные механизмы на основе сохранных видов
восприятия, развития у детей: внимания, мышления, зрительно – моторной
координации, познавательной активности, уверенности и способности
решать самостоятельно поставленную задачу на основе саморегуляции, что
обеспечивает психологическую готовность к обучению в школе.
Использование ИКТ на логопедических занятиях позволяет:
- активизировать познавательную деятельность детей;
- индивидуально подходить к каждому ребёнку, используя разноуровневые
задания;
- повышать интерес к обучению (мотивация);
- осуществлять дифференцированный подход;
- эффективно корректировать речевые нарушения.
А, главное, использование ИКТ позволяет:
- повысить учебную мотивацию воспитанников и эффективность усвоения
ими знаний, умений и навыков;
- ускорить процесс подготовки дошкольников к обучению грамоте,
предупредить появления у них вторичных расстройств письменной речи;
- снизить риск социальной дезадаптации дошкольников;
Таким образом, использование компьютерных технологий в процессе
коррекции нарушений речи детей позволяет более эффективно устранять
речевые недостатки, тем самым преодолевая преграды на пути достижения
успеха. Применение компьютерных технологий в процессе коррекции речи у
детей дошкольного возраста позволяет сочетать коррекционные и учебно-
развивающие задачи логопедического воздействия, учитывать
закономерности и особенности психического развития дошкольников.
Использование в коррекционном процессе компьютерной технологии
способствует активизации у детей компенсаторных механизмов на основе
сохранных видов восприятия. Работа по коррекции речевых нарушений, а
также контроль над результатами деятельности дошкольников проводится с
опорой на зрительное и слуховое восприятие.
В процессе коррекционной логопедической работы на их основе у детей
формируются правильные речевые навыки, а в дальнейшем и самоконтроль
за своей речью.
Считаю возможным использование компьютерных технологий
воспитателями групп при формировании лексико-грамматических категорий
и связной речи при наличие материально-технического оснащения.
Вижу необходимость и актуальность обучения родителей грамотно
использовать компьютер в развитии ребенка, с соблюдением гигиенических
норм.
Перспективы использования компьютерных технологий:
- в коррекционном дошкольном образовательном учреждении;
- в дошкольном образовательном учреждении общего типа;
- в группах кратковременного пребывания детей;
- для индивидуальной работы в условиях домашнего режима для ребенка с
нарушением речи;
- в частной практике специалистов (учителя-логопеда, воспитателя).
родителями и педагогами при подготовке детей к школе.