Автор: Папазова Татьяна Алексеевна Должность: учитель физики Учебное заведение: муниципальное общеобразовательное учреждение "Средняя школа №56" Населённый пункт: г. Ярославль Наименование материала: конспект Тема: Урок по теме "Сила упругости" Раздел: среднее образование
в системно - деятельностном подходе
Папазовой Татьяны Алексеевны, МОУ СОШ №56 г. Ярославля.
учителя Ф.И.О., место работы
Предмет, класс, УМК
Физика, 7 класс, УМК А.В. Перышкина
Тема урока,
№ урока по теме
Сила упругости. Закон Гука. Лабораторный опыт № 4.
Цель урока
Выяснить, когда возникает сила упругости, от чего и как она зависит,
сформулировать закон Гука. Научиться решать задачи. Тренировать
мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение,
развивать внимание, память, речь, умение действовать по алгоритму,
логическое мышление, творческие способности
Планируемые
результаты обучения
Личностные: формулировать собственное мнение, аргументировать
его, устанавливать и сравнивать разные точки зрения.
Предметные давать определение понятию сила упругости,
деформация, умение измерять удлинение тела с помощью линейки и
силы с помощью динамометра, устанавливать причинно-логические
связи между удлинением тела и силой упругости.
Метапредметные: умение строить графики зависимости силы
упругости от удлинения, анализ условий достижения цели.
Вид
используемых
на
у р о к е
с р е д с т в
о б у ч е н и я
и
оборудование
Компьютер, проектор, динамометры, измерительные линейки, наборы
грузов, таблицы с видами деформаций, плакат с формулировкой задач
урока и набором цветных полосок с клейкой основой.
Этап 1. Организационный. Самоопределение к деятельности
Задачи
Проверить готовность учащихся к выполнению лабораторного опыта.
Длительность этапа
1-2 мин
Методы
и
прием ы
работы
беседа
Деятельность
у ч а-
щихся
Готовят чертежные инструменты.
Деятельность
преподавателя
Проверяет наличие чертежных инструментов и проводит мотивацию
изучения нового материала. На прошлом уроке мы выяснили, что в
механике существует 3 вида сил: тяготения, упругости и трения. Мы
подробно познакомились с силой тяготения и ее частным случаем-
силой тяжести. Выяснили что эта сила действует между телами
всегда, а вот почему же тело, лежащее на столе, не проваливается
сквозь него, ведь на него действует сила тяжести? Вот один из
вопросов, который мы должны обсудить и решить сегодня на уроке.
Формируемые УУД
Л.: - проявлять в конкретных ситуациях доброжелательность, доверие,
внимательность, помощь и др.
Этап 2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности
Задачи
Подготовить учащихся к восприятию нового материала, связать новый
материал со старым
Длительность этапа
4-5 мин
Методы
и
прием ы
работы
Организация беседы. Создание проблемной ситуации на на уроке.
Деятельность
у ч а-
щихся
Отвечают на вопросы
Что является причиной падения всех тел на землю?
Какую силу называют силой тяжести? Как её обозначают?
Как зависит сила тяжести от массы?
Как направлена сила тяжести?
Какая сила тяжести действует на груз массой 100 г?
На какое тело действует большая сила тяжести, у которого
масса 1кг. или 10кг.?
Деятельность
преподавателя
Организует фронтальный опрос с использованием проектора.
Формируемые УУД
Л.: нравственно- этическое оценивание, умение вести беседу, слушать
собеседника, отстаивать свою точку зрения.
П.: выделение нужной информации.
Этап 3. Постановка учебной задачи
Задачи
1. Введение понятий: сила упругости, деформация, удлинение,
жесткость, виды деформаций
2. Исследование зависимости силы упругости от удлинения.
Длительность этапа
4-5 минут
Методы
и
прием ы
работы
Рассказ учителя, демонстрация деформации тела при растяжении.
Деятельность
уча-
щихся
Слушают рассказ учителя и наблюдают деформацию тела,
возникающую при растяжении.
Деятельность
преподавателя
Рассказ, демонстрация.
(показывает на опыте
зависимость силы
упругости от удлинения )
Формируемые УУД
Л.: умение слушать.
П.: умение наблюдать.
Этап 4. Открытие нового знания
Задачи
Проведение эксперимента обучающимися по изучению зависимости
силы упругости от удлинения тела. Сделать вывод о проделанной
работе.
Длительность этапа
7-8 мин
Методы
и
прием ы
работы
Инструктаж, частично- поисковый, практическое задание.
Деятельность
у ч а-
щихся
Выполнение практической работы.
Деятельность
преподавателя
Наблюдение за ходом выполнения работы обучающимися. Проверить
выводы, сделанные учащимися. Сформулировать закон Гука, записать
его формулу, сравнить с слой тяжести.
Формируемые УУД
К.: определение цели, постановка вопросов.
Р.: планирование проведения эксперимента.
П.: поиск и выделение информации.
Этап 5. Первичное закрепление
Задачи
Научиться решать задачи на закон Гука
Длительность этапа
4-5 мин
Методы
и
прием ы
работы
Беседа.
Деятельность
у ч а-
щихся
Записывают в тетрадь решение задачи по образцу, выясняют в каких
единицах измеряются удлинение ,коэффициент жесткости.
Деятельность
преподавателя
Показывает образец решения задачи на доске
Формируемые УУД
П.: поиск и выделение информации.
Л.: нравственно- этическое оценивание, умение вести беседу, слушать
собеседника, отстаивать свою точку зрения.
Этап 6. Включение нового знания в систему знаний и повторение
Задачи
Сформулировать закон Гука, решение задач на закон Гука.
Длительность этапа
10-12 мин
Методы
и
прием ы
работы
Репродуктивный метод, решение задач .
Деятельность
у ч а-
щихся
Слушают, записывают формулу закона Гука, решают задачи по
образцу самостоятельно, проводят самостоятельно сравнительную
характеристику силы упругости и тяжести.
Деятельность
преподавателя
Записывает формулу закона Гука, проверяет правильность решенных
по образцу задач, проверяет сравнительную характеристику сил.
Формируемые УУД
П.: знаково- символические, анализ с целью выделения признаков.
Л.: нравственно- этическое оценивание, умение вести беседу, слушать
собеседника, отстаивать свою точку зрения.
Этап 7. Рефлексия деятельности (итог урока)
Задачи
Подведение итогов урока.
Длительность этапа
7-8 мин
Методы
и
прием ы
работы
Опрос обучающихся в игровой форме. На доске вывешиваются 3
листа ватмана, на
каждом, из которых написана задача, поставленная на разных этапах
урока и полоски цветной бумаги. Красная-отлично, синяя-хорошо,
зеленая -. удовлетворительно, черная-плохо. Каждый учащийся
прикрепляет на лист полоску определенного цвета, соответствующему
своему уровню познания данного вопроса. По цветности поля учитель
делает соответствующие выводы о том, что хуже усвоено на уроке и
учитывает это на следующих занятиях.
Деятельность
у ч а-
щихся
Выбирают полоску соответствующего цвета и крепят на лист с
задачами, решаемыми в ходе проведения урока.
Деятельность
преподавателя
Организует процесс рефлексии, подводит итоги и делает выводы.
Формируемые УУД
Р.: контроль, коррекция, самооценка.
Итоговый контроль,
подведение итогов
Оценивание работы обучающихся на уроке.
Домашнее задание: пр.25(вопросы)