"Придумай конец сказки" подготовительная к школе группа
Автор: Павлова Лилия Исхаковна Должность: воспитатель Учебное заведение: МАДОУ№70 Населённый пункт: Казань Наименование материала: Публикация Тема: "Придумай конец сказки" подготовительная к школе группа Раздел: дошкольное образование
Тип занятия : по формированию лексико-грамматических средств языка и
связного
высказывания
Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное
развитие»
Цель: Продолжать совершенствовать умение сочинять короткие сказки на
заданную
тему.
1. Совершенствовать речь как средство общения
2. Продолжать развивать диалогическую и монологическую речь детей.
3. Помогать правильно строить сложноподчиненные предложения с союзом
«а».
4. Учить излагать свои мысли понятно для окружающих.
5. Развивать у детей творческое мышление и фантазию.
6. Воспитывать желание и умение слушать сверстников и оценивать их
сказки.
7. Методы и приемы:
наглядный
словесный
игровой
Оборудование:
1. Картинки раздаточные о зиме и весне.
2. Картинки для магнитной доски животных, птиц, ветер, зима, весна.
Словарная работа: лучистое, косолапый, перелётные, зимующие
Предварительная работа
Заучивание загадок о зиме и весне;
Рассматривание иллюстраций о весне и зиме;
Чтение сказок «Снежная королева» Х.К.Андерсена, «Двенадцать месяцев»
С.Я.Маршака, «Снегурочка» русской народной сказки
Ход занятия: (дети стоят полукругом перед логопедом)
Логопед – Дети, отгадайте загадку: «Снег на полях, лед на реках, вьюга
гуляет. Как
вы думаете, когда это бывает?»
Ответы детей Это бывает зимой. Зимой часто бывают метели и вьюги.
Логопед - а эту: «Тает снежок, ожил лужок, день прибывает. Как выдумаете,
когда
это бывает?»
Ответы детей Весной тает снег и появляется травка. День начинает
прибывать, а
ночь убывать.
Логопед - Сегодня мы будем сравнивать эти два времени года и поучимся
сочинять
сказки.
Логопед Подойдите, пожалуйста, к столам. Переверните картинки
изображением
вверх и придумайте по ним интересное предложение со словом помощником
«а»,
сравнивая весну и зиму.
Логопед Послушайте, какое предложение придумала я. «Зимой на крыше
лежал
белый, пушистый снег, а весной снег стал таять и по краям крыши появились
длинные, прозрачные сосульки. (составление предложений детьми).
Ответы детей Зимой солнышко светит, но не греет, а весной оно лучистое,
тёплое. Зимой деревья спят, а весной просыпаются и на них появляются
почки.
Зимой можно увидеть зимующих птиц, а весной прилетают перелётные.
Зимой
всё покрыто снегом, а весной трава и деревья зеленеют и расцветают.
Логопед - Молодцы! Я думаю, некоторые их ваших предложений пригодятся
нам
при сочинении сказок.
Логопед А теперь послушайте начало нашей сказки: «Однажды, на лесную
полянку пришли разные звери: большой косолапый медведь, рыжая лисичка,
волчок
- серый бочек, маленький белый зайчик, пушистая белочка и прилетели
разные
птицы. Они все смотрели вверх и чего-то ждали. Вдруг на небе появилось
веселое,
большое, яркое солнышко и все звери и птицы громко и радостно закричали
«Идет!
Весна идет!» И появилась красавица весна.»(на магнитной доске
выставляются
звери, птицы и картинка весны).
Логопед -Дети, кто же пришел на лесную полянку?
Ответы детей На лесную полянку пришли звери и птицы, на небн появилось
яркое, весёлое солнышко.
Логопед Чему обрадовались звери и птицы?
Ответы детей Я думаю, звери обрадовались теплу, солнышку. Они
обрадовались
приходу весны.
Логопед Вспомните, что они сказали?
Ответы детей Все звери и птицы радостно закричали: «Идёт! Весна идёт!».
Физ.минутка Дети встают полукругом.
Логопед Дети, покажите, как звери радовались приходу весны. Вытяните
руки к
солнышку. Солнышко их греет, вам приятно, покажите это мимикой.
Дети изображают зверей.
Логопед Молодцы!
Присаживайтесь на стульчики.
Логопед А сейчас послушайте еще раз начало сказки, а затем вы будете
придумывать окончание сказки.
Сказка должна быть не длинной и законченной. Слушайте внимательно! В
конце
занятия мы выберем самые интересные сказки. (дети слушают сказку еще
раз)
Логопед «Однажды, на лесную полянку пришли разные звери: большой
косолапый медведь, рыжая лисичка, волчок- серый бочок, маленький белый
зайчик,
пушистая белочка и прилетели разные птицы. Они все смотрели вверх и чего-
то
ждали. Вдруг на небе появилось веселое, большое, яркое солнышко и все
звери и
птицы громко и радостно закричали «Идет! Весна идет!» И появилась
красавица
Весна. Звери так веселились, что не заметили, как все вокруг потемнело,
посмотрели звери и птицы вверх, а там ни солнышка, ни весны…»
Логопед Дети, подумайте кто мог похитить солнышко и весну? Кто поможет
их
спасти? Чем все закончилось?
Ответы детей Звери очень горевали и не знали, как спасти солнышко и весну.
Вдруг прилетел тёплый ветерок, он спросил зверей, о чём они горюют. «Как
же нам
не горевать, ведь злая зима спрятала от нас солнышко и весну». «Не горюйте
сказал ветерок – я вам помогу…..»
Логопед - Чья сказка вам понравилась больше и почему? (если дети
затрудняются
дать образец анализа сказки.)
Ответы детей Мне очень понравилась Ритина сказка. Она рассказывала всё по
порядку без остановок, придумала много красивых слов про зверей,
солнышко и
весну. В её сказке было много волшебства. Она придумала хороший конец
сказки –
«Так добро победило зло».
Итог занятия Какое интересное занятие было сегодня у нас. Вы придумали
такие
разные сказки. Мне они очень понравились.
Используемая литература:
1.Короткова Э.П. Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию.- М:
Просвещение, 1982
2.Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Развитие связной речи. Фронтальные
логопедические занятия по лексической теме «Зима» в подготовительной к
школе
группе для детей с ОНР.- М: Гном и Д, 2003
3.Гомзяк О.С. Развитие связной речи. Фронтальные логопедические занятия
по
лексико-семантической теме «Зима» в подготовительной к школе группе для
детей с
ОНР (картинный материал).- М: Гном, 2009