Напоминание

Логопедическая гостиная "Развивай-ка"


Автор: Белых Ольга Борисовна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МАДОУ г. Нижневартовска ДС № 21 "Звездочка"
Населённый пункт: Нижневартовск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Логопедическая гостиная "Развивай-ка"
Раздел: дошкольное образование





Назад





Логопедическая гостиная «Развивай-ка»
Знакомство родителей с эффектными способами развития речи, словесно-логического мышления в игровой форме.
Цель:
Повысить уровень компетентности родителей в вопросах речевого развития детей.
Задачи:
1. Повысить образовательный уровень компетентности родителей в вопросах речевого развития детей, установить контакт с членами семьи, согласовать воспитательное взаимодействие на ребенка. 2. Рассмотреть дидактическую игру как средство развития словесно- логического мышления и речи детей, развития мелкой моторики. 3. Исследовать на практике возможности развития словесно- логического мышления в процессе дидактической игры. 4. Дать практические рекомендации для педагогов и родителей. 5. Обогатить методическую копилку для родителей «Речевичок».
Актуальность:
Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно приобретений, так как речь не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы ребенок начал говорить. А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно. Речь - это деятельность, в процессе которой люди общаются друг с другом посредством родного языка. Развитие связной речи – высшей формы мыслительной деятельности – определяет уровень речевого и умственного развития ребёнка (Л. С. Выготский, А. А. Леонтьев, С. Л. Рубенштейн, Ф. А. Сохин и др.). Именно в связной речи реализуется о с новна я, коммуникативная, функция речи. В Федеральных государственных требованиях к образовательным программам появляется ряд новых образовательных областей, в том числе и «Коммуникация». Данная область подчеркивает основную функцию речи – быть средством общения, обмена мыслями, чувствами, налаживания социальных и эмоциональных контактов, совместной деятельности. В настоящее время проблема развития речи становится особенно актуальной и значимой. Главной и отличительной чертой современного общества является подмена живого человеческого общения зависимостью от компьютера, недостаток общения родителей с о своими детьми,
игнорирование р е ч е в ы х трудно стей лишь увеличивает число дошкольников с недостатками речи. Чтобы научить детей связно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни, наряду с традиционными методиками, нужно использовать и передовой опыт, т.е. инновационные комбинированные методы обучения.
Сроки реализации
: апрель 2017 года
Участники:
педагоги, родители МАДОУ, дети, учитель-логопед, учитель- дефектолог, воспитатель по ИЗО.
Ожидаемые результаты:
1. Повышение уровня компетентности родителей в вопросах речевого развития детей. 2. Установление контакта с членами семьи, согласование воспитательного взаимодействия на ребенка. 3. Использование дидактических игр для развития словесно- логического мышления и речи детей дома, развития мелкой моторики. 4. Применение полученных рекомендаций педагогами и родителями в повседневной жизни. 5. Обогащение методической копилки для родителей «Речевичок».
План работы логопедической гостиной «Развивай-ка»
1. Заполнение анкет родителями. 2. Выступление учителя-логопеда «Речевые нарушения»; 3. «Творческая минутка» (развитие сенсомоторных умений); 4. Элемент логоритмики «Электричка»; 5. «Веселый зоопарк» (станции); 6. Игра «Покричи как животное» 7. Составь образ животного;
8. Рефлексия, подведение итогов.
Организационный момент:
 Родителям предложена анкета, цель которой выяснить отношение родителей к речевым дефектам своего ребенка, е сть л и ж е л а н и е и настрой на сотрудничество с учителем-логопедом ДОУ.  свободное общение родителей друг с другом.  индивидуальная беседа со специалистами ДОУ по желанию.
Ход встречи:
1. После того как все родители собрались, гостиную открывает учитель-логопед детского сада, приветствуя родителей. 2. После знакомства, учитель-логопед проводит для родителей теоретический семинар про самые распространенные виды речевых нарушений. В это время воспитатель ИЗО организует занятие с родителями, где они могут изготовить поделки или выполнить творческую работу из бросового материала нетрадиционными техниками.
Цель:
р а з в и т и е м е л к о й м у с к у л а т у р ы к и с т е й р у к , п а л ь ц е в . 3. Путешествие в «Веселый зоопарк», происходит на импровизированной электричке (элемент логоритмики). На станциях зоопарка взрослые будут выполнять разнообразные задания и упражнения, которые можно использовать в домашних условиях.
Элемент логоритмики

Цель:
р а з в и т и е ч у в с т в а т е м п а и ритма, подражательности и внимания.
Описание.
Родители становятся «паровозиком» за учителем-логопедом. Учитель- логопед читает стихотворение, сопровождая его движениями по тексту. Мы едем в электричке: «Ура, ура, ура!»
Стучат, стучат колеса: «Та-та! Та-та! Та-та!» Мелькают мимо сосны, И ели, и дома. Стучат, стучат колеса «Да-да! Да-да! Да-да!» А в зоопарке лисы И слоник, и верблюд. Приедем в зоопарк мы, Как весело же тут! Для того чтобы разделить всех родителей на 2 группы, им раздаются «билеты», состоящих из 2 цветов. Цвет билета соответствует цвету «станции» зоопарка. 4. Все пространство зала разделено на 2 «станции», где располагаются учитель- логопед и воспитатель. На каждом столе стоит мягкая игрушка, она и будет встречать малышей.
1 стол — «Познакомимся со слоненком»
На этой станции представлен:  основной комплекс артикуляционной гимнастики.
Цель:
научить родителей правильно выполнять упражнения. Эти упражнения показывает сам учитель-логопед с помощью логопедического тренажера «Логопедический язык».  дыхательные упражнения
Цель:
обратить внимание родителей на тип дыхания детей, показать родителям комплекс дыхательных упражнений на выработку целенаправленной воздушной струи.
Оборудование:
«Листочки». Взрослый берет листочек за ниточку, плавно дует до отклонения листочка назад. «Кораблики». Для этого задания нужен тазик с водой и легкие пластмассовые игрушки или бумажные кораблики. Задача родителей свой кораблик «отправить» на другой берег (в виде соревнования)  работа с картинками на дифференциацию групп звуков: с-ш

Задания:
Выбери картинки с определенным звуком; Составь предложение с этими картинками; В какой части слова спрятался звук (начало, середина, конец слова)  развитие фонематического слуха и мелкой моторики рук детей.
Игры:
«Шумящие коробочки» — это могут быть обычные коробочки, в которые насыпана различные виды круп, гвозди, пуговицы, в общем то, что по разному звучит. Взрослый закрывает глаза, а другой взрослый перед ушком шумит этими коробочками (для начала берутся 2 коробочки). После родитель открывает глаза и еще раз слушает коробочки, вспоминая, какая коробочка была первой. «Отбивание ритма» — один взрослый отбивает карандашом или пальцами определенный ритм на столе, а другой - вслед за ним должен повторить.
2 стол «Познакомимся с верблюжонком».
На этой станции представлена игра воспитателя на развитие положительной самооценки у детей дошкольного возраста «Я в лучах солнца» Взрослые рисуют солнышко. Инструкция: «На каждом лучике солнышка написать положительные качества своего ребёнка». По окончанию «путешествия» взрослые рассаживаются по своим местам. Учитель-логопед приветствует «путешественников» и предлагает выбрать конверты с новым, интересным заданием. Они выбирают себе конверты с картинками животных и птиц.
Задание:
команде выложить из разрезной картинки животное или птицу и показать, как кричит это животное, показать его поведение. Примечание: если кто-то затрудняется, какой звук необходимо произнести, на обратной стороне картинки размещается «подсказка». Картинки подбираются с учетом наиболее распространенных речевых нарушений, например, рычание тигра: «Р-р-р-р», шипение змеи: «Ш-ш-ш-ш». В заключение педагогической гостиной логопед проводит с родителями рефлексию: предлагает проанализировать результаты совместной работы, дать оценку и внести свои предложения. Родителям раздаются «Памятки» с основным комплексом артикуляционных упражнений, советы от учителя-логопеда.
Список используемой литературы 1. Визель Т.Г. Как вернуть речь? — М., 2001. 2. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. — М.: 2003. 3. Мартынова Р.И. Сравнительная характеристика детей, страдающих легкими формами дизартрий и функциональной дислалией // Хрестоматия по логопедии: Учебное пособие для студентов высших и средних специальных педагогических учебных заведений: В 2 тт. Т1./ Под ред. Л.С. Волковой и В.И. Селиверстова. — М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1997. 4. Османова И.С. Игры и упражнения для детей 5-6 лет. СПб., 2007. 5. Pay Ф. Ф. Приемы исправления недостатков произношения фонем // Основы теории и практики логопедии. — М., 1968. 6. Филичева Т. Б. и др. Основы логопедии: Учеб. пособие для студентов пед. ин- тов по спец. «Педагогика и психология (дошк.)» / Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина.— М.: Просвещение, 1989. 7. Фомичева М.Ф. Воспитание правильного произношения. — М.,1971. 8. Пожиленко Е.А. «Артикуляционная гимнастика » — СПб., 2009
Анкета для родителей
ФИ ребенка, возраст _______________________________________________ Кто Вы (папа, мама, тетя, старший брат или сестра) _______________ 1 . У ко го - т о и з В а ш е й с е м ь и б ы л и / е с т ь д е ф е к т ы р е ч и ? ____________________ 2. Считаете ли Вы, что вашему ребенку нужна помощь логопеда? 1. Да
2. Нет 3. Как Вы считаете, надо ли бороться с дефектами речи Вашего ребенка? 1. Необходимо; 2. Не придаю этому значения; 3. Нет дефекта речи. 4. Обращались ли Вы к специалистам - логопед, невролог___________ 5. Были/есть дефекты речи у Вас? 1. Да 2. Нет 6. Мешали ли они Вам в жизни, учебе? 1. Да 2. Нет 7. Желаете ли Вы тесно сотрудничать с логопедом ДОУ (выполнять домашнее задание, участвовать в консультациях, беседах). 1. Да 2. Нет
Памятка родителям

1.Развитие слухового внимания
Игра "Тихо-громко!" Цель: развитие координации чувства ритма Оборудование: бубен (вместо бубна могут быть просто хлопки в ладоши) Описание игры Педагог стучит в бубен тихо, потом громко, и очень громко. Соответственно звучанию бубна дети выполняют движения: под тихий звук идут на носочках, под громкий - полным шагом, под более громкий - бегут. Кто ошибся, тот становится в конце колонны. Самые внимательные окажутся впереди.
2. Развитие фонематического слуха

Игра "Красный- белый" Цель: нахождение звука в словах, воспринятых на слух Оборудование: по два кружка на каждого ребенка (красный и белый) Описание игры. Педагог предлагает детям внимательно вслушиваться и определять, в каком слове есть заданный звук. Если в слове заданный звук есть, дети должны поднять красный кружок, если нет - поднимают белый кружок.
3. Развитие физиологического дыхания.
Игра "Капитаны" Цель: чередование длительного плавного и сильного выдоха. Активизация мышц губ. Оборудование: таз с водой и бумажные кораблики. Описание игры. Дети сидят большим полукругом. В центре на маленьком столе стоит таз с водой. Педагог предлагает детям прокатиться на кораблях из одного города в другой, обозначив города значками на краях таза. Чтобы кораблик двигался дуть на него нужно плавно, не торопясь, сложив губы, как для звука Ф. кораблик при этом двигается плавно. Но вот налетает порывистый ветер. "П-п-п:" - губы складываются, как для звука п. или дуть, вытягивая губы трубочкой, но не надувая щек. Вызванный ребенок дует, сидя на придвинутом к столу стульчике. При повторении игры нужно пригнать кораблик к определенному месту (городу).
4. Развитие голоса
Игра "Вьюга" Цель: развитие силы голоса и речевого дыхания. Активизация мышц губ. Описание игры: Дети, сидящие в ряд, изображают вьюгу, воющую в ненастный вечер. По сигналу воспитателя "Вьюга начинается" тихо говорят: у-у-у:; по сигналу сильная вьюга громко говорят: у-у-у:; по сигналу "Вьюга кончилась" замолкают. Желательно, чтобы дети меняли силу голоса за один выдох не менее 2-3раз. В этом случае удобнее словесные указания педагога заменить дирижированием: плавное движение руки вверх - дети говорят громче, плавное движение руки вниз - дети говорят тише.
5. Развитие речевого дыхания.
Игра "Придумай фразу" Цель: развитие фразовой речи. Правильное построение предложений. Оборудование: сюжетные картинки из лото "Что мы делаем" Описание игры. Показывается одна сюжетная картинка. Педагог придумывает одну короткую фразу (из 2-3 слов), затем предлагает детям дополнить одну фразу одним новым словом. Каждый вызванный ребенок удлиняет фразу еще на одно слово. Например, педагог говорит: Таня играет. Ребенок повторяет предложение Таня играет и добавляет на улице. Следующий повторяет предложение, Таня играет на улице и добавляет в песочнице. Выигрывает тот, кто придумает последнее слово к предложению и
произнесет всю фразу правильно. Короткие фразы из 3-4 слов произносятся на одном выдохе, а длинные - с паузой через 3-4 слова. Когда дети овладевают правилами игры, можно предложить им придумывать и удлинять фразы без картинок.
Когда обращаться к логопеду
 Голосовые реакции появляются у ребенка с
момента рождения
: крик и плач. 
2-3 месяца
. В этом возрасте у ребенка появляется гуление и лепет. Молчание ребенка должно вызывать тревогу у родителей. 
9-10 месяцев
. Формируется понимание речи взрослых и первые слова. Но в этом возрасте ребенок реагирует не столько на речь взрослых, сколько на ситуацию и интонацию. 
11-12 месяцев
. Появляется реакция на сами слова, уже вне зависимости от интонации говорящего и окружающей ситуации. 
1-1.5 года
. Развивается ситуационная речь ребенка. Одни и те же слова могут иметь разный смысл, в зависимости от обстановки. Ребенок часто путает звуки, искажает их. 
1.5-2 года
. Период усиленного развития понимания речи взрослых, быстро увеличивается количество слов, появляются первые фразы. Слова носят уже обобщенный, а не ситуационный характер. Очень важно в этот период обеспечить необходимый объем речи для подражания. Мозговые клетки максимально готовы усвоить слова и правила их сложения во фразы. 
2-3 года
. Формирование грамматического строя речи, накопление словарного запаса (к 3 годам ребенок уже знает от 300 до 1000 слов). Если к 2.5 годам ребенок не строит фраз, то необходимо обратиться к логопеду. 
В период с 3-х до 5-ти лет желательно проконсультироваться у

логопеда в любом случае
. В этом возрасте многие дети неправильно произносят звуки, однако нарушение звукопроизношения может быть как следствием естественных физиологических причин, так и симптомом речевой патологии. Раннее обнаружение аномалий речевого развития и своевременное обращение к специалистам очень важно. 
К 5-ти годам ребенок должен правильно строить фразы и


произносить все звуки речи!
 Речь человека развивается всю его жизнь, поэтому помочь
логопед

может и взрослым.

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА
1.
"Заборчик"
- широко улыбнуться и показать сжатые зубы (верхние зубы стоят ровно на нижних) удерживать - 5-7сек. 2.
"Слоник"
- вытянуть губы "трубочкой" (зубы сжаты). Удерживать 5- 7сек. 3. Чередовать упражнения N1 и N2 4.
"Непослушный язычок"
- широкий плоский кончик языка пошлепать губами, произнося "пя-пя-пя:". Повторить 3 раза. 5.
"Блинчик на тарелочке"
- широкий плоский кончик языка положить на нижнюю губу, сказав один раз "пя". Язык не должен двигаться. Рот чуть-чуть приоткрыт. Удерживать 3-10сек. 6.
"Чистим зубы"
- открыть широко рот, улыбнуться показав зубы. Затем кончик языка "чистить зубы" изнутри, двигая им вправо-влево (сначала нижние, потом верхние). Кончик языка должен находиться за зубами. Нижняя челюсть не двигается. Повторить 5-6 раз. 7.
"Вкусное варенье"
- широким плоским кончиком языка облизать верхнюю губу сверху вниз. При этом должны быть видны нижние зубы (нижняя губа оттянута вниз, зубы не прикусывают язык). 8.
"Маляр"
- широко открыть рот, улыбнуться, показывая зубы. Кончиком языка "красить" потолок, двигая им по твердому небу вперед-назад (до зубов и подальше к горлышку). Язык не должен выскакивать за зубы, отрываться "от потолка" и двигаться влево- вправо. Нижняя челюсть не должна двигаться. 9.
"Лошадка"
- приоткрыть рот, улыбнуться, показав зубы. Цокать языком медленно- быстрее-быстро-медленно с короткими паузами для отдыха. Стараться не двигать нижней челюстью. 10.
"Качели"
- широко открыть рот, высунуть язык и двигать им вверх- вниз. Нижняя челюсть не двигается, зубы не прикусывают язык.
11.
"Шоколадка"
- приоткрыть рот и облизать губы языком по кругу по часовой стрелке и против часовой стрелки. Повторить 2-3 раза. 12.
"Конфетка"
- упереться кончиком языка в щеку (губы сомкнуты, а зубы раздвинуты) - "спрятали конфетку за щеку", нажать не сильно пальцем на щеку и язык (язык сопротивляется нажатию) 13.
"Больной пальчик"
- положить широкий плоский кончик языка между губами (т.е. губы слегка придерживают кончик языка) и подуть на палец. Воздух должен идти по середине через маленькую щель между языком и верхней губой. Делать глубокий вдох и долгий плавный выдох. 14.
"Индюк"
- приоткрыть рот и широким кончиком языка быстро двигать по верхней губе вперед-назад, произнося звук, близкий к "бл- бл-бл:". Тянуть звук 5-7 сек., сделав сначала глубокий вдох.


В раздел образования