Напоминание

"Мы граждане России".


Автор: Болотина Елена Николаевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ МГМЛ
Населённый пункт: г. Магнитогорск
Наименование материала: Внеклассное мероприятие
Тема: "Мы граждане России".
Раздел: начальное образование





Назад




Конспект планирования внеклассного мероприятия

ФИО учителя

Болотина Елена Николаевна

Тема мероприятия

«Мы граждане России».

Цель мероприятия

Формирование представления обучающихся о символах

государства и умение определять права и обязанности

гражданина России.

Задачи мероприятия

Расширить знания обучающихся об основных правах и

обязанностях гражданина РФ, о Конституции и

государственных символах РФ;

Развить познавательный интерес к своей Родине и к

известным людям России.

Воспитать уважительное отношение к своей Родине.

Методы и средства

воспитания,

используемые в

мероприятии

Методы: Беседа, инструктаж, иллюстрации.

Средства:

Дидактические

материалы,

стих

Р.

Рождественского «Родина моя», стих В. Гудимова «Россия»

электронная доска, презентация, музыка Гимна России.

Ход внеклассного мероприятия

Этап

планируемого

мероприятия

Деятельность классного руководителя

Деятельность

обучающихся

Подготовительны

й этап

Подготавливает кабинет.

Разрабатывает мероприятие.

Подготавливает

презентацию,

стих

Р.

Рождественского

«Родина

моя»,

стих

В.

Гудимова «Россия» и раздаточный материал.

Выдаёт обучающемуся стихотворение.

Обучающийся

учит

стихотворение

В.

Гудимова

«Россия».

Основной этап

Учитель приветствует обучающихся.

- Здравствуйте, дорогие друзья! Я очень рада,

что мы собрались здесь сегодня все вместе.

- Улыбнитесь!

- Как приятно смотреть на человека, который

улыбается приветливой улыбкой! Мы все

улыбнулись,

и

жизнь,

пусть

на

малую

капельку, стала радостнее и веселее.

- Сейчас я прочитаю стихотворение

Роберта Рождественского, а вы послушайте

пожалуйста внимательно.

Над тобою солнце светит,

Родина моя.

Ты прекрасней всех на свете,

Родина моя.

Я люблю, страна, твои просторы,

Слушают учителя.

Я люблю твои поля и горы,

Сонные озёра и бурлящие моря.

Над полями выгнет спину

Радуга-дуга.

Нам откроет сто тропинок

Синяя тайга.

Вновь настанет время спелых ягод,

А потом опять на землю лягут

Белые, огромные, роскошные снега,

как будто праздник.

Обняла весна цветная

Ширь твоих степей.

У тебя, страна, я знаю,

Солнечно в судьбе.

Нет тебе конца и нет начала,

И текут светло и величаво

Реки необъятные, как песня о тебе,

как будто праздник!

- О чём это стихотворение?

- Ребята, а как называется ваша Родина?

- Как вы думаете о чём пойдет речь сегодня на

занятии?

- Вставьте пропущенное слово, чтобы назвать

тему занятия.

(На слайде: Я – гражданин…)

- Тема нашего занятия «Я – гражданин

России».

- Какой будет цель нашего занятия?

- Цель нашего мероприятия: Узнать, каким

должен быть гражданин России?

- Каждый гражданин должен знать основные

символы своего государства, законы, свои

права и обязанности.

-

На

занятии

мы

посетим

калейдоскоп

телевизионных

передач

и

попытаемся

достигнуть нашей цели.

- А вы, ребята, знаете, что такое калейдоскоп?

- Вместо узоров в нашем калейдоскопе будут

меняться передачи.

-

Чтобы

посетить

передачи,

необходимо

составить план действий.

- Давайте попробуем составить план.

«Клуб путешественников».

«Моя Россия».

3. Передача «Вопрос на засыпку».

Передача «Пока все дома».

Передача «Лучше всех».

Отвечают на

вопросы.

- Это

стихотворение о

Родине.

- Наша Родина

называется

Россия.

- России.

-

Узнать,

каким

должен

быть

гражданин России.

Детская игрушка в

виде

трубки,

вращая

которую,

мы можем увидеть

различные узоры.

Клуб

путешественников

.

«Моя Россия».

- Как вы думаете какую первую станцию мы

посетим

сначала?

Какая

будет

вторая?

Третья? Четвёртая? Последняя?

- Замечательно! Наш план готов, и мы можем

отправиться в путь.

1. «Клуб путешественников».

2. «Моя Россия».

3. Передача «Вопрос на засыпку».

4. Передача «Пока все дома».

5. Передача «Лучше всех».

1. «Клуб путешественников»

-

Первая

передача

называется

«Клуб

путешественников». В моих руках вы видите

мяч. Я любому из вас буду его бросать, а тот

кто поймал заканчивает фразу одним словом:

Родина - это ...

- Вот сколько ассоциаций у нас возникает,

когда слышим слово Родина. Это знакомая

тропинка, ведущая к речке, вспорхнувшая

птица, берёза, распустившая свои листочки

под окном школы, шмель, колдующий над

бутоном цветка. Родина - это место, где

человек родился. Действительно, мы по праву

можем сказать, что Родина - это дом, в

котором живём. Родина - это наши предки,

мамы, папы, дедушки и бабушки, подарившие

нам

жизнь

и

имя.

Сколько

приятных

впечатлений мы храним о нерукотворной

красоте природы! Это ли не Родина?

- Почему я связала ассоциации к слову Родина

с клубом путешественников?

- А сейчас послушаем стихотворение Россия

Владимира Гудимова.

Нет края на свете красивей,

Нет Родины в мире светлей!

Передача «Вопрос

на засыпку».

Передача

«Пока

все дома».

Передача «Лучше

всех».

-

Потому

что

каждый

назвал

разные

ассоциации,

для

каждого

Родина

по-разному

воспринимается).

Россия, Россия, Россия, –

Что может быть сердцу милей?

Кто был тебе равен по силе?

Терпел пораженья любой!

Россия, Россия, Россия, –

Мы в горе и счастье – с тобой!

Россия! Как Синюю птицу,

Тебя бережём мы и чтим,

А если нарушат границу,

Мы грудью тебя защитим!

И если бы нас вдруг спросили:

«А чем дорога вам страна?»

– Да тем, что для всех нас Россия,

Как мама родная, – одна!

- Ребята, мы прошли первую остановку?

Можем идти дальше?

2. «Моя Россия»

-

Следующая

передача

называется

«Моя

Россия». Россия – огромное государство,

гражданами которого мы являемся. Каждый

гражданин страны должен знать ее историю и

государственные символы.

Работа в парах «Государственные символы».

- Чтобы вспомнить государственные символы

нашей страны решите филворд в парах на

карточках.

- Но перед тем как приступите к выполнению

задания, скажите пожалуйста какие правила

работы в группе нужно соблюдать?

-

Назовите

государственные

символы,

которые вы нашли.

- Молодцы! Как мы должны относиться к

ним?

- Верно!

- Отношение к символам — это отношение к

самому

государству.

Оскорбление

государственных

символов

это

оскорбление государства, его народа, его

истории и культуры. Об этом и написано в

Конституции РФ.

-

Поднимите

руки

те,

кто

видел

Государственный Герб и Государственный

Флаг России.

- На слайде изображены флаги государств.

Найдите флаг Российской Федерации.

- Да.

-

Мы

можем

дальше идти.

- Работать сообща,

не мешать другим.

- Флаг, герб, гимн.

- Уважительно.

Поднимают руки.

- Молодцы!

- А знаете ли вы, что обозначает каждый цвет

на флаге нашего государства.

Белый цвет – берёзка.

Синий - неба цвет.

Красная полоска - солнечный рассвет.

- А кто может описать герб РФ?

У России величавой

На гербе орёл двуглавый,

Чтоб на запад на восток

Он смотреть бы сразу мог.

Сильный, мудрый он и гордый.

Он России дух свободный.

- На слайде вы можете увидеть герб нашей

страны.

- Послушайте внимательно. Что мы слышим?

- Правильно! Это Гимн РФ. Что мы делаем,

когда звучит Гимн нашего государства?

- Встаньте из своих парт. Исполним Гимн

нашей страны!

- Какие чувства у вас вызывает данная

музыка?

- Ребята, скажите пожалуйста мы все символы

нашей страны рассмотрели? Можем ли мы

перейти на следующую передачу?

- Переходим к следующей передаче! Она

называется «Вопрос на засыпку».

3. Передача «Вопрос на засыпку»

(На слайде слово «гражданин»)

-

Прочитайте

слово

на

слайде.

Нам

встретилось

интересное

и

важное

слово

«гражданин».

-

На

каком

уроке

мы

с

ним

уже

познакомились?

-

Флаг

РФ

находится

под

номер 5.

Говорят,

свой

предположения.

Описываю

герб

РФ.

- Гимн РФ.

- Встаём.

-

Говорят

какие

чувства испытали.

- Да, можем.

-

На

уроке

окружающего

- Ребята, а кто такой гражданин?

- Гражданин – это человек, мысли и поступки

которого направлены на благо Отечества, на

благо своего народа.

Фронтальная работа

- На доску прикреплены различные понятия и

утверждения, но далеко не все из них можно

включить

в

слово

«гражданин».

Давайте

вместе выберем какие могут охарактеризовать

человека как настоящего гражданина.

Патриотизм

Вред природе

Высокая нравственность

Нарушение законов

Любовь к родной природе

Любовь к близким

Вред здоровью граждан

Ненависть к государству

Любовь к своей Родине

- Молодцы ребята!

- Как называется этот документ? (На слайде:

свидетельство о рождении)

- Рассмотрим, что в нём написано.

- Этот важный документ говорит не только о

факте вашего рождения, но и

то, что вы являетесь гражданином своей

страны - вы являетесь гражданами Российской

Федерации.

- А как вы думаете, когда человек рождается,

он имеет какие-нибудь права?

- Человек, когда рождается на свет, уже имеет

право на жизнь, на гражданство (это значит

право проживать в стране), медицинское

обслуживание, равенство, свободу, отдых. И

пусть маленькому человеку непонятны его

права, он ещё и говорить не может, но в это

время его права отстаивают его родители. (На

слайде перечисляются права)

- А теперь подумайте, ребята, когда вы

пришли в школу, какие ещё права у вас

появились?

- А когда вы окончите школу, какое у вас

будет право?

- Правильно. Право учиться, право на защиту,

на свободу мысли и высказывания. А с 18 лет

мира.

- Гражданин – это

человек,

который

родился и вырос в

определённом

государстве.

Патриотизм

Высокая

нравственность

Любовь к родной

природе

Любовь к близким

Любовь

к

своей

Родине

- Свидетельство о

рождении.

- Да, имеет.

- Право учиться.

-Выбрать

профессию.

у вас станет прав ещё больше, вернее вы

будете

обладать

всеми

правами,

прописанными

в

Конституции

РФ. (На

слайде: Конституция РФ)

- Как вы думаете, что такое Конституция РФ?

- Конституция РФ – это основной закон нашей

страны, и знать его должны все люди и

маленькие, и большие.

- Ребята, а как вы думаете, зачем нужны

законы?

- Законы нужны, чтобы в нашей стране был

порядок. Человек живёт в обществе и должен

соблюдать все законы, которые прописаны в

Конституции.

- Поработаем с Конституцией. Рассмотрим

статьи из раздела, которые подходят к нашей

теме.

право на имя, отчество, фамилию.

жить и воспитываться в семье.

общаться

с

родителями

и

другими

родственниками.

защищать свои права.

выражать свое мнение.

право на имущество.

право на медицинское обслуживание.

- Как вы можете их объяснить?

- У каждого человека есть свои права и мы

должны хорошо знать их и уметь ими

пользоваться. Но следует знать не только

права, но и обязанности, не нарушать права

других ... Только тогда мы сможем стать

настоящими

гражданами

Отечества.

Но

помимо прав у каждого человека также

имеются и обязанности.

- Как вы думаете, что такое обязанности?

- Обязанности — это то, что ты должен

делать, хочешь ты этого или нет.

- Какие обязанности школьника вы знаете?

Они прописаны в правилах для учащихся.

1. Прилежно учиться.

2. Выполнять требования учителя, дежурных.

3. Соблюдать технику безопасности.

4. Беречь школьное имущество.

5. Выполнять распорядок дня.

6.

Придерживаться

правил

культурного

поведения.

7. Уважать права других.

- Конституция –

это главный закон

страны, в котором

описаны все наши

права

и

обязанности.

-

Чтобы

был

порядок.

- Эти правила вы обязаны соблюдать!

4. Передача «Пока все дома»

Работа в группах

- А сейчас разделимся на три группы. Но для

начала вспомните, какие правила работы в

группах вы знаете?

- Так как одно из главных качеств гражданина

это любовь к Родине, я предлагаю вам

поработать с пословицами на эту тему. Ваша

задача: работая в группах, собрать пословицы

из частей, а затем объяснить их смысл.

Береги землю родимую, как мать любимую.

Много разных стран, а Родина одна.

Нет ничего на свете краше, чем Родина наша.

Родина краше солнца, дороже золота.

- Объясните смысл пословиц.

- Вы все молодцы!

5. Передача «Лучше всех»

- Я приглашаю вас на передачу «Лучше всех».

- Я хочу вам показать несколько слайдов с

гражданами России. Подумайте, пожалуйста,

что объединяет этих людей? (Портреты А.С.

Пушкина, Ю.А. Гагарина, П.И. Чайковский).

- Молодцы! Почему вы их так быстро узнали?

- Это выдающиеся личности. Их хочется

назвать гражданами России с большой буквы.

Они не только родились в нашей стране, но и

весь

свой

талант,

устремления

отдавали

служению

обществу,

народу,

укрепляли

могущество России. К ним можно отнести и

ваших родных, которые сумели защитить

Родину во время Великой Отечественной

войны. Именно такие люди делают Родину

славной и великой!

Мы живём с вами в стране, которая, за свою

многовековую историю

перенесла многое: и революции, и не одну

кровопролитную войну. И в каждое время

находились люди, которые отдавали свою

жизнь, талант, душу на становление своей

страны, своей Отчизны. В трудные для страны

периоды они проявляли свои особые свойства,

которые

свидетельствовали

о

высоком

гражданственном

долге,

гордились

своей

принадлежностью к ней.

Заключительный

этап

Беседа после мероприятия:

-

Ребята,

вот

и

прошло

наше

мероприятие,

посвященное

«Я

гражданин – России».

Делятся

своими

впечатлениями.

- Поделитесь своими впечатлениями.

- Что вам понравилось, а что не

понравилось.

- Какой вывод вы для себя сделали?

- С каким настроением вы уходите с

данного мероприятия.

- Спасибо вам за работу, до свидания.



В раздел образования