Автор: Пациора Наталья Юрьевна Должность: воспитатель Учебное заведение: Берёзовское муниципальное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад №1" Населённый пункт: Свердловская область, город Березовский Наименование материала: методическая разработка Тема: "Крышки-волшебницы" Раздел: дошкольное образование
Березовское муниципальное автономное дошкольное образовательное
учреждение «Детский сад №1»
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКО-ИГРОВОЙ ПРОЕКТ
«КРЫШКИ-ВОЛШЕБНИЦЫ»
(группа №10, средняя)
Автор проекта: Пациора Н.Ю. – воспитатель;
Участники проекта: педагоги, дети и родители.
г. Березовский, 2016
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКО-ИГРОВОЙ ПРОЕКТ
«КРЫШКИ-ВОЛШЕБНИЦЫ»
Актуальность
В младшем и среднем дошкольном возрасте
у детей продолжает
развивается
сенсорное
восприятие,
мелкая
моторика
и
начинает
формироваться образное мышление и воображение. Поэтому необходимо
наполнять
среду
их
пребывания
предметами,
позволяющими
через
различные виды деятельности формировать сенсорные эталоны и развивать
навыки
взаимодействия
с
предметом,
что
является
основой
для
формирования образного мышления.
В мире всё претерпевает изменения – новенькая игрушка стала набором
отдельных деталей и наоборот детали превращаются в новую игрушку.
Для этого мы посчитали нужным взять предмет привычный для детей,
актуальный и постоянно присутствующий в их жизни и расшить знания детей
об этом предмете, наполнив их новым содержанием. В группе накопилось
много
нетрадиционного
бросового
материала,
в
частности
пластиковых
крышек. Яркость, таинственность материала очень подходит к потребностям
детей, к их ожиданию праздника от каждого дня, постоянной готовности
удивляться
и
радоваться,
а
между
тем
и
стать
самим
чуть-чуть
исследователем и экспериментатором…
Почему пластиковая крышка?
Этот предмет обладает такими качествами, как:
Простота формы , что помогает закрепить сенсорный эталон круга.
Различие по цвету и открытые чистые оттенки цветов , что помогает
развивать цветовое восприятие и соответствует возрасту.
Различие по размеру в рамках нескольких заданных стандартов ,
что позволяет сравнивать размеры, все же подводя их к обобщенным
понятиям – «большой», «средний», «маленький».
Множественность
вариаций
предмета,
мало
различающихся
по
внешнему виду , что позволяет изучать понятие количества на уровне
данной возрастной категории.
Все эти качества дают возможность использования этого предмета в
образовательном
процессе
и позволяют
расширять
возможности
детей в действиях с предметом , что дает толчок к развитию действий
с
игрушками-заменителями,
которая
является
предпосылкой
к
дальнейшему развитию воображения.
Проблема
Выпивая
по
2-3
коробки
сока,
мы
с
ребятами
решили
не
выбрасывать
пластиковые крышки. В один из дней в группе их накопилось достаточно
большое
количество.
Предложили
детям
поиграть
с
крышками.
Тогда
возникли следующие вопросы: «Как мы будем с ними играть?» и «Что мы
знаем о крышках?». Так и пришла идея проекта «Крышки- волшебницы».
Цель проекта
Создание условий для развития мелкой моторики, сенсорного восприятия
и образного мышления детей через конструирование и игры с пластиковыми
крышками в ходе проектной деятельности.
Задачи
Задачи ставятся непосредственно для трёх субъектов, участвующих в
реализации проекта: педагоги, дети и родители:
1.
Разработка
методического
обеспечения,
комплекса
условий
и
мероприятий для проведения проектной деятельности.
2.
Формирование
представлений
детей
младшего
и
среднего
дошкольного
возраста
об
опытно-экспериментальной
и
конструктивной деятельности. Проведение серии мероприятий с
детьми в форме непосредственной и совместной образовательной
деятельности.
3.
Создание единого пространства, развивающей образовательно-
исследовательской
среды
в
условиях
группы
детского
сада,
стимулирующей познавательную активность детей.
4.
Разработка системы активного сотрудничества детей, родителей и
педагогов в данном направлении.
5.
Оценка эффективности проекта.
Классификация проекта
По доминирующему методу
Исследовательско-игровой, практико-
ориентированный (используется
игровая, исследовательская,
продуктивная и конструктивная
деятельность детей)
По характеру содержания
Ребенок, наблюдения,
конструирование открытия.
Взаимодействие ребёнка, педагогов и
родителей.
По характеру участия ребёнка в
проекте
Ребёнок- участник от зарождения
идеи до получения результата
По характеру контактов
Осуществляется в контакте с семьей
По количеству участников
Групповой
По продолжительности
Долгосрочный (в течение учебного
года)
В процессе реализации проекта используются следующие методы
стимулирования познавательной активности:
конструктивные беседы;
игры-экспериментирование;
проведение опытов;
продуктивные виды деятельности;
индивидуальная работа под руководством взрослого;
ролевые игры;
вопросы взрослого, побуждающие ребёнка к постановке проблемы;
вопросы, помогающие прояснить ситуацию и понять смысл опыта,
эксперимента, его содержание или природную закономерность;
метод, стимулирующий ребёнка к коммуникации: «Спроси своего друга
о чем-либо, что он думает по этому поводу?»;
метод
«первой
пробы»
применения
результатов
собственной
исследовательской и конструктивной деятельности;
моделирование, конструирование.
Гарантированный результат
В
качестве
основных
развивающих
функций
познавательно-
исследовательской деятельности на этапе среднего дошкольного возраста
проект может обозначить следующее:
развитие
познавательной
инициативы
ребёнка
(любознательности),
повышение
уровня
мотивации
к
непосредственно-образовательной
деятельности;
освоение ребёнком основополагающих культурных форм упорядочения
опыта: причинно-следственных, родо-видовых (классификационных),
пространственных и временных отношений;
перевод ребёнка от систематизации опыта на уровне практического
действия
к
уровню
символического
действия
(схематизация,
символизация связей и отношений между предметами и явлениями
окружающего мира);
развитие
восприятия,
мышления,
речи
(словесного
анализа-
рассуждения) в процессе активных действий по поиску связей вещей и
явлений; коммуникативных навыков общения;
расширение кругозора детей посредством выведения их за пределы
непосредственного
практического
опыта
в
более
широкую
пространственную и временную перспективу (освоение представлений
о природном и социальном мире, элементарных научных открытиях);
развитие
тактильно-кинестетической
чувствительности
и
мелкой
моторики;
формирование умений делать открытия и удивляться им, получение
первого опыта рефлексии (самооценки), творческого самовыражения.
Предполагаемый продукт
Создание сенсорно-моторного центра «Крышкоград»
Этапы работы по реализации проекта
Этапы проекта
Деятельность педагога
Деятельность ребёнка
Деятельность родителей
Iэ т а п
–
Организационно-
подготовительный
(май-сентябрь
2016 г.).
-Анализ методической литературы.
-Формулирует проблему (цель). При постановке
цели определяется и продукт проекта.
-Знакомит
родителей
с
темой
пр о ект а.
Разрабатывает
план
продвижения
к
цели,
обсуждает его с родителями.
-Разрабатывает рекомендации для родителей по
проведению
опытов
и
игр
с
пластиковыми
крышками
с
ребенком
в
домашних
условиях.
Консультативный материал.
-Вводит
ребёнка
в
игровую
(сюжетную)
ситуацию.
-Составляет план-схему проекта.
-Занимается сбором и накоплением материала.
-Осуществляет
подбор
рассказов,
картин,
иллюстраций, презентаций по теме проектной
деятельно сти,
конспектов
занятий
д л я
п р о в е д е н и я
и с с л е д о в а т е л ь с к о й
и
конструктивной деятельности.
-Готовит
дидактический
и
практиче ский
м а т е р и а л
д л я
п р о в е д е н и я
о п ы т о в
и
конструктивной развивающей деятельности.
-Подготавливает
задания
для
совместной
деятельности детей и родителей и задания для
самостоятельной деятельности ребёнка.
-Составляет
картотеку
игр
с
пластиковыми
крышками, картотеку опытов и экспериментов.
-Рисование схем-макетов, составление карточек-
заданий,
изготовление
дидактических
игр,
сухого
бассейна,
мини-театра,
сенсорного
-Постановка проблемы проекта.
-Знакомство
с
темой
проекта.
Вхождение в проблему, вживание
в игровую ситуацию.
-Просмотр
материалов
по
теме
проекта, рисунков, иллюстраций.
-
Знакомство
со
свойствами
п л а с т и к о в ы х
к р ы ш е к
( э к с п е р и м е н т а л ь н а я
и
конструктивная деятельность).
-Сбор
информации
по
теме
проекта.
-Б е с ед ы
с
д е т ь м и
д ома
о
назначении крышек. Подборка о
них материала.
-Ч т е н и е
х у д о ж е с т в е н н о й
литературы
о
волшебстве,
о
превращениях и т.д.
-Подбор атрибутов для создания
сенсорно-моторного
ц е н т ра
«Крышкоград».
планшета
и
т.д.
для
открытия
сенсорно-
моторного центра «Крышкоград»
II
э т а п
-
Основной
(практический)
(сентябрь 2016 г.-
апрель 2017 г.)
-Определение рабочего места для размещения
сенсорно-моторного
центра
«Крышкоград» в
группе. Оформление Крышкограда.
- О т к р ы т и е сенсорно-моторного
центра
«Крышкоград»
-Консультация
для
родителей
«Роль
семьи
в
ра з в и т и и
п о и с ко в о - и с с л е д о в а т е л ь с ко й
активности ребёнка».
-Проведение
с
детьми
бесед
«Что
бывает
круглым?»,
«Во
что
можно
превратить
крышечку?»….,
развивающих
з а н я т и й ,
дидактических игр, опытов и экспериментов с
применением пластиковых крышек.
-Поддержка инициативы детей в использовании
материалов
проекта
в
с амо стоятельной
деятельности, как по прямому назначению, так и
в качестве предметов-заменителей.
Игры, конструирование и
экспериментирование в
сенсорно-моторном центре
«Крышкоград»:
-Знакомство
со
свойствами
крышек
в
играх,
опытах
и
экспериментах
(«Тонет
–
не
тонет»,
«Печатки»,
«Чудесный
с у н д у ч о к » ,
« С о б е р и
п о
описанию, цвету и образцу») и
т.д.
- К о н с т р у и р о в а н и е
и з
пластиковых крышек по замыслу,
по образцу с применением схем-
макетов, корточек-заданий.
- Д и д а к т и ч е с к и е
и г р ы
п о
развитию речи и формированию
элементарных
математических
представлений.
-Театрализованные
игры,
игры-
драматизации
с
применением
мини-театра
из
пластиковых
крышек.
-Сюжетно-ролевые
игры
с
крышками
«Готовим
обед»,
«Измеряем рост куклы» и т.д.
-Обращают внимание ребёнка к
иллюст рациям,
с п р а в оч н о -
энциклопедической
литературе,
в ы б и р а ю т
н е о б х о д и м ы е
м а т е р и а л ы
д л я
э к с п е р и м е н т и р о в а н и я
и
проведения опытов дома. Чтение
художественной литературы: кто
т а к и е
у ч е н ы е ;
ч т о
т а к о е
лаборатория, её назначение.
- С о з д а н и е
у с л о в и й
д л я
конструктивной
и
о п ы т н о -
экспериментальной деятельности
дома и в детском саду, помощь в
оформлении сенсорно-моторного
центра «Крышкоград».
-Знакомятся
с
играми
с
к р ы ш к а м и ,
р е з у л ь т а т а м и
продуктивной и конструктивной
деятельности детей.
III
э т а п
–
Заключительный
-Успешное функционирование сенсорно-моторного центра «Крышкоград».
-Представление продуктов проектной деятельности.
(обобщающий).
(май 2017 г.)
-Подведение итогов, обоснование полученных результатов, их оценка. Рефлексия.
-
П
резентация проекта на педсовете и в сети Интернет (на сайте детского сада в рубрике «Наши группы»).
-Проведение
мастер-классов
для
родительской
и
педагогической
общественности,
знакомство
с
деятельностью
сенсорно-моторного центра «Крышкоград».