Напоминание

"Крышки-волшебницы"


Автор: Пациора Наталья Юрьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: Берёзовское муниципальное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад №1"
Населённый пункт: Свердловская область, город Березовский
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Крышки-волшебницы"
Раздел: дошкольное образование





Назад





Березовское муниципальное автономное дошкольное образовательное

учреждение «Детский сад №1»

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКО-ИГРОВОЙ ПРОЕКТ

«КРЫШКИ-ВОЛШЕБНИЦЫ»

(группа №10, средняя)

Автор проекта: Пациора Н.Ю. – воспитатель;

Участники проекта: педагоги, дети и родители.

г. Березовский, 2016


ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКО-ИГРОВОЙ ПРОЕКТ

«КРЫШКИ-ВОЛШЕБНИЦЫ»

Актуальность
В младшем и среднем дошкольном возрасте у детей продолжает развивается сенсорное восприятие, мелкая моторика и начинает формироваться образное мышление и воображение. Поэтому необходимо наполнять среду их пребывания предметами, позволяющими через различные виды деятельности формировать сенсорные эталоны и развивать навыки взаимодействия с предметом, что является основой для формирования образного мышления. В мире всё претерпевает изменения – новенькая игрушка стала набором отдельных деталей и наоборот детали превращаются в новую игрушку. Для этого мы посчитали нужным взять предмет привычный для детей, актуальный и постоянно присутствующий в их жизни и расшить знания детей об этом предмете, наполнив их новым содержанием. В группе накопилось много нетрадиционного бросового материала, в частности пластиковых крышек. Яркость, таинственность материала очень подходит к потребностям детей, к их ожиданию праздника от каждого дня, постоянной готовности удивляться и радоваться, а между тем и стать самим чуть-чуть исследователем и экспериментатором… Почему пластиковая крышка? Этот предмет обладает такими качествами, как: 
Простота формы
, что помогает закрепить сенсорный эталон круга. 
Различие по цвету и открытые чистые оттенки цветов
, что помогает развивать цветовое восприятие и соответствует возрасту. 
Различие по размеру в рамках нескольких заданных стандартов
, что позволяет сравнивать размеры, все же подводя их к обобщенным понятиям – «большой», «средний», «маленький». 
Множественность

вариаций

предмета,

мало

различающихся

по

внешнему виду
, что позволяет изучать понятие количества на уровне данной возрастной категории.  Все эти качества дают возможность использования этого предмета в образовательном процессе и
позволяют

расширять

возможности

детей в действиях с предметом
, что дает толчок к развитию действий с игрушками-заменителями, которая является предпосылкой к дальнейшему развитию воображения.
Проблема
Выпивая по 2-3 коробки сока, мы с ребятами решили не выбрасывать пластиковые крышки. В один из дней в группе их накопилось достаточно большое количество. Предложили детям поиграть с крышками. Тогда возникли следующие вопросы: «Как мы будем с ними играть?» и «Что мы знаем о крышках?». Так и пришла идея проекта «Крышки- волшебницы».

Цель проекта
Создание условий для развития мелкой моторики, сенсорного восприятия и образного мышления детей через конструирование и игры с пластиковыми крышками в ходе проектной деятельности.
Задачи
Задачи ставятся непосредственно для трёх субъектов, участвующих в реализации проекта: педагоги, дети и родители: 1. Разработка методического обеспечения, комплекса условий и мероприятий для проведения проектной деятельности. 2. Формирование представлений детей младшего и среднего дошкольного возраста об опытно-экспериментальной и конструктивной деятельности. Проведение серии мероприятий с детьми в форме непосредственной и совместной образовательной деятельности. 3. Создание единого пространства, развивающей образовательно- исследовательской среды в условиях группы детского сада, стимулирующей познавательную активность детей. 4. Разработка системы активного сотрудничества детей, родителей и педагогов в данном направлении. 5. Оценка эффективности проекта.
Классификация проекта
По доминирующему методу Исследовательско-игровой, практико- ориентированный (используется игровая, исследовательская, продуктивная и конструктивная деятельность детей) По характеру содержания Ребенок, наблюдения, конструирование открытия. Взаимодействие ребёнка, педагогов и родителей. По характеру участия ребёнка в проекте Ребёнок- участник от зарождения идеи до получения результата По характеру контактов Осуществляется в контакте с семьей По количеству участников Групповой По продолжительности Долгосрочный (в течение учебного года)
В процессе реализации проекта используются следующие методы

стимулирования познавательной активности:
 конструктивные беседы;
 игры-экспериментирование;  проведение опытов;  продуктивные виды деятельности;  индивидуальная работа под руководством взрослого;  ролевые игры;  вопросы взрослого, побуждающие ребёнка к постановке проблемы; вопросы, помогающие прояснить ситуацию и понять смысл опыта, эксперимента, его содержание или природную закономерность;  метод, стимулирующий ребёнка к коммуникации: «Спроси своего друга о чем-либо, что он думает по этому поводу?»;  метод «первой пробы» применения результатов собственной исследовательской и конструктивной деятельности;  моделирование, конструирование.
Гарантированный результат
В качестве основных развивающих функций познавательно- исследовательской деятельности на этапе среднего дошкольного возраста проект может обозначить следующее:  развитие познавательной инициативы ребёнка (любознательности), повышение уровня мотивации к непосредственно-образовательной деятельности;  освоение ребёнком основополагающих культурных форм упорядочения опыта: причинно-следственных, родо-видовых (классификационных), пространственных и временных отношений;  перевод ребёнка от систематизации опыта на уровне практического действия к уровню символического действия (схематизация, символизация связей и отношений между предметами и явлениями окружающего мира);  развитие восприятия, мышления, речи (словесного анализа- рассуждения) в процессе активных действий по поиску связей вещей и явлений; коммуникативных навыков общения;  расширение кругозора детей посредством выведения их за пределы непосредственного практического опыта в более широкую пространственную и временную перспективу (освоение представлений о природном и социальном мире, элементарных научных открытиях);  развитие тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики;  формирование умений делать открытия и удивляться им, получение первого опыта рефлексии (самооценки), творческого самовыражения.
Предполагаемый продукт
Создание сенсорно-моторного центра «Крышкоград»


Этапы работы по реализации проекта

Этапы проекта

Деятельность педагога

Деятельность ребёнка

Деятельность родителей
Iэ т а п – Организационно- подготовительный (май-сентябрь 2016 г.). -Анализ методической литературы. -Формулирует проблему (цель). При постановке цели определяется и продукт проекта. -Знакомит родителей с темой пр о ект а. Разрабатывает план продвижения к цели, обсуждает его с родителями. -Разрабатывает рекомендации для родителей по проведению опытов и игр с пластиковыми крышками с ребенком в домашних условиях. Консультативный материал. -Вводит ребёнка в игровую (сюжетную) ситуацию. -Составляет план-схему проекта. -Занимается сбором и накоплением материала. -Осуществляет подбор рассказов, картин, иллюстраций, презентаций по теме проектной деятельно сти, конспектов занятий д л я п р о в е д е н и я и с с л е д о в а т е л ь с к о й и конструктивной деятельности. -Готовит дидактический и практиче ский м а т е р и а л д л я п р о в е д е н и я о п ы т о в и конструктивной развивающей деятельности. -Подготавливает задания для совместной деятельности детей и родителей и задания для самостоятельной деятельности ребёнка. -Составляет картотеку игр с пластиковыми крышками, картотеку опытов и экспериментов. -Рисование схем-макетов, составление карточек- заданий, изготовление дидактических игр, сухого бассейна, мини-театра, сенсорного -Постановка проблемы проекта. -Знакомство с темой проекта. Вхождение в проблему, вживание в игровую ситуацию. -Просмотр материалов по теме проекта, рисунков, иллюстраций. - Знакомство со свойствами п л а с т и к о в ы х к р ы ш е к ( э к с п е р и м е н т а л ь н а я и конструктивная деятельность). -Сбор информации по теме проекта. -Б е с ед ы с д е т ь м и д ома о назначении крышек. Подборка о них материала. -Ч т е н и е х у д о ж е с т в е н н о й литературы о волшебстве, о превращениях и т.д. -Подбор атрибутов для создания сенсорно-моторного ц е н т ра «Крышкоград».
планшета и т.д. для открытия сенсорно- моторного центра «Крышкоград» II э т а п - Основной (практический) (сентябрь 2016 г.- апрель 2017 г.) -Определение рабочего места для размещения сенсорно-моторного центра «Крышкоград» в группе. Оформление Крышкограда. - О т к р ы т и е сенсорно-моторного центра «Крышкоград» -Консультация для родителей «Роль семьи в ра з в и т и и п о и с ко в о - и с с л е д о в а т е л ь с ко й активности ребёнка». -Проведение с детьми бесед «Что бывает круглым?», «Во что можно превратить крышечку?»…., развивающих з а н я т и й , дидактических игр, опытов и экспериментов с применением пластиковых крышек. -Поддержка инициативы детей в использовании материалов проекта в с амо стоятельной деятельности, как по прямому назначению, так и в качестве предметов-заменителей. Игры, конструирование и экспериментирование в сенсорно-моторном центре «Крышкоград»: -Знакомство со свойствами крышек в играх, опытах и экспериментах («Тонет – не тонет», «Печатки», «Чудесный с у н д у ч о к » , « С о б е р и п о описанию, цвету и образцу») и т.д. - К о н с т р у и р о в а н и е и з пластиковых крышек по замыслу, по образцу с применением схем- макетов, корточек-заданий. - Д и д а к т и ч е с к и е и г р ы п о развитию речи и формированию элементарных математических представлений. -Театрализованные игры, игры- драматизации с применением мини-театра из пластиковых крышек. -Сюжетно-ролевые игры с крышками «Готовим обед», «Измеряем рост куклы» и т.д. -Обращают внимание ребёнка к иллюст рациям, с п р а в оч н о - энциклопедической литературе, в ы б и р а ю т н е о б х о д и м ы е м а т е р и а л ы д л я э к с п е р и м е н т и р о в а н и я и проведения опытов дома. Чтение художественной литературы: кто т а к и е у ч е н ы е ; ч т о т а к о е лаборатория, её назначение. - С о з д а н и е у с л о в и й д л я конструктивной и о п ы т н о - экспериментальной деятельности дома и в детском саду, помощь в оформлении сенсорно-моторного центра «Крышкоград». -Знакомятся с играми с к р ы ш к а м и , р е з у л ь т а т а м и продуктивной и конструктивной деятельности детей. III э т а п – Заключительный -Успешное функционирование сенсорно-моторного центра «Крышкоград». -Представление продуктов проектной деятельности.
(обобщающий). (май 2017 г.) -Подведение итогов, обоснование полученных результатов, их оценка. Рефлексия. - П резентация проекта на педсовете и в сети Интернет (на сайте детского сада в рубрике «Наши группы»). -Проведение мастер-классов для родительской и педагогической общественности, знакомство с деятельностью сенсорно-моторного центра «Крышкоград».


В раздел образования